Тема:
Простые и сложные предложения.
5 класс.
Абакарова Е.И.
Тема: Простые и сложные предложения.
Цель урока: 1.Опознавать по изученным признакам простые и сложные предложения.
2.Правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.
3.Знать виды сложных предложений по способу связи простых в составе сложных.
4.Уметь выделять в предложениях грамматическую основу, находить словосочетания.
5. Составлять схемы предложений.
Оборудование: использование ИКТ, Power Point, карточки.
Эпиграф к уроку: Г. Х. Андерсен – великий датский сказочник.
Сегодня на уроке прозвучат предложения из сказок великого сказочника. Давайте обратим внимание на эпиграф к нашему уроку. (Слайд 3). - Какое это предложение? - Какой раздел науки о языке изучает словосочетание, предложение и их построение? - Назовите грамматическую основу предложения. - Почему мы поставили тире?
Ребята, а какие сказки Андерсена вы знаете? Перечислить. (Слайд 4 – 10). Повторение: словосочетание, виды подчинительной связи в словосочетании. (Слайд 11), предложение, виды предложений (Слайд 12 - 14).
Синтаксическая работа: Руки свои Элиза спрятала под передник, чтобы король не увидел волдырей и царапин. (характеристика, схема). Он увидел Дюймовочку, схватил ее и унес на дерево. (характеристика, схема).
Два ученика работают у доски.
Фонетический разбор: король. Морфологический разбор: спрятала.
Объяснительный диктант. (Слайд 15) Написать под диктовку, сверить и исправить ошибки. Подчеркнуть грамматическую основу. Назвать вид сложного предложения.
1. В тот же миг Снежная королева подхватила его, и они взвились на черное облако.
2. Когда солнце близилось к закату , Элиза увидела диких лебедей.
3. Утенок узнал этих прекрасных птиц, и его охватила какая – то непонятная грусть.
4. Они высунули из воды свои головы, чтобы поглядеть на крошку невесту.
5. Понял теперь солдат, что за чудесное было у него огниво.
Схематический диктант. (Слайд 16). Взаимопроверка.
Она пила росу, которую каждое утро находила на листьях. Она все думала о братьях, потому что злая мачеха выгнала их тоже из дому. Когда ласточка подлетела к цветку, Эльф совсем перепугался. Император сказал, что жалует свою золотую туфлю ему на шею.
Творческая работа. (Слайд 17). Составить сложное предложение при помощи союзов –а, -когда, -но. Подчеркнуть грамматическую основу, характеристика предложений.
1. Всю зиму прожила ласточка жук схватил её
в подземелье.
2. Бедная Дюймовочка очень так и не нашел испугалась. себе невесты.
3. Он объехал весь свет. Дюймовочка ухаживала за ней.
Проверь себя. (Текст на партах у учеников. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу). (Слайд 18)
Олень остановился только тогда, когда увидел в снегу куст с красными ягодами. Тут он опустил девочку на землю, поцеловал ее, и на глазах у него заблестели крупные прозрачные слезы. Потом он повернулся и стрелой пустился назад. Бедная девочка осталась одна. Она побежала вперед. А навстречу ей двинулись целые полчища снежных хлопьев. Это было очень странно, потому что небо было совсем чистое.
Итог урока. Оценки. Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.