Методическая разработка урока истории в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Тема урока «Олимпийские игры в Древней Греции»
|
Тип урока Урок усвоения новых знаний
|
Цели урока: познакомить учащихся с историей олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группе и в парах; воспитание интереса к истории как науки, пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта. Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при выполнении работы. Предметные: продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. |
Формы и методы обучения: (вопросы), которые используются для того, чтобы вызвать мотивацию у ребят к процессу обучения; подведение итога опроса и постановка цели урока; передача новых знаний и теории ; упражнение для практического применения учениками полученных знаний. |
Основные термины и понятия: овладение понятиями: атлет, пятиборье, ипподром, Олимпия. |
Планируемые образовательные результаты: Научатся: проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, использовать историческую карту как источник информации о Древней Греции, о местах важнейших событий. Получат возможность научиться: высказывать суждения о значении Олимпийских игр и месте исторического и культурного наследия древних греков в мировой истории; видеть влияние спортивных состязаний на жизнь людей в Древней Греции |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
1. Оргмомент |
Настрой учащихся на работу на уроке. Создание благоприятного психологического климата. |
Приветствуют учителя. |
|
2. Целеполагание |
1.Создает условия для того, чтобы мотивировать на урок. «Сегодня наш урок будет немножко непохожий на обычный и проведем мы его в форме путешествия. Куда же мы совершим свое путешествие?» Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала. 1. Ребята какую страну древности мы сейчас изучаем? - Мы продолжим разговор о Древней Греции - удивительной стране, открытиями и достижениями которой мы пользуемся и сейчас, в XXI веке. 2. Где находится Греция? - Балканский п-ов, острова Средиземного моря, 3- Как сами греки называли себя и свою родину? - эллинами, Элладой. 4. Каких богов древние греки особенно почитали и почему? -Зевса, Посейдона, Аида, Деметру, Афину, Диониса и т.д. Греки считали, что боги помогали во всех их занятиях. 5. Назовите имена самых известных законодателей Греции. Что о них вам известно? -Солон. Вопросы к учащимся: 1.Как вы думаете,о чем мы сегодня будем вести разговор? 1. Ребята,вы любите спорт? 3.А где спортсмены могут показать все свои спортивные навыки? 4. Как называются эти спортивные состязания? Ребята, а кто из вас знает, что является символами Олимпийских игр? (Олимпийский факел и флаг с олимпийскими кольцами). 2. А почему эти пять колец разного цвета? А потому, что они символизируют пять континентов: чёрный - Африка, зелёный – Австралия, жёлтый – Азия, красный– Америка, синий – Европа. 3. В каком городе пройдут Олимпийские игры в этом году?
«Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм. Задолго до очередного Олимпийского года готовятся к нему все страны мира. Тренируются будущие участники. И наконец этот знаменательный день настаёт… Девушки, одетые в древнегреческие одежды, зажигают от лучей солнца Эллады Олимпийский факел. Долгий путь предстоит огню. Много раз перейдёт он из одних рук в другие, много стран пересечёт он, прежде чем достигнет стадиона, предназначенного для Олимпийских игр. И, когда вспыхнет огонь над праздничным стадионом, делегации разных стран вступят на стадион в торжественном марше, впереди всех пойдут спортсмены Греции. Ребята, а почему впереди всех идут спортсмены Греции? Постановка темы и цели. 2.Фиксирует цель и тему урока на доске запишите тему урока у себя в рабочих тетрадях. «Олимпийские игры в Древней Греции» Постановка проблемы. «Но прежде чем начать нашу работу я хотела бы обратить ваше внимание на задание, которое представлено на следующем слайде презентации. Внимательно слушая рассказ учителя, проводя собственные исследования, выполняя предложенные задания, к концу урока вы должны дать ответ на вопрос: Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?». И зажечь факел своего олимпийского огня, символизирующего знания и настроение нашего класса.
|
1.Определяют тему урока, цель (работа в паре),записывают в тетрадь.
2.Записывают согласованную цель урока в тетрадь. |
Согласование и конкретизация общей темы и цели урока.
|
3.Планирование |
Создает условия для построения плана достижения поставленной цели. «Составим вместе план работы на уроке». Запись на доске. |
Составляют свой план (работа в паре),согласовывают, записывают в тетрадь |
|
4.Реализация плана
5. Физзминутка |
1.Возникновение игр. «В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все – в Олимпию! Священный мир объявлен. Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!». В Олимпию, расположенную в Южной Греции, съезжались сотни участников и тысячи зрителей изо всех полисов Греции.(показать на карте). Игры были зрелищем, на которые спешили придти все свободные жители Греции. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись в тетради) Но что же послужило причиной их появления?»
2.Подготовка к играм. «День за днем 10 месяцев подряд велась подготовка к Олимпийским играм, проводились они 1раз в 4 года, проходили летом. Давайте попробуем вместе с участниками Олимпийских игр, прожить эти дни. А кто же был их участником? На основе ранее изученного материала, определите их». В состязании могли участвовать все полноправные, свободнорожденные граждане, кроме женщин. Однако участниками игр становились обычно зажиточные люди. Как вы думаете почему? Ученик: У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.
Древние греки уделяли огромное значение гимнастике, спорту. Последуем примеру древних греков - у нас физминутка. (Дети отвечают да(встают), нет(садятся). .Подводит промежуточный контроль. Задание на слайде. Первые олимпийские игры состоялись в……, и проводились в… , один раз в…. года. В них участвовали….. Игры проводились в честь бога…
4.Прохождение игр. Рассказ учителя: Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней. В первый день атлеты приносили жертвы богам и давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Следующие три дня отводились состязаниям. В последний пятый день, подводились итоги и награждались победители. Большинство соревнований проходило на стадионе. Первый день был посвящен состязаниям по бегу. Сначала проводились предварительные забеги. Затем начинались финальные забеги.. Звучала труба и глашатай объявлял имя первого олимпионика – победителя. Слайд 11, 12 Во второй день проходили соревнования по– пятиборью – словарное слово. Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта. бег- 1 стадия, прыжки в длину, метание копья на точность, метание диска на дальность, борьба- противник должен 3 раза коснуться земли либо плечом, либо бедром, либо спиной. Работа с иллюстративным рядом Слайд 13-14 На чем изображены виды состязаний по пятиборью? Большой интерес у зрителей вызывали такие виды соревнований как, бег с оружием, кулачные бои.
Самым захватывающим зрелищем были гонки на колесницах. На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Ипподром – место для проведения конных соревнований. Слайд 15 Двенадцать раз надо было промчаться по ипподрому, обогнав соперников. И вот наступал день чествования победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды: венок из ветвей маслины, амфоры с маслом. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»
2.Анализируя текст, дайте ответ на вопрос: как вы считаете, почему каждый участник стремился обязательно стать победителем в состязаниях?
Работа со слайдами (какие виды состязаний вы увидели?) Найти лишнее.
5.Закрепление новой темы по вопросам: на слайде. 1. В каком городе проходили олимпийские игры? (Олимпия). 2. С какой периодичностью проводились игры в Древней Греции? (Каждые четыре года). 3. В честь какого бога проводились игры? (Зевса).
6. Работа с понятийным аппаратом. • Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения. • Пятиборье - пять видов спортивных состязаний. • Ипподром – место для проведения конных состязаний. • Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр.
|
1.Работа с картой. Показать путь из разных городов в Олимпию.
2. Работа в группе с мифом. Ребята выписывают причины появления олимпийских игр. 1) поклонение богам; 2) стремление показать силу и ловкость жителей Греции. Работа спонятиями.
3. Работа в группе. Ответы учащихся. Дополнительный материал.(Приложение №2)
Ученик: У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.
Приложение №3)
5.Работа в парах с дополнительным текстом. Выполняют задание, выдвигают предположения. (Приложение №4)
6.Смотрят на экран, обсуждают в парах дают ответы.
Ответ: Когда олимпионик возвращался в свой родной город, то все жители полиса выходили его встречать. От города победителю полагались: пурпуровая одежда, пожизненная пенсия, почетное кресло в театре. пожизненное питание, освобождение от налогов.
7.Дети называют лишние состязания.
8. Сопоставляют термины и определения.
|
Во время ответов учащихся – демонстрация иллюстраций.
Задание на слайде |
4.Контроль и оценка |
1.Организация учебной дискуссии. Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? Учитель обобщает ответы учащихся. 2.Вопросы к учащимся: а). Все ли этапы плана пройдены?; б). Выполнена ли поставленная цель урока? |
Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы. -Посвящались богам -объявлялся мир -съезжались жители всей Греции - 10 месячная подготовка к Олимпиаде -победа не благодаря силе, а провидение богов. |
|
5.Рефлексия |
Оформление "лестницы успеха". Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.
|
Самостоятельно оценивают как и насколько усвоен новый материал (Приложение №6) |
|
6. Домашнее задание |
Задания 1.Написать сочинение-рассказ от имени участника состязаний на тему «Один день на олимпийских играх». 2.Подготовить презентацию или информацию о современных Олимпийских играх. 3.Символ, девиз олимпиады. |
1.Выбирают по желанию и возможностям задание. 2.Параграф №33,стр.149 |
|
Приложение №1
Миф о возникновении Олимпийских игр
В древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его. Мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый Камень. И когда Зевс возмужал. Он опоил отца волшебным зельем. Благодаря которому, Крон изрыгнул проглоченных им детей богов. Затем между ними и их отцом Кроном началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в памяти о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии.
Приложение №2
Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина… Несчастную должны были казнить, но из уважения к ее сыну-победителю помиловали.
Приложение №3
Первые олимпийские игры состоялись в……, и проводились в… , один раз в…. года. В них участвовали….. Игры проводились в честь бога…
Приложение №4
Большинство состязаний проходило на стадионе. Места зрители занимали с ночи. Наступает первый день Олимпиады. Еще до зари все собираются у храма Зевса, чтобы принести жертвоприношения богам. Каждый молит богов о победе своего родного города . Вот судьи клянутся судить справедливо, спортсмены обещают богам приложить все усилия для достижения победы. На второй день начинаются состязания в пятиборье. В простом беге участвует 20 человек. Бег проводится на стадионе. Кроме простого бега, проводился бег двойной, еще более длительный. Бегуны должны были обежать стадион 2, 6, а то и 12 раз.Есть еще бег с оружием: щитом, копьем, в шлеме и набедренниках.
После бега начиналась борьба. Простейшим видом борьбы был выход противников друг против друга с голыми руками. Победителем считался тот, кто трижды повалит своего соперника на землю.
На третий день проходят соревнования по метанию диска, копья и прыжки. А копье метают не просто как можно дальше, а в определенную цель.
Наступил четвертый день игр. Он посвящен состязаниям на ипподроме. Самым старинным и излюбленным видом был бег колесниц, запряженных четверкой лошадей. Надо было 12 раз обогнуть столб у старта. Скачки верхом имеют одну особенность: перед финишем наездник должен соскочить с лошади и бежать рядом с ней, держа поводья в руке.
Состязания окончены. Наступил пятый день - день награждения победителей. Это происходит у храма Зевса. Судьи торжественно возлагают на головы победителей венки из дикой оливы, перевитые белыми лентами. Эта простая награда ценилась дороже золота. Она давала ее обладателю вечную славу и почет. Каждый победитель может воздвигнуть в Олимпии свою статую. Возвращение на Родину сопровождается величайшим торжеством: олимпионик в пурпурной одежде со свитой друзей въезжает на четверке лошадей в свой родной город. Во многих городах в честь победы земляка выбивались монеты. В Афинах победителю давали премию, в Аргосе - бронзовый щит. Поэту заказывали оду в честь победителя, в ней прославляли не только его, но и его семью, предков, родной город.
Приложение №6
"Лестница успеха". Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.
Использованная литература и ресурсы Интернета.
1. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс. – М,: ВАКО, 2010.
2. http://lesson-history.narod.ru/map/gr-kolon.gif
3. http://class2004.ru/index.php/drevnieolimpiiskieigry
4. http://news.bcm.ru/sport/2011/2/13/22901/1
5. http://www.olympic.kz/content.php?id=001
6. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Gasparov/_02.php- Библиотека Гумер. Гаспаров Михаил. Занимательная Греция
7. http://www.olympic-history.ru/istoriya-ellady/nauka.html
8. http://wordweb.ru/sto_arheology/46.htm
9. http://www.olympic.kz/content.php?id=070
10. http://2014sochi.ucoz.ru/
11. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира: 5 кл. М.,2011.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.