Открытый урок технологии в 5 классе по теме "Швейная машина"

  • docx
  • 13.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ключевые понятия проводимого занятия: швейная машинка, устройство швейной машинки, техника безопасности при работе на швейной машинке.
Иконка файла материала труд7.docx

Открытый урок технологии в 5 классе по теме "Швейная машина".

 

Цель: знакомство учащихся с историей и устройством бытовой швейной машины, создание условия для формирования навыков работы на ней.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с устройством бытовой швейной машины, правилами организации рабочего места швеи, правилами техники безопасности при работе.
  • Способствовать формированию у учащихся навыков работы на бытовой швейной машине

Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности в работе, бережного отношения к оборудованию, интереса к швейным работам.

 Тип урока: комбинированный: урок сообщения новых знаний.

Форма обучения: групповая.

Методы проведения занятия:  

·        объяснительно - иллюстративный (рассказ, беседа, демонстрация);

·        метод стимулирования и мотивации интереса к обучению;

·        метод контроля и самоконтроля;

Межпредметная связь: ИЗО, русский язык, история.

Материально - техническое оснащение: швейная машинка, карточки

Ключевые понятия проводимого занятия: швейная машинка, устройство швейной машинки, техника безопасности при работе на швейной машинке.

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявлять интерес к содержанию предмета занятия;

- осознать потребность в изучении темы;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения.

Метапредметные:

Познавательные умения:

- отвечать на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию, обобщая её.

Регулятивные умения:

- определять цель деятельности;

- планировать предстоящую практическую деятельность;

- учиться высказывать своё предположение на основе опытов;

-учиться совместно с другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности;

- определять степень успешности выполнения своей работы и работы других.

Коммуникативные умения:

- учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;

- сотрудничать, договариваться;

- доказывать свою точку зрения, подбирая аргументы для объяснения.

- конструировать небольшие устные речевые высказывания на основе проведённых экспериментов.

Предметные:             

- знать историю происхождения швейной машинки;

- владеть знаниями об устройстве швейной машинки;

- знать и применять технику безопасности при работе на швейной машине.

Средства диагностики: самостоятельная и практическая работа.  Рефлексия

ХОД УРОКА

I. Организационный этап (Самоопределение к деятельности).

Цель: Включить учащихся в самостоятельную учебно - познавательную деятельность;

Приветствие. Проверка присутствующих. Организация рабочего места. Проверка готовности учащихся к уроку.  Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Добрый день! Я рада снова видеть вас всех и надеюсь на взаимность. Давайте поприветствуем всех присутствующих. Соседку по парте потрогайте за плечо и улыбнитесь, остальным присутствующим помашите рукой.

II.Актуализация знаний

Цель: устранить в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях; выяснить степень усвоения материала;

Повторение пройденного материала.

Сегодня нас ждет удивительно творческая работа. Но прежде чем к ней приступить я вам предлагаю проверить свои знания по теме предыдущих уроков

Тест. Самооценка (1 вопрос-1 балл) (Пр. № 1)

 

III.Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Цель: организовать подводящий или побуждающий диалог по объяснению нового материала.

Учащимся предлагается угадать загадку и попробовать сформулировать тему урока и цели урока.

- Отгадайте загадку:

Колесо свое верчу,

Звоню, весело стучу.

Достает моей сноровки,

Чтобы сделать всем обновки.

Получайте, ребятишки,

Платья, кофточки, штанишки.

(Швейная машина)

 

- Хотелось бы вам научиться шить на швейной машине? 

- Как вы думаете пригодиться ли вам в будущем умение работать на швейной машине?

- А сейчас подумайте и скажите, как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?

Правильно, тема урока «Бытовая ш/машина»

- А для того что бы мы могли работать на швейной машине, что мы должны знать и уметь?

Целеполагание.
 Правильно.
Сегодня на уроке мы познакомимся со швейной машиной, с историей ее появления, мы будем учиться готовить машину к работе, т.е овладеем знаниями об устройстве швейной машинки.

Ваши успехи в шитье во многом зависят от того, насколько хорошо вы научитесь пользоваться швейной машиной.

И так, швейная машинка приветствует вас!

-Откуда же появилась швейная машинка, попробуем ненадолго вернуться в прошлое.

Сообщение «История создания швейной машинки». Заполнить таблицу. (Пр.№2)

- Теперь вы знаете, кто и когда придумал швейную машинку. Что такое швейная машина?

Швейная машина – основной инструмент для работы с тканью.  Швейные машины служат для соединения деталей изделий с помощью швейных ниток.

Применение швейных машин позволяет ускорить и облегчить труд, повысить качество работы. Машинные швы ровнее, прочнее и аккуратнее ручных.

Сообщение «Знакомство со швейными машинами». (Пр. №3)

- Посмотрите на машины, находящиеся в кабинете, определите, как они приводятся в движение? Какой из приводов наиболее быстроходный? (Ручной, ножной, электрический приводы. Самый быстроходный – электрический.)

-Давайте ближе познакомимся с нашей чудесной помощницей.

(Работаем с изображением и швейными машинами. Рассматриваем устройство современной машины с электроприводом и машины 2М ПМЗ с ручным приводом.)

На гладкой и прочной платформе прямо и важно стоит стойка машины, которая удерживает рукав. И хотя рукав полый, но не пустой. Внутри его проходит работяга и труженик – главный вал.  Именно он приводит в движение внутренние механизмы швейной машины. Справой стороны рукава мы видим круглый диск махового колеса, а слева – головку рукава. Она очень важная особа, так как начинена очень сложными механизмами иглы, лапки и нитепритягивателя. Лапка, если вы опустите её рычагом вниз, прижмёт ткань к платформе швейной машины, чтобы она не вредничала и продвигалась зубчатой рейкой на длину стежка.  Нитепритягиватель начнёт сдёргивать нитку с катушки и подавать её игле. Игла выполнит за вас швейные работы, прокалывая ткань и образовывая стежки.

Привести в движение машину можно при помощи устройства, называемого приводом  

 

IV.Физкультминутка (Ролик)

V.Этап творческой работы

Цель: Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Практическая работа учащихся «Знакомство с бытовой универсальной швейной машиной с электрическим приводом» (Пр. №4)

 

Задание 1. Найди детали швейной машины по рисунку и на самой швейной машине. Воспользуйся карточкой 5.
Задание 2.  Вклей в рабочую тетрадь карточку 5.

Задание 3. Вклей в рабочую тетрадь карточку 6. (Пр. 5)

VI.Подведение итогов урока

Цель: Зафиксировать новое содержание, изучение на    уроке.

Тест на по теме «Сведения о швейных машинах». Самооценка (2 вопроса-1 балл) (Пр. № 6)

 

VII.Рефлексия

Цель: Ответить на вопросы. Оценить собственную деятельность на уроке. 

Заполнить анкету (Пр. 7)

Заключительный этап.

Умение шить не дается просто так. Мастерицы, из-под рук которых выходят красивые и необычные вещи, не сразу подружились со своими швейными машинами. Поэтому необходимо понимать, что швейные машины – это лишь инструменты. Сами по себе они ничего не сошьют, нужен человек, который будет их использовать, причем использовать умело – только в этом случае результатами своего труда не стыдно будет похвастаться.

Считаю, что цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.

 

VIII.Домашнее задание.

Цель: включить новый способ действий в систему знаний учащихся.

Составить СИНКВЕЙН по теме урока. (Пр. №8)

Выучить технику безопасности и санитарно-гигиенические требования. (Пр. № 5)

Принести спецодежду, рабочую шкатулку с инструментами и приспособлениями, ткань 30х30 см.