Открытый урок по теме Степени сравнения прилагательных.
Оценка 4.8

Открытый урок по теме Степени сравнения прилагательных.

Оценка 4.8
docx
26.03.2021
Открытый урок по теме  Степени сравнения  прилагательных.
открытый урок 21.docx

Тема: Степени сравнения  прилагательных.

 

Цели урокаОбразовательная: закрепить и обобщить знания учащихся по изученным темам об имени прилагательном, повторить степени сравнения имен прилагательных;

развивающая: научить находить прилагательные в разных формах сравнительной и превосходной степени сравнения в предложениях; развивать умения определять синтаксическую функцию прилагательных в разных формах степеней сравнения;

воспитательная: воспитывать бережное отношение к предмету.

 

Задача: показать обучающимся, что благодаря прилагательным, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

 

Тип урока объяснение нового материала, интеграция с литературой.

Методы: частично-поисковый, групповой.

Оборудование: презентация к уроку,  учебник русского языка для 6 класса, раздаточный материал

 

                                                                   Ход урока:

1.Организационный  момент

 

- Здравствуйте, дорогие ребята, гости нашего урока.

Сегодня продолжаем изучать имена прилагательные, которые украшают нашу речь, делают её богаче, ярче и образней, помогают описать предмет зримо его представить.

 Тема нашего урока: «Степени сравнения прилагательных»

В начале урока вы заняли определенные места, каждый стол – это отдельная команда. Название команд я предлагаю следующие: 1 команда «Умники и умницы », 2 – «Веселые и любознательные», 3- «Позитивные и умелые» . Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением продолжим наш урок.

 

В течение урока, выполняя определенные задания, каждая команда будет за правильные ответы получать жетоны. На ваших столах находятся копилки-коробочки, куда вы будете слаживать их. Соответственно, победит та команда, которая наберет их  больше всех баллов и эта команда получит «5» за урок. Но очень важным условием является активное участие всех членов команды, каждый ученик в конце урока получит оценки. Для этого вам нужно быть на уроке дисциплинированными, сосредоточенными, внимательными и активными.

                                                          

2. Проверка домашнего задания. (конверты)

- Ребята, все мы умеем играть в игру «Крестики-нолики» . Перед вами карта готовых утверждений. Если вы согласны с утверждением – ставите Х, Если нет - 0 .
1. Обозначает признак предмета 
2. Изменяется по числам и падежам. 
3. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством 
4. Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным. 
5. Прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степени. 
6. Имя прилагательное изменяется по родам. 
7. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением, в краткой форме – сказуемым. 
8. Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам. 
9. Все прилагательные имеют краткую форму 


- Теперь проверим (СЛАЙД1) Я зачитываю ответы, вы внизу таблицы ставите «плюс» или «минус».

- Кто получил 9 плюсов? (Раздать жетоны). У кого 7-8 плюсов? Это «четверка» Тоже жетоны. А сейчас передайте свои карточки-ответы мне, все ваши результаты будут отражены в виде оценок в журнале.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Х Х О Х Х Х Х О О

- Положите свои жетончики в копилку.

3. Изучение новой темы

Слово учителя.

Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и обратить внимание на прилагательные, которые используется в этом фрагменте.

Наверняка, Вам знакомы строчки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина:

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

 

Своенравная и ревнивая царица часто обращалась к зеркальцу с вопросом, красивее ли она своей молодой падчерицы? Завистливая героиня всё время сравнивала себя с юной царевной.

Именно сопоставление предметов по различным признакам позволяет нам говорить о степенях сравнения имён прилагательных.

 

А теперь давайте вместе попробуем сравнить предметы и героев из этой сказки.

 

1. Царевна и царица. Кто из героинь красивее? Несомненно, молодая падчерица.

 

2. Кто из персонажей сказки выше: Чернавка или юная царевна? И Вы снова, без сомнения, ответите, что выше служанки царская дочка.

 

3. Какое из строений меньше по размеру: дворец юной царевны или терем семи богатырей? Конечно же, меньше и ниже жилище братьев.

 

Сопоставляя предметы по качеству, размеру, форме и так далее, мы образуем степени сравнения.

Только качественные прилагательные обозначают признаки, которые свойственны предметам в различной степени.

Степени сравнения – это формы прилагательных, в которых выражаются значения разной меры.

Качественные прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень показывает, что предмет обладает каким-то признаком в большей или меньшей мере, чем другие: молодая царевна выше Чернавки.

Превосходная степень показывает самую высокую или самую низкую степень признака при сравнении предметов: самая злая героиня сказки Пушкина – коварная царица.

Каждая степень сравнения имеет две формы: простую и составную.

Простая форма сравнительной степени образуется путём прибавления к основе начальной формы прилагательного суффиксов -ЕЕ (-ЕЙ), -Е и -ШЕ.

Например:

добрый – добрее

тонкий – тоньше

чистый – чище

Составная форма сравнительной степени обычно образуется прибавлением слов БОЛЕЕ или МЕНЕЕ к начальной форме прилагательного. 

Например:

более добрый

более тонкий

менее чистый

Следует запомнить, что некоторые формы сравнительной степени образуются от других основ: хороший – лучше, маленький – меньше.

Простая форма превосходной степени образуется путём прибавления к основе начальной формы прилагательного суффиксов -ЕЙШ (-АЙШ).

Например:

добрый – добрейший

тонкий – тончайший

чистый – чистейший

 

https://znaika.ru/uploads/synopsis_content/3ab5cdf187bd1cfb4efe516770c67d7ca50a64e7ec3146f3effa45/image002.jpg

И наконец, составная форма превосходной степени образуется благодаря сочетанию начальной формы прилагательного и слов САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ и НАИМЕНЕЕ. Также эта форма может быть образована путём прибавления к форме сравнительной степени слов ВСЕХ, ВСЕГО: самый добрый, наиболее тонкий, чище всех.

В заключение урока послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Всё удивительно вокруг:

Надёжней всех твой первый друг!

А голос мамы всех милее,

Добрее, мягче и роднее.

А Эверест из гор всех выше.

И зверя нет трусливей мыши.

И глубже озера река,

Белее снега – облака.

Без качественных прилагательных

Вещей не будет занимательных.

Теперь мы знаем, без сомненья,

Что значит СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ.

Вывод-обобщение с учителем. Итак, вы сегодня познакомились со степенями сравнения прилагательных.

4 . Закрепление.

А теперь давайте снова обратимся к сказке. Используя слова из текста А. С. Пушкина, образуем все возможные степени сравнения от некоторых прилагательных.

Работа  в группах

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

С ним одним она была

Добродушна, весела…

 

Записать в тетради и образовать :

1 -команда простую сравнительную- выше,  стройнее, добродушнее,  белее, веселее .

2 -команда составную сравнительную-– более стройный, менее высокий, более добродушный, более высокий.

3- команда- превосходную простую  - высочайший, стройнейший, добродушнейший, веселейший.

4-команда – составную превосходную –наиболее высокий, самый стройный, наименее добродушный, веселее всех.

Прилагательное

Сравнительная степень

Превосходная степень

 

Простая форма

Составная форма

Простая форма

Составная форма

 

-ее (-ей), -е, -ше

более + прил.

-ейш (-айш)

Самый (наиболее, наименее) + прил.

Высокий

выше

менее высокий

высочайший

наиболее высокий

Стройный

стройнее

более стройный

стройнейший

самый стройный

Добродушный

добродушнее

более добродушный

добродушнейший

наименее добродушный

Весёлый

веселее

более весёлый

веселейший

веселее всех

Физкультминутка.

Дети встают из-за парт. Учитель называет прилагательные в различных степенях сравнения:

Сравнительная – приседают, руки вперёд.

Превосходная – встают, прихлопывают.

Положительная – разминают пальчики.

 

Предлагаю вам продолжить соревнование. Перед вами лежат карточки.

Игра «Эстафета»

1-команда

 Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных.

Счастливый -счастливее

Прекрасный -прекраснее

Громкий -громче

Крутой –круче

Чистый -чище

Густой –гуще

2-команда

 Образуйте простую и составную форму сравнительной степени прилагательных.

Ужасный –ужаснее, более ужасный

Плохой –  хуже, более плохой

Ранний –ранее,

Простой –проще, более простой

Прилежный –прилежнее, более прилежный

Удобный –удобнее, более удобный

3-команда

 Образуйте простую форму превосходной степени прилагательных.

Счастливый –счастливейший

Прекрасный –прекраснейший

Сладкий –слаще

Добрый –добрейший

Крупный –крупнейший

Интересный –интереснее

4-команда

 Образуйте простую и составную форму превосходной степени прилагательных.

Отважный –отважнейший, самый отважный

Вкусный –вкуснейший, самый вкусный

Мудрый –мудрейший, самый мудрый

Злой –злейший, самый злой

Умный –умнейший, самый умный

Интересный –интереснейший, самый интересный


Жетоны тем, кто не допустил ошибок

 Дифференцированная оценка работы команд. Ваша команда справилась с заданием хорошо – вы получаете три жетона, вы допустили незначительные неточности – 2 жетона, и т.п.)

- Молодцы, кто не допустил ошибки, а те у кого они есть будьте внимательней.


V.  Итоги урока.

- Давайте, подведем итоги. Каждая команда подсчитайте свои жетоны и назовите нам их количество.

Учитель объявляет оценки. Спасибо всем за работу.

VI.  Домашнее задание. Упражнение 309.


 

Тема: Степени сравнения прилагательных

Тема: Степени сравнения прилагательных

Теперь проверим (СЛАЙД1) Я зачитываю ответы, вы внизу таблицы ставите «плюс» или «минус»

Теперь проверим (СЛАЙД1) Я зачитываю ответы, вы внизу таблицы ставите «плюс» или «минус»

Например: добрый – добрее тонкий – тоньше чистый – чище

Например: добрый – добрее тонкий – тоньше чистый – чище

А голос мамы всех милее , Добрее, мягче и роднее

А голос мамы всех милее , Добрее, мягче и роднее

Дети встают из-за парт. Учитель называет прилагательные в различных степенях сравнения:

Дети встают из-за парт. Учитель называет прилагательные в различных степенях сравнения:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2021