Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему
«СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ А.А.РЫЛОВА
«В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ»
Цель: создать условия для развития умения учащихся составлять текст по картине, используя опорные слова и словосочетания; учить грамотно составлять текст, видеть орфограммы и правильно писать слова
Ход урока.
Звучит красивая музыка с плеском воды.
I. Сообщение учителя о теме урока и целях предстоящей работы.
II. Слово учителя и подготовленного ученика о художнике.
1) Ученик: Аркадий Александрович Рылов (1870-1939 г.) – талантливый пейзажист. Всем известны его прославленные картины «Зелёный шум» и «В голубом просторе», воспевающие красоту земли. Природа в этих картинах предстаёт как чудесный, наполненный неразгаданными тайнами мир. Его полотна дышат свежестью и первозданной чистотой. Рылова прозвали «чародеем тайн сине-зелёного тона». В этих пейзажах живописец создал образы вечно торжествующей жизни: весеннего шумного празднества берёз и свободного полёта в незримом голубом небесном пространстве прекрасных птиц – белых лебедей.
2) Аркадий Александрович Рылов — уроженец севера. Детство и юность его прошли в Вятке, на широкой, многоводной реке, что величаво течет среди бескрайних лесных массивов. Природа родных мест запечатлена в его произведениях.
Рылов умел как-то особенно поэтично посмотреть на самый обыкновенный уголок природы. В природе все живет, все движется, все меняется — и в картинах Рылова живут и играют краски, то загораясь чистым, интенсивным цветом, то переливаясь в тончайших нюансах. Великое множество оттенков видел он в своих любимых зеленом и синем тонах. Край лесов, озер и рек открыл чуткому художнику свою таинственную прелесть.
Любуясь его картинами, мы с вами совершаем прогулку по родным перелескам и полянам. Во время этой оригинальной прогулки мы как будто слышим шум ветра, шелест листвы, ощущаем свежесть зелени.
Не случайно современники художника называли его «чародеем тайн сине-зеленого» тона.
Сегодня на уроке разговор у нас с вами пойдет об одной из самых поэтичных картин А.А. Рылова «В голубом просторе».
Картина А.А. Рылова «В голубом просторе» - одна из самых радостных полотен в русской живописи. На ней не просто изображен приход весны, она вызывает у зрителя чувство каких-то скорых перемен.
А создавал эту картину художник голодной, холодной зимой 1918г., в нетопленой мастерской на Васильевском острове. За окном - хмурое Петроградское небо, холодный ветер залива, черная вздувшаяся Нева. А на мольберте – половодье красок, радостный гимн свободе, мужеству, счастью.
III. Этимологическая страничка
-Ребята, что обозначает слово картина, пейзаж? А кто такой пейзажист? Слайд 5
IV. Работа над картиной.
1) - Почему художник так назвал картину? Что он на ней изобразил? Слайд6
Д: Художник назвал картину «В голубом просторе, потому что всё вокруг голубое, синее и очень просторное.
Д: -Он изобразил бескрайнее синее море и голубое небо. На переднем плане картины летят лебеди.
Уч: -Какое время года изобразил пейзажист Рылов? Почему вы так считаете?
Д: -Художник изобразил весну, так как на скалистых берегах ещё не полностью растаял снег, светит солнце, облака весенние дождевые, светлые.
-Весь пейзаж передает радостное и весеннее настроение.
Уч: -Много лет назад художник увидел белых лебедей на свободе. Красивые гордые птицы надолго завладели его воображением. Было что-то величавое в весеннем перелёте лебедей. Природа наделила их неукротимым стремлением к свету и теплу, дала этим грациозным созданиям великую силу. Вольный полёт могучих белых птиц над безбрежным морем- это ли не счастливая находка для выражения переполнявшего художника счастья?
2)Словесное рисование картины (детальное) Слайд8
Уч: -Что изображено на картине, какие детали вы видите? Слайд9
-А теперь разберём по отдельности.
-Какими вы увидели море и волны? Слайд 10
Д: -Ярко-синее безбрежное море и небольшие с белыми вершинками волны.
Д: подготовленный: Все пространство этой картины занимает пейзаж голубое небо и море. Что может быть прекраснее? Очень здорово стоять на берегу моря и наблюдать за облаками, которые сливаются с морем, и создается уникальное впечатление бесконечности.
Уч: -Опишите небо и облака? Какие они? Слайд 11
Д: -Чистое голубое небо с мягкими белыми пушистыми облаками.
Уч:- Какими ещё прилагательными можно описать облака?
(Белогривые, густые, дождевые, кружевные, лёгкие, пышные)
Д (подготовленный): -Эта картина очень интересная. Она завораживает своим безграничным простором голубого неба, неведомой силой.
Уч: - Какими вы представили птиц? Слайд 12
- Почувствовали ли вы, как легко, свободно и плавно парят они над морем?
Д: -Белые красивые лебеди гордо летят рядом с облаками.
Уч: -Они легко разрезают синеву небес своими крыльями и стремятся поскорее добраться домой, принеся с собой весеннее тепло.
Д: (подготовленный)
-В этом безграничном голубом просторе летят семь лебедей, это еще больше делает пейзаж живым и реалистичным. Складывается ощущение, что они движутся навстречу солнечном свету, который очень нежно освещает их.
Уч: Куда несется парусный корабль? Как изобразил его художник? Слайд 13
Д: -По морю мчится парусник с белыми парусами. Он как - будто бесшумно скользит по волнам, а его паруса наполнены ветром.
Уч: -Парящий по волнам парусник словно летит в воздухе как лебеди, облака.
Движущиеся волны, плывущий парусник, парящие белоснежные лебеди и облака создают впечатление бесконечного движения, которое живописец искусно отразил в своём произведении живописи. Картина А. А. Рылова «В голубом просторе» создаёт великолепное жизнерадостное настроение. Она восхищает своей красотой и побуждает гордиться неповторимостью и уникальностью бескрайних просторов нашей огромной Родины.
Уч: -Что вы видите на скалистых берегах? Слайд 14
Д:
-
Белый искристый снег поблёскивает на вершинах. Они как – будто проплывают мимо
или соревнуются с парусником.
Уч:
Да,
ребята, вы правы.
Но самое главное, что эта картина – она живая. Смотришь на нее, и слышишь легкий плеск волн, шелест лебединых крыльев, чувствуешь едва заметный весенний ветерок. Но самое главное, ощущается весенняя свежесть пробуждения природы, когда от пьянящего запаха кружится голова.
(музыка шума воды и крика птиц)
V.Физминутка для глаз (Дельфины)
VI. Работа с планом.
Уч: -В любой работе нужен план действий. Вы уже умеете составлять план художественных произведений, изложений. А сегодня сочинение вы будете писать по готовому плану, пункты которого мы итак проговорили в течение урока. Вам заранее раздали подготовленный план, возьмите его и прочитайте. Слайд15
Уч: - Также слова и словосочетания, которые вы подбирали к деталям, предметам картины, их можно и нужно использовать в своем тексте. Опираясь на план и группы слов и словосочетаний, вам будет легко описать увиденное перед собой и передать своё впечатление от картины.
VII. Написание сочинения с использованием плана и словарных слов.
Слайд 16
VIII. Рефлексия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.