Открытый урок по теме "ПАЛОМНИЧЕСТВА И СВЯТЫНИ"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Открытый урок по теме "Паломничества и святыни" по предмету ОРКСЭ, проведенное в 4 классе
Иконка файла материала Мой урок орксэ новый.doc

 

19.02.2020г.

Открытый урок на ГМО учителей ОРКСЭ

4 «Е» класс

Классный руководитель: Аракчаа Эллада Сергеевна

МБОУ Гимназия №9 г.Кызыла

Тема: Паломничества и святыни.

Цель урока: освоение учащимися знаний об этическом смысле паломничеств и святынь в религиозных традициях; формирование толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.

Задачи урока:

v Познакомить учащихся с традициями паломничества и главными святыми в религиозных традициях мира;

v Познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;

v Создать условия для формирования ценностного отношения к религиозным традициям, толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.

v Воспитание уважения к величайшему культурному наследию разных народов;

v Воспитывать любовь, уважение, гордость за историческое наследие родного края.

v Развитие информационной компетентности учащихся на основе включения новых слов и понятий в собственный словарный запас.

Ожидаемые результаты урока:

Учащиеся узнают: что такое паломничества; что такое реликвии и мощи: какие святыни являются главными для верующих людей.

Учащиеся научатся: использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.

Учащиеся усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, окружающий мир.

Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника, презентация, фотографии.

Основные термины и понятия: паломничество, реликвия, мощи, хадж, Кааба.

Оборудование урока: учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы  религиозных культур светской этики. Основы мировых религиозных  культур». 4-5 классы. Авторы: А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С.Токарева (руководитель авторского коллектива) А.А. Ярлыкапов. Издательство «Просвещение», 2011; иллюстрации святынь, разрезные карточки с заданиями для работы в парах, группах, магнитная доска,  мультимедийный проектор,  электронная презентация, священные книги.

Ход урока:

 I. Вводный этап.

1.Организация деятельности учащихся.

Учитель: Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Мне очень хочется, чтобы атмосфера мира, добра, радости общения сохранилась в классе. У всех хорошее настроение, ребята?  А сейчас посмотрите на экран. Ребята, что мы видим на экране?  Слайд 1.

Дети: …  Это салон пассажирского самолёта.

(Ответы детей. Дети справляются ответить на вопрос учителя.)

Учитель: Молодцы, вы угадали, ребята. И сейчас, наверное, вы догадались, какой у нас сегодня будет урок?

Дети:… Урок - путешествие.

Учитель: А вы любите путешествовать, ребята?

Давайте, представим, что мы собираемся зайти в салон роскошного самолёта. Закрываем наши глазки и представим, что мы в салоне самолёта.  Молодцы, ребята. А сейчас, до двери самолёта осталось два шага. 

Учитель: Для того, чтобы попасть в этот красивый самолёт, что нам нужно, ребята?

Дети: … Нам нужны билеты.

Учитель: Молодцы, ребята.

2. Проверка домашнего задания. Слайд 2-5 Работа в парах с карточками.

Учитель: Но, чтобы получить билеты,  нам необходимо ответить на вопросы прошлого урока. Работа с карточками в парах. На партах лежат тесты, мы должны найти и обвести в кружочек правильный ответ.  Время выполнения нашей работы 1 минута.

(Класс разделён на 4 группы).

Учитель: Итак, давайте проверим наши ответы, ребята.

 1 группа отвечает на вопросы. Прочитайте, вслух ваши вопросы вместе с ответами.

1.Шаббат – это соблюдение

а)  воскресенья;

б) молитвы в любой день;

в)  субботы.

2. Сколько раз в день мусульманин должен молиться?

а)  5 раз;

б) 10 раз;

в)  1 раз.

3. Что такое крещение?

а)  это поход в баню;

б) это таинство вхождения в христианскую общину;

в)  это таинство благословения супружеской жизни.

- 2 группа отвечает на вопросы:

1. Что такое брак?

а)  это таинство благословения супружеской жизни;

б) это праздник;

в) это жизнь.

2. Какой обряд во всех религиях является главным ежедневным?

а)  молитва;

б)  жертвоприношение;

в)  посещение церкви.

3.                  Как назывались в древности люди, которые выполняли религиозные обряды?

а)  колдуны и маги;

б)  клоуны и циркачи;

в)  буддисты и мусульмане.

-3 группа отвечает на вопросы?

1. Ритуалы – это…

а)  различные действия и движения человека во время молитвы;

б)  поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром.

2. В какой день обычно верующие христиане посещают церковь?

а)  в понедельник;

б)  в субботу;

в)  в воскресенье.

3. Что такое молитва?

а)  главный ежедневный обряд во всех религиях;

б)  защита от колдунов;

в)  красивые стихи для всех.

- Задания для 4 группы:

1. Буддисты читают….

а)  молитву;

б)  мантру;

в)  намаз.

2. Кто ведал молитвами и подношениями в храмах древних египтян?

а)  верующие;

б)  жрецы;

в)  старшие.

3. Где совершаются молитвы мусульман?

а)  в мечети;

б)  в буддийском храме;

в)  в православном храме.

Учитель: Молодцы! Все справились с заданием и ответили на вопросы.

Оцените себя по светофору.

Если, вы ответили на все вопросы правильно, поднимайте руку на жёлтый цвет светофора.

Если, есть 1-2 ошибки, поднимайте на зелёный цвет.

Если у вас 3 ошибки, то поднимаете руки на красны     й цвет.

Молодцы!

  Получаем билеты. Перед путешествием, внимательно посмотрите на экран. И ответьте на вопросы.

3.      Самоопределение к деятельности. ( На экране фото горы Догээ). Слайд 6-7.

На доску повесить фото горы Догээ.

Учитель: Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите?  Где она находится?

- Это  гора Догээ, она находится недалеко от города Кызыла.

-Что вы знаете об этой горе?

- Это священная  гора.

- Что там делают люди? Кто был на этой горе? Что вы знаете об этой горе, расскажите, ребята?

Дети: Поднимаясь на горы люди очищаются.

-  Священные горы  помогают людям, которые относятся к ним с уважением.

Летом на горе Догээ,  можно увидеть много туристов, путешественников. Или просто увидеть много людей. Это могут быть гости столицы.

-А что ещё есть на этой горе?

-Есть надпись.

-Правильно, ребята.

-А что там написано, кто знает? И почему же, ребята?

Учитель:  На Догээ находится самая большая в мире мантра «Ом мани падме хум», выложенная из камней. Считается, что именно эта мантра избавляет от мирских страданий, приносит покой и счастье.

На Догээ благодаря паломникам появились множественные оваа, увешанные кадаками, чаламой и сан (священный костёр).

Догээ – это одна из святынь  буддизма.

Послушайте о строительстве статуи Будды на вершине горы.

Будда,  смотрящий на Кызыл, будет давать позитивную энергию всем жителям Тувы. Он будет нести всем жителям  мир, благосостояние и удачу.

Давайте все вместе произнесём эту мантру: «Ом мани падме хум», чтобы у всех нас было всё хорошо и на удачу.

-Какое слово было вам непонятно?

-Попробуйте предположить, что может означать слово паломничество.

-Значит, о чём и о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

Дети: - О паломничестве и паломниках.

3.Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

2 этап. Основной.

1.Сообщение темы урока и запись её на доске и в тетради.

Тема урока: Паломничества и святыни. Слайд 8.

- Попробуйте дать определение к слову «паломничество». Слайд 9.

- Откройте учебники на странице 58, узнайте значение слова «паломничество» и запишите его в тетради.

Паломничество - это путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.

Слово паломничество вывешивается на доску.

-Образуйте от слова «паломничество» существительное, которое называет человека.

-Паломник.

Слово «паломник» вывешивается на доску или на экран.

-Кто такой паломник?

-Паломник – человек, который отправился в путешествие для поклонения священным предметам или местам. Слайд 10.

-На стр.58 учебника прочитайте, о чём вы узнаете сегодня на уроке? (Ученики читают по книге). Слайд 11.

-На уроке мы узнаем: что такое паломничества, реликвии и мощи, о главных святынях и реликвиях, о паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме.

2. Изучение нового материала. Слайд 12.

- У каждого народа есть святые места, куда идут и едут люди со своими просьбами и печалями, с надеждой исцеления и благодарностью Всевышнему. Во многих религиях мира важную роль играет паломничество.

       Святыней для буддиста является и буддийский храм, изображения Будды, и статуя, и ступа.

       К святыням совершают паломничества - странствия верующих к почитаемым местам для поклонения. Местами паломничества являются буддийские храмы, ступы, статуи и другие святыни.

     Паломничество к святым местам способствует улучшению  благополучия в окружающем мире. 

      Обычно паломничество совершают обхождение по часовой стрелке вокруг святыни и при этом желают счастья и освобождения от страданий всем живым существам.

4.      Работа в группах. Слайд 13.

  1. Слайд 7. Предлагаю вам разделиться на группы. 1 группа Христианство, 2 группа- Иудаизм, 3-группа- Ислам, 4-группа- Буддизм).

(Учащиеся разделены на 4 группы по количеству религий).

- Давайте, сейчас мы совершим путешествие по местам религиозных паломничеств.

        Каждой группе даётся лист с планом, по нему учащиеся готовят небольшой рассказ об одной религии: Слайд 14.

1 группа – о христианстве,

1 группа – об исламе,

3 группа – об иудаизме,

4 группа- о буддизме.

- на стр.58. Прочитайте главу о данной вам для задания религии и подготовьте рассказ по плану. Затем один из вас расскажет, о чём вы узнали остальным ребятам.

План рассказа. Слайд 15.

1.      Религия (название).

2.      Святыни (главные для данной религии).

3.      Местоположение (где находятся святыни).

4.      Рассказы учащихся. Данные вывешиваются на доску и прикрепляются магнитом.

-Наше путешествие начинаем с паломничества в христианстве. Кто начнёт? 

1 группа: Христианство Слайд 16.

         Паломничество в христианстве: Храм Гроба Господня в Иерусалиме, Вифлеем.
         Главным объектом паломничества в христианстве было место захоронения Иисуса Христа – Гроб Господень в Иерусалиме, который носит название Храм Гроба Господня.  Для христиан стал священным и сам город Иерусалим, и город Вифлеем, где родился Иисус. Вся эта территория носит название Святой Земли.

Учитель (дополнение): Слайд 17

-Центрами паломничества многих христиан стали и другие места в мире. Обычно это те места, где находится какая-либо реликвия – особо хранимая и почитаемая верующими святыня. Ценнейшими реликвиями стали вещи, связанные с жизнью Иисуса: части креста,  его одежда, саван, в который он был,  завёрнут после смерти.  Святынями считаются мощи.

- Что такое мощи? Слайд 18

Мощи - это останки тел умерших святых  людей. Верующие люди поклоняются мощам тех, кто был известен своей праведной жизнью. Паломничества могут совершаться и к иконам. Вы знаете, что самыми почитаемыми были  Владимирская и Казанская иконы Божией Матери.

-Итак, продолжаем наше путешествие в паломничество в исламе. Внимательно послушаем вторую группу.

2 группа Ислам. Слайд 19.

Паломничество в Исламе - хадж: храм Кааба в Мекке, мечеть Пророка в Медине.

Хадж - паломничество, связанное с посещением города Мекка.

       Для мусульман чрезвычайно важно паломничество в город Мекку-хадж.  В городе Мекка, как мы учили, родился Мухаммад, основатель Ислама.

В городе  Мекка находится главная  святыня мусульманхрам Кааба

- Прочитайте, что написано в учебнике на стр.59 про храм Кааба. (выразительное чтение 1 ученика).

-Кроме храма Кааба мусульмане-паломники посещают город

 «Лучезарная Медина» - второй по святости город мусульман, где похоронен пророк Мухаммад.

     Мечеть  в этом городе – одна из крупнейших в мире, где могут  одновременно молиться до семисот тысяч человек. Вот там бывают поломники-мусульмане.

      Третья по значимости святыня Ислама находится в Иерусалиме,   где есть величественный храм, который называется «Купол Скалы».

-Молодцы, 2 группа! Хорошо выступили. А сейчас  отдохнём, проведём физминутку про путешествие.

Физминутка

Путешествуя по  странам

Утомились мы в пути

Предлагаю вам, ребята

Всем от парты отойти.

Посмотреть направо,

Посмотреть налево,

Потянуться к солнцу,

Удивиться «Где мы?».

Посещайте  святые места,

Ведь они очищают нам душу.

-Наше путешествие продолжается  в паломничество в иудаизме. Послушаем, что приготовила нам третья группа.

3 группа Иудаизм. Слайд 19.

Паломничество в иудаизме: Стена Плача.

       Главной святыней для иудеев является город Иерусалим, потому что здесь ранее находился Иерусалимский храм. Тысячу верующих евреев приходят к сохранившемуся фрагменту большого  Храма, который получил название Стена Плача. Стена Плача  является для евреев самым святым местом и объектом паломничества. Увидеть возле Стены  молющихся людей  можно в любое время суток.

-Молодцы, 3 группа. А теперь послушаем самое последнее паломничество в буддизме - накхор.

4 группа Буддизм Слайд 21.

Паломничество в буддизме: Бодхгая в Индии.

Паломничества  в буддизме (накхор) начались с поклонения останкам Будды, которые, были разделены на восемь частей и помещены в специальные ступы. Это ребята, субурганы.  Накхор, совершается  в любое время года, раз в год или один раз в двенадцать лет.

       Будда завещал своим последователям посещать места, где произошли основные события его жизни: 1.  место, где он родился Будда, получил просветление (в городе Бодхгая в  Индии), прочитал свою первую проповедь (в Индии), и место, где он умер.

-Молодцы! Спасибо, всем, ребятам за интересные сообщения.

Вывод: Мы поговорили о паломничестве. Все паломники этих мировых религий уважают и почитают святые места своей религии. Все паломники показывают  толерантность, взаимоуважение к верующим и святым местам.

Обобщение и первичное закрепление.

-О чём мы говорили на уроке?

-Мы говорили о паломничестве и святынях.

Самостоятельное применение знаний.

-Для чего люди совершают паломничества?

-Паломники, отправляются в святые места для прощения грехов, найти ответы на волнующие вопросы и обрести душевный покой.

-Чтобы побывать в святых местах и поклониться святым местам.

-Сейчас мы поговорим, то, что слышали от родителей и даже побывали в качестве паломников в этих местах. Это было ваше домашнее задание.

-А кто знает, какие священные и почитаемые места есть в нашей республике?

-В Улуг-Хемском кожууне гора Хайыракан расположена между городом Шагонар и селом Хайыракан. Одно из самых святых и почитаемых мест в Туве. Гора священна как у шаманистов, так и у буддистов.

       Шаманы совершают у подножия этой горы свои обряды.

        В 1992 году она была выбрана как особое сильное место и освящена Далай-Ламой четырнадцатым.

-Тува - священное место для буддистов всего мира.

        Буддистских храмов и монастырей  здесь множество.

        Недалеко от Чадааны есть храм Устуу-Хурээ, разрушенный более 100 лет тому назад и восстановленный на пожертования местных жителей и гостей республики, ежегодно приезжающих на знаменитый музыкальный фестиваль Устуу-Хурээ.

       Около храма возвели субурган - место поклонения богине Сарасвати, покровительницы людей творческих профессий.

         В городе Кызыле есть священная гора Догээ. Поднявшись на вершину горы, вы укрепите дух, и дурные мысли покинут вас надолго.

       На Догээ находится несколько курганных захоронений  и памятников петроглифического искусства-наскальных изображений.

         Здесь самая большая в мире мантра «Ом мани падме хум», выложенная из камней. Считается, что именно эта мантра избавляет от мирских страданий, приносит покой и счастье.

           У священного источника «Кундустуг Аржаан-Бобры» бобры зимуют, облизывая волшебные камни, дающие силу слабым и здоровье –больным.

           Буддийский молитвенный барабан расположен на центральной площади Кызыла.

       Молитвенные барабаны являются источником благословения и неизменным украшением традиционных буддийских стран.

       В молитвенном барабане помещены 115 млн. мантр.

       В барабан помещено более восьми миллионов мантр Далай-ламы.

       В Чаа-Хольском районе есть несколько буддийский святынь. Это и большой «след Будды», дорога воинов Чингисхана и другие.

      Одна из них – Бурган даа -  находится в горном местечке Суме-Бели.

       В этой горе  в начале 13 века был высечен из цельной скалы образ Будды Авалакитешвары.

        С двух сторон также высечены образы других буддийских божеств.

       Чаа-Хольский район в Туве в эти дни стал местом паломничества для тысяч верующих.

      Гора Бога  - это один из святых мест в Туве.

      Доподлинно неизвестно, как барельефное изображение Будды появилась на скале.  Но даже в советское время, когда религия была под запретом, люди верили,  молились этой нище.

         Святилище всегда было местом поклонения наших предков.

           В Кызылском районе Республики  Тыва недалеко от села Целинное на юго-восточной  стороне в 54 километрах от города Кызыла недавно открыли  сакральное место Бурган изи (дословный перевод – След Бога).     Считается, что в мире на сегодняшний день нашли три следа, и один из них находится в Туве.

        По легенде, несколько лет назад, пролетая над Тувой, Его Святейшество Далай-Лама увидел на земле светящийся свет следа Учителя и сообщил об этом буддистам.

        Буддистские исследователи и монахи определили данное место, где оставил свой след первый Будда и с тех пор буддисты из Тувы и со всего мира начали паломничество в это священное место, проводят обряд «Сан салыры» (подношение духу священной горы). 

      У подножия горы со  священным следом установлена  буддийская ступа «Дючен Лхабаб», что означает «Снисхождение с небес Будды Шакьямуни», где загадывают желание, которое обязательно сбывается.

        Паломники воочию увидят, что буддизм - живая вера людей – не стёрт  из генетической памяти тувинцев, до сих пор он чарует ум и сердце жителя центра Азии-Тувы.

-Молодцы! Было очень интересно вас слушать.

3        Итог урока.

-Вот и закончилось наше путешествие.

Сейчас вам предстоит вспомнить, о чём мы сегодня узнали на уроке.

-А теперь, ребята, что нового мы узнали на уроке?

Мы поговорили о главных святынях мировых религий.

Нам с вами очень повезло. Мы живём в стране с богатой  историей, интересными культурными памятниками, своими традициями. И есть люди, которые совершают поездки к нам в Туву.

2.Рефлексия

Докончи высказывания.

-Мне на этом уроке понравилось….

-Я запомнил ….

-Мне было очень интересно…

-Я узнал…

Выставление оценок в дневники.

-Поставлю оценки ребятам, которые хорошо отвечали, выступили с сообщениями и показали свои хорошие знания, умения и навыки.

4.      Домашняя работа.

стр. 61 учебника ответить на вопросы,  выполните рисунок святыни, которая показалась вам наиболее интересной. Расскажите членам семьи и друзьям о том, что вы узнали на уроке.

-Благодарю вас за стремление общаться на нашем уроке, за ваши улыбки и доброжелательное отношение друг к другу. Успехов вам, ребята!

Также благодарим учителей-гостей, что вы были в качестве паломников и путешествовали с нами по святым местам. Дарим вам памятный буклет о святых местах буддизма в РТ.

 

 

Паломник -  человек, совершающий паломничество.

Паломничество - путешествие с целью поклонения  какому-то предмету  или месту, являющемуся особенно священным.

 Реликвия – особо хранимая и почитаемая верующими святыня.

Мощи – это останки тел умерших людей - праведников.

Хадж – (в переводе с арабского) паломничество, связанное с посещением   города Мекки.

Накхор- паломничества в буддизме.