МКОУ «Чёрмозская КШИ» Ильинского ГО, Пермского края.
Герасимчук Елена Григорьевна, учитель русского языка и чтения.
Урок чтения в 9 классе.
Тема. «Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека».
Цель: формирование образа русского солдата, его характера по рассказу М. Шолохова «Судьба человека».
Задачи:
образовательные: формировать у учащихся представления о судьбах людей, прошедших войну;
- научить определять черты характера по поступкам героя при формировании образа советского солдата;
- расширить знания детей о жизни русских военнопленных в концлагерях;
- практиковать в умении составлять вопросы и давать полные ответы на них;
-отрабатывать навыки выборочного чтения, умения работать с текстом.
коррекционно-развивающие: развивать устную речь учащихся, память, внимание, корригировать эмоционально-волевую сферу детей через чувствительное восприятие страданий героя, его стойкость, выдержку, самоотверженность; развивать мыслительные операции (обобщения, анализа) при аналитической работе по содержанию эпизодов;
· воспитательные: воспитывать нравственные качества, чувство сопереживания и сострадания, чувство патриотизма, гордость за мужество русских людей; воспитывать интерес к чтению произведений патриотического характера.
Оборудование: ИКТ, портрет М. А. Шолохова, учебник, запись отрывка фильма С. Бондарчука “Судьба человека”, иллюстрации к рассказу, электронная физминутка, карточки со словами, клип «Русский характер» Ю.Кравчук.
Ход урока
…Ах, какая же все-таки сила
Скрыта в тех, кто испытан войной!
Ю. Друнина
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
- Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания во время Великой Отечественной войны, посланные судьбой?
- Что он смог сохранить в своей судьбе?
- Об этом поведал Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека», об этом и наш разговор на уроке.
2. Актуализация знаний.
- Прочитайте тему урока, написанную на доске.
- Как вы понимаете слово «характер»?
Лингвист Диана Чувашова (Характер – совокупность, соединение психических и духовных черт, свойств человека, обнаруживающихся в его поведении).
Что такое характер простыми словами?
Таким образом, характер - то, как личность проявляет себя в жизненных ситуациях, какие совершает поступки по отношению к людям, животным, природе.
- Какие положительные черты характера вы можете назвать?
(учащиеся отвечают: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, доброта, мужество, сострадание, трудолюбие, патриотизм, умение любить, сила духа, щедрость, смелость, терпение, чувство собственного достоинства, выдержка, скромность).
Учащиеся поделены на группы: «Лингвисты», проводят работу по разъяснению, уточнению смысла новых слов;
Аналитики 1 – Яна Комарова, Олеся Чусова, Настя Лазуткина Составляют вопросы для анализа содержания части рассказа.
Аналитики 2 – извлекают (выявляют) рассматривают из эпизодов поступки героя и выявляют черты характера героя
Историки дают исторические справки, комментарии, чтобы наглядно показать ужасы войны.
Учитель. – Группа историков приготовила небольшое сообщение в виде комментария о начале ВО войны, о положении на фронтах 1941-1942 гг. (сообщение ученика).
Историки. 1-ый ученик. Исторический комментарий.
- На рассвете 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия внезапно напала на Советский Союз. Группировка войск агрессора насчитывала 5,5 млн. человек, 190 дивизий, 5 тыс. самолетов, около 4 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, 47 тыс. орудий и минометов.
По плану «Барбаросса» Германия планировала в кратчайший срок (за 6-10 недель) завоевать СССР. Это была установка на молниеносную войну. Так началась Великая Отечественная война.
Историки. 2-ой ученик. Первый период (22 июня 1941 г.–18 ноября 1942 г.) от начала войны до начала наступления советских войск под Сталинградом. Это был самый тяжелый для СССР период.
К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.
Учитель. Скажите, какие ассоциации, вызывает у вас слово «война»? (ужас, боль, голод, смерть, страх, кровь, сражение, танки, взрывы, бомбёжка и т. д.)
Все это пришлось пережить нашему народу, такая у него была судьба. Вот и рассказ Шолохова - это повествование о том, какой страшной трагедией является война, как она ломает и калечит СУДЬБЫ людей.
Что значит судьба?
III. Работа над содержанием произведения
Словарная работа
Лингвисты. 1-я ученица. Диана Ч.:
Судьба - это стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека.
Диана Ч. Лагерфюрер – комендант лагеря;
Анализ произведения
Учитель. Как сложилась военная судьба Андрея Соколова? [слайд2]
Олеся. (В мае 1942 года, тяжело раненный, он попал в плен)
Учитель. - Да, ребята, судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен [рис.3].
- Вспомним, как жилось советским военнопленным в немецком плену.
Плен
1 группа. «Аналитики 1». Приготовили вопросы по 1 части по теме:
Тема «Как жилось в плену русским военнопленным?» Ответить на вопрос и подтвердить (доказать) словами текста.
? Яна К. - Что было тяжело вспоминать Андрею Соколову? (Андрею тяжело было вспоминать нелюдские муки, какие пришлось вынести в плену, погибших друзей-товарищей, замученных в лагерях)
? Олеся Ч. - Как били советских пленников фашисты? (Кулаками били, ногами топтали, резиновыми палками били, всяческим железом, винтовочными прикладами)
? Настя Л. - За что били советских военнопленных в плену? (Советских военнопленных били за то, что русский, за то, что на них работаешь, не так взглянешь, ступнёшь, повернёшься…)
? Яна К. - Как кормили в плену? (Давали полтораста грамм эрзац-хлеба пополам с опилками и жидкую баланду из брюквы)
? Олеся Ч. - Какую работу выполняли пленные? (На каменном карьере вручную долбили, резали, крошили немецкий камень)
? Настя Л. - Какие нормы были по выработке? (Четыре кубометра в день на душу, которая на ниточке держалась)
? Яна К.- Почему за 2 месяца от 142 человек осталось 57? (Люди в плену умирали от голода, болезней, непосильного труда)
? Олеся Ч. - Какие условия жизни были у военнопленных? (После тяжёлой работы на ветру, под дождём, голодным негде было обсушиться, погреться)
? Настя Л. - Чем возмутился Андрей Соколов? (Возмутился, что четыре кубометра - это много, на могилу и одного хватит)
? Яна К. - Кто выдал Андрея Соколова за его слова? (Его выдал какой-то подлец, донёс его слова до коменданта)
2. Словарная работа.
Группа «Лингвисты»:
· Света Л. - Подлец – низкий в нравственном отношении человек, тот, кто совершает подлость, негодяй.
· Света Л. - Подлость – это отрицательное качество личности, проявляющееся как намеренное причинение вреда другому человеку неожиданно, исподтишка.
3. Работа с 2-й частью рассказа. Выявить черты русского характера на примере Андрея Соколова. Выбрать их из списка и собрать под заголовком «Русский характер» (на доске)
2 группа зачитывает абзац, где описывается поступок Андрея Соколова. Остальные определяют черту характера Андрея, проявляющуюся в поступке.
· Вова.- «Вечером приходят в барак переводчик и с ним два охранника. «Кто Андрей Соколов? » Я отозвался. «Марш за нами, тебя сам герр лагерфюрер требует». Попрощался я с товарищами – все они знали, что на смерть иду, вздохнул и пошёл» (Поступок: Андрей знал, что идёт на смерть, не паниковал, твёрдо шёл на смерть. Проявилось его мужество)
· Настя Л. - «Прямо передо мной сидит полупьяный Мюллер, пистолетом играется, перекидывает его с руки на руку, а сам смотрит на меня и не моргнёт, как змея. Ну, я руки по швам, стоптанными каблуками щёлкнул, громко так докладываю: «Военнопленный Андрей Соколов по вашему приказанию, герр комендант, явился». Он и спрашивает меня: «Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки – это много?» - «Так точно, - говорю, - герр комендант, много». – «А одного тебе на могилу хватит?» - «Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется». (Поступок: Андрей смело подтверждает свои слова перед высоким немецким начальником – верность слову)
· Рома П. - «Он встал и говорит: «Я окажу тебе великую честь – сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдём во двор, там и распишешься». – «Воля ваша», говорю ему. Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и всё это подаёт мне и говорит: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия». (Поступок: Андрей не боится расстрела. Черта характера - смелость)
· Гриша К. - Я было из его рук и стакан взял и закуску, но, как только услыхал эти слова,- меня будто огнём обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! Один чёрт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!» (Поступок: Мысленно возмущается и отказывается пить за победу немецкого оружия. Черта характера: патриотизм)
· Руслан Я. - Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: «Благодарствую за угощение, но я непьющий». Он улыбается: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель». А что мне было терять? «За свою погибель и избавление от мук я выпью», - говорю ему. С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул… » (В том, что Андрей Соколов не стал пить за победу немецкого оружия, проявилась его верность Родине, закуску не тронул, хотя был ужасно голоден – сила воли).
· Олеся Ч. - Но он смотрит внимательно так и говорит: «Ты хоть закуси перед смертью». Я ему на это отвечаю: «Я после первого стакана не закусываю». Наливает он второй, подаёт мне. Выпил я и второй, и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью, думаю: «Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться». Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает: «Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!» А я ему своё: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать». Надул он щёки, фыркнул, а потом как захохочет и сквозь смех что-то быстро говорит по-немецки, - видно, переводит мои слова друзьям. Те тоже рассмеялись, стульями задвигали, поворачиваются ко мне мордами и уже, замечаю, как-то иначе на меня поглядывают, вроде помягче. (поступок: В том, что Андрей и после второго стакана не закусил, проявляется его отвага, выдержка)
· Вова С. - Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что, хотя и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались. (Поступок: Андрей после третьего стакана водки откусил лишь маленький кусочек хлеба, хотя был ужасно голоден, проявились черты достоинство и гордость)
· Гриша К. - После этого комендант стал серьёзный с виду и говорит: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе за смелость», - и подаёт мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала». (Поступок: Андрей вёл себя перед комендантом независимо, смело. Черта характера - храбрость)
? Олеся Ч. – Почему комендант не стал расстреливать Андрея Соколова? (Уважает достойных противников, смелых)
? Настя Л. - Какие бы чувства он испытал к предателю, который выдал Андрея? (Он бы испытал к нему презрение, потому что предают товарищей из трусости, а трусов никто не уважает).
· Диана Ч. - Прижал я хлеб к себе изо всей силы, сало в левой руке держу и до того растерялся от такого неожиданного поворота, что и спасибо не сказал, сделал налево кругом, иду к выходу, а сам думаю: «Засветит он мне сейчас промеж лопаток, и не донесу ребятам этих харчей». Нет, обошлось. И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от неё потянуло… (Поступок: Андрей думает не о своей смерти, а о том, как донести хлеб и сало товарищам. Черта характера – самоотверженность, щедрость, забота о людях)
? учитель – О чём тревожится Андрей, уходя от коменданта? (Думает не о смерти своей, а о том, что не донесёт хлеб с салом ребятам, своим товарищам).
? учитель – Какие черты характера проявляются в этом поступке? (В этом поступке ярко проявляется щедрость, забота о товарищах)
? учитель - Что хотел показать Шолохов, когда ввёл в рассказ описание плена? (Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские солдаты, сколько всего преодолели).
Учитель. - Назовите те черты характера, которые вы отметили у Андрея Соколова. (Перечисляют с доски черты характера)
Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.
Лингвист. Света Л.: «Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров,\ двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, не щадит и врага…» А.Н. Толстой «Русский характер»
- Мы говорили сегодня о русском характере, о положительных чертах характера. Объясните значение народной мудрости.
Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.
- От чего зависит наша судьба? (Наша судьба зависит от нашего характера).
- Из чего формируется наш характер? (Характер формируется из привычек). – Из чего образуются привычки? (Привычки образуются от поступков, которые мы совершаем).
- Если это добрые, хорошие поступки, то и привычка творить добро послужит формированию доброго характера, добрый характер вызовет уважение людей, откроет дорогу в счастливую жизнь, и это будет счастливая СУДЬБА.).
Завершение. Клип «Русский характер», поёт Юрий Шевчук.
«Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила - человеческая красота». А. Толстой «Русский характер».
Урок закончить хочу словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».
v Домашнее задание:
1. Написать письмо герою рассказа: Мюллеру, Соколову, предателю… (Стас Б., Олеся, Настя, Руслан)
2. Прочитать по ролям отрывок – разговор лагерфюрера и Андрея Соколова (Вова С. , Рома П., Диана и Света)
3. Составить высказывание по ПОПС-формуле (Гриша, Яна) на 5 задание или на вопрос: Кто выиграл в противостоянии: лагерфюрер или Андрей Соколов?
VI. Итог урока
Чем поучительна для вас история А. Соколова? (беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие и т.д.)
Я думаю, ребята, каждый из вас извлек для себя что-то полезное из этого произведения, т.к. «Судьба человека», какой описывает ее Шолохов это не просто интересная история, а действительно судьба реального человека, Андрея Соколова, испытавшего нечеловеческие муки, тяготы и терзания.
Список литературы 1.Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, А. К. Аксенова, М. И. Шишкова «Чтение 9 класс», «Просвещение» 2006 год;
2.Словарь С.И. Ожегова.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.