Открытый урок по ОПК "Защитники Отечества"
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Открытый урок по ОПК "Защитники Отечества"

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
docx
26.02.2020
Открытый урок по ОПК "Защитники Отечества"
Защита Отечества.docx

Урок разработала учитель начальных классов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа», г. Юхнов Абраменкова Наталья Михайловна

 

 

 

Урок ОПК по теме "Защита Отечества"

Цель урока: формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира.

Задачи:

личностные

- формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям;

- прививать любовь и уважение к семье, Родине, памяти предков;

- познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;

- помочь учащимся объяснить понятие “справедливая война”;

- познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;

метапредметные

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в паре; группе.

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

предметные

- углубить знания учащихся следующих понятий: «Отечество», «патриотизм»;

- расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества.

Познавательные УУД

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет

Регулятивные УУД:

умение ставить учебную задачу на основании соотнесения того, что известно и того, что неизвестно;

умение планировать последовательность действий;

умение прогнозировать результат усвоения знаний

Коммуникативные УУД:

овладеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

Личностные УУД:

развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

формировать основы российской гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину.

воспитывать уважение к воинам – защитникам Отечества.

прививать любовь к России, к её святым и героям.

 

Ключевые понятия: Родина, Отчизна, Россия, Патриотизм, справедливая война.

Средства наглядности: мультимедийная презентация, стихотворения по теме,

тестовые задания

Виды деятельности: беседа, смысловое чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в паре, группе

 

 

 

Ход урока

1.Орг. момент.

Приветствие.

(Создание положительного эмоционального настроя)

-Ребята, сегодня на урок я пришла с хорошим настроением, я всем вам рада (учитель, улыбаясь, протягивает детям руки)

- Протяни руки своему соседу, улыбнись ему и пожелай успеха.

2. Актуализация знаний

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости: священнослужитель собора Казанской Божией Матери – о.Алексей и капитан ПВ,ФСБ…..

- Ребята, мы с вами  ходили в краеведческий музей.

- Какие экспозиции вы увидели?

-На что обратили  особое внимание? ( На Аллею памяти, которая посвящена героям – землякам, защитникам нашей Родины.)

- Подберите к слову «Родина» синонимы: (Россия, Отчизна, Отечество).

- Прочитаем это слово по слогам

- От какого слова произошло? (отец, отчий, отчизна)

-Почему с заглавной буквы?

Работа с словарем  (словарь Ожегов)

Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит (слайд 1)

- Понятие Родина тесно связано с понятием Патриотизм.

Как вы понимаете смысл этого слова (Ответы детей)

Молодцы. Давайте еще раз обратимся к толковому словарю Ожегова и найдем лексическое значение этого слова.

- Патриотизм  – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. 

- Прочитаем это слово по слогам и запишем его в рабочую тетрадь.

- Патриотизм опирается на наши многовековые святыни, на Православие, на российский дух, который всегда открыт к сотрудничеству с другими народами.

3. Работа по теме урока

Прочтите эпиграф и объясните смысл:

«Ради кого хочешь жить,

Ради тех и погибнуть не страшно» (святой Василий Великий) ( ответы детей)

 - Назовите тему урока? (ответы детей)

- Молодцы. Тема нашего урока « Защита Отечества» (слайд 2)

- Как называется основной закон нашего государства? (Конституция)

- Конституция РФ Статьёй 59 определяет обязанность защищать Отечество и нести военную службу.

Защитники Отечества награждаются за подвиги и геройские поступки орденами и медалями.

Читает ученик:

Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И не одна стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков Ты восставала

И становилась все сильней.

Святая Русь – твое начало

И Преподобный Сергий в ней

 

- Ребята, вы догадались о ком идет речь в этом стихотворении? (Сергий Радонежский)

- Какую роль он сыграл в истории Руси (Ответы детей)

- Молодцы. Давайте проверим ваши предположения и обратимся к учебнику

Работа с учебником с. 89 – 90 (прослушивание аудиозаписи, а дети следят по учебнику)

-Какая ситуация сложилась на Руси в 1380 году? (В 1380 году войско монголов пошло на Москву)

-Кто собрал полки для отпора врагу?( Дмитрий Донской…)

-К кому Дмитрий Донской пошёл просить благословения? (Сергию Радонежскому)

- Зачем, Сергий отпустил двух монахов: Ослябю и Пересвета? (Чтобы они помогли князю сражаться и молились за него.)

- Почему Сергий уговаривал избежать кровопролития?(Ответы детей)

- Как вы считаете можно назвать эту войну оборонительной? ( Защищали свою Родину)

 -  Справедлива ли она была с христианской точки зрения? (ответы детей)

 Соработничество с священнослужителем собора Казанской Божией Матери – о.Алексеем.

-  С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Война может быть справедливой, если ведётся «за алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою Родину и за её святыни. Но даже на войне христианский воин должен оставаться справедливым и существуют законы справедливости на войне

 

Опираясь на текст учебника (стр. 82) составляем схему (слайд 3) и записываем в тетрадь.

 

hello_html_m4f9dc2f2.jpg

- Работа в парах: Составим законы справедливой войны. 

1.      Нельзя добивать….

2.      Нельзя трогать… (животных, камни, безоружных)

3.      Нельзя грабить…(м . с . . ых ж . . е . . й)

4.      Если враг сдаётся или война закончена, к недавнему недругу надо отнестись уже просто как к…..( ловечеку)

Самопроверка (слайд 4)

- Православные воины всегда умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.

На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва. Это были славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили. Уважали, шли за ними в бой, слагали песни, былины, легенды об их жизни (слайд 5)

- Легендарный богатырь, живший в 12 веке, Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в последствии стал монахом.

- Каких былинных героев вы еще знаете? (ответы детей).

- Среди князей особый почет и уважение заслужил Александр Невский.

- Оля М. расскажет нам об Александре Невском.

- К лику святых православной церкви были причислены Дмитрий Донской,

Федор Ушаков

- Валя С. расскажет нам о Дмитрии Донском

-Саша Р. Расскажет о Федоре Ушакове.

- Своими подвигами прославились Александр Суворов, Михаил Кутузов, Павел Нахимов

 (слайд 6)

-Какими качествами обладают защитники Отечества? ( Смелость, храбрость, мужество, отвага, любовь к Родине, стремление и умение её защищать, героизм, решительность, бесстрашие, чувство долга перед Родиной).

4. Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

-Шли годы, но войны на русской земле вспыхивали регулярно. Об одной из войн, которая будет жить в памяти народа, вы узнаете из стихотворения Г. Рублёва (слайд 7)

Это было в мае на рассвете,

Нарастал у стен рейхстага бой.

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,

В голубых глазах застыл испуг,

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг…

Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,

Он свою дочурку целовал,

Может быть, отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял…

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,

Полз боец и, телом заслоня,

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Рядовые Армии Советской,

Люди, победившие войну!

И в Берлине в праздничную дату

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,

Как маяк, светящийся во мгле.

Это он - солдат моей державы-

Охраняет мир на всей земле!

-О какой войне идёт речь в этом стихотворении? (о ВОВ).

- В каком городе был установлен этот памятник? (Столица Германии – Берлин)

-Как вы думаете, почему? (Как символ нашей славы)

- Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной? (Весь народ великий встал на защиту своего Отечества)

-Какая эта была война: завоевательная или оборонительная для русского народа? (Оборонительная)

-В годы Великой Отечественной войны были тоже свои герои, причем разных национальностей, но объединённые одной целью – Защита Отечества. Наши  земляки тоже защищали  родную землю.

- Город Юхнов носит имя «Город воинской доблести». ( слайд 8)

- Улицы  нашего города названы в честь героев Вов..(Сообщения  детей о героях, в честь которых названы улицы)

-Наша Родина во все времена славилась своими защитниками. Мы с вами живем сейчас, в очень сложное время, где много негативного, много зла, соблазнов. Но русский человек всегда был патриотом.

- Как вы думаете, а в мирное время нужны Защитники Отечества? (Ответы детей)

- Молодцы.

Соработничество с священнослужителем собора Казанской Божией Матери – о.Алексеем.

- О. Алексей рассказывает о службе в пограничных войсках в 1984 году.

- Капитан …. ПВ ФСБ России расскажет о службе на Кавказе.

5. Рефлексия:

-Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее

история, и ее завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом.

Ваши деды и отцы доверяют вам самое священное – Родину. Любите её.

Как любили ее защитники Отечества, о которых мы сегодня говорили!(слайд 9)

6.Подведение итогов урока: (Работа в группе)

Тестовое задание

7.Домашнее дифференцированное задание:

- Подготовить сообщение о защитниках Отечества своего рода, семьи.

-  стр. 89-91, прочитать и ответить на вопросы

- нарисовать рисунок « Есть такая профессия – Защищать Родину»





 


 

Урок разработала учитель начальных классов

Урок разработала учитель начальных классов

Виды деятельности : беседа, смысловое чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в паре, группе

Виды деятельности : беседа, смысловое чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в паре, группе

Не победила твой народ. Из тьмы веков

Не победила твой народ. Из тьмы веков

Среди князей особый почет и уважение заслужил

Среди князей особый почет и уважение заслужил

Памятник советскому солдату С девочкой спасенной на руках

Памятник советскому солдату С девочкой спасенной на руках
Скачать файл
Приз 150 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.