Урок разработала учитель начальных классов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа», г. Юхнов Абраменкова Наталья Михайловна
Урок ОПК по теме "Защита Отечества"
Цель урока: формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира.
Задачи:
личностные
- формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям;
- прививать любовь и уважение к семье, Родине, памяти предков;
- познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;
- помочь учащимся объяснить понятие “справедливая война”;
- познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;
метапредметные
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в паре; группе.
- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
предметные
- углубить знания учащихся следующих понятий: «Отечество», «патриотизм»;
- расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества.
Познавательные УУД
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.
усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет
Регулятивные УУД:
умение ставить учебную задачу на основании соотнесения того, что известно и того, что неизвестно;
умение планировать последовательность действий;
умение прогнозировать результат усвоения знаний
Коммуникативные УУД:
овладеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации
Личностные УУД:
развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
формировать основы российской гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину.
воспитывать уважение к воинам – защитникам Отечества.
прививать любовь к России, к её святым и героям.
Ключевые понятия: Родина, Отчизна, Россия, Патриотизм, справедливая война.
Средства наглядности: мультимедийная презентация, стихотворения по теме,
тестовые задания
Виды деятельности: беседа, смысловое чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в паре, группе
Ход урока
1.Орг. момент.
Приветствие.
(Создание положительного эмоционального настроя)
-Ребята, сегодня на урок я пришла с хорошим настроением, я всем вам рада (учитель, улыбаясь, протягивает детям руки)
- Протяни руки своему соседу, улыбнись ему и пожелай успеха.
2. Актуализация знаний
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости: священнослужитель собора Казанской Божией Матери – о.Алексей и капитан ПВ,ФСБ…..
- Ребята, мы с вами ходили в краеведческий музей.
- Какие экспозиции вы увидели?
-На что обратили особое внимание? ( На Аллею памяти, которая посвящена героям – землякам, защитникам нашей Родины.)
- Подберите к слову «Родина» синонимы: (Россия, Отчизна, Отечество).
- Прочитаем это слово по слогам
- От какого слова произошло? (отец, отчий, отчизна)
-Почему с заглавной буквы?
Работа с словарем (словарь Ожегов)
Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит (слайд 1)
- Понятие Родина тесно связано с понятием Патриотизм.
Как вы понимаете смысл этого слова (Ответы детей)
Молодцы. Давайте еще раз обратимся к толковому словарю Ожегова и найдем лексическое значение этого слова.
- Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
- Прочитаем это слово по слогам и запишем его в рабочую тетрадь.
- Патриотизм опирается на наши многовековые святыни, на Православие, на российский дух, который всегда открыт к сотрудничеству с другими народами.
3. Работа по теме урока
Прочтите эпиграф и объясните смысл:
«Ради кого хочешь жить,
Ради тех и погибнуть не страшно» (святой Василий Великий) ( ответы детей)
- Назовите тему урока? (ответы детей)
- Молодцы. Тема нашего урока « Защита Отечества» (слайд 2)
- Как называется основной закон нашего государства? (Конституция)
- Конституция РФ Статьёй 59 определяет обязанность защищать Отечество и нести военную службу.
Защитники Отечества награждаются за подвиги и геройские поступки орденами и медалями.
Читает ученик:
Отечество мое! Россия!
В тебе дух старины живет.
И не одна стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков Ты восставала
И становилась все сильней.
Святая Русь – твое начало
И Преподобный Сергий в ней
- Ребята, вы догадались о ком идет речь в этом стихотворении? (Сергий Радонежский)
- Какую роль он сыграл в истории Руси (Ответы детей)
- Молодцы. Давайте проверим ваши предположения и обратимся к учебнику
Работа с учебником с. 89 – 90 (прослушивание аудиозаписи, а дети следят по учебнику)
-Какая ситуация сложилась на Руси в 1380 году? (В 1380 году войско монголов пошло на Москву)
-Кто собрал полки для отпора врагу?( Дмитрий Донской…)
-К кому Дмитрий Донской пошёл просить благословения? (Сергию Радонежскому)
- Зачем, Сергий отпустил двух монахов: Ослябю и Пересвета? (Чтобы они помогли князю сражаться и молились за него.)
- Почему Сергий уговаривал избежать кровопролития?(Ответы детей)
- Как вы считаете можно назвать эту войну оборонительной? ( Защищали свою Родину)
- Справедлива ли она была с христианской точки зрения? (ответы детей)
Соработничество с священнослужителем собора Казанской Божией Матери – о.Алексеем.
- С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Война может быть справедливой, если ведётся «за алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою Родину и за её святыни. Но даже на войне христианский воин должен оставаться справедливым и существуют законы справедливости на войне
Опираясь на текст учебника (стр. 82) составляем схему (слайд 3) и записываем в тетрадь.
- Работа в парах: Составим законы справедливой войны.
1. Нельзя добивать….
2. Нельзя трогать… (животных, камни, безоружных)
3. Нельзя грабить…(м . с . . ых ж . . е . . й)
4. Если враг сдаётся или война закончена, к недавнему недругу надо отнестись уже просто как к…..( ловечеку)
Самопроверка (слайд 4)
- Православные воины всегда умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.
На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва. Это были славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили. Уважали, шли за ними в бой, слагали песни, былины, легенды об их жизни (слайд 5)
- Легендарный богатырь, живший в 12 веке, Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в последствии стал монахом.
- Каких былинных героев вы еще знаете? (ответы детей).
- Среди князей особый почет и уважение заслужил Александр Невский.
- Оля М. расскажет нам об Александре Невском.
- К лику святых православной церкви были причислены Дмитрий Донской,
Федор Ушаков
- Валя С. расскажет нам о Дмитрии Донском
-Саша Р. Расскажет о Федоре Ушакове.
- Своими подвигами прославились Александр Суворов, Михаил Кутузов, Павел Нахимов
(слайд 6)
-Какими качествами обладают защитники Отечества? ( Смелость, храбрость, мужество, отвага, любовь к Родине, стремление и умение её защищать, героизм, решительность, бесстрашие, чувство долга перед Родиной).
4. Физкультминутка
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
-Шли годы, но войны на русской земле вспыхивали регулярно. Об одной из войн, которая будет жить в памяти народа, вы узнаете из стихотворения Г. Рублёва (слайд 7)
Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг,
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг…
Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал,
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял…
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской,
Люди, победившие войну!
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он - солдат моей державы-
Охраняет мир на всей земле!
-О какой войне идёт речь в этом стихотворении? (о ВОВ).
- В каком городе был установлен этот памятник? (Столица Германии – Берлин)
-Как вы думаете, почему? (Как символ нашей славы)
- Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной? (Весь народ великий встал на защиту своего Отечества)
-Какая эта была война: завоевательная или оборонительная для русского народа? (Оборонительная)
-В годы Великой Отечественной войны были тоже свои герои, причем разных национальностей, но объединённые одной целью – Защита Отечества. Наши земляки тоже защищали родную землю.
- Город Юхнов носит имя «Город воинской доблести». ( слайд 8)
- Улицы нашего города названы в честь героев Вов..(Сообщения детей о героях, в честь которых названы улицы)
-Наша Родина во все времена славилась своими защитниками. Мы с вами живем сейчас, в очень сложное время, где много негативного, много зла, соблазнов. Но русский человек всегда был патриотом.
- Как вы думаете, а в мирное время нужны Защитники Отечества? (Ответы детей)
- Молодцы.
Соработничество с священнослужителем собора Казанской Божией Матери – о.Алексеем.
- О. Алексей рассказывает о службе в пограничных войсках в 1984 году.
- Капитан …. ПВ ФСБ России расскажет о службе на Кавказе.
5. Рефлексия:
-Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее
история, и ее завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом.
Ваши деды и отцы доверяют вам самое священное – Родину. Любите её.
Как любили ее защитники Отечества, о которых мы сегодня говорили!(слайд 9)
6.Подведение итогов урока: (Работа в группе)
Тестовое задание
7.Домашнее дифференцированное задание:
- Подготовить сообщение о защитниках Отечества своего рода, семьи.
- стр. 89-91, прочитать и ответить на вопросы
- нарисовать рисунок « Есть такая профессия – Защищать Родину»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.