Открытый урок по русскому языку "Знакомство с жанром объявления".
Оценка 4.6

Открытый урок по русскому языку "Знакомство с жанром объявления".

Оценка 4.6
docx
27.12.2024
Открытый урок по русскому языку "Знакомство с жанром объявления".
Открытый урок.docx

Русский язык. "Знакомство с жанром объявления"

Цель: формирование понятия объявления как речевого жанра.

Задачи:

1.    учить самостоятельно создавать устные и письменные объявления;

2.    формировать умение анализировать и редактировать тексты, стимулировать речемыслительную деятельность посредством коммуникативной игры;

3.    воспитывать корректность, вежливость в речи и поведении;

Тип урока: изучение нового материала.

Основной метод: игровой.

Форма урока:

Средства обучения, оборудование:

 запись песни В. Шаинского “Пропала собака”, фломастеры, карандаши, листы бумаги, раздаточные листы «Лесное радио», объявления.

Предполагаемый результат: самостоятельные и грамотные высказывания детей в виде устных и письменных объявлений.

Ход урока

1.    Организационный момент.

2.    Целеустановка.

3.    Повторение ранее изученного о тексте.

4.    Формирование представления о письменном объявлении.

5.    Создание самостоятельных текстов письменных объявлений, анализ деятельности.

6.    Формирование представления об устном объявлении, создание текстов, анализ.

7.    Обобщающая игра с последующим обсуждением результатов.

8.    Подведение итогов урока.

 

 

1 этап — целеполагание

Оргмомент. Давате поприветствуем наших гостей в классе.

Сегодня мы познакомимся с одним речевым жанром, но прежде, я предлагаю послушать отрывок из песни Шаинского и догадаться, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

 

(Звучит песня В. Шаинского “Пропала собака”).

- Догадались, как называется такой текст?

- Где вам приходилось с ним встречаться?

 

Итак, тема нашего урока…   Как вы ее определите сами?

 “Объявление”. Сегодня мы научимся создавать объявления, узнаем, как они строятся, из чего состоят, какие бывают.

(На закрытой доске написано название темы)

 

Итак, с объявлениями вам приходилось встречаться?

 О чем в них сообщают? (Ответы детей)

 

Для чего нужны объявления?

 

О концерте и работе,
Об отложенном полете,
О покупке и продаже,
О находке и пропаже,
Об обмене и запрете,
В общем, обо всем на свете!

В.Кривин

 

 

 

 

2 этап — формирование представлений о письменном объявлении

Предлагаю ученикам прочитать 2 объявления о предстоящей игре в баскетбол. О чем сообщается в объявлении?

15 февраля, в 15 ч.
в спортивном зале состоится
 игра в баскетбол

Учитель физкультуры

Спортивная игра

15 февраля, в 15 ч.
состоится в спортивном зале

 

 

 

Давайте сравним оба объявления.

Сделаем выводы после сравнения: узнали – Что, Когда, Где будет происходить и  кто его написал.

– Какое объявление читается легче? Почему?

(Оформлены по-разному)

- Какая информация выделена другим цветом? (главная – о собрании)

- Как вы думаете, то, что, не выделено цветом, какую информацию несет? (дополнительную)

Попробуем сделать вывод: Что вы узнали об объявлении?

 

Дети определяют, что из небольшого текста можно узнать многое: что, когда и где будет происходить,  кто его написал.

Такие объявления, которые сообщают нам о том, что, где, когда происходит, — это объявления - сообщения. Информации много, но записать нужно кратко, без лишних слов, чтобы каждое слово имело смысл. А чтобы объявление читалось и запомнилось, что необходимо использовать? (Цвет, шрифт, расположение информации).

3 этап — создание письменных объявлений

Предлагаю детям посмотреть фрагмент мультфильма “Крокодил Гена”. Гена пишет объявление о том, что хочет завести друзей.

(Текст объявления на доске).

 Ребята, посмотрите и прочитайте внимательно, как крокодил Гена написал объявление. Всё ли правильно он сделал? Нет ли ошибок?

- О чём сообщается?

- Кто написал?

- Куда обращаться?

Давайте поможем исправить. Учитывая все исправления, объявление могло бы выглядеть примерно так

(исправленное объявление рядом повесить на доску)

 

Создание письменных объявлений (самостоятельная работа)

 Подумайте, какую самую важную информацию вы сообщите. Уместны ли будут рисунок, фотография? Постарайтесь правильно расположить информацию в объявлении.

Что вы подчеркнете в объявлении? А что напишите другим цветом?

После того как работа закончена, дети зачитывают созданные тексты объявлений. Вместе обсуждаем, оцениваем детские высказывания

 

ФИЗМИНУТКА

 

 

 

 

 

 

4 этап — формирование представлений об устном объявлении

Объявления могут быть не только письменными, но и устными (объявления-приглашения, объявления-запреты, объявления-предупреждения). Где вам приходилось их слышать?

Сообщаю детям, что устные объявления тоже строятся по определенным правилам. Что необходимо для того, чтобы их услышали?

Устные объявления имеют следующие части:

  • слова, привлекающие внимание слушателей “Внимание! Внимание!..”, “Слушайте! Слушайте!..”, в том числе обращение;
  • сообщение (приглашение, предупреждение, запрет).

Прослушивание аудио сообщений.

(Сообщение в театре, на вокзале, пожарная тревога)

При произнесении устных объявлений говорящий должен помнить некоторые секреты:

  • правильно распределять дыхание (с учетом информации);
  • если объявление произносится по телевидению, помнить о роли мимики и жестов;
  • если объявление содержит просьбу кого-то найти, более теплую интонацию, доверительный тон;
  • если предстоит произнести объявление-запрет, уместно использование слов: нельзя, запрещается, глаголы с  частицей не).

Игра “Лесное радио сообщает”

Раздаю карточки «Лесное радио сообщает».

Представьте себе, что однажды в лесу поднялся ветер, сорвал листочки с лесной доски объявлений и занес к нам в класс. У вас есть возможность озвучить их. Сделайте это, подражая голосом лесным обитателям, чтобы слушателям были понятны настроение, характер персонажей-авторов объявлений. А мы все вместе попробуем отгадать: кто это?

 

6 этап — подведение итогов

Итак, ребята, что вы узнали нового на уроке? Как вы поняли, что такое объявление?

Объявление — устный или письменный текст, в котором кратко и четко сообщается, что, где, когда происходит. Объявление содержит точную, конкретную информацию и строится по определенной схеме.

Оценки за урок.


 

Русский язык. "Знакомство с жанром объявления"

Русский язык. "Знакомство с жанром объявления"

Оргмомент. Давате поприветствуем наших гостей в классе

Оргмомент. Давате поприветствуем наших гостей в классе

Предлагаю ученикам прочитать 2 объявления о предстоящей игре в баскетбол

Предлагаю ученикам прочитать 2 объявления о предстоящей игре в баскетбол

Предлагаю детям посмотреть фрагмент мультфильма “Крокодил

Предлагаю детям посмотреть фрагмент мультфильма “Крокодил

Объявления могут быть не только письменными, но и устными (объявления-приглашения, объявления-запреты, объявления-предупреждения)

Объявления могут быть не только письменными, но и устными (объявления-приглашения, объявления-запреты, объявления-предупреждения)

Итак, ребята, что вы узнали нового на уроке?

Итак, ребята, что вы узнали нового на уроке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2024