Урок, посвященный Дню космонавтики
Тема урока: Сложение, вычитание и умножение с десятичными дробями
Цели:
Образовательная – обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Сложение, вычитание и умножение с десятичными дробями».
Развивающая – развитие логического мышления учащихся, познавательной активности, развитие самостоятельности, способности к самоконтролю, самооценке.
Воспитательная – воспитание чувства коллективизма, ответственности, интереса к предмету.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.
Образовательная технология: проблемное обучение.
Форма организации: урок-путешествие.
Оборудование: магнитофон, карта путешествия, плакат со схемой текстовой задачи, макет космической ракеты.
Раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями, звездные карты и цветные карандаши.
Ход урока
Девиз урока: «Полет – это математика» ( В.Чкалов)
1. Организационный момент.
Учитель читает стихотворение:
Ракета небо прочеркнула,
Ей в космос путь давно не нов.
Не слышно рокота и гула
Уж из-под облачных ковров.
И прежде чем, заметьте кстати.
Ракете той был дан прицел,
Её маршрутом математик
На крыльях формул пролетел.
12 апреля в нашей стране отмечают День космонавтики, т.к. 12 апреля 1961г. гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полёт в космос на космическом корабле. Этот полёт показал практическую возможность покорения человеком космоса. В этом лежит большая заслуга многих ученых-математиков.
Валерий Павлович Чкалов говорил: «Полёт – это математика». И действительно, покорение космоса не обошлось без математических расчётов.
Нам сегодня тоже предстоит совершить космическое путешествие из кабинета математики на различные планеты нашей «Школьной галактики».
А какими, по вашему мнению, должны быть космонавты? (Сильными, выносливыми, сообразительными, находчивыми, умными, и т.д.)
Вот сейчас и проверим, насколько вы готовы к полёту!
1. Повторение теоретических знаний:
Учитель: Я начинаю предложение, а вы - продолжаете (за учителем не повторять)…
1. Чтобы сложить две десятичные дроби, …
2. Чтобы из одной десятичной дроби вычесть другую,…
3. Чтобы десятичную дробь умножить на 10,…
4. Чтобы десятичную дробь умножить на 0,01….
5. Чтобы десятичную дробь умножить на десятичную дробь,…
2. Устная работа:
А сейчас вас ждут задания необычного характера. (Задания написаны на слайде.)
1. В каком примере допущена ошибка? Объяснить.
А) 3,7 + 1,2 = 4,9 Б) 7,34 + 10,1 = 17,35
В) 4,2 – 2,03 = 2,17 Г) 8,95 – 0,6 = 8,89
2. Впишите знаки действий:
а) 8,8 10 = 88; б) 3,3 100 = 0,033; в) 7,5 100 = 750.
3. Запишите пропущенное число:
А) 42, 3 * = 423; б) 0,05 * = 50; в) 3800 * = 380.
Учитель: Как вы считаете: вы готовы к полёту? Тогда для полёта нам понадобится звёздная карта – найдите её у себя на столе.
Ну а путешествовать мы будем на корабле …
Название корабля угадаете, если расположите числа в порядке возрастания: 0,81(о), 1,81(т), 0,081(в), 3,51(к), 2,44(о), 0,82(с).
Учитель: Итак, мы отправляемся в полёт на корабле «Восток».
А какие цели вы поставили бы перед нашим полётом? Чем мы будем заниматься? (Узнаем что-то новое. Будем решать примеры на действия с десятичными дробями. Будем решать задачи. Повторять правила. Готовиться к контрольной работе.)
За время полёта вам нужно заполнить свою «звёздную» карту (У каждого учащегося набор из трёх цветных карандашей: красный-5, жёлтый-4, синий-3). Проведите самооценку своих знаний и нарисуйте звёздочку соответствующего цвета в разделе «звёздной» карты «Предполётная подготовка».
Ракета стоит на старте. Итак, мы отправляемся в полёт!
Планета «Математическая»
Учитель: Первая планета, на которую мы прилетели «Математическая». Вам нужно показать, как вы умеете применять изученные правила при вычислениях. Посмотрите внимательно на примеры и расставьте порядок действий.
1 группа: 1)Вычитание 2)Умножение 3)Деление 4)Сложение
2 группа: 1)Вычитание 2)Сложение 3)Умножение 4)Деление
К доске приглашаются по 1 представителю от каждого ряда. Приступаем к самостоятельному решению примеров в тетради. И затем сверим ваши ответы с ответами у доски.
1группа
(23 – 5,6) · 1,6 +2,4 : 2=29,04
1)23-5,6=17,4
2)17,4 · 1,6=27,84
3)2,4 : 2=1,2
4)27,84 + 1,2=29,04
2 группа
(23 – 5,6) · (1,6 +2,4) : 2=34,8
1) 23-5,6=17,4
2)1,6+2,4=4
3)17,4 · 4=69,6
4)69,6 : 2=34,8
3 группа
23 – 5,6 · ( 1,6 +2,4 ) : 2=11,8
1) 1,6+2,4=4
2) 5,6 · 4 =22,4
3) 22,4 : 2=11,2
4) 23 - 11,2=11,8
Учитель: Проведите самооценку своих знаний и нарисуйте звёздочку. (Учитель оценивает работу ученика у доски соответствующего цвета звёздочкой.)
Планета «Историческая»
Учитель: Продолжаем полёт. Наша ракета оказалась на планете «Историческая».
Ученик: Десятичные дроби впервые были употреблены замечательным иранским ученым ал- Каши. В Начале ХVв. в Средней Азии вблизи города Самарканд была создана большая обсерватория. В ней производилась наблюдения за движением звезд, планет и Солнца, вычислялись дни праздников и т.д. В обсерватории работали лучшие ученые того времени. Руководил обсерваторией ученый Джемшид иб– Масуд ал- Каши.
В 1427 г. ал- Каши закончил книгу «Ключ к арифметике».В этой книге он впервые в мире употребил десятичные дроби, дал правила действия с ними, пояснил эти правила на примерах, подробно описал новую, открытую им систему записи дробей. Для обозначения разрядов он использовал разные варианты: отделял их вертикальной чертой, писал разными чернилами, иногда выписывал название разряда полностью словами.
Планета «Познавательная»
Учитель: Следующая планета, которую посетила наша ракета, «Познавательная».
Ребята, а знаете ли вы, что освоение космического пространства началось ранее 1961 года? Первый искусственный спутник был запущен в 1957 году. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы: «Я здесь, я лечу!»
Но первый спутник не мог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе?
Константин Эдуардович Циолковский – отец космонавтики предполагал, что живые существа могут приспособиться к состоянию невесомости. Чтобы убедиться в этом для полёта в космос стали готовить сначала собак, белых крыс, мышей.
Расшифруйте, как звали первую собаку, посетившую космос.
Решить уравнения:
1) 9х + 4,9 =31,9 2) (у + 4,5) : 7= 1,2 3) (у – 8,48) + 2,16 = 3,9
х = 3 у = 3,9 у = 10,22
4) 10 * (х + 1,5) = 25,2 5) 4у + 6у + 1,4 = 9,5 6) 38,5- (х + 1,2)=10,3
х= 1,02 у = 0,81 х = 27
М |
Ы |
С |
Б |
Л |
Е |
Й |
3,9 |
0,81 |
3 |
0,5 |
1,02 |
10,22 |
27 |
Учитель: Итак, это был пёс по кличке – Смелый.
Проведите самооценку своих знаний и нарисуйте звёздочку. (Учитель оценивает работу ученика у доски соответствующего цвета звёздочкой.)
Планета «Спортивная»
Учитель: Наш корабль прилетел на планету «Спортивная».
Проведём физминутку.
Один, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочки потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
Ну, вот и отдохнули. Отправляемся путешествовать дальше.
Планета «Занимательная»
Учитель: Следующая планета «Занимательная». Здесь нам предстоит решить задачу: Скорость движения Земли вокруг Солнца 29,8 км/с, а скорость Марса на 5,7 км/с меньше. Какой путь преодолеет Марс вокруг Солнца за 1 минуту?
Как найти путь? Всё ли нам известно? Как найти скорость Марса? Запишем решение.
1) 29,8-5,7=24,1(км/с) скорость Марса.
2) 24,1*60=1446(км) пройдёт Марс за 1 минуту.
Ответ: 342 км, 1146 км.
Учитель: Проведите самооценку своих знаний и нарисуйте звёздочку. (Учитель оценивает работу ученика у доски соответствующего цвета звёздочкой.)
Планета «Финишная»
Последняя планета - «Финиш». Подведение итогов урока. Учитель выставляет оценки за урок. Ученики оценивают урок.
Итак, друзья, урок мы провели,
Всё сделали мы с вами, что смогли.
Желаю к математике вам прилагать старанья.
Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!
Д/з: Разгадать зашифрованные примеры:
ВОЛК
+ ЛИСА
ЗВЕРИ
1,*
*,6
------
* * 8
3 *
------
4,* 8
Придумайте свой пример.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.