Открытый урок по русскому языку: «Состав слова» 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Цели урока:
·
образовательные:
развитие умения различать предлоги и приставки, правильно писать их;
продолжить работу по умению писать слова с изученными орфограммами;
выделять приставки в словах;
·
развивающие:
развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы,
обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные
вопросы, творческие задания;
развитие мышления, внимания и речи учащихся;
·
воспитывающая:
воспитание у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
· рассказ учителя,
· проблемные вопросы,
· работа над новыми понятиями,
· творческие задания,
· практические упражнения.
· Педагогические технологии: элементы технологии проблемного обучения,
· элементы игровой технологии,
·
Ход урока
1.Организационный момент
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.
– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Мы сейчас с вами отправляемся в необычайное путешествие, а находимся мы на станции «Школа». Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число.
2. Минутка чистописания.
Первая станция «Отгадай-ка».
– На этой станции вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю.
– Что это? (зима)
– Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради. (Запись букв з З)
– А сейчас подберите к слову зима родственные слова и запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (Зима – зимний, перезимовать, зимушка, зимовать, зимующий.)
3. Постановка темы урока
– Мы все еще находимся на станции «Отгадай-ка», отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны будете записывать одновременно слова в тетрадь и проверять их по доске.
Не
снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
1.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
2.
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
3. Верхняя одежда. (Пальто)
4.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе.
На него показывает
И слова все связывает. (Предлог)
У
избы побывал –
Все окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил. (Мороз)
1.
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная! (Коньки)
2.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже. А лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи за месяц это? (Январь)
3.
Он в берлоге спит зимой
Под большой сосной,
А когда придет весна
Просыпается от сна. (Медведь)
4.
Рядом с дворником всегда.
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (Лопата)
5.
Перед корнем подставляем
Эту часть. Как называем? (Приставка)
4.Работа по теме урока
Учитель: Как вы думаете, как называется тема нашего урока? («Предлоги и приставки»). Мы отправляемся в путешествие в страну «Предлогов и приставок» и нас, конечно, будут интересовать слова с приставками и предлогами. Какие цели мы поставим?
Дети:
– Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.
– Во- вторых, мы должны вспомнить, что же такое предлог.
– В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.
Учитель: Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет, незабываемое путешествие. Ребята, что вы помните о приставках и предлогах?
– Что такое приставка?
Дети: Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов.
Учитель: А что такое предлог?
Дети: Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
Учитель: А что вы помните о правописании предлогов и приставок?
Дети: Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.
Учитель: Может ли употребляться предлог перед словом, обозначающим действие?
Дети: Предлога не бывает перед словом, обозначающим действие.
Учитель: Отправляемся дальше в путешествие!
Станция «Поиграй-ка»
Учитель:
– Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене – настенные часы.
· Повязка на рукаве – …
· Шаг без шума – …
· Переход под землей – …
· Камни под водой – …
· Совет без пользы – …
· Годы до войны – …
· Значок на груди – …
Станция «Найди-ка»
Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» (работа в парах)
Учитель: Запишите слова. Выделите приставки, подчеркните предлоги.
· (за)горой
· на льду
· (по)бежать
· (под)сосной
· (за)мерзнуть
· (зав)ывает
· (под)снегом
· (на)мело
· скатиться
· (во)дворе
· (на )горе
· (под)снежник
· (по)крывает
· (на)мело
· (за)окном
· (на)катке
· (за)морозить
· с горы
– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак +, а если неправильно, то знак -.
Физкультминутка.
Наш гусак встаёт на зорьке,
Он к реке сбегает с горки,
Он гусиную зарядку
Любит делать по порядку:
Для начала — бег на месте,
Крылья врозь, а лапки вместе,
Упражнение для шеи,
Чтоб росла ещё длиннее,
Тренировка для хвоста,
А потом — бултых с моста!
Он плывёт на середину,
Чистит лапки, моет спину.
Крякнул селезень: «Кряк, кряк,
Физкультурник наш гусак!»
Станция «Отдыхай-ка»
– Продолжаем наше путешествие. Если в слове есть приставка, то хлопают мальчики. Если слово с предлогом – девочки.
Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замёрз, на катке, замерзнуть, с горы, подснежник.
6. Закрепление пройденного материала.
Станция «Подумай-ка»
(работа в группах)
Карточка 1
Прочитайте выразительно, озаглавьте текст, |
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы. |
Карточка 3
Составьте из слов каждой строки предложения. |
Карточка 4
Выделите приставки в словах. |
Станция «Проверяй-ка»
(Проверочная работа по карточкам)
Карточка 1
– Докажи правильность своего ответа.
– Какие словосочетания подчёркивают красоту зимнего леса?
Карточка 2
– Объясни пропущенные орфограммы.
– Какую шубку стал примерять заяц?
– Для чего ему новая шубка?
Карточка 3
– В чём смысл этого текста?
– Для чего нужны кормушки?
– На каких уроках мы об этом говорили?
– У кого из вас есть кормушка для птиц?
Карточка 4
– Как зимует белка?
– Ребята, вы, наверное, устали и я предлагаю вам еще немножко отдохнуть.
7. Физкультминутка
С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- – зарядку повторять.
С ЗА- – зарядку завершать.
8. Рефлексия.
– Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите значок, который больше вам подходит.
Презентация.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.