Открытый урок, посвященный творчеству П.И. Чайковского «Волшебные звуки музыки»
Оценка 4.6

Открытый урок, посвященный творчеству П.И. Чайковского «Волшебные звуки музыки»

Оценка 4.6
Культурные мероприятия
pptx
музыка
4 кл—8 кл
27.08.2021
Открытый урок, посвященный творчеству П.И. Чайковского  «Волшебные звуки музыки»
Слайд 1. Открытый урок, посвященный творчеству П.И. Чайковского «Волшебные звуки музыки» Слайд 2. Международный конкурс имени П. И. Чайковского С 1958 года в нашей стране проводится Международный конкурс имени П. И. Чайковского – это одно из главных событий в международном музыкальном сообществе. Проводится он один раз в четыре года. И как раз в этом году с 17 по 29 июня соревнования пройдут в Москве и Санкт-Петербурге. Главная цель музыкального конкурса - выявление новых талантов. В России конкурс считается визитной карточкой национальной музыкальной культуры. Каждое из его изданий является одним из ключевых событий в социальной и культурной жизни страны. Слайд 3. Пётр Ильи́ч Чайко́вский — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Родился 7 мая 1840 в Вятской губернии. Умер 6 ноября 1893 в Санкт-Петербурге. Сегодня мне хотелось бы вас, дорогие мои ребята, познакомить с музыкальным творчеством Петра Ильича. Музыка этого великого композитора хорошо известна во всем мире, и конечно вы не раз слышали его великие произведения такие как балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». На уроках музыки мы часто с вами слушали фортепианные пьесы из «Детского альбома». Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний , 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы. Слайд 4. Фортепьянный цикл П.И. Чайковского Времена года Фортепьянный цикл П.И. Чайковского «Времена года» – одно из самых популярных сочинений. Пьесы этого цикла исполняют музыканты разных уровней: от учащихся музыкальных школ до известных пианистов. Незамысловатые, но трогательные музыкальные картинки покоряют сердца слушателей и исполнителей искренностью, чёткостью музыкального рисунка, неповторимым лиризмом, которым отличается любое произведение П.И. Чайковского. Слайд 5. История создания цикла Удивительно, что сочинение, созданное по заказу, получилось таким лиричным. А создано оно было действительно по заказу издателя журнала «Нувеллист» и основателя нотоиздательской фирмы М.И. Бернарда. Журнал был основан в 1942 г. В нём ежемесячно печатались новые сочинения русских и зарубежных композиторов, а также сообщались сведения о новинках музыкальной жизни в России и за рубежом. С этим журналом П.И. Чайковский сотрудничал с 1873 г., а в 1875 г. он получил заказ на фортепьянный цикл, причём заказ полностью был создан Бернардом, вплоть до названия самого сборника, каждой пьесы и поэтических эпиграфов. Слайд 6. Содержание цикла Сборник фортепьянных пьес П.И. Чайковского Времена года состоит из 12 небольших музыкальных зарисовок, которые соответствуют 12 месяцам года. Средствами музыкальных звуков композитор рисует картину природы или душевное состояние человека в определённую пору года. Удивительно точно переданы малейшие движения души и изменения в природе, настолько точно, что слова при этом не требуются, достаточно только поэтического эпиграфа, который помогает настроиться на картину. Слайд 7. «Январь. У камелька» И мирной неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет уголёк, И свечка нагорела.А.С. Пушкин Камелёк – это камин, у которого зимой собиралась семья. Здесь музицировали, читали, беседовали или, как сказали бы сейчас, общались. Но иногда у камина просто сидели в размышлении, ведь известно, что огонь и вода всегда притягивают взгляд человека и побуждают к задумчивому созерцанию. Музыка этой пьесы элегичная, спокойная. Слайд 8. «Февраль. Масленица» Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир. П.А. Вяземский Известно, что масленица – это последняя неделя перед Великим постом. Она отличается шумными гуляньями, блинами – всё это языческие традиции, но они плотно вошли в жизнь людей и считаются необходимыми атрибутами, предваряющими начало Великого поста, а также символизируют проводы зимы и встречу весны. И вот эту картину народного гулянья рисует композитор в пьесе. Она состоит из картинок, которые сменяют одна другую, но одна главная тема в пьесе присутствует постоянно: тема народного гулянья. Слайд 9. «Март. Песня жаворонка» Поле зыблется цветами, В небе льются светы волны. Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны. А.Н. Майков Пение жаворонка в России связано с приходом весны. Лирическая мелодия весны и трели, имитирующие трели жаворонка, – вот основные темы этой пьесы. Музыкальная картинка настолько яркая, что даже маленькие дети, не зная названия пьесы, угадывают в ней звуки птичьего пения. Слайд 10. «Апрель. Подснежник» Голубенький, чистый Подснежник-цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слёзы О горе былом И первые грёзы О счастье ином… А.Н. Майков У этой пьесы ритм вальса, но она наполнена нетерпеливым волнением, порывом, что свойственно первым чувствам, когда сердце полно ожиданием новых встреч… Весна пробуждает не только природу, но и человеческие чувства. Первый весенний цветок так же трогателен, как трогательна первая любовь, которую скрывают до поры до времени, но вот уже скрыть её невозможно – и она, как подснежник, вырывается наружу… Слайд 11. «Май. Белые ночи» Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает Май!А.А. Фет В этой пьесе создан городской пейзаж, знаменитые петербургские белые ночи, когда воздух полон романтического настроения, когда хочется гулять всю ночь и дышать весной, вздыхать от восторга, мечтать о счастье… Чайковский любил Петербург, здесь прошла бо́льшая часть его жизни: учёба, становление как композитора, артистический успех. Слайд 12. «Июнь. Баркарола» Выйдем на берег, там волны Ноги нам будут лобзать. Звёзды с таинственной грустью Будут над нами сиять. А.Н. Плещеев Баркарола – песнь лодочника в итальянской народной музыке, в частности, в Венеции, где по улицам передвигаются на лодках. Там они называются гондолами. Песни эти певучие и плавные, как плавным бывает движение лодки. Именно такой – нежной и певучей – является эта пьеса. Но пейзаж у Чайковского не итальянский, а петербургский, т.к. в городе на Неве много каналов и речек, по которым скользят лодки. Музыка первой части пьесы звучит выразительно и широко, затем настроение становится беззаботным и радостным, а в третьей части мелодия вновь становится спокойной и постепенно удаляется, заканчиваясь журчанием воды. Слайд 13. «Июль. Песнь косаря» Раззудись, плечо, Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня! А.В. Кольцов Это сцена из народной деревенской жизни. Пьеса состоит из трёх частей и вся наполнена народными напевами – во время косьбы на Руси всегда пели. Первая и третья части – широкая и ритмичная песня, а средняя часть напоминает звуки русских народных инструментов. Слайд 14. «Август. Жатва» Люди семьями Рожь высокую! В копны частые Снопы сложены. От возов всю ночь Скрипит музыка. А.В. Кольцов Жатва – важнейшая пора в крестьянской жизни. В поле обычно работали семьями, всегда при этом пели. В рукописи Чайковского сделан подзаголовок «Скерцо», оживлённый темп. В жизни действительно во время уборки урожая хлеба всегда царило радостное оживление, душевный подъём. «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж», – говорил композитор. Но изобразить это время при помощи музыкальных звуков он всё-таки смог. Слайд 15. «Сентябрь. Охота» Пора, пора! Рога трубят, Псари в охотничьих уборах; Чем свет, уж на конях сидят; Борзые прыгают на сворах. А.С. Пушкин «Граф Нулин» Охота в российских дворянских поместьях в XIX в. в осенние месяцы была самой главной забавой и чередой приключений, поэтому готовились к этому событию заранее. И вот наступал момент, когда охота была разрешена. Охотой занимались не столько ради промысла, сколько ради азарта, проявления силы, ловкости, мужества… И все эти чувства присутствуют в пьесе, даже призывный звук рога. Слайд 16. «Октябрь. Осенняя песнь» Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят… А.К. Толстой Пожалуй, это самая известная пьеса цикла. Она входит в репертуар учеников музыкальной школы и является любимым произведением многих из них. И хотя тема пьесы – осень, грусть, увядание природы, но картина, нарисованная средствами музыки, настолько яркая и понятная, что маленькие музыканты с удовольствием сопереживают композитору в его чувстве грусти и любви к красоте русского осеннего пейзажа. То есть в этой пьесе слиты воедино пейзаж и чувства человека. Слайд 17. «Ноябрь. На тройке» Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши. И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши. Н.А. Некрасов В Средней России в ноябре уже выпадает снег, поэтому появление тройки лошадей с колокольчиками под дугой – явление обычное. Начинается пьеса широкой мелодией, которая символизирует русские просторы. Вдруг вдали слышен звон приближающихся колокольчиков, они всё ближе, ближе, и вот их звон переходит в песню ямщика. Пронеслась тройка, и звон колокольчиков постепенно удаляется и затем исчезает. Слайд 18. «Декабрь. Святки» Святками в России называют время от Рождества до Крещения. Это весёлый праздник, в котором христианство переплетено с языческими верованиями: на Святки ходили ряженые, пели святочные песни, их угощали и одаривали подарками. Девушки гадали, ждали своих суженых. Этой пьесе композитор дал подзаголовок «Вальс». Вальс был самым популярным танцем в салонах и на домашних танцевальных вечерах. Заканчивается пьеса вальсом, который все танцуют вокруг рождественской ёлки.
времена года.pptx

Волшебные звуки музыки» Открытый урок, посвященный творчеству

Волшебные звуки музыки» Открытый урок, посвященный творчеству

«Волшебные звуки музыки»

Открытый урок, посвященный творчеству П.И. Чайковского

Учитель музыки
МБОУ «Фёдоровской СОШ №5»
Галина Алексеевна Бутянова

Международный конкурс имени П

Международный конкурс имени П

Международный конкурс имени П. И. Чайковского

Пётр Ильич Чайковский (1840 – 1893) – русский композитор десять опер, три балета, семь симфоний , 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные…

Пётр Ильич Чайковский (1840 – 1893) – русский композитор десять опер, три балета, семь симфоний , 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные…

Пётр Ильич Чайковский
(1840 – 1893) – русский композитор

десять опер, три балета, семь симфоний , 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы. 

Фортепианный цикл «Времена года»

Фортепианный цикл «Времена года»

Фортепианный цикл «Времена года»

История создания цикла

История создания цикла

История создания цикла

Содержание цикла Сборник фортепьянных пьес

Содержание цикла Сборник фортепьянных пьес

Содержание цикла

Сборник фортепьянных пьес
П.И. Чайковского  «Времена года» состоит из 12 небольших музыкальных зарисовок, которые соответствуют 12 месяцам года.

Январь. У камелька» И мирной неги уголок

Январь. У камелька» И мирной неги уголок

«Январь. У камелька»

И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет уголёк,
И свечка нагорела.
А.С. Пушкин

Февраль. Масленица» Скоро масленицы бойкой

Февраль. Масленица» Скоро масленицы бойкой

«Февраль. Масленица»

Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.
П.А. Вяземский

Б. Кустодиев «Масленица»

Март. Песня жаворонка» Поле зыблется цветами,

Март. Песня жаворонка» Поле зыблется цветами,

«Март. Песня жаворонка»

Поле зыблется цветами,
В небе льются светы волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
А.Н. Майков

Апрель. Подснежник» Голубенький, чистый

Апрель. Подснежник» Голубенький, чистый

«Апрель. Подснежник»

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином…
А.Н. Майков

Май. Белые ночи» Какая ночь! На всём какая нега!

Май. Белые ночи» Какая ночь! На всём какая нега!

«Май. Белые ночи»

Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает Май!
А.А. Фет

Июнь. Баркарола» Выйдем на берег, там волны

Июнь. Баркарола» Выйдем на берег, там волны

«Июнь. Баркарола»

Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать.
Звёзды с таинственной грустью
Будут над нами сиять.
А.Н. Плещеев

Июль. Песнь косаря» Раззудись, плечо,

Июль. Песнь косаря» Раззудись, плечо,

«Июль. Песнь косаря»

Раззудись, плечо,
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
А.В. Кольцов

Г. Мясоедов «Косари»

Август. Жатва» Люди семьями Рожь высокую!

Август. Жатва» Люди семьями Рожь высокую!

«Август. Жатва»

Люди семьями
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрипит музыка.
А.В. Кольцов

Питер Брейгель Старший «Жатва»

Сентябрь. Охота» Пора, пора! Рога трубят,

Сентябрь. Охота» Пора, пора! Рога трубят,

«Сентябрь. Охота»

Пора, пора! Рога трубят,
Псари в охотничьих уборах;
Чем свет, уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.
А.С. Пушкин

Октябрь. Осенняя песнь» Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Октябрь. Осенняя песнь» Осень, осыпается весь наш бедный сад,

«Октябрь. Осенняя песнь»

Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…
А.К. Толстой

Ноябрь. На тройке» Не гляди же с тоской на дорогу,

Ноябрь. На тройке» Не гляди же с тоской на дорогу,

«Ноябрь. На тройке»

Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши.
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.
Н.А. Некрасов

«Декабрь. Святки» «Вальс»

«Декабрь. Святки» «Вальс»

«Декабрь. Святки» «Вальс»

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2021