Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Правописание в корне гласных, не проверяемых ударением"
Оценка 5

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Правописание в корне гласных, не проверяемых ударением"

Оценка 5
docx
27.01.2021
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Правописание в корне гласных, не проверяемых ударением"
открытый урок правописание в корне гласных не проверяемых ударением.docx

Тема урока: «Правописание в корне гласных, не проверяемых ударением»

 

 

Цели урока: научить запоминать слова с непроверяемой гласной с помощью различных способов.

 

Задачи урока: учить находить способы запоминания слов с непроверяемыми гласными в корне;

                          активизировать познавательную деятельность учащихся путем использования ТСО, межпредметных связей, дифференциации;

                          развивать орфографическую зоркость, образное, ассоциативное мышление, то есть объемное видение языка;

                          закреплять и систематизировать знания, способствующие формированию грамотного письма;

                          расширять словарный запас учащихся;

                          развивать умение строить предложения и текст;

                          развивать общелогические умения и навыки;

                          воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе;

                          воспитывать аккуратность, чувство уважения к одноклассникам.

 

Оборудование к уроку:

 

Мультимедиа;

Иллюстративный материал - фотографии птиц, карточки с заданиями, тучки и солнышки.

Орфографический, толковый, биологический словари, словарь иностранных слов и С.И Ожегова.

 

 

Ход урока

 

 

I.                   Организационный момент

 

Прозвенел звонок веселый

Всех зовет он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну

 

II.                Минутка чистописания (слайд 1)

 

img10.jpg

 

       III. Сообщение темы урока

 

Нельзя кое-как, положась на удачу,

Слова написать, решить задачу,

Правильно сшить костюм без примерки –

Каждое дело “просит” проверки.

 

— Но, вы знаете, что не все слова можно проверить. Это, так называемые, словарные слова. Они не подчиняются правилам русского языка. Сегодня на уроке мы будем говорить об этих словах.

 

(Чтение темы урока: “Непроверяемые гласные в корне слова”) (Cлайд 2)

 

IV. Выявление первого способа запоминания непроверяемой гласной в корне слова (чёткое проговаривание)

 

— А как вы поступаете, если слово словарное?

— Верно, слово необходимо четко проговорить несколько раз.

— Этот способ поможет нам запомнить название птицы, которая обитает на Кольском полуострове. Кстати, очень большое количество ошибок на непроверяемые гласные делают дети в названиях наших “пернатых” друзей.

— Это — орлан-белохвост. (Слайд  3)

 

— Это сильная хищная птица, она питается рыбой, которую выслеживает в море и выхватывает из воды на лету.

— Почему на картинке значок?

— Количество этих птиц мало и они находятся под охраной нашего государства. Всего в Красной книге 65 видов птиц.

 

— Найдите “трудное” место в написании слова орлан.

— Подберите и запишите родственные слова. (орёл, орлята, орлиный, орлёнок и т. д.)

— Выделите корень.

— Какая общая орфограмма? Подчеркните.

— Итак, каков первый способ запоминания слов с непроверяемой гласной?

 

ЧЕТКОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ (Слайд 4)

 

V. Выявление второго способа запоминания непроверяемой гласной в корне слова (подбор ассоциации)

 

— Память – это замечательно, но в русском языке огромное количество слов.

 

Знакомство с толковым словарем.

 

— Из них 13 % занимают слова с непроверяемыми гласными.

— Что делать, если память подводит?

 

Знакомство с орфографическим словарем.

 

— Но носить везде с собой орфографический словарь неудобно.

— Какова задача нашего сегодняшнего урока? (найти другие способы запоминания слов)

 

— Послушайте стихотворение и скажите, что помогло вам запомнить написание проверяемой гласной в слове.

 

Вышел Петя-петушок,

Ярко- красный гребешок,

Наш петух умеет петь!

(Букву “Е” нам не стереть)

Рано утром на заре

Он выводит ноту “Ре”.

 

Слайд 5

 

— Какая непроверяемая гласная в слове петух?

— Что помогло запомнить?

— Такой способ запоминания называется …

 

ПОДБОР АССОЦИАЦИИ (Слайд 6)

 

— А вот эту птичку, которая тоже живет на Кольском полуострове, называют оляпка. (Слайд 7).

 

— Эта небольшая птица – водяной воробей. Она единственная из певчих птиц, которая умеет плавать и нырять летом в реке, а зимой в проруби. И даже бегать по дну под водой.

 

— Вы удивлены?

— Что произносят люди удивляясь? (О-О-О!) (Слайд 8)

 

— Запишите слово, подчеркните гласную.

— На этой картинке тоже северная птица. (Слайд 9)

 

— Ее название — баклан. Она занесена в Красную книгу.

--- Придумайте ассоциацию (Слайд 10)

 

 

— Запишите слово и рядом слово-ассоциацию.

— Какой новый способ запоминания слов с непроверяемыми гласными узнали? (Подбор ассоциации)

 

VI. Знакомство с третьим способом запоминания словарных слов (выделение “формул”).

 

— Вспомните  и назовите птиц, которые встречаются в Беларуси круглый год.

— Запишите их (1 учащийся у доски).

— Найдите общее в написании.

 

ОРО

 

— Это, ребята, формула, с помощью которой можно запомнить написание этих птиц.

--- А какую еще формулу мы знаем? (Оло)

--- Посмотрите на картинки (на доске сорока, ворона, воробей) и скажите, с помошью какой формулы они записываются?

--- А какая птица у нас обитает с формулой оло? Запишите.

— А какие фразеологизмы вы знаете, в которых употребляются названия этих птиц?

 

(Белая ворона – человек, резко выделяющийся чем-либо от окружающих, не похожий на них.

Трещать, как сорока – очень много быстро говорить.

Стреляный воробей – очень опытный человек, которого трудно обмануть.)

 

Знакомство с фразеологическим словарем.

 

— Запишите фразеологизмы и выполните орфографический разбор.

— Какие ещё формулы для запоминания написания слов вы знаете? (ОЛО, ЕРЕ, ЖИ, ШИ)

— Каков третий способ запоминания слов с непроверяемыми гласными в корне?

 

ВЫДЕЛЕНИЕ ФОРМУЛ (Слайд 11)

 

VII. Знакомство с четвёртым способом запоминания (этимология)

 

— Сейчас я  прочитаю вам загадку, а вы подумайте о какой птичке идет речь.

 

На ветвях украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки на ветке весело снуют,

Гусениц мороженых,.. яблоки клюют.

Кто это? (снегирь) (Слайд 12)

 

— Опишите птичку.

— Что вы о ней знаете?

— Почему эта птичка так названа?

— Да, действительно, название этой птицы произошло от слова снег. А науку, которая изучает происхождение слов — называют ЭТИМОЛОГИЯ.

 

— Запишите это слово.

— Выделите исторический корень.

— Выделите современный корень.

 

Слайд 13

 

— А эту птичку называют морянка.

— От какого слова образовано название?

— Какая орфограмма встретилась в слове?

— Определите исторический и современный корень.

— Ребята, чтобы узнать происхождение слова, можно воспользоваться этимологическим словарем.

 

Знакомство с этимологическим словарём.

 

— Какой способ запоминания слов с непроверяемой гласной узнали? (Этимология) (Слайд 14)

 

VIII. Выявление способа запоминания словарных слов (звукоподражание).

 

— Догадайтесь, о какой птичке идет речь? Она зимует у нас, переживая все морозы и метели. Часто зимой слышна ее звонкая песенка. Самое страшное для этой птички не холод, а голод, поэтому люди помогают ей и подкармливают ее. Больше всего она любит кусочки сала. Кто это? (синица)

— Почему она так называется?

— Рассмотрите фотографию этой птички. (Слайд 15)

 

— Какого она цвета? (нет синего)

 

Вот перед вами синица, друзья,

Величиною она с воробья.

Белые щеки, серая шубка

Синего нет и в помине, как будто.

За что же синицу назвали синицей?

За тот разговор, что ведет эта птица.

Синица на ветку к подруге присела,

И сразу до нас си-си-синь долетело.

 

— Образование этого слова, тоже основано на этимологии, а называется этот способ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ. (Слайд 16)

 

— Запишите слово и песенку синицы.

 

Физкультминутка (музыкальная)

 

IX. Работа по развитию речи

 

— А теперь самостоятельно выполните задания.

 

Карточки с заданиями отличаются по цвету.

 

А) Вставь пропущенные названия птиц, чтобы получился рассказ.Спишите.

 

Вчера под окном дети повесили новую кормушку. Первым прилетел красногрудый …. Вскоре подоспела к угощению …. Стучит клювом, весело попискивает. На снегу под кормушкой шныряют … и клюют крошки хлеба. Теперь птицы знают, куда можно прилететь в голодное время.

 

Б) Дополните данные предложения своими предложениями, чтобы получился рассказ. Запишите рассказ в тетрадь.

 

Расчирикались воробьи.

Прилетела стайка.

Перелетают снегири.

Птицы радуются.

 

Проверка.

 

— Сегодня мы говорили о птицах, кстати, если заглянуть в этимологический словарь, то мы узнаем, что птица – “орнис” — мальчик, сыночек, деточка.

— Как должны относиться люди к младшим?

 

X.  Итог урока

 

— Для запоминания написания слов с непроверяемой гласной в корне существует много различных способов. А какие из них помогли вам, ребята, правильно написать названия птиц? (Слайд 17)

— Теперь вы, пользуясь этими способами, сможете запомнить любое слово с непроверяемой гласной в корне.

 

XI.  Домашнее задание

 

— Существуют и другие способы запоминания слов с непроверяемыми гласными:

 

— образование сложных слов

— география происхождения слов

— образование слов от корней иностранных слов

— Попробуйте дома сами стать учеными-исследователями и расследуйте происхождение названий птиц, а также выполните упр. 45 с. 24

 

XII. Рефлексия

 

- Поднимите руки, кто справился с трудностями на уроке.

- Какое настроение у вас сейчас?

- У каждого из вас на столе лежат солнышко и тучка. Подумайте, какая из карточек отражает сейчас ваше настроение. Выберите ее и прикрепите вокруг большого солнышка на доске.

 

(Слайд 18)


 

Тема урока: «Правописание в корне гласных, не проверяемых ударением »

Тема урока: «Правописание в корне гласных, не проверяемых ударением »

III . Сообщение темы урока

III . Сообщение темы урока

Память – это замечательно, но в русском языке огромное количество слов

Память – это замечательно, но в русском языке огромное количество слов

Эта небольшая птица – водяной воробей

Эта небольшая птица – водяной воробей

Какой новый способ запоминания слов с непроверяемыми гласными узнали? (Подбор ассоциации)

Какой новый способ запоминания слов с непроверяемыми гласными узнали? (Подбор ассоциации)

Опишите птичку. — Что вы о ней знаете? —

Опишите птичку. — Что вы о ней знаете? —

Вот перед вами синица, друзья,

Вот перед вами синица, друзья,

Существуют и другие способы запоминания слов с непроверяемыми гласными: — образование сложных слов — география происхождения слов — образование слов от корней иностранных слов —

Существуют и другие способы запоминания слов с непроверяемыми гласными: — образование сложных слов — география происхождения слов — образование слов от корней иностранных слов —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2021