Открытый урок по ОПК "Защитники Отечества"

  • docx
  • 26.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Защита Отечества.docx

Урок разработала учитель начальных классов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа», г. Юхнов Абраменкова Наталья Михайловна

 

 

 

Урок ОПК по теме "Защита Отечества"

Цель урока: формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира.

Задачи:

личностные

- формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям;

- прививать любовь и уважение к семье, Родине, памяти предков;

- познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;

- помочь учащимся объяснить понятие “справедливая война”;

- познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;

метапредметные

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в паре; группе.

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

предметные

- углубить знания учащихся следующих понятий: «Отечество», «патриотизм»;

- расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества.

Познавательные УУД

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет

Регулятивные УУД:

умение ставить учебную задачу на основании соотнесения того, что известно и того, что неизвестно;

умение планировать последовательность действий;

умение прогнозировать результат усвоения знаний

Коммуникативные УУД:

овладеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

Личностные УУД:

развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

формировать основы российской гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину.

воспитывать уважение к воинам – защитникам Отечества.

прививать любовь к России, к её святым и героям.

 

Ключевые понятия: Родина, Отчизна, Россия, Патриотизм, справедливая война.

Средства наглядности: мультимедийная презентация, стихотворения по теме,

тестовые задания

Виды деятельности: беседа, смысловое чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в паре, группе

 

 

 

Ход урока

1.Орг. момент.

Приветствие.

(Создание положительного эмоционального настроя)

-Ребята, сегодня на урок я пришла с хорошим настроением, я всем вам рада (учитель, улыбаясь, протягивает детям руки)

- Протяни руки своему соседу, улыбнись ему и пожелай успеха.

2. Актуализация знаний

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости: священнослужитель собора Казанской Божией Матери – о.Алексей и капитан ПВ,ФСБ…..

- Ребята, мы с вами  ходили в краеведческий музей.

- Какие экспозиции вы увидели?

-На что обратили  особое внимание? ( На Аллею памяти, которая посвящена героям – землякам, защитникам нашей Родины.)

- Подберите к слову «Родина» синонимы: (Россия, Отчизна, Отечество).

- Прочитаем это слово по слогам

- От какого слова произошло? (отец, отчий, отчизна)

-Почему с заглавной буквы?

Работа с словарем  (словарь Ожегов)

Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит (слайд 1)

- Понятие Родина тесно связано с понятием Патриотизм.

Как вы понимаете смысл этого слова (Ответы детей)

Молодцы. Давайте еще раз обратимся к толковому словарю Ожегова и найдем лексическое значение этого слова.

- Патриотизм  – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. 

- Прочитаем это слово по слогам и запишем его в рабочую тетрадь.

- Патриотизм опирается на наши многовековые святыни, на Православие, на российский дух, который всегда открыт к сотрудничеству с другими народами.

3. Работа по теме урока

Прочтите эпиграф и объясните смысл:

«Ради кого хочешь жить,

Ради тех и погибнуть не страшно» (святой Василий Великий) ( ответы детей)

 - Назовите тему урока? (ответы детей)

- Молодцы. Тема нашего урока « Защита Отечества» (слайд 2)

- Как называется основной закон нашего государства? (Конституция)

- Конституция РФ Статьёй 59 определяет обязанность защищать Отечество и нести военную службу.

Защитники Отечества награждаются за подвиги и геройские поступки орденами и медалями.

Читает ученик:

Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И не одна стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков Ты восставала

И становилась все сильней.

Святая Русь – твое начало

И Преподобный Сергий в ней

 

- Ребята, вы догадались о ком идет речь в этом стихотворении? (Сергий Радонежский)

- Какую роль он сыграл в истории Руси (Ответы детей)

- Молодцы. Давайте проверим ваши предположения и обратимся к учебнику

Работа с учебником с. 89 – 90 (прослушивание аудиозаписи, а дети следят по учебнику)

-Какая ситуация сложилась на Руси в 1380 году? (В 1380 году войско монголов пошло на Москву)

-Кто собрал полки для отпора врагу?( Дмитрий Донской…)

-К кому Дмитрий Донской пошёл просить благословения? (Сергию Радонежскому)

- Зачем, Сергий отпустил двух монахов: Ослябю и Пересвета? (Чтобы они помогли князю сражаться и молились за него.)

- Почему Сергий уговаривал избежать кровопролития?(Ответы детей)

- Как вы считаете можно назвать эту войну оборонительной? ( Защищали свою Родину)

 -  Справедлива ли она была с христианской точки зрения? (ответы детей)

 Соработничество с священнослужителем собора Казанской Божией Матери – о.Алексеем.

-  С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Война может быть справедливой, если ведётся «за алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою Родину и за её святыни. Но даже на войне христианский воин должен оставаться справедливым и существуют законы справедливости на войне

 

Опираясь на текст учебника (стр. 82) составляем схему (слайд 3) и записываем в тетрадь.

 

hello_html_m4f9dc2f2.jpg

- Работа в парах: Составим законы справедливой войны. 

1.      Нельзя добивать….

2.      Нельзя трогать… (животных, камни, безоружных)

3.      Нельзя грабить…(м . с . . ых ж . . е . . й)

4.      Если враг сдаётся или война закончена, к недавнему недругу надо отнестись уже просто как к…..( ловечеку)

Самопроверка (слайд 4)

- Православные воины всегда умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.

На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва. Это были славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили. Уважали, шли за ними в бой, слагали песни, былины, легенды об их жизни (слайд 5)

- Легендарный богатырь, живший в 12 веке, Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в последствии стал монахом.

- Каких былинных героев вы еще знаете? (ответы детей).

- Среди князей особый почет и уважение заслужил Александр Невский.

- Оля М. расскажет нам об Александре Невском.

- К лику святых православной церкви были причислены Дмитрий Донской,

Федор Ушаков

- Валя С. расскажет нам о Дмитрии Донском

-Саша Р. Расскажет о Федоре Ушакове.

- Своими подвигами прославились Александр Суворов, Михаил Кутузов, Павел Нахимов

 (слайд 6)

-Какими качествами обладают защитники Отечества? ( Смелость, храбрость, мужество, отвага, любовь к Родине, стремление и умение её защищать, героизм, решительность, бесстрашие, чувство долга перед Родиной).

4. Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

-Шли годы, но войны на русской земле вспыхивали регулярно. Об одной из войн, которая будет жить в памяти народа, вы узнаете из стихотворения Г. Рублёва (слайд 7)

Это было в мае на рассвете,

Нарастал у стен рейхстага бой.

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,

В голубых глазах застыл испуг,

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг…

Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,

Он свою дочурку целовал,

Может быть, отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял…

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,

Полз боец и, телом заслоня,

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Рядовые Армии Советской,

Люди, победившие войну!

И в Берлине в праздничную дату

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,

Как маяк, светящийся во мгле.

Это он - солдат моей державы-

Охраняет мир на всей земле!

-О какой войне идёт речь в этом стихотворении? (о ВОВ).

- В каком городе был установлен этот памятник? (Столица Германии – Берлин)

-Как вы думаете, почему? (Как символ нашей славы)

- Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной? (Весь народ великий встал на защиту своего Отечества)

-Какая эта была война: завоевательная или оборонительная для русского народа? (Оборонительная)

-В годы Великой Отечественной войны были тоже свои герои, причем разных национальностей, но объединённые одной целью – Защита Отечества. Наши  земляки тоже защищали  родную землю.

- Город Юхнов носит имя «Город воинской доблести». ( слайд 8)

- Улицы  нашего города названы в честь героев Вов..(Сообщения  детей о героях, в честь которых названы улицы)

-Наша Родина во все времена славилась своими защитниками. Мы с вами живем сейчас, в очень сложное время, где много негативного, много зла, соблазнов. Но русский человек всегда был патриотом.

- Как вы думаете, а в мирное время нужны Защитники Отечества? (Ответы детей)

- Молодцы.

Соработничество с священнослужителем собора Казанской Божией Матери – о.Алексеем.

- О. Алексей рассказывает о службе в пограничных войсках в 1984 году.

- Капитан …. ПВ ФСБ России расскажет о службе на Кавказе.

5. Рефлексия:

-Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее

история, и ее завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом.

Ваши деды и отцы доверяют вам самое священное – Родину. Любите её.

Как любили ее защитники Отечества, о которых мы сегодня говорили!(слайд 9)

6.Подведение итогов урока: (Работа в группе)

Тестовое задание

7.Домашнее дифференцированное задание:

- Подготовить сообщение о защитниках Отечества своего рода, семьи.

-  стр. 89-91, прочитать и ответить на вопросы

- нарисовать рисунок « Есть такая профессия – Защищать Родину»