Открытый урок по теме "Его величество случай" в 5 классе

  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • pptx
  • 23.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по теме "Его величество случай" предназначен для развития уровня учащихся 5 класса
Иконка файла материала Его Величество - Случай.pptx

https://www.youtube.com/watch?v=Gu4Zj5ixpeo

Занятность есть в миру одна –
В нем вероятность нам дана,
И случая прекрасен в ней исход
Тому, кто делает все в срок.

19.04. Классная работа

Его Величество - Случай. Вероятность

Правила игры.
Игрок №1 будет делать 1 шаг вперед, если на кубике выпадет 7 очков.
Игрок №2 будет делать шаг вперед, если на кубике выпадет 3 очка.
Игрок №3 будет делать шаг вперед, если на кубике выпадет четное число.
А я буду продвигаться на шаг вперед, если на кубике выпадет 1, 2, 3, 4, 5, 6 очков.

Опыт (испытание) – совокупность условий, при которых рассматривается появление случайного события.
Исход - это результат опыта (испытания).
Событие – это ожидаемый результат опыта (испытания).

Опыт

Типы событий

Событие называется
невозможным,
если оно не
может произойти
в результате
данного испытания.

Случайным
называют
событие которое может
произойти или не произойти в
результате
некоторого
испытания.

Событие
называется
достоверным,
если оно обязательно произойдет в
результате
данного испытания.

ДОСТОВЕРНОЕ

СЛУЧАЙНОЕ

НЕВОЗМОЖНОЕ

Исследуйте виды событий.
На столе лежат карточки синего цвета. Разделите их на группы по событиям.

События

Невозможные

Случайные

Достоверные

Исследуйте виды событий.
На столе лежат карточки синего цвета. Разделите их на группы по событиям.

События

Невозможные

Случайные

Достоверные

Мой день рождения три раза в году
В Казани днем темно
Из школьного окна видно море
День рождения моего друга 30 февраля

Меня завтра спросят на уроке
Найти клад
Выбрали наугад слово из книги, и в нем есть буква о.

Сорванный цветок погибнет
Летом будут каникулы
Камень падает вниз

Какой буквой обозначается вероятность?
Что надо знать, чтобы найти вероятность?

- Каким действием находят вероятность?
Каким числом выражается вероятность?
Вывод:
Вероятность невозможного события равна 0
Вероятность достоверного события равна 1
Вероятность случайного события равна 0 < Р(А) < 1

Основатели теории вероятностей

вероятностей были французские математики Б. Паск  Гюйгенс Основателями теории вероятностей были французские математики Б. Паскаль и П. Ферма, и голландский ученый Х. Гюйгенс

Б. Паскаль

П.Ферма

Первыми учеными, которые начали изучать вероятность – Паскаль и Ферма. Из переписки которых и родилась наука, которую сейчас называют теорией вероятностей. Слово «вероятность» имеет французское происхождение «probabilitas», поэтому вероятность обозначают буквой Р.




m – число исходов, благоприятствующих событию
n – число всех возможных исходов

probabilitе

Задача 1.
а) Первое событие. А-выпадет 7 очков
б) Второе событие. В-выпадет 3 очка в) С-выпадет четное число очков.


Решение:

Случайный эксперимент бросание кубика.
Элементарное событие число на выпавшей грани.

𝑃𝑃 𝐴 𝐴𝐴 𝐴 = 𝑚 𝑛 𝑚𝑚 𝑚 𝑛 𝑛𝑛 𝑚 𝑛 = 0 6 0 0 6 6 0 6 =0;Р В В В = 1 6 1 1 6 6 1 6 ; Р(С)= 3 6 3 3 6 6 3 6 = 1 2 1 1 2 2 1 2

Ответ: 0

Всего граней:

1, 2, 3, 4, 5, 6

Элементарные события:

n=6

m=0

Задача 1. Игральный кубик бросили один раз. Какова вероятность того, что выпало число очков, большее чем 4.

Решение:

Случайный эксперимент бросание кубика.
Элементарное событие число на выпавшей грани.

Ответ: 1 3 1 1 3 3 1 3

Всего граней:

1, 2, 3, 4, 5, 6

Элементарные события:

n=6

m=2

Задача 1.
В шляпе лежат 4 шарика с числами 1, 2, 3, 4. Достоверно ли, что можно вытащить шарик с номером от 1 до 4.
Какова вероятность того, что можно вытащить шарик с четным числом.
Вероятность: 2 шарика из четырех. Значит, 2:4 = 1 2 1 1 2 2 1 2 = 0,5.
Р=0,5
А теперь добавим к этим шарикам еще один с числом 5. Уменьшится ли вероятность вытащить шарик с четным числом?
2 шарика из 5:
2:5= 2 5 2 2 5 5 2 5 =0,4 Р=0,4.
.

Задача №3

Какова вероятность того, что случайно выбранное натуральное число от 10 до 19 делится на три?























10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19

Ответ: 0,3

Задача № 4

В случайном эксперименте игральный кубик бросают один раз. Найдите вероятность того, что выпадет число, меньшее чем 4.























Ответ: 0,5

1, 2, 3, 4, 5, 6

Задача № 5

В случайном эксперименте игральный кубик бросают один раз. Найдите вероятность того, что выпадет четное число.























Ответ: 0,5

1, 2, 3, 4, 5, 6

Задача № 6

В случайном эксперименте игральный кубик бросают один раз. Найдите вероятность того, что выпадет число, отличающееся от числа 3 на единицу.























Ответ: 1/3

1, 2, 3, 4, 5, 6

Домашнее задание

1. Для каждого из перечисленных событий определите, какое оно: достоверное, невозможное или случайное:
Летних каникул не будет
Ученик получит пять по математике в воскресенье
Завтра пойдет дождь
При бросании игрального кубика выпадет 8 очков
После четверга будет пятница
Зимой выпадает снег
Вы выиграете в лотерею
2. В фирме такси в данный момент свободно 15 машин: 2 красных, 9 желтых и 4 зеленых. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшихся ближе всего к заказчице. Найдите вероятность того, что к ней приедет желтое такси.
3.Бросают игральный кубик. Найдите вероятность того, что выпадет число, меньшее 4 очков.

"События и
вероятности"

Устный журнал

"Описательная статистика и
случайная изменчивость"

Страница первая

Сопоставьте каждому понятию соответствующее определение

Понятие

Определение

1

Таблица

Используется для наглядного, запоминающегося изображения и сопоставления данных

А

2

Круговая диаграмма

Среднее арифметическое квадратов отклонений от среднего значения

B

3

Диаграмма рассеивания

Число, которое разделяет набор на две равные по численности части

C

4

Диаграмма

Разность между наибольшим и наименьшим числом в наборе

D

5

Среднее значение

Показывает, как целое делится на части в виде секторов круга, углы которых пропорциональны долям единого целого

E

6

Медиана набора

Показывает примерный характер взаимосвязи между числовыми характеристиками

F

7

Размах набора

Предназначена для упорядочивания большого количества сведений

K

8

Дисперсия набора

Число, равное отношению суммы чисел набора к их количеству

L

"История теории
вероятностей"

Страница вторая

"Случайные события
и вероятность"

Страница третья

Определение. Мы называем событие случайным, если нельзя утверждать, что это событие в данных обстоятельствах непременно произойдет.

Вероятность случайного события — это числовая мера его правдоподобия. Иногда вероятности событий можно рассчитать математически, а иногда приходится приближенно узнавать их из экспериментов.

Определение. Отношение числа тех опытов, в которых событие C произошло, к общему числу проведенных опытов называется частотой случайного события C в этой серии опытов.

Формула классической вероятности где n – число всех возможных исходов, m – число исходов, благоприятствующих событию А.

Физминутка

Страница четвёртая

"Монета и
игральная кость"

Страница пятая

"Увлекательное
исследование"

Какие события мы называем случайными?

Является ли случайным событие "Меня завтра спросят на уроке"?

Является ли случайным событие "Летом у меня будут каникулы"?

Является ли случайным событие "Мне сегодня встретится черная кошка"?

Приведите примеры случайных событий из вашей жизни.

Что такое частота случайного события? Как частота связана с вероятностью?

Какие значения может принимать вероятность случайного события?

Какие события называют достоверными? Чему равна вероятность достоверных событий? Какие события называют невозможными? Чему равна вероятность невозможного события?
Приведите примеры невозможных и достоверных случайных событий.

Приведите примеры маловероятных событий.
Какими из них можно, а какими нельзя пренебрегать в одном испытании?

А: ночью светит солнце
В: 1 января – праздничный день
С: в полночь выпадет снег, а через 24 часа будет светить солнце
D: футбольный матч «Спартак» - «Динамо» закончится вничью
Е: при броске монеты выпал «орел»
F: при броске игральной кости выпало 7 очков
G: при броске игральной кости выпало число очков, меньше 7
H: при телефонном звонке абонент оказался занят
I: при броске игральной кости выпало 2 очка
K: учебный год когда-нибудь закончится
L: бутерброд упадет маслом вниз
M: вы выиграете, участвуя в беспроигрышной лотерее
N: Коля получил на экзамене по математике пятерку
O: черепаха научится говорить
P: вы выиграете, участвуя в лотерее
Q: вы проиграете партию в шашки
R: 30 февраля будет дождь
S: завтра солнце взойдет на западе
T: летом у школьников будут каникулы
U: при броске игральной кости выпало четное число очков
V: вы выходите на улицу, а навстречу вам идет слон
W: в этом году вас изберут президентом России
X: 1 июля в Стерлитамаке будет солнечно
Y: после четверга будет пятница
Z: день рождения моего друга – число, меньше чем 32

Исследуйте виды событий.
Результаты исследования занесите в таблицу.

События

Достоверные

Невозможные

Случайные

B, G, K, M, T, Z

A, C, F, O, R, S, V, W

D, E, H, I, L, N, P, Q, U, X

"Интересные
задачи"

Страница шестая

"Интересные
задачи"

Алгоритм решения задач:
Определить, в чем состоит случайный эксперимент и какие у него элементарные события. Убедиться, что они равновероятны.
Найти общее число элементарных событий (всех возможных исходов) - n
Определить, какие элементарные события благоприятствуют событию А, и найти их число m.
Найти вероятность события А по формуле

Задача 1. Вася, Петя, Коля и Леша бросили жребий – кому начинать игру. Найдите вероятность того, что игру будет начинать Петя.

Решение:

Случайный эксперимент бросание жребия.
Элементарное событие участник, который выиграл жребий.

Число элементарных событий: n = 4

Событие А = {жребий выиграл Петя}, m = 1

Ответ: 0,25

Задача 3. В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что орел выпадет ровно один раз.

Решение:

орел - О

решка - Р

Возможные исходы события:

1 бросок

2 бросок

О

Р

О

О

О

Р

Р

Р

n=4

m=2

Ответ:0,5

4 исхода

Задача 4. В соревнованиях по толканию ядра участвуют 4 спортсмена из Финляндии, 7 спортсменов из Дании, 9 спортсменов из Швеции и 5 – из Норвегии. Порядок, в котором выступают спортсмены, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсмен, который выступает последним, окажется из Швеции.

Решение:

Всего спортсменов: n= 4 + 7 + 9 + 5 = 25

A= {последний из Швеции}

n=25

m=9

Ответ: 0,36

Задача 5. В чемпионате мира участвуют 16 команд. С помощью жребия их нужно разделить на 4 группы по 4 команды в каждой. В ящике вперемешку лежат карточки с номерами групп:
1, 1, 1, 1, 2, 2, 2, 2, 3, 3, 3, 3, 4, 4, 4, 4.
Капитаны команд тянут по одной карточке. Какова вероятность того, что команда России окажется во второй группе.

Решение:

Множество элементарных событий: n=16

A={команда России во второй группе}

С номером «2» четыре карточки: m=4

Ответ: 0,25

«Морской
бой»

Страница шестая

А Б В Г Д Е Ж З И К

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Мимо! Переход хода!

Задача №1

Дежурные по классу Алексей, Иван, Татьяна и Ольга бросают жребий - кому стирать с доски. Найдите вероятность того, что стирать с доски достанется одной из девочек.























Алексей
Иван
Татьяна
Ольга

Ответ: 0,5

Задача №2

Какова вероятность того, что случайно выбранное натуральное число от 10 до 19 делится на три?























10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19

Ответ: 0,3

Задача № 3

Перед началом футбольного матча судья бросает монету, чтобы определить, какая из команд начнет игру с мячом. Команда «Физик» играет три матча с разными командами. Найдите вероятность того, что в этих играх «Физик» выиграет жребий ровно два раза.























Ответ: 0,375

Ф/1

ОР

РО

Ф/2

РО

ОР

РО

Ф/3

РО

ОР

РО

РО

ОР

РО

О – орел (первый)
Р – решка (второй)

Задача № 4

В случайном эксперименте игральный кубик бросают один раз. Найдите вероятность того, что выпадет число, меньшее чем 4.























Ответ: 0,5

1, 2, 3, 4, 5, 6

Задача № 5

В случайном эксперименте игральный кубик бросают один раз. Найдите вероятность того, что выпадет четное число.























Ответ: 0,5

1, 2, 3, 4, 5, 6

Задача № 6

В случайном эксперименте игральный кубик бросают один раз. Найдите вероятность того, что выпадет число, отличающееся от числа 3 на единицу.























Ответ: 1/3

1, 2, 3, 4, 5, 6























1

2

О

Р

Р

О

Задача № 7

В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что наступит исход ОР (в первый раз выпадет ОРЕЛ, во второй -РЕШКА)

Ответ: 0,25























1

2

О

Р

Р

О

Задача № 8

Монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что выпадет хотя бы один ОРЕЛ.

Ответ: 0,25

Задача № 9

Игральный кубик бросают дважды. Найдите вероятность того, что первый раз выпадет число 6.























Ответ: 1/6

Числа на выпавших сторонах

6

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

6

Всего вариантов 36
Комбинаций с первой «6»
61,62,63,64,65,66

Задача № 10

Игральный кубик бросают дважды. Найдите вероятность того, что первый раз и во второй раз выпадет одинаковое число очков.























Ответ: 1/6

Числа на выпавших сторонах

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

Задача № 11

Игральный кубик бросают дважды. Сколько элементарных исходов опыта благоприятствуют событию А={сумма очков равна 5}























Ответ: 4

Числа на выпавших сторонах

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

2

3

4

5

6

7

8

3

4

5

6

7

8

9

4

5

6

7

8

9

10

5

6

7

8

9

10

11

6

7

8

9

10

11

12

Задача № 12

Игральный кубик бросают дважды. Какая сумма очков наиболее вероятна?























Ответ: 7

Числа на выпавших сторонах

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

2

3

4

5

6

7

8

3

4

5

6

7

8

9

4

5

6

7

8

9

10

5

6

7

8

9

10

11

6

7

8

9

10

11

12

Монету бросают три раза. Какова вероятность того, что результаты двух первых бросков будут одинаковы?























1

2

3

О

Р

Р

О

Р

О

Р

О

Задача № 13

Ответ: 0,5

Монету бросают три раза. Найдите вероятность того, что результаты первого и последнего броска различны.























1

2

3

О

Р

Р

О

Р

О

Р

О

Задача № 14

Ответ: 0,5

В группе туристов 24 человека. С помощью жребия они выбирают трех человек, которые должны идти в село за продуктами. Турист А. хотел бы сходить в магазин, но он подчиняется жребию. Какова вероятность того, что А. пойдет в магазин?























Задача № 15

Ответ: 0,125

В чемпионате по прыжкам в воду участвуют 7 спортсменов из России, 6 из Китая, 3 из Кореи, 4 из Японии. Порядок, в котором выступают спортсмены, определяется жребием. Найдите вероятность того, что первым будет выступать спортсмен из России.























Задача № 16

Ответ: 0,35

В некотором городе из 5000 появившихся на свет младенцев оказалось 2512 мальчиков. Найдите частоту рождения девочек в этом городе. Результат округлите до тысячных.























Задача № 17

Ответ: 0,498

5000 – 2512 = 2488

Монету бросают четыре раза. Найдите вероятность того, что орел выпадет ровно три раза.























Задача № 18

Ответ: 0,25

1

2

3

4

О

Р

Р

О

Р

О

Р

О

Р

О

Р

Р

О

О

Р

О

В партии из 100 деталей имеется 5 бракованных. Определить вероятность того, что, взятая наугад деталь окажется стандартной.























Задача № 19

Ответ: 0,95

В коробке лежат 8 зеленых, 7 синих и 15 красных карандашей. Вычислить вероятность того, что взятый наугад карандаш будет синим.























Задача № 20

Ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Продолжите фразу: Сегодня на уроке я познакомился … Сегодня на уроке я повторил … Сегодня на уроке я научился … Сегодня на уроке я узнал, что …

Домашнее задание: 1) гл. V- VI («Теория вероятностей и статистика», Ю. Н. Тюрин, А.А.Макаров и др.); 2) упр. 1, 2, 3 (стр. 86), 2, 3, 6 (стр.88); 3) дополнительно: упр. 7, 8 (стр. 88).