Открытый урок русского языка в 10 классе
по теме «Лексические нормы»
Цель урока:
Обобщить знания по изученным ранее понятиям лексики.
Задачи:
Развивать умение определять и разграничивать разные лексические группы слов.
Развивать умение употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями и стилистическими особенностями.
Оборудование: мультимедийная установка.
Структура урока:
1. Начало урока.
2. Работа над темой урока.
3. Закрепление.
А) Выполнение заданий
Б) Работа со словарями
4. Углубление изученного материала.
5. Закрепление.
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов урока.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Уч.: Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами обобщим изученный материал по теме лексика.
2. Тема и цель урока.
Уч.: Итак, тема нашего урока «Лексические нормы» СЛАЙД 1
А эпиграфом нашего урока станут слова "Нам дан во владение
самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык."
СЛАЙД 2 К.Г. Паустовский
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по теме «Лексика», будем определять лексическое значение слов с помощью словарей, вспомним что такое синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова. Также вспомним некоторые правила орфографии.
3. Работа над темой
Уч.: Открываем тетради, записываем число классная работа.
Пятнадцатое ноября
Классная работа
Перед вами лежат листы самооценки, напишите на них свою
фамилию.
Первым этапом нашего урока будет:
1. Лингвистическая разминка. СЛАЙД 3
Задание 1.
Уч.: 1) Дома вам нужно было в данных словах поставить ударение и из толкового словаря Давайте проверим как вы справились с Д/З
) Аллегория, апостроф, аналогия, багроветь, бижутерия, баловать,
блокировать, бутафория, верование, грильяж, дремота, дублировать,
жаловать, жалюзи, иконопись, кашлянуть, премировать,
украинский, черпать
2) Выписать лексическое значение этих слов СЛАЙД 5
Дисплей – электронное устройство с экраном
ФенОмен – исключительная личность.
ДиспансЕр – лечебно-профилактическое учреждение.
Детектив – литературное произведение с приключениями
сыщиков. ДЭТЭ
Реверанс – почтительный поклон
Абсурд – нелепость, бессмыслица
Беллетристика – повествовательная художественная
Литература
Антите/за – противопоставление понятий, мыслей образов.
Уч.: Правильно. Молодцы! Поставьте себе оценку в листок
самооценки.
Задание 2
Уч.: Ребята, вы знаете, что в русском языке есть слова паронимы.
Скажите какие слова называют паронимами?
Дет: паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию,
но разные по значению или частично совпадающие в своём
значении. СЛАЙД 8
Уч.: У вас на партах лежат толковые словари, Найдите в них, что означает
слово эффективный?
Дет: Эффективные – приводящий к нужным результатам, действенный
(например: необходимы эффективные меры, чтобы добиться
необходимых результатов)
Уч.: А теперь подберите к нему пароним.
Дет: эффектный.
Уч.: Правильно. Давайте найдём в толковом словаре что же означает слово
эффектный? СЛАЙД 9
Дет: производящий сильное впечатление.
Уч.: А теперь подберём паронимы к словам СЛАЙД 10 и постараемся дать им лексическое значение. А с выделенными словами составим
словосочетания. Задание выполняем по рядам
1 ряд. Демократический (демократичный)
Злой (злостный)
Сытый (сытный)
2 ряд. Командированный (командировочный)
Ароматный (ароматический)
Искусственный (искусный)
Уч.: молодцы, ребята. Поставьте оценку себе в лист самооценки.
Уч.: Вы должны уметь правильно употреблять в речи слова по их
лексическому значению потому что наша речь должна быть точной,
связной и выразительной, с ограниченным употреблением
диалектизмов и жаргонизмов.
- Ребята дайте определение диалектизмам и жаргонизмам? СЛАЙД 11,12
Лексическое значение слов вы можете уточнить не только в словарях
Ожегова, Ушакова, Даля, но и воспользоваться электронным вариантом данных словарей или в ИНТЕРНЕТЕ.
Переходим к следующему этапу нашего урока:
2. Поиграем в экономику. СЛАЙД 13
Задание 1.
Уч.: Ребята посмотрите на СЛАЙД13. С чем связано лексическое
значение данных слов?
Дет: Экономикой.
Уч.: Ваша задача расположить данные слова так, чтобы ударение падало на 1, 2, 3-й слоги. Работать будем по вариантам.
1-В 2-В
1. Брокер 1. Бухгалтер
2. аудитор 2. Менеджер
3. Риелтор 3. Референт
Уч.: А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работы товарища с
помощью ключа, который дан на СЛАЙДе 14
Ключ: 1,3,2 2,1,3
Поставьте себе оценку в лист самооценки.
Задание 2.
Уч.: А теперь поиграем. СЛАЙД 15 Чей ряд быстрее.
Ваша задача : к словам в первом столбике подобрать лексическое
значение из второго столбика и соединить их стрелками. (Включить
музыку)
Бизнесмен – коммерсант, занимающийся законным видом
экономической деятельности.
Менеджер – специалист по управлению
Маркетинг – привлечение потребителей
Референт - консультант
Брокер - посредник при заключении сделок.
Аудитор - ревизор.
Уч.: Как называются данные слова? (неологизмы) Слайд 16
Задание 3. Слайд 17-22
Уч.: Ребята определите виды омонимов
• мой галстук – мой руки (омоформы)
• напасть сзади – что за напасть (беда) такая! (омонимы)
• глубокий пру… – тонкий пру… (омофоны)
• плыть к берегу – берегу фотографию (омографы)
пол..скать бельё – пол..скать ребёнка (омофоны)
ФИЗМИНУТКА
Третий этап нашего урока
3. Орфографический тренинг. СЛАЙД 17
Уч.: Чтобы правильно определить лексическое значение слова, его нужно
правильно написать. Сейчас проведём орфографический тренинг и
вспомним некоторые правописания слов.
Перед вами лежат карточки с заданиями. Ваша задача:
проанализировать данные примеры, записать название орфограммы,
привести свой пример и дать лексическое значение выделенного
слова. Всё выполняем в карточке.
Орфографический тренинг |
||||
№ |
Пример для анализа |
Название орфограммы |
Свой пример |
Лексическое значение слова |
1. |
Прискакать, пришкольный, превозносить. |
|
|
|
2. |
Уберём, протирать подпереть. |
|
|
|
3. |
Расчёска, шёлк, шов. |
|
|
|
4. |
Лестница, радостный, местность. |
|
|
|
5. |
Тропинка, утонул, зелёный. |
|
|
|
6. |
Колосья, подъём, вьюга |
|
|
|
Уч.: А теперь проверим. (Отвечают по одному человеку с парты)
Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. Поставьте
себе оценки в лист самооценки.
На четвёртом этапе нашего урока проведём
4. Теоретический экспресс-опрос.
Уч.: Ребята а теперь поработаем устно.
Перед вами карточки с вопросами. Карточки трёх цветов.
На красных вопрос сложный, на жёлтых – полегче и на зелёных
самый простой. Выберите себе карточку с вопросом и быстро
подготовьте на него ответ.
Красные: 1. Назовите основные способы образования переносных
значений? Стр 27.
2. Назовите виды синонимов. Приведите примеры.
(Лексические син – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения. Стилистические син. – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик – лицо – мордашка – физиономия. Синтаксические син. – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу – приступить к работе; возле дома – около дома)
3. В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы?
(Антитеза и оксюморон. Антитеза – это противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь. Оксюморон – это стилистический приём сопоставления на первый взгляд несопоставимых понятий: убогая роскошь наряда, страшно красивый)
4.
Жёлтые: 1. Что такое синонимы? Приведите примеры.
2. Что такое омонимы? Приведите примеры.
3. Что такое антонимы? Приведите примеры.
4. Что такое омофоны? Приведите примеры.
Зелёные: 1. Какие слова называются устаревшими? Приведи примеры.
2. Какие слова называются неологизмами? Приведите примеры.
3. Какие слова называются профессионализмами? Приведите
примеры.
4. Какие слова называются диалектизмами? Приведите примеры.
Уч.: Молодцы. Все хорошо справились с заданием. Поставьте себе оценки.
Уч.: На этом мы заканчиваем наш урок.
Домашнее задание. Оценки.
Уч.: Дома вам нужно будет написать мини-сочинение на тему «Что значит
быть хорошим человеком?». В своём сочинении вы должны
использовать синонимы, антонимы и неологизмы.
Итог урока
Уч.: Ребята скажите мне важно ли правильно понимать лексическое
значение слов?
Дет: Да.
Уч.: А теперь вспомните эпиграф нашего урока и скажите согласны ли вы
с мнением Константина Георгиевича Паустовского, что изучение языка
является необходимостью?
Дет: Согласны.
Уч.: А для чего это нужно.
Дет: Чтобы наша речь была правильной, выразительной и чистой..
Уч.: Правильно , ребята. Зная лексическое значение слова вы будете
Не только сами говорить правильно красиво и точно, но и всегда поймёте своего собеседника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.