19.02.2020г.
Открытый урок на ГМО учителей ОРКСЭ
4 «Е» класс
Классный руководитель: Аракчаа Эллада Сергеевна
МБОУ Гимназия №9 г.Кызыла
Тема: Паломничества и святыни.
Цель урока: освоение учащимися знаний об этическом смысле паломничеств и святынь в религиозных традициях; формирование толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.
Задачи урока:
v Познакомить учащихся с традициями паломничества и главными святыми в религиозных традициях мира;
v Познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;
v Создать условия для формирования ценностного отношения к религиозным традициям, толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.
v Воспитание уважения к величайшему культурному наследию разных народов;
v Воспитывать любовь, уважение, гордость за историческое наследие родного края.
v Развитие информационной компетентности учащихся на основе включения новых слов и понятий в собственный словарный запас.
Ожидаемые результаты урока:
Учащиеся узнают: что такое паломничества; что такое реликвии и мощи: какие святыни являются главными для верующих людей.
Учащиеся научатся: использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.
Учащиеся усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.
Межпредметные связи: чтение, русский язык, окружающий мир.
Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника, презентация, фотографии.
Основные термины и понятия: паломничество, реликвия, мощи, хадж, Кааба.
Оборудование урока: учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур светской этики. Основы мировых религиозных культур». 4-5 классы. Авторы: А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С.Токарева (руководитель авторского коллектива) А.А. Ярлыкапов. Издательство «Просвещение», 2011; иллюстрации святынь, разрезные карточки с заданиями для работы в парах, группах, магнитная доска, мультимедийный проектор, электронная презентация, священные книги.
Ход урока:
I. Вводный этап.
1.Организация деятельности учащихся.
Учитель: Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Мне очень хочется, чтобы атмосфера мира, добра, радости общения сохранилась в классе. У всех хорошее настроение, ребята? А сейчас посмотрите на экран. Ребята, что мы видим на экране? Слайд 1.
Дети: … Это салон пассажирского самолёта.
(Ответы детей. Дети справляются ответить на вопрос учителя.)
Учитель: Молодцы, вы угадали, ребята. И сейчас, наверное, вы догадались, какой у нас сегодня будет урок?
Дети:… Урок - путешествие.
Учитель: А вы любите путешествовать, ребята?
Давайте, представим, что мы собираемся зайти в салон роскошного самолёта. Закрываем наши глазки и представим, что мы в салоне самолёта. Молодцы, ребята. А сейчас, до двери самолёта осталось два шага.
Учитель: Для того, чтобы попасть в этот красивый самолёт, что нам нужно, ребята?
Дети: … Нам нужны билеты.
Учитель: Молодцы, ребята.
2. Проверка домашнего задания. Слайд 2-5 Работа в парах с карточками.
Учитель: Но, чтобы получить билеты, нам необходимо ответить на вопросы прошлого урока. Работа с карточками в парах. На партах лежат тесты, мы должны найти и обвести в кружочек правильный ответ. Время выполнения нашей работы 1 минута.
(Класс разделён на 4 группы).
Учитель: Итак, давайте проверим наши ответы, ребята.
1 группа отвечает на вопросы. Прочитайте, вслух ваши вопросы вместе с ответами.
1.Шаббат – это соблюдение
а) воскресенья;
б) молитвы в любой день;
в) субботы.
2. Сколько раз в день мусульманин должен молиться?
а) 5 раз;
б) 10 раз;
в) 1 раз.
3. Что такое крещение?
а) это поход в баню;
б) это таинство вхождения в христианскую общину;
в) это таинство благословения супружеской жизни.
- 2 группа отвечает на вопросы:
1. Что такое брак?
а) это таинство благословения супружеской жизни;
б) это праздник;
в) это жизнь.
2. Какой обряд во всех религиях является главным ежедневным?
а) молитва;
б) жертвоприношение;
в) посещение церкви.
3. Как назывались в древности люди, которые выполняли религиозные обряды?
а) колдуны и маги;
б) клоуны и циркачи;
в) буддисты и мусульмане.
-3 группа отвечает на вопросы?
1. Ритуалы – это…
а) различные действия и движения человека во время молитвы;
б) поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром.
2. В какой день обычно верующие христиане посещают церковь?
а) в понедельник;
б) в субботу;
в) в воскресенье.
3. Что такое молитва?
а) главный ежедневный обряд во всех религиях;
б) защита от колдунов;
в) красивые стихи для всех.
- Задания для 4 группы:
1. Буддисты читают….
а) молитву;
б) мантру;
в) намаз.
2. Кто ведал молитвами и подношениями в храмах древних египтян?
а) верующие;
б) жрецы;
в) старшие.
3. Где совершаются молитвы мусульман?
а) в мечети;
б) в буддийском храме;
в) в православном храме.
Учитель: Молодцы! Все справились с заданием и ответили на вопросы.
Оцените себя по светофору.
Если, вы ответили на все вопросы правильно, поднимайте руку на жёлтый цвет светофора.
Если, есть 1-2 ошибки, поднимайте на зелёный цвет.
Если у вас 3 ошибки, то поднимаете руки на красны й цвет.
Молодцы!
Получаем билеты. Перед путешествием, внимательно посмотрите на экран. И ответьте на вопросы.
3. Самоопределение к деятельности. ( На экране фото горы Догээ). Слайд 6-7.
На доску повесить фото горы Догээ.
Учитель: Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? Где она находится?
- Это гора Догээ, она находится недалеко от города Кызыла.
-Что вы знаете об этой горе?
- Это священная гора.
- Что там делают люди? Кто был на этой горе? Что вы знаете об этой горе, расскажите, ребята?
Дети: Поднимаясь на горы люди очищаются.
- Священные горы помогают людям, которые относятся к ним с уважением.
Летом на горе Догээ, можно увидеть много туристов, путешественников. Или просто увидеть много людей. Это могут быть гости столицы.
-А что ещё есть на этой горе?
-Есть надпись.
-Правильно, ребята.
-А что там написано, кто знает? И почему же, ребята?
Учитель: На Догээ находится самая большая в мире мантра «Ом мани падме хум», выложенная из камней. Считается, что именно эта мантра избавляет от мирских страданий, приносит покой и счастье.
На Догээ благодаря паломникам появились множественные оваа, увешанные кадаками, чаламой и сан (священный костёр).
Догээ – это одна из святынь буддизма.
Послушайте о строительстве статуи Будды на вершине горы.
Будда, смотрящий на Кызыл, будет давать позитивную энергию всем жителям Тувы. Он будет нести всем жителям мир, благосостояние и удачу.
Давайте все вместе произнесём эту мантру: «Ом мани падме хум», чтобы у всех нас было всё хорошо и на удачу.
-Какое слово было вам непонятно?
-Попробуйте предположить, что может означать слово паломничество.
-Значит, о чём и о ком мы будем говорить сегодня на уроке?
Дети: - О паломничестве и паломниках.
3.Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
2 этап. Основной.
1.Сообщение темы урока и запись её на доске и в тетради.
Тема урока: Паломничества и святыни. Слайд 8.
- Попробуйте дать определение к слову «паломничество». Слайд 9.
- Откройте учебники на странице 58, узнайте значение слова «паломничество» и запишите его в тетради.
Паломничество - это путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.
Слово паломничество вывешивается на доску.
-Образуйте от слова «паломничество» существительное, которое называет человека.
-Паломник.
Слово «паломник» вывешивается на доску или на экран.
-Кто такой паломник?
-Паломник – человек, который отправился в путешествие для поклонения священным предметам или местам. Слайд 10.
-На стр.58 учебника прочитайте, о чём вы узнаете сегодня на уроке? (Ученики читают по книге). Слайд 11.
-На уроке мы узнаем: что такое паломничества, реликвии и мощи, о главных святынях и реликвиях, о паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме.
2. Изучение нового материала. Слайд 12.
- У каждого народа есть святые места, куда идут и едут люди со своими просьбами и печалями, с надеждой исцеления и благодарностью Всевышнему. Во многих религиях мира важную роль играет паломничество.
Святыней для буддиста является и буддийский храм, изображения Будды, и статуя, и ступа.
К святыням совершают паломничества - странствия верующих к почитаемым местам для поклонения. Местами паломничества являются буддийские храмы, ступы, статуи и другие святыни.
Паломничество к святым местам способствует улучшению благополучия в окружающем мире.
Обычно паломничество совершают обхождение по часовой стрелке вокруг святыни и при этом желают счастья и освобождения от страданий всем живым существам.
4. Работа в группах. Слайд 13.
(Учащиеся разделены на 4 группы по количеству религий).
- Давайте, сейчас мы совершим путешествие по местам религиозных паломничеств.
Каждой группе даётся лист с планом, по нему учащиеся готовят небольшой рассказ об одной религии: Слайд 14.
1 группа – о христианстве,
1 группа – об исламе,
3 группа – об иудаизме,
4 группа- о буддизме.
- на стр.58. Прочитайте главу о данной вам для задания религии и подготовьте рассказ по плану. Затем один из вас расскажет, о чём вы узнали остальным ребятам.
План рассказа. Слайд 15.
1. Религия (название).
2. Святыни (главные для данной религии).
3. Местоположение (где находятся святыни).
4. Рассказы учащихся. Данные вывешиваются на доску и прикрепляются магнитом.
-Наше путешествие начинаем с паломничества в христианстве. Кто начнёт?
1 группа: Христианство Слайд 16.
Паломничество в христианстве: Храм Гроба Господня в
Иерусалиме, Вифлеем.
Главным объектом паломничества в христианстве было место
захоронения Иисуса Христа – Гроб Господень в Иерусалиме, который
носит название Храм Гроба Господня. Для христиан стал священным
и сам город Иерусалим, и город Вифлеем, где родился Иисус. Вся эта
территория носит название Святой Земли.
Учитель (дополнение): Слайд 17
-Центрами паломничества многих христиан стали и другие места в мире. Обычно это те места, где находится какая-либо реликвия – особо хранимая и почитаемая верующими святыня. Ценнейшими реликвиями стали вещи, связанные с жизнью Иисуса: части креста, его одежда, саван, в который он был, завёрнут после смерти. Святынями считаются мощи.
- Что такое мощи? Слайд 18
Мощи - это останки тел умерших святых людей. Верующие люди поклоняются мощам тех, кто был известен своей праведной жизнью. Паломничества могут совершаться и к иконам. Вы знаете, что самыми почитаемыми были Владимирская и Казанская иконы Божией Матери.
-Итак, продолжаем наше путешествие в паломничество в исламе. Внимательно послушаем вторую группу.
2 группа Ислам. Слайд 19.
Паломничество в Исламе - хадж: храм Кааба в Мекке, мечеть Пророка в Медине.
Хадж - паломничество, связанное с посещением города Мекка.
Для мусульман чрезвычайно важно паломничество в город Мекку-хадж. В городе Мекка, как мы учили, родился Мухаммад, основатель Ислама.
В городе Мекка находится главная святыня мусульман – храм Кааба.
- Прочитайте, что написано в учебнике на стр.59 про храм Кааба. (выразительное чтение 1 ученика).
-Кроме храма Кааба мусульмане-паломники посещают город
«Лучезарная Медина» - второй по святости город мусульман, где похоронен пророк Мухаммад.
Мечеть в этом городе – одна из крупнейших в мире, где могут одновременно молиться до семисот тысяч человек. Вот там бывают поломники-мусульмане.
Третья по значимости святыня Ислама находится в Иерусалиме, где есть величественный храм, который называется «Купол Скалы».
-Молодцы, 2 группа! Хорошо выступили. А сейчас отдохнём, проведём физминутку про путешествие.
Физминутка
Путешествуя по странам
Утомились мы в пути
Предлагаю вам, ребята
Всем от парты отойти.
Посмотреть направо,
Посмотреть налево,
Потянуться к солнцу,
Удивиться «Где мы?».
Посещайте святые места,
Ведь они очищают нам душу.
-Наше путешествие продолжается в паломничество в иудаизме. Послушаем, что приготовила нам третья группа.
3 группа Иудаизм. Слайд 19.
Паломничество в иудаизме: Стена Плача.
Главной святыней для иудеев является город Иерусалим, потому что здесь ранее находился Иерусалимский храм. Тысячу верующих евреев приходят к сохранившемуся фрагменту большого Храма, который получил название Стена Плача. Стена Плача является для евреев самым святым местом и объектом паломничества. Увидеть возле Стены молющихся людей можно в любое время суток.
-Молодцы, 3 группа. А теперь послушаем самое последнее паломничество в буддизме - накхор.
4 группа Буддизм Слайд 21.
Паломничество в буддизме: Бодхгая в Индии.
Паломничества в буддизме (накхор) начались с поклонения останкам Будды, которые, были разделены на восемь частей и помещены в специальные ступы. Это ребята, субурганы. Накхор, совершается в любое время года, раз в год или один раз в двенадцать лет.
Будда завещал своим последователям посещать места, где произошли основные события его жизни: 1. место, где он родился Будда, получил просветление (в городе Бодхгая в Индии), прочитал свою первую проповедь (в Индии), и место, где он умер.
-Молодцы! Спасибо, всем, ребятам за интересные сообщения.
Вывод: Мы поговорили о паломничестве. Все паломники этих мировых религий уважают и почитают святые места своей религии. Все паломники показывают толерантность, взаимоуважение к верующим и святым местам.
Обобщение и первичное закрепление.
-О чём мы говорили на уроке?
-Мы говорили о паломничестве и святынях.
Самостоятельное применение знаний.
-Для чего люди совершают паломничества?
-Паломники, отправляются в святые места для прощения грехов, найти ответы на волнующие вопросы и обрести душевный покой.
-Чтобы побывать в святых местах и поклониться святым местам.
-Сейчас мы поговорим, то, что слышали от родителей и даже побывали в качестве паломников в этих местах. Это было ваше домашнее задание.
-А кто знает, какие священные и почитаемые места есть в нашей республике?
-В Улуг-Хемском кожууне гора Хайыракан расположена между городом Шагонар и селом Хайыракан. Одно из самых святых и почитаемых мест в Туве. Гора священна как у шаманистов, так и у буддистов.
Шаманы совершают у подножия этой горы свои обряды.
В 1992 году она была выбрана как особое сильное место и освящена Далай-Ламой четырнадцатым.
-Тува - священное место для буддистов всего мира.
Буддистских храмов и монастырей здесь множество.
Недалеко от Чадааны есть храм Устуу-Хурээ, разрушенный более 100 лет тому назад и восстановленный на пожертования местных жителей и гостей республики, ежегодно приезжающих на знаменитый музыкальный фестиваль Устуу-Хурээ.
Около храма возвели субурган - место поклонения богине Сарасвати, покровительницы людей творческих профессий.
В городе Кызыле есть священная гора Догээ. Поднявшись на вершину горы, вы укрепите дух, и дурные мысли покинут вас надолго.
На Догээ находится несколько курганных захоронений и памятников петроглифического искусства-наскальных изображений.
Здесь самая большая в мире мантра «Ом мани падме хум», выложенная из камней. Считается, что именно эта мантра избавляет от мирских страданий, приносит покой и счастье.
У священного источника «Кундустуг Аржаан-Бобры» бобры зимуют, облизывая волшебные камни, дающие силу слабым и здоровье –больным.
Буддийский молитвенный барабан расположен на центральной площади Кызыла.
Молитвенные барабаны являются источником благословения и неизменным украшением традиционных буддийских стран.
В молитвенном барабане помещены 115 млн. мантр.
В барабан помещено более восьми миллионов мантр Далай-ламы.
В Чаа-Хольском районе есть несколько буддийский святынь. Это и большой «след Будды», дорога воинов Чингисхана и другие.
Одна из них – Бурган даа - находится в горном местечке Суме-Бели.
В этой горе в начале 13 века был высечен из цельной скалы образ Будды Авалакитешвары.
С двух сторон также высечены образы других буддийских божеств.
Чаа-Хольский район в Туве в эти дни стал местом паломничества для тысяч верующих.
Гора Бога - это один из святых мест в Туве.
Доподлинно неизвестно, как барельефное изображение Будды появилась на скале. Но даже в советское время, когда религия была под запретом, люди верили, молились этой нище.
Святилище всегда было местом поклонения наших предков.
В Кызылском районе Республики Тыва недалеко от села Целинное на юго-восточной стороне в 54 километрах от города Кызыла недавно открыли сакральное место Бурган изи (дословный перевод – След Бога). Считается, что в мире на сегодняшний день нашли три следа, и один из них находится в Туве.
По легенде, несколько лет назад, пролетая над Тувой, Его Святейшество Далай-Лама увидел на земле светящийся свет следа Учителя и сообщил об этом буддистам.
Буддистские исследователи и монахи определили данное место, где оставил свой след первый Будда и с тех пор буддисты из Тувы и со всего мира начали паломничество в это священное место, проводят обряд «Сан салыры» (подношение духу священной горы).
У подножия горы со священным следом установлена буддийская ступа «Дючен Лхабаб», что означает «Снисхождение с небес Будды Шакьямуни», где загадывают желание, которое обязательно сбывается.
Паломники воочию увидят, что буддизм - живая вера людей – не стёрт из генетической памяти тувинцев, до сих пор он чарует ум и сердце жителя центра Азии-Тувы.
-Молодцы! Было очень интересно вас слушать.
3 Итог урока.
-Вот и закончилось наше путешествие.
Сейчас вам предстоит вспомнить, о чём мы сегодня узнали на уроке.
-А теперь, ребята, что нового мы узнали на уроке?
Мы поговорили о главных святынях мировых религий.
Нам с вами очень повезло. Мы живём в стране с богатой историей, интересными культурными памятниками, своими традициями. И есть люди, которые совершают поездки к нам в Туву.
2.Рефлексия
Докончи высказывания.
-Мне на этом уроке понравилось….
-Я запомнил ….
-Мне было очень интересно…
-Я узнал…
Выставление оценок в дневники.
-Поставлю оценки ребятам, которые хорошо отвечали, выступили с сообщениями и показали свои хорошие знания, умения и навыки.
4. Домашняя работа.
–стр. 61 учебника ответить на вопросы, выполните рисунок святыни, которая показалась вам наиболее интересной. Расскажите членам семьи и друзьям о том, что вы узнали на уроке.
-Благодарю вас за стремление общаться на нашем уроке, за ваши улыбки и доброжелательное отношение друг к другу. Успехов вам, ребята!
Также благодарим учителей-гостей, что вы были в качестве паломников и путешествовали с нами по святым местам. Дарим вам памятный буклет о святых местах буддизма в РТ.
Паломник - человек, совершающий паломничество.
Паломничество - путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным.
Реликвия – особо хранимая и почитаемая верующими святыня.
Мощи – это останки тел умерших людей - праведников.
Хадж – (в переводе с арабского) паломничество, связанное с посещением города Мекки.
Накхор- паломничества в буддизме.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.