Открытый урок в 5 классе "Олимпийские игры в Древней Греции"
Оценка 4.6

Открытый урок в 5 классе "Олимпийские игры в Древней Греции"

Оценка 4.6
docx
02.06.2022
Открытый урок в 5 классе "Олимпийские игры в Древней Греции"
Урок истории в 5 классе.docx

 

Методическая разработка урока истории в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

 

Тема урока               «Олимпийские игры в Древней Греции»

 

Тип урока            Урок усвоения новых знаний

 

Цели урока: познакомить учащихся с историей олимпийских игр, первыми спортивными традициями.

Личностные:   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группе и в парах; воспитание интереса к истории  как науки, пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при выполнении работы.

Предметные: продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения.

Формы и методы обучения: (вопросы), которые используются для того, чтобы вызвать мотивацию у ребят к процессу обучения; подведение итога опроса и постановка цели урока; передача новых знаний и теории ; упражнение для практического применения учениками полученных знаний.

Основные термины и понятия: овладение понятиями:  атлет, пятиборье, ипподром, Олимпия. 

Планируемые образовательные результаты:

Научатся: проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, использовать историческую карту как источник информации о Древней Греции, о местах важнейших событий.

Получат возможность научиться: высказывать суждения о значении Олимпийских игр и месте исторического и культурного наследия древних греков в мировой истории; видеть влияние спортивных состязаний на жизнь людей в Древней Греции 

  

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Оргмомент

Настрой учащихся на работу на уроке. Создание благоприятного психологического климата.

Приветствуют учителя.

 

2. Целеполагание

1.Создает условия  для того, чтобы мотивировать на урок. «Сегодня наш урок  будет немножко непохожий на обычный и проведем мы его в форме путешествия. Куда же мы совершим свое путешествие?» Актуализация опорных знаний учащихся  и подготовка к восприятию материала.

1. Ребята какую страну древности мы сейчас изучаем?

- Мы продолжим разговор о Древней  Греции - удивительной стране, открытиями и достижениями которой мы пользуемся и сейчас,  в XXI веке. 

2. Где находится Греция?

- Балканский п-ов, острова Средиземного моря,

3- Как сами греки называли себя и свою родину?

- эллинами, Элладой.

4. Каких богов древние греки особенно почитали и почему?

-Зевса, Посейдона, Аида, Деметру, Афину, Диониса и т.д.

Греки считали, что боги помогали во всех их занятиях.                                                                                                                                                                                   

5.  Назовите имена  самых известных законодателей Греции. Что о них вам известно?

-Солон.
   На экране демонстрируются иллюстрации спортивных состязаний с современных олимпийских игр.

 Вопросы к учащимся: 1.Как вы думаете,о чем мы сегодня будем вести разговор?

1.     Ребята,вы любите спорт? 3.А где спортсмены могут показать все свои спортивные  навыки? 4. Как называются эти спортивные состязания? Ребята, а кто  из вас знает, что является символами Олимпийских игр? (Олимпийский факел и флаг с олимпийскими кольцами).

2.     А почему эти пять колец разного цвета?

А потому, что они символизируют  пять континентов:

чёрный - Африка, зелёный – Австралия, жёлтый – Азия, красный– Америка, синий – Европа.

3.     В каком городе пройдут Олимпийские игры в этом  году?

 

«Наверное, нет человека на земле, который был  бы равнодушен к Олимпийским играм. Задолго до очередного Олимпийского года готовятся к нему все страны мира. Тренируются будущие участники. И наконец этот знаменательный  день настаёт…

  Девушки, одетые в древнегреческие одежды, зажигают от лучей солнца Эллады  Олимпийский факел. Долгий путь предстоит огню.  Много  раз  перейдёт он из одних рук в другие, много стран пересечёт он, прежде чем достигнет стадиона, предназначенного  для  Олимпийских игр. И, когда вспыхнет огонь над праздничным стадионом, делегации разных стран вступят на  стадион в торжественном  марше, впереди всех пойдут спортсмены Греции. Ребята, а почему впереди всех идут спортсмены Греции?

Постановка темы и цели.

2.Фиксирует цель и тему урока на доске запишите тему урока у себя в рабочих тетрадях. «Олимпийские игры в Древней Греции»

Постановка проблемы.

«Но прежде чем начать нашу работу я хотела бы обратить ваше внимание на задание, которое представлено на следующем слайде презентации. Внимательно  слушая рассказ учителя, проводя собственные исследования, выполняя  предложенные задания, к  концу урока вы должны дать ответ на вопрос: Какие факты подтверждают мысль, что  Олимпийские игры были любимым  общегреческим праздником?». И зажечь факел своего олимпийского огня, символизирующего знания и настроение нашего класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Определяют тему урока, цель (работа в

паре),записывают в тетрадь.

 

2.Записывают согласованную цель урока в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Согласование и конкретизация общей темы и цели урока.

 

3.Планирование

Создает условия для построения плана достижения поставленной цели. «Составим вместе план работы на уроке». Запись на доске.

Составляют свой план (работа в паре),согласовывают, записывают в тетрадь

 

4.Реализация плана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Физзминутка

1.Возникновение игр. «В год  Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все – в Олимпию! Священный мир объявлен. Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!». В Олимпию, расположенную в Южной Греции, съезжались сотни участников и тысячи зрителей изо всех полисов Греции.(показать на карте). Игры были зрелищем, на которые спешили придти все свободные жители Греции. Первые  Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись в тетради) Но что же послужило причиной их появления?»

 

2.Подготовка к играм.

«День за днем 10 месяцев подряд велась подготовка к Олимпийским играм, проводились они 1раз в 4 года, проходили летом. Давайте попробуем вместе с участниками Олимпийских игр, прожить эти  дни. А кто же был их участником? На основе ранее изученного материала, определите их».  В состязании могли участвовать все полноправные, свободнорожденные граждане, кроме женщин. Однако участниками игр становились обычно зажиточные люди. Как вы думаете почему?

Ученик: У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.

 

Древние греки уделяли огромное значение гимнастике, спорту. Последуем примеру древних греков - у нас физминутка. (Дети отвечают да(встают), нет(садятся).

.Подводит промежуточный контроль. Задание на слайде.

 Первые олимпийские игры состоялись  в……, и проводились в… , один раз в…. года. В них участвовали….. Игры проводились в честь бога…

 

4.Прохождение игр.

Рассказ учителя: Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней.

В первый день атлеты приносили жертвы богам и давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.

Следующие три дня отводились состязаниям.

В последний пятый день, подводились итоги и награждались победители.

Большинство соревнований проходило на стадионе. Первый день был посвящен состязаниям по бегу.

Сначала проводились предварительные забеги. Затем начинались финальные забеги.. Звучала труба и глашатай объявлял имя первого олимпионика – победителя.

Слайд 11, 12

Во второй день проходили соревнования по– пятиборью – словарное слово.

Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.

бег- 1 стадия, прыжки в длину, метание копья на точность, метание диска на дальность, борьба- противник должен 3 раза коснуться земли либо плечом, либо бедром, либо спиной.

  Работа с иллюстративным рядом

Слайд 13-14

На чем изображены виды состязаний по пятиборью?

Большой интерес у зрителей вызывали такие виды соревнований как, бег с оружием, кулачные бои.

 

Самым захватывающим зрелищем были гонки на колесницах. На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома.

Ипподром – место для проведения конных соревнований.

Слайд 15

Двенадцать раз надо было промчаться по ипподрому, обогнав соперников.

И вот наступал  день чествования  победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды: венок из ветвей маслины, амфоры с маслом. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: «Слава победителю!» 

 

2.Анализируя текст, дайте ответ на вопрос: как вы считаете, почему каждый участник стремился обязательно стать победителем в состязаниях?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со слайдами (какие виды состязаний вы увидели?) Найти лишнее.

 

5.Закрепление новой темы по вопросам: на слайде.

1. В каком городе проходили олимпийские игры? (Олимпия).

2. С какой периодичностью проводились игры в Древней Греции? (Каждые четыре года).

3. В честь какого бога проводились игры? (Зевса).

 

6. Работа  с понятийным аппаратом.

         Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.

         Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.

         Ипподром – место для проведения конных состязаний.

         Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр.

 

1.Работа с картой. Показать путь из разных городов в Олимпию.

 

2. Работа в группе с мифом. Ребята выписывают причины появления олимпийских игр. 1) поклонение богам; 2) стремление показать силу и ловкость жителей Греции.

Работа спонятиями.

 

 

3. Работа в группе.  Ответы учащихся. Дополнительный материал.(Приложение №2)

 

 

 

 

 

Ученик: У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3)

 

 

 

 

 

 

 

5.Работа в парах с дополнительным текстом. Выполняют задание, выдвигают предположения. (Приложение №4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Смотрят на экран, обсуждают  в парах дают ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: Когда олимпионик возвращался в свой родной город, то все жители полиса выходили его встречать.

От города победителю полагались:

пурпуровая одежда, пожизненная пенсия, почетное кресло в театре. пожизненное питание, освобождение от налогов.

 

7.Дети называют лишние состязания.

 

 

8. Сопоставляют термины и определения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время ответов учащихся – демонстрация иллюстраций.

 

 

 

Задание на слайде

4.Контроль и оценка

 1.Организация учебной дискуссии. Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

Учитель обобщает ответы учащихся.

2.Вопросы к учащимся: а). Все ли этапы плана пройдены?; б). Выполнена ли поставленная цель урока?

Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы.

-Посвящались богам

-объявлялся мир

-съезжались жители всей Греции

- 10 месячная подготовка к Олимпиаде

-победа не благодаря силе, а провидение богов.

 

5.Рефлексия

Оформление "лестницы успеха". Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

 

 Самостоятельно оценивают как и насколько усвоен новый материал (Приложение №6)

 

6. Домашнее задание

Задания

1.Написать сочинение-рассказ от имени участника состязаний на тему «Один день на олимпийских играх».

2.Подготовить презентацию или информацию о современных Олимпийских играх.

3.Символ, девиз олимпиады.

1.Выбирают по желанию и возможностям задание.

2.Параграф №33,стр.149

 

 

 

 

 

Приложение №1

Миф о возникновении Олимпийских игр

В    древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея.  Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот  у родился младший  сын – Зевс.  Боясь потерять и его. Мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый Камень. И когда Зевс возмужал. Он опоил отца волшебным зельем. Благодаря  которому,  Крон изрыгнул проглоченных им детей богов. Затем между ними и их отцом Кроном началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в памяти о ней повелел устраивать  состязания атлетов на земле Олимпии.

Приложение №2

Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина… Несчастную должны были казнить, но из уважения к ее сыну-победителю помиловали.

Приложение №3

     Первые олимпийские игры состоялись  в……, и проводились в… , один раз в…. года. В них участвовали….. Игры проводились в честь бога…

Приложение №4

   Большинство состязаний проходило на стадионе. Места зрители занимали с ночи. Наступает первый день Олимпиады. Еще до зари все собираются у храма Зевса, чтобы принести жертвоприношения богам. Каждый молит богов о победе своего родного города . Вот судьи клянутся судить справедливо, спортсмены обещают богам приложить все усилия для достижения победы. На второй день начинаются состязания в пятиборье. В простом беге участвует 20 человек. Бег проводится на стадионе. Кроме простого бега, проводился бег двойной, еще более длительный. Бегуны должны были обежать стадион 2, 6, а то и 12 раз.Есть еще бег с оружием: щитом, копьем, в шлеме и набедренниках.

   После бега начиналась борьба. Простейшим видом борьбы был выход противников друг против друга с голыми руками. Победителем считался тот, кто трижды повалит своего соперника на землю.

   На третий день проходят соревнования по метанию диска, копья и прыжки. А копье метают не просто как можно дальше, а в определенную цель.

   Наступил четвертый день игр. Он посвящен состязаниям на ипподроме. Самым старинным и излюбленным видом был бег колесниц, запряженных четверкой лошадей. Надо было 12 раз обогнуть столб у старта. Скачки верхом имеют одну особенность: перед финишем наездник должен соскочить с лошади и бежать рядом с ней, держа поводья в руке.

   Состязания окончены. Наступил пятый день - день награждения победителей. Это происходит у храма Зевса. Судьи торжественно возлагают на головы победителей венки из дикой оливы, перевитые белыми лентами. Эта простая награда ценилась дороже золота. Она давала ее обладателю вечную славу и почет. Каждый победитель может воздвигнуть в Олимпии свою статую. Возвращение на Родину сопровождается величайшим торжеством: олимпионик в пурпурной одежде со свитой друзей въезжает на четверке лошадей в свой родной город. Во многих городах в честь победы земляка выбивались монеты. В Афинах победителю давали премию, в Аргосе - бронзовый щит. Поэту заказывали оду в честь победителя, в ней прославляли не только его, но и его семью, предков, родной город.

 

Приложение №6

"Лестница успеха". Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

 

Использованная литература и ресурсы Интернета.

1.                  Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс. – М,: ВАКО, 2010.

2.                  http://lesson-history.narod.ru/map/gr-kolon.gif

3.                   http://class2004.ru/index.php/drevnieolimpiiskieigry

4.                  http://news.bcm.ru/sport/2011/2/13/22901/1

5.                  http://www.olympic.kz/content.php?id=001

6.                  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Gasparov/_02.php- Библиотека Гумер. Гаспаров Михаил. Занимательная Греция

7.                  http://www.olympic-history.ru/istoriya-ellady/nauka.html

8.                  http://wordweb.ru/sto_arheology/46.htm

9.                  http://www.olympic.kz/content.php?id=070

10.              http://2014sochi.ucoz.ru/

11.              Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира: 5 кл. М.,2011.


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка урока истории в 5 классе ( в соответствии с требованиями

Методическая разработка урока истории в 5 классе ( в соответствии с требованиями

Этап урока Деятельность учителя

Этап урока Деятельность учителя

Вопросы к учащимся: 1. Как вы думаете,о чем мы сегодня будем вести разговор? 1

Вопросы к учащимся: 1. Как вы думаете,о чем мы сегодня будем вести разговор? 1

Олимпийских игр. И, когда вспыхнет огонь над праздничным стадионом, делегации разных стран вступят на стадион в торжественном марше, впереди всех пойдут спортсмены

Олимпийских игр. И, когда вспыхнет огонь над праздничным стадионом, делегации разных стран вступят на стадион в торжественном марше, впереди всех пойдут спортсмены

Физзминутка 1.Возникновение игр

Физзминутка 1.Возникновение игр

Первые олимпийские игры состоялись в…… , и проводились в… , один раз в…

Первые олимпийские игры состоялись в…… , и проводились в… , один раз в…

Слайд 13-14 На чем изображены виды состязаний по пятиборью?

Слайд 13-14 На чем изображены виды состязаний по пятиборью?

Работа со слайдами ( какие виды состязаний вы увидели?)

Работа со слайдами ( какие виды состязаний вы увидели?)

Контроль и оценка 1

Контроль и оценка 1

Боясь потерять и его. Мать подала

Боясь потерять и его. Мать подала

Состязания окончены. Наступил пятый день - день награждения победителей

Состязания окончены. Наступил пятый день - день награждения победителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2022