Открытый урок по русскому языку: Морфемика и словообразование"
Оценка 4.8

Открытый урок по русскому языку: Морфемика и словообразование"

Оценка 4.8
docx
13.05.2022
Открытый урок по русскому языку: Морфемика и словообразование"
План урока.docx

                         Министерство образования РД

                                    МКОУ СОШ №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Методическая разработка на тему:

 

                           «Морфемика и слообразование»

 

Предметное направление:                 русский язык

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Автор:

                                             Омарова Лаюзат  Магомедазизовна

                                             учитель русского  языка и  литературы

                                             Муниципальное казенное  

                                             общеобразовательное учреждение

                                            «Средняя общеобразовательная школа № 3»

                                              89894607600

                                              E-mail: layuzat@mail.ru

 

 

 

 

Ход урока:

 

I.              Организационный момент.

Здравствуйте. Как настроение? Хорошее? Но я попытаюсь вас еще больше приободрить.

В прекрасный новый день пришла я к вам с улыбкой,

Приятно мне смотреть в красивые глаза.

Мы проведем урок легко и без запинки.

Прелестный светлый класс, поддержите меня?

(Да). Молодцы!

Как вы заметили, наш класс разделен на две команды: «Добрые» и «Отзывчивые», потому что я не сомневаюсь в том, что вы у меня и добрые и отзывчивые. На выбор капитанов я вам даю 20 сек. Представьтесь капитаны. (Представляются). Спасибо.

Итак, мы с вами пройдем путь по заданиям, по каждому заданию будет балл. Кто больше наберет в корзину, та команда и выиграет. Поняли? Молодцы.

II.          Проверка домашнего задания.

Прежде чем мы сформулируем тему нашего урока, проверим усвоение прошедшей темы. Перед вами на партах лежит вот такая рабочая тетрадь, мы сегодня в них будем работать. На стр. 2 есть таблица маршрутного листа, в который вы будете заносить баллы за сегодняшнюю работу. В следующих страницах задания к уроку. Теперь открываем домашнее задание и начинаем решать. Так как вы будете в след году сдавать ЕГЭ, то я взяла актуальное 4 задание с кимов ЕГЭ (Слайд 3).30 секунд.

Время прошло. На слайде 4 отображены ответы. Проверяем работу и ставим баллы, которые занесете в маршрутный лист в графу «Домашнее задание».

III.      Мотивация к учебной деятельности.

Следующее наше задание пройдет в виде игры: угадывание кроссворда. Правила этой игры достаточно просты: я буду задавать вопросы, ребята, а вы угадывать. Кто отгадает правильный ответ получит лакомство в корзину.

1.            Что пишет учитель на доске в начале урока.

2.            Основная единица языка.

3.            Часть речи, обозначающая признак признака.

4.            Какая часть слова стоит после корня

5.            Образное определение.

6.            Причастие – это особая … глагола.

7.            Лучший бумажный друг

8.            Орфоэпия изучает … речи

9.            Часть речи, изучающая действие предмета.

А теперь скажите, какое слово выделяется в красных квадратиках?

(Морфема). Молодцы.

IV.       Формулирование темы урока, цели и задачи.

Теперь добавляем слово «словобразование» и получится тема урока. Какая? Молодцы. Подпишите тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.

Далее выбираем цель. Ребята, у всех у вас разное восприятие жизни и предмета и, соответственно, ставите разные цели. На слайде отображены варианты целей, выберите из них наиболее подходящие. Отмечаем, кто какие цели выбрал. Молодцы.

 

V.Актуализация знаний.

Давайте, для начала вспомним, что такое морфемика и морфемы. ( Это значимые части слова, дополняющая или изменяющая слово). Слайд 14.

Сейчас обратите внимание на интерактивный плакат. Какие части слова улыбаются нам с экрана. Прочитайте пожалуйста (Читают). Давайте ответим на вопросы. Молодцы.

А теперь скажите, дети, как называется часть слова, носящая лексическое значение слова. (Корень). Давайте, ответим на вопросы со слайда.
Все ясно, переходим к решению задания, для каждой команды свое. Посмотрите на слайд. Начинаем. Первая команда, которая решит, получит на балл больше. Можете тихо совещаться друг с другом. На решение этой задачи дается минута. Проверяем. Ставим по одному баллу за правильные ответы. И переносим в маршрутный лист.

А теперь, разобрав, что такое корень, мы начнем строительство нового. Кто поищет здесь корень и поставить его в нужное место. (Выходит ученик) Первый пазл пошел. Молодцы.

А теперь следующая морфема – приставка. Ответим на вопросы.(Отвечают). Очень хорошо. Переносим баллы в маршрутный лист.

VII.   Включение нового знания в систему известных. Метапредметная связь.

Некоторые приставки в русском языке заимствованы из других языков. Вы сейчас видите, что на ваших столах появились глобусы. Думаете, причем тут это? Задание такое: найти приставки и установить с какой страны они пришли в русский язык. (Решают). Молодцы. Пазл в виде приставки по шел на свое место, кто поставит? Замечательно.

Следующая неделимая часть слова – это суффикс. Так что же обозначает суффикс. Ответим на вопросы на слайде. (Отвечают) Молодцы. 

По суффиксам у нас такое задание: «Отзывчивые» и «Добрые»  находят суффиксы в словах из своих столбиков. Время пошло. Первая из команд получает балл. (Дети делают). Замечательно. Посмотрите на слова деревянный и серебряный. Почему, если один и тот же суффикс ян, то в одном пишется н , а в другом нн?

Не забудьте заносить свои баллы в маршрутный лист.

Кто вставит пазл «суффикс» в свое место?

V.          Окончание и основа.

Что у нас осталось, дети? Правильно, окончание и основа слова. Так, ответим на наши вопросы. (Отвечают). Молодцы.

Все знают, что работа у доски – важная часть учебного процесса. В этом задании мы возьмем упражнение из книги (70). На слайде отображены для вашей легкости слова из этого упражнения. Кто выйдет к доске? (Решают у доски). Молодцы.  На маршрутных листах баллы. И вот лакомство.

VI.       Конкурс капитанов «Попробуем перевести»

В современном мире все языки между собой связаны. И языковые свойства имеют сходство. Битва капитанов! Облачаемся в специальные костюмы, которые улучшают кровообращение в мозге. На столе рисунки, вы их должны соотнести со словами на английском языке. На время.

Молодцы! Каждый из капитанов вставьте пазл основы и окончания.

VII.Физкультминутка. Для глаз.

80% знаний из мира мы получаем с помощью глаз. Нам необходимо оздоровлять этот чудесный орган зрения. Давайте выполним специальные упражнения для глаз для улучшения зрения. (Выполняют)

VIII.                        Минипроект.

Почувствуем себя новаторами, создателями пословиц. На столах лежат слова, из них составить пословицы. А одно слово разбито на морфемы. Надо эти морфемы определить и объяснить. Задание на время. Выигравшая команда получает балл.

Не забудьте, выносить баллы в маршрутный лист.

Молодцы.

XIII. Упражнение «Образуем новые слова».

 Надо образовать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Чем больше слов образует команда, тем лучше. Баллы даются за быстроту, количество слов и грамотность. (Выполняют).

Обратите внимание на слайд, посмотрите сколько новых слов можно образовать с помощью суффиксов и приставок. Так, важны ли морфемы в русском языке? (Да!)

IX.       Закрепление нового материала.

 Для закрепления нового материала мы используем аудирование. Дано предложение из повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. Надо записать на доске предложение. Найдите слова, которые образованы с помощью приставки и суффикса. Молодцы.

X.          Рефлексия.

Смотрим на слайд и отвечаем на вопросы. Ставим 4 или 5. Молодцы.

XI.       Домашнее задание.

Домашнее задание необычное: его прислали вам ученики моего класса. Смотрим на слайд.

Так как Почта России работает мгновенно, до вас уже дошли конверты. А в них, конечно, индивидуальные задания для каждого ученика. (Задания раздаются ученикам).

 

XII.   Оценивание.

За активность 5, 4, 3 балла, остальные по 1 баллу. Отметьте в маршрутных листах. Поставьте баллы за активность. Суммируйте все баллы и запишите сколько получилось. На слайде показаны сами оценки за количество баллов. Поставьте оценки на маршрутном листе.

Молодцы. Сегодня мы хорошо поработали, спасибо за урок.


 

Министерство образования РД

Министерство образования РД

Ход урока: I.

Ход урока: I.

Время прошло. На слайде 4 отображены ответы

Время прошло. На слайде 4 отображены ответы

V .Актуализация знаний. Давайте, для начала вспомним, что такое морфемика и морфемы

V .Актуализация знаний. Давайте, для начала вспомним, что такое морфемика и морфемы

По суффиксам у нас такое задание: «Отзывчивые» и «Добрые» находят суффиксы в словах из своих столбиков

По суффиксам у нас такое задание: «Отзывчивые» и «Добрые» находят суффиксы в словах из своих столбиков

Почувствуем себя новаторами, создателями пословиц

Почувствуем себя новаторами, создателями пословиц

VII. Оценивание. За активность 5, 4, 3 балла, остальные по 1 баллу

VII. Оценивание. За активность 5, 4, 3 балла, остальные по 1 баллу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2022