Технологическая карта урока
Учитель |
Бахтеева Ф.Г. |
Место работы |
ГБОУ СОШ им.Н.С.Доровского с.Подбельск |
Предмет |
Окружающий мир |
Тема урока |
Жизнь леса |
Класс |
4 |
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
Дата урока |
10.12.20 |
Цель |
Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов. |
Задачи |
-познакомить детей с ярусами леса, разнообразием лесных обитателей, ролью грибов; - развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли; - развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически; - воспитывать бережное отношение ко всему живому, экологическую культуру. |
Оборудование |
Учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, гербарий растений смешанного леса. |
Планируемый результат |
Личностные:Проявлять уважение к природе леса: растениям, животным; желание ее сохранять. Метапредметные Регулятивные: ставить и сохранять в течение урока учебную задачу; планировать свои действия с учетом поставленных промежуточных задач; оценивать результат своей деятельности. Познавательные: умение извлекать и пользоваться информацией в различной форме, умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой. Коммуникативные: осуществлять учебную деятельность в парах и рабочих группах, умение отстаивать свою точку зрения, грамотно аргументировать свою точку зрения. Предметные Знать понятия «природное сообщество» и «экосистема», иметь представление об экосистеме леса, знать некоторых представителей этого природного сообщества, устанавливать связи между ними. |
Этап урока Цель: |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Универсальные учебные действия |
1.Организационный этап. Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.
|
Закройте глаза и представьте, что вы оказались на солнечной полянке, вокруг вас растёт много цветов, порхают красивые бабочки, гудят шмели. Подставьте свои лица солнечным лучам и улыбнитесь, откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, я желаю вам хорошего настроения. -А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? - Давайте подарим друг другу улыбку, пожелания успеха и начнем урок.
|
-Проверяют готовность и самоготовность к уроку. |
Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели урока.
Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока
Заполнение таблицы (знаю, хочу узнать, узнал)
Прием «Корзина»
|
- О чем идет речь в загадке? Город этот непростой, Он дремучий и густой. (Лес.) — Почему он назван городом? (Предположения детей.) - О чем будем говорить на уроке? (О лесе.) — Прочитаем тему урока, записанную на доске. («Жизнь леса».) Над рекой широкой, Сумраком покрыт, В тишине глубокой Лес густой стоит. И. Никитин — Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? — Что мы будем делать для достижения этой цели? Учиться отличать… Узнать новое о… Оценивать…
- Мы уже изучали лес как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально. Так что же такое лес? В корзину идей складываем ваши предположения,что такое лес.(Учитель кладет вопросы в корзину) - Давайте познакомимся с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе. «Один художник решил нарисовать лес. – Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы. – Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес! Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох. – А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья. – Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок. Нарисовал и их художник, но лес все равно чахнет. – Нарисуй жабу и ящерицу! Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье – то фырканье. – Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».
У.- Что же такое лес? Д. Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.
|
Ответы учащихся.
Формулируют тему урока, ставят цель, задачи. (Ознакомиться с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов)
|
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Уметь извлекать важную информацию из рассказа одноклассников.
Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. Регулятивные: самопроверка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
|
4. Первичное усвоение новых знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.
Работа по учебнику
Работа по учебнику
|
Знакомство с новым материалом. Давайте ответим на эти вопросы, вспомнив материал темы «зона лесов», иначе дальше двигаться мы не сможем. 1) Какое значение имеет лес для жизни людей? (Это источник древесины, дом для животных, место отдыха людей, источник ягод, грибов, защитник воздуха) 2) Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные, широколиственные, смешанные) 3 ) Какие деревья, растения можно встретить в лесах нашего края? (Дуб,береза,осина,ландыш, ковыль, василёк,) 1. Знакомство с «лесными этажами». - О каком дереве говорят: белая, белоствольная? Ученик. Живут здесь березки. На зеленом фоне летней травы и ярких цветов белые стволы березовой рощи - такая картина запоминается на всю жизнь. Иногда мы не обращаем внимания на чудесное, удивительное только потому, что оно близко, рядом. Мы каждый день проходим мимо этого чуда. А ведь береза – единственное дерево с белой корой. Да и название своё дерево получило по цвету коры. В ней есть особое вещество - бетулин, которое окрашивает её. Много песен и стихов сложено про красавицу – березу. Расскажет о сосновом боре ... Ученик. А живет здесь – сосна. В сосновом лесу светло и сухо. А как пахнет хвоей в лесу! Воздух здесь удивительно чистый, т.к. фитонциды сосны убивают микробы. - И торжественно и ровно Сосны древние гудят. Лес плывет куда-то, Словно многомачтовый фрегат, Он плывет едва заметно, То на север, то на юг. И в широком шуме ветра Море слышится вокруг. О дубраве… Ученик. Кверкус - так называли дуб древние римляне. А в переводе на русский язык – «красавец». Лесники говорят: «Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой». Это означает, что он любит свет и не переносит, когда затемнена его верхушка. На Украине растет дуб, высота которого 36 метров. А самый старый дуб растет в Литве, ему 2 тыс. лет. Есть и другие знаменитые дубы. Один из них связан с именем А.С. Пушкина. Дуб растет недалеко от Санкт-Петербурга. Это о нем писал Александр Сергеевич: «У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том…»
Лес - это дом для растений и животных, как для нас наши квартиры. И этот дом - многоэтажный. Только в лесу эти этажи называются ярусами. И сегодня на уроке мы выясним, что же представляет собой лес в природе. - Как вы думаете, какой ярус самый высокий ? (Самый высокий ярус - это деревья.) - Таким образом, деревья занимают 1 ярус. Но среди них есть светолюбивые и тенелюбивые, поэтому одни деревья выше, другие – ниже . - Как вы думаете, какие деревья светолюбивые и тенелюбивые? (Светолюбивые – сосна, ель, дуб; тенелюбивые – клён, рябина) У. – Первый ярус самый высокий, узнаем как он называется, отгадав загадки? ( Старичок – лесовичок предлагает отгадать загадки.) Клейкие
почки, зеленые листочки. С моего
цветка берет Что за
дерево стоит – Летом с
него снег – Зимой и летом одним цветом. (Ель.) У меня
длинней иголки, чем у елки. Есть у
родственницы елки В
сенокос – горька,
У. – О чем были загадки Старичка-лесовичка? Какой ярус самый высокий? - Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? Для этого вам надо определить, о каких растениях пойдет речь. 1) Какое еще название имеет лещина обыкновенная? (Орешник) 2) Назовите лекарственное растение, сырьем которого служит кора, цветы, ягоды (Калина) 3) Какое растение называют дикой розой? (Шиповник) - Что общего у этих растений? (Это кустарники) - Кустарники занимают 2 ярус.
У. Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? Д. Травы. У. К этому ярусу относятся маленькие кустарнички –
черника, брусника. Отгадайте загадки старичка – лесовичка. Нам запах
свежести лесной Синенький
звонок висит, На
припеке у пеньков У. Скажите, все ли правильно? Нет ли какой неточности? Послушайте рассказ одного лесничего. «В нашем районе сажали лесные полосы, но деревья росли очень плохо: чего-то им не хватало. И люди заметили, что нет в молодом лесу ни одного гриба. Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья стали хорошо расти. Лес ожил»Почему? Помогли грибы(это 4 ярус) Подосиновик – это гриб, но он живет в ярусе трав. У. Почему так назвали гриб? Д. Чаще всего он растет рядом с осинами. У. Название какого гриба образовано похожим способом? Д. Подберезовик. У. Какие еще грибы вы знаете? У. Как вы думаете, лесу грибы нужны? - Найдем ответ на этот вопрос в учебнике на с 164. Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. У. Все мы ярусы рассмотрели? Д. Остался еще один. У. Самый нижний ярус – мхи и лишайники. – Где растут мхи и лишайники? Д. На земле, на корнях деревьев. У. Ребята, представьте, что вы идете по лесу. Что лежит у вас под ногами? Д. Листья, сухие веточки, хвоинки. Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микроорганизмов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Многим животным она служит домом и спасает от холодов. У.Как обитатели леса связаны между собой? Уч. с 164-165. У. Лес называют природным сообществом, т.к. все живое и неживое в лесу тесно связано между собой. Все живут совместно, сообща. |
Ответы детей.
Высказывают предположения.
Ответы детей.
Ответы детей. Работа по учебнику.
|
Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
Физминутка
5. Практическое применение знаний. Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.
|
Работа в группах. - Каждая группа получает задание : Распределить растения по ярусам - У вас на столах лежат комплекты растений, вам нужно расположить их по ярусам. Игра Какой ряд быстрее! -Запишите 5 любых названия растений леса в Рабочую тетрадь на с. 76. Галочкой отметьте названия тех растений, которые вам доводилось видеть в природе.
|
- Работают в группах: распределяют растения по ярусам, проводят работу с гербарием в соответствии с заданием. Анализируют, формулируют выводы.
|
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
6. Первичная проверка понимания. Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала. |
Работа в тетрадях. У. Докажем, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества. Составим цепи питания. Р.т. с 77 – Мы подробно изучили растительный мир леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе? Д. О животных. Работа по учебнику Д. Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Животные питаются растениями. Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв. С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого. -Давайте попробуем. Схему нам приготовил старичок-лесовичок. Дуб – кабан – волк, дуб - мышь – лиса, дуб – белка – орел. Мы на уроке убедились, что в лесу все взаимосвязано. Прошу вас рассказать об этом, опираясь на схему. Д. Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Мы называем лес природное сообщество. Игра «Да - нет» (Учитель задает вопрос, дети отвечают «да» или «нет».) - Грибы — это растения? (Нет.) - Ложные опята, бледная поганка — несъедобные грибы? (Да.) - Рыжик, лисичка - съедобные грибы? (Да.) — Может ли гриб вырасти на дереве? (Да.) — Животные едят несъедобные грибы? (Да.) — Может ли гриб дерево съесть? (Да.) — Самый ядовитый гриб — мухомор? (Нет.) — Съедобен ли дождевик? (Да.) - За грибами следует отправляться днем? (Нет.)
|
Ответы детей. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложен- ного списка. |
- Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию. 1.Задание – с.164-168 подготовить пересказ по теме. 2. Задание – с.169 зад.3 – Работа с атласом-определителем. Записать пословицы и поговорки о лесе. 3.Задание – с.169 зад.2 – прочитать рассказы в книге «Великан на поляне». |
- учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий. |
Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания. Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор. |
8.Рефлексия (подведение итогов занятия). Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. Синквейн.
Пятиминутное эссе.
|
Рефлексия деятельности Ну что ж, ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним тему урока. Какова была наша цель? Мы её достигли? Расскажите, чему вы научились по схеме. Мне удалось … Мне понравилось … Я порадовался за … Я могу похвалить себя за … Оцените свою работу. - Что нового вы узнали для себя на уроке? - Где могут пригодиться в жизни новые знания? - Что на уроке у вас хорошо получалось? - Над чем еще надо поработать?
- Предлагаю вам составить синквейн на тему «Лес» Лес Красивый,щедрый Кормит, защищает, дарит Лес – наше богатство! Берегите! - Вы МОЛОДЦЫ! Очень активно сегодня поработали!
Дополнительный материал Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Всё это называется природа, давайте же всегда её беречь! В лугах ромашки солнечного цвета, такие, что светлей на свете жить. Природой называется всё это, давайте же с природою дружить! Летят, звеня, дождинки с небосвода, клубится на заре тумана дым. Всё это называется природа, давайте же сердца ей отдадим!
Секрет полного лукошка Я открою вам секрет полного лукошка, но обещайте, что и сами будете беречь нить-невидимку и других ребят научите охранять грибные угодья. Что для этого нужно? Когда идешь в лес по грибы, бери с собой ножик. Никогда не вырывай гриб из земли с корнем. В кончике ножки никакого вкуса, только лишний сор в корзинке. А вырывая гриб из земли с корнем, ты разрываешь нить-невидимку, губишь лесной урожай. Ученые говорят, что подземные нити грибницы гуще всего сплетаются возле самого кончика ножки гриба. Но если ты срежешь ножиком гриб под корень, на уровне земли, ни одна подземная нить не будет затронута и на этом месте снова родятся грибы. И вся твоя забота — запомнить этот лесной тайничок да наведываться сюда после теплого дождя. А еще у каждого вида грибов есть свои излюбленные породы деревьев. А когда знаешь, какой гриб с каким деревом дружит, увереннее идешь по лесу, быстрее находишь грибные места. Н. Надеждина
|
|
Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Познавательные: развитие способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требующий вдумчивой рефлексии. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Лист самооценки |
|||
Фамилия Имя класс |
|
||
Предмет |
Окружающий мир |
||
Тема урока |
|
||
Зеленый |
Желтый |
Красный |
|
1. Актуализация знаний. |
|
|
|
2. Определение темы и цели урока. |
|
|
|
3. Работа в группе. |
|
|
|
4. Все ли было понятно? |
|
|
|
5.Понравился ли урок. |
|
|
|
6.Как ты оцениваешь свою работу на уроке. |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.