Тема урока: «Правописание в корне гласных, не проверяемых ударением»
Цели урока: научить запоминать слова с непроверяемой гласной с помощью различных способов.
Задачи урока: учить находить способы запоминания слов с непроверяемыми гласными в корне;
активизировать познавательную деятельность учащихся путем использования ТСО, межпредметных связей, дифференциации;
развивать орфографическую зоркость, образное, ассоциативное мышление, то есть объемное видение языка;
закреплять и систематизировать знания, способствующие формированию грамотного письма;
расширять словарный запас учащихся;
развивать умение строить предложения и текст;
развивать общелогические умения и навыки;
воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе;
воспитывать аккуратность, чувство уважения к одноклассникам.
Оборудование к уроку:
Мультимедиа;
Иллюстративный материал - фотографии птиц, карточки с заданиями, тучки и солнышки.
Орфографический, толковый, биологический словари, словарь иностранных слов и С.И Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый
Всех зовет он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну
II. Минутка чистописания (слайд 1)
III. Сообщение темы урока
Нельзя кое-как, положась на удачу,
Слова написать, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки –
Каждое дело “просит” проверки.
— Но, вы знаете, что не все слова можно проверить. Это, так называемые, словарные слова. Они не подчиняются правилам русского языка. Сегодня на уроке мы будем говорить об этих словах.
(Чтение темы урока: “Непроверяемые гласные в корне слова”) (Cлайд 2)
IV. Выявление первого способа запоминания непроверяемой гласной в корне слова (чёткое проговаривание)
— А как вы поступаете, если слово словарное?
— Верно, слово необходимо четко проговорить несколько раз.
— Этот способ поможет нам запомнить название птицы, которая обитает на Кольском полуострове. Кстати, очень большое количество ошибок на непроверяемые гласные делают дети в названиях наших “пернатых” друзей.
— Это — орлан-белохвост. (Слайд 3)
— Это сильная хищная птица, она питается рыбой, которую выслеживает в море и выхватывает из воды на лету.
— Почему на картинке значок?
— Количество этих птиц мало и они находятся под охраной нашего государства. Всего в Красной книге 65 видов птиц.
— Найдите “трудное” место в написании слова орлан.
— Подберите и запишите родственные слова. (орёл, орлята, орлиный, орлёнок и т. д.)
— Выделите корень.
— Какая общая орфограмма? Подчеркните.
— Итак, каков первый способ запоминания слов с непроверяемой гласной?
ЧЕТКОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ (Слайд 4)
V. Выявление второго способа запоминания непроверяемой гласной в корне слова (подбор ассоциации)
— Память – это замечательно, но в русском языке огромное количество слов.
Знакомство с толковым словарем.
— Из них 13 % занимают слова с непроверяемыми гласными.
— Что делать, если память подводит?
Знакомство с орфографическим словарем.
— Но носить везде с собой орфографический словарь неудобно.
— Какова задача нашего сегодняшнего урока? (найти другие способы запоминания слов)
— Послушайте стихотворение и скажите, что помогло вам запомнить написание проверяемой гласной в слове.
Вышел Петя-петушок,
Ярко- красный гребешок,
Наш петух умеет петь!
(Букву “Е” нам не стереть)
Рано утром на заре
Он выводит ноту “Ре”.
Слайд 5
— Какая непроверяемая гласная в слове петух?
— Что помогло запомнить?
— Такой способ запоминания называется …
ПОДБОР АССОЦИАЦИИ (Слайд 6)
— А вот эту птичку, которая тоже живет на Кольском полуострове, называют оляпка. (Слайд 7).
— Эта небольшая птица – водяной воробей. Она единственная из певчих птиц, которая умеет плавать и нырять летом в реке, а зимой в проруби. И даже бегать по дну под водой.
— Вы удивлены?
— Что произносят люди удивляясь? (О-О-О!) (Слайд 8)
— Запишите слово, подчеркните гласную.
— На этой картинке тоже северная птица. (Слайд 9)
— Ее название — баклан. Она занесена в Красную книгу.
--- Придумайте ассоциацию (Слайд 10)
— Запишите слово и рядом слово-ассоциацию.
— Какой новый способ запоминания слов с непроверяемыми гласными узнали? (Подбор ассоциации)
VI. Знакомство с третьим способом запоминания словарных слов (выделение “формул”).
— Вспомните и назовите птиц, которые встречаются в Беларуси круглый год.
— Запишите их (1 учащийся у доски).
— Найдите общее в написании.
ОРО
— Это, ребята, формула, с помощью которой можно запомнить написание этих птиц.
--- А какую еще формулу мы знаем? (Оло)
--- Посмотрите на картинки (на доске сорока, ворона, воробей) и скажите, с помошью какой формулы они записываются?
--- А какая птица у нас обитает с формулой оло? Запишите.
— А какие фразеологизмы вы знаете, в которых употребляются названия этих птиц?
(Белая ворона – человек, резко выделяющийся чем-либо от окружающих, не похожий на них.
Трещать, как сорока – очень много быстро говорить.
Стреляный воробей – очень опытный человек, которого трудно обмануть.)
Знакомство с фразеологическим словарем.
— Запишите фразеологизмы и выполните орфографический разбор.
— Какие ещё формулы для запоминания написания слов вы знаете? (ОЛО, ЕРЕ, ЖИ, ШИ)
— Каков третий способ запоминания слов с непроверяемыми гласными в корне?
ВЫДЕЛЕНИЕ ФОРМУЛ (Слайд 11)
VII. Знакомство с четвёртым способом запоминания (этимология)
— Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы подумайте о какой птичке идет речь.
На ветвях украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки на ветке весело снуют,
Гусениц мороженых,.. яблоки клюют.
Кто это? (снегирь) (Слайд 12)
— Опишите птичку.
— Что вы о ней знаете?
— Почему эта птичка так названа?
— Да, действительно, название этой птицы произошло от слова снег. А науку, которая изучает происхождение слов — называют ЭТИМОЛОГИЯ.
— Запишите это слово.
— Выделите исторический корень.
— Выделите современный корень.
Слайд 13
— А эту птичку называют морянка.
— От какого слова образовано название?
— Какая орфограмма встретилась в слове?
— Определите исторический и современный корень.
— Ребята, чтобы узнать происхождение слова, можно воспользоваться этимологическим словарем.
Знакомство с этимологическим словарём.
— Какой способ запоминания слов с непроверяемой гласной узнали? (Этимология) (Слайд 14)
VIII. Выявление способа запоминания словарных слов (звукоподражание).
— Догадайтесь, о какой птичке идет речь? Она зимует у нас, переживая все морозы и метели. Часто зимой слышна ее звонкая песенка. Самое страшное для этой птички не холод, а голод, поэтому люди помогают ей и подкармливают ее. Больше всего она любит кусочки сала. Кто это? (синица)
— Почему она так называется?
— Рассмотрите фотографию этой птички. (Слайд 15)
— Какого она цвета? (нет синего)
Вот перед вами синица, друзья,
Величиною она с воробья.
Белые щеки, серая шубка
Синего нет и в помине, как будто.
За что же синицу назвали синицей?
За тот разговор, что ведет эта птица.
Синица на ветку к подруге присела,
И сразу до нас си-си-синь долетело.
— Образование этого слова, тоже основано на этимологии, а называется этот способ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ. (Слайд 16)
— Запишите слово и песенку синицы.
Физкультминутка (музыкальная)
IX. Работа по развитию речи
— А теперь самостоятельно выполните задания.
Карточки с заданиями отличаются по цвету.
А) Вставь пропущенные названия птиц, чтобы получился рассказ.Спишите.
Вчера под окном дети повесили новую кормушку. Первым прилетел красногрудый …. Вскоре подоспела к угощению …. Стучит клювом, весело попискивает. На снегу под кормушкой шныряют … и клюют крошки хлеба. Теперь птицы знают, куда можно прилететь в голодное время.
Б) Дополните данные предложения своими предложениями, чтобы получился рассказ. Запишите рассказ в тетрадь.
Расчирикались воробьи.
Прилетела стайка.
Перелетают снегири.
Птицы радуются.
Проверка.
— Сегодня мы говорили о птицах, кстати, если заглянуть в этимологический словарь, то мы узнаем, что птица – “орнис” — мальчик, сыночек, деточка.
— Как должны относиться люди к младшим?
X. Итог урока
— Для запоминания написания слов с непроверяемой гласной в корне существует много различных способов. А какие из них помогли вам, ребята, правильно написать названия птиц? (Слайд 17)
— Теперь вы, пользуясь этими способами, сможете запомнить любое слово с непроверяемой гласной в корне.
XI. Домашнее задание
— Существуют и другие способы запоминания слов с непроверяемыми гласными:
— образование сложных слов
— география происхождения слов
— образование слов от корней иностранных слов
— Попробуйте дома сами стать учеными-исследователями и расследуйте происхождение названий птиц, а также выполните упр. 45 с. 24
XII. Рефлексия
- Поднимите руки, кто справился с трудностями на уроке.
- Какое настроение у вас сейчас?
- У каждого из вас на столе лежат солнышко и тучка. Подумайте, какая из карточек отражает сейчас ваше настроение. Выберите ее и прикрепите вокруг большого солнышка на доске.
(Слайд 18)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.