Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Тема "Опасные места".
Цель: создать условия для выявления опасных мест для человека; соблюдения правил безопасности при пользовании лифтом, при игре во дворе, находясь на балконе, около подоконника и т. д, приёмам работы с информационным текстом; способствовать формированию знаний учащихся об опасных местах в жилище и вокруг него.
Тип: комбинированный урок.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация слайдов, учебники А.А.Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Москва. мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка» (2 серия), «Красная шапочка и пионер Петя Иванов».
Ход урока
1. Орг. момент
-Здравствуйте дети!
-Ребята, скажите, а вы любите знакомиться? Хорошо!
-Давайте тогда познакомимся. Меня зовут, Лариса Салмановна и сегодняшний урок окружающего мира с вами проведу я. А вас ребята, я всех знаю. Знаю то, что вы хорошо учитесь, не ленитесь на уроке, выполняете все домашние задания. Так ли это? Молодцы! А сейчас ребята, давайте вспомним правила поведения на уроке. (на доске)
- Вы готовы к уроку? Отлично!
-А сейчас мы с вами поиграем в одну игру, которая называется «Добрый день»
-Я буду говорить слова «Доброго дня», и назову кого-то из класса. Те, кого я назову, помашут мне ручками – это значит, вы меня услышали и отвечаете тем же. И так, начинаем.
-Доброго дня всем девочкам!
-Доброго дня всем мальчикам!
-Доброго дня всем, кто чистил сегодня зубки!
-Доброго дня всем, кто любит конфетки!
Доброго дня всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!
- Ребята, я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего этого урока! Также дети, я хочу вам напомнить, что у нас на уроке присутствуют гости. Давайте подарим им наши улыбки и на этой ноте начнем наш урок.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания .
- Ребята, какой раздел мы изучаем? (Наша безопасность)
- Что мы уже знаем о нашей безопасности? (правильно вести себя при пожаре, аварии, соблюдать правила безопасности на дорогах).
- Закончите предложение.
-Чтоб по улицам шагать, надо очень много знать, и конечно, без сомненья, помнить правила ……(дорожного движения)!
-На прошлом уроке мы говорили с вами о дорожных знаках и о людях удивительных профессий, которые нас защищают.
- Давайте вспомним дорожные знаки. На какие группы делятся дорожные знаки? (Называют 5 изученных групп, учитель вывешивает группы на доске).
- А сейчас давайте распределим знаки дорожного движения по своим группам. (Пятеро учащихся работают у доски.)
Работа в парах.
- Пока они работают у доски, мы с вами поиграем в одну игру. Игра называется «Найди пару». У вас на партах лежат мозаики. Из этих мозаик быстренько нужно собрать изображения дорожных знаков, и сказать к какой группе они относятся. Учащимся предлагается найти свою пару, а затем назвать к какой группе они относятся.
- Дети, давайте проверим, правильно ли ребята справились с заданием.
-Давайте вспомним из предыдущего урока, кто нас защищает?
-Нас защищает армия, полиция, служба пожарной охраны, Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС России).
Все они - профессионалы, работают быстро и четко. Они - единая команда, где каждый знает, что именно ему надо делать в экстренной ситуации и как помочь людям, попавшим в беду.
-А кто нас защищает дома, в школе? (Это родители, учителя, друзья.) Но никто из нас не застрахован от различных опасностей.
- А как же мы можем сделать так, чтобы у спасателей было бы меньше работы? Что мы с вами могли бы для этого сделать? (ответы детей –соблюдать правили безопасности)
3. Сообщение темы и целей урока. Изучение нового материала.
- А сейчас дети, мы с вами будем смотреть мультфильм. Вы любите мультики? Отлично? Давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена». (Дети смотрят фрагмент).
-Что мы увидели? О чём показано в этом фрагменте? Какие это места?
- Попробуйте сформулировать тему урока (варианты учеников)
- Какие цели поставим перед собой?
- Незаконченные предложения:
-Узнаем, какие опасные места есть в доме и во дворе. (Слайд -3 )
-Будем учиться, избегать опасные места.
-Определим правила поведения в опасных местах.
-Как вы думаете, о каких опасных местах пойдёт речь? (ответы)
– Сегодня дети, на уроке мы рассмотрим некоторые опасные ситуации, не в тропическом лесу и не в пустыне, а в своём доме и вокруг него, в школе.
(Слайд - 4) Пословица: «Мой дом – моя крепость».
Чтение пословицы хором.
-Кто мне объяснит смысл пословицы? Дети, порой люди настолько убеждены неприступности и надежности своего жилья, что считают его абсолютно безопасным. Но жизнь показывает – это не всегда так.
– Как вы думаете, о каких опасных местах пойдёт речь? (Ответы учащихся.)
– Мы совершим путешествие по опасным местам нашего дома и вне дома. Посетив эти места, мы должны научиться предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и четко, а также отвечать за свою жизнь. А сейчас дети, внимание на экран. Посмотрите пожалуйста, какие опасные места нас ждут. (Слайд 4)
![]() |
- Ребята, откройте, пожалуйста, ваши учебники на стр. 20
1. Работа с текстом (Первый и второй абзаца читают ученики)
- Чем опасен балкон?
- А подоконник?
- Какие ещё опасности подстерегают нас в доме, вам поможет узнать следующая загадка.
Вот это машина -
Одна кабина!
Каждый в ней проедет сам
Вверх и вниз по этажам (лифт)
2. О правилах поведения в лифте.
Рассказ учителя.
– Чтобы не попасть в беду, нужно правильно вести себя в лифте. Лифт не любит детских шалостей. Нельзя прыгать и играть в кабине лифта; не надо ничего поджигать. Кабина может наполниться дымом, и тогда можно задохнуться.
-Запрещено спускаться в шахту лифта и пробовать прокатиться на крыше кабины. Нельзя входить в лифт с незнакомым человеком, даже если он будет тебя звать.
Если ты застрял в лифте, нужно нажать кнопку «Вызов» и сообщить диспетчеру об остановке.
– К сожалению, в лифте, тоже может случиться беда. Поэтому необходимо знать правила пользования лифтом. Табличка с правилами всегда прикреплена к стене рядом с ним в каждом подъезде или в кабине лифта.
Работа по учебнику (с. 21).
– Прочитаем правила безопасности при пользовании лифтом.
3. Закрепление. Рассказ с элементами беседы о балконе и окне.
– Что является самым опасным местом в квартире? (Карточки слов прикрепляются на доске.)
– Давайте рассмотрим картинки на доске (балкон, подоконник, лифт и др.).
– Ребята, расскажите, как нужно вести себя на балконе и около подоконника?(Ответы учащихся.)
– Из многих мест квартиры особо опасным может оказаться балкон. Нельзя сидеть на перилах, свешиваться через перила. Запрещено играть на балконе в подвижные игры, а также разжигать на балконе костёр.
4.Физкультминутка.
5. Новый материал (продолжение). Учебник стр. 22, работа по рисунку.
1. Стройплощадка.
-Посмотрите в учебник, куда пришли дети?
2. Трансформаторная будка.
-Возвращаясь домой, ребята увидели небольшое сооружение
- Кто знает, что это может быть? (трансформаторная будка).
-А разве туда можно заглядывать? Почему?
3. Пустырь, парк и лес.
Но вот стало темнеть, и ребята захотели прибежать домой быстрее через парк, но вспомнили сказку «Красная шапочка», которую читала им бабушка и задумались, а может ли быть опасен парк, сквер, пустырь и чем? Давайте посмотрим с вами смотрим фрагмент мультфильма - Петя и Красная Шапочка». (Просмотр фрагмента).
- Красная Шапочка поет, что “Неприятностей на свете не бывает никогда” - Как вы думаете, это так?
- Чем же опасен парк, сквер, пустырь? (ответы детей)
-Проверим ваши предположения, прочитав об этом в учебнике на странице 22.
4. Беседа об опасных явлениях природы зимой.
– Ребята, отгадайте загадку:
Его полным-полно зимой.
Так скользко – не дойдешь домой.
На речках и прудах встаёт
Прозрачный, хрупкий, чистый… (лёд).
– Опасное явление природы – гололёд. В холодное время года становится опасным всё, что покрыто льдом: горки, дороги, реки. Нельзя ходить одному на реку, без сопровождения взрослых. Нельзя кататься на ногах с горки – можно упасть и пораниться.
V. Закрепление изученного материала.
Итак, мы узнали, какие опасные места нас могут подстерегать. Чтобы проверить, как вы сможете обходить опасные места, поработаем в паре.
Рабочая тетрадь стр. 14
Резерв. Затем читают вопросы из раздела «Обсудим! (с. 23) и отвечают друг другу.
VI. Итог урока.
Некоторые места в квартире и во дворе, на улице могут быть опасны: это балкон, окно, лифт, стройплощадка, пустырь, парк, лес, а зимой – места, покрытые льдом. Чтобы с вами не случилась беда – помните о безопасности всегда!
Вывод:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – всё избежать,
А где надо – на помощь позвать!
Рефлексия.
Дети, я очень довольна нашим уроком. Вы все очень хорошо работали, отвечали. Помогали друг другу, я наблюдала. И теперь я попрошу вас оценить друг друга. Кто по вашему сегодня хорошо работал?
Я хочу, чтобы все кто работал хорошо, все кому понравился наш урок, улыбнулись мне, а наших гостей, если им, конечно, понравился наш урок, я попрошу поаплодировать нам.
Домашнее задание: учебник, с. 20–24; ответить на вопросы рубрики «Проверь себя!». Дома нарисуйте иллюстрацию к одной из опасных ситуаций и составьте рассказ, о том, как её избежать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.