Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белиджинская гимназия №1 им. А. Исрафилова»
Конспект урока русского языка
5 класс
«Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»
Урок провела учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Белиджинская гимназия №1
им. А.Исрафилова»
Агабалаева Лалэ Магомедовна
2021 год
Тема урока: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа
Тип урока: обобщение и системацизация знаний, урок совершенствования ЗУН
Цели урока:
Образовательные:
1) обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»;
2) совершенствование навыков правильного правописания окончаний имён существительных.
Развивающие:
1) развитие логического мышления обучающихся, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
2) развитие монологической речи школьников;
3) развитие внимания, зрительной памяти;
4) развитие умения анализировать свою деятельность.
Воспитательные:
1) воспитание уважительного отношения к родному языку;
2) воспитание нравственных и коммуникативных умений ии навыков;
3) воспитание умения видеть и творить прекрасное.
Планируемые результаты:
Предметные
1) Осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм её использования.
2) Применять при письме данное орфографическое правило.
Метапредметные
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение
Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.
Личностные
Проявлять познавательный интерес к новым знаниям
Оборудование:
- слайдовая презентация и средства для её демонстрации
-разноуровневые карточки
Этапы урока
1. Организационный момент. На экране весенний пейзаж – гладь реки весной (слайд 1)
- Какое время года изображено на данном пейзаже? Что мы видим?
Слово учителя: Весна – пора обновления природы, обновления жизни. Всё вновь возрождается, начинает цвести, распускаются деревья, прилетают птицы. Это время года, когда хочется узнавать что-то новое, учиться. Я надеюсь, что сегодня, этим весенним утром, именно с таким желанием вы пришли в школу, чтобы открыть для себя что-то новое, чему-то научиться. Так начнём же наш урок. А тема весны так или иначе будет лейтмотивом нашего урока.
- Какую часть речи мы изучаем?
- Дайте определение этой части речи.
- С какой огфограмой мы познакомились на прошлом уроке?
2. Актуализация знаний. Посмотрите, пожалуйста, на предложение
в вашем маршрутном листе.
Туман проп…дает в весеннем воздух… и открывает прозрачную гладь рек….
Помогите мне определить, какое окончание нужно написать в слове (в) воздух... и рек…. Что для этого нужно сделать?
- Запишем в тетрадь словосочетания: главное и зависимое от него существительное. Укажем склонение и падеж существительных.
Пропадает в воздухе (2 скл., П.п.)
Гладь реки (1 скл., р.п.)
3. Формулировка темы урока. Постановка цели урока.
- Хорошо ли вы помните, какие гласные пишутся в падежных окончаниях существительных?
- Как можно сформулировать тему нашего урока?
Тема сегодняшнего урока «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа» (слайд 2)
- Какова цель нашего урока? Сформулируйте цель урока.
Сегодня нам предстоит обобщить и закрепить знания о склонении и отработать навык выбора орфограммы в окончаниях имён существительных (слайд3)
4. Составление алгоритма рассуждения (слайд 4)
1. Определяю склонение, падеж существительного.
2. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже.
5. Проверка домашнего задания, правила орфограммы № 17.
Обратимся к интерактивной доске и вспомним правила (слайд 5)
- Когда пишется окончание Е у имён существительных?
- Когда пишется окончание И у имён существительных?
- Сформулируйте правило орфорграммы №17.
6. Закрепление знаний: устная работа по алгоритму (слайды 6-8).
7. На экране весенний пейзаж. Звуковое сопровождение – звуки весны
(слайд 9)
Работа с текстом «Звуки весны».
1. Прочитайте тескт. Озаглавьте его.
2. Вставьте и обозначьте пропущенные орфограммы. Устно объясните правописание слов с пропущенными буквами.
3. Укажите склонение и падеж имён существительных.
__________________________________
Весною пахнет пр…будившаяся от зимнего сна земля.
Наступает особенный т…ржественный час в русской пр…род…. Как бы до самого неба ра…пахнутся невидимые голубые в…рота. Над полем и лесом, над широким озером л…тят птиц…, во…вращаясь на свою родину. Высоко в неб… слышны их крики.
Необычайно разнообразны весною звуки в лесу. Вот с ветк… берёзы упала прозрачная капля. От пенька к пеньку пр…бежала и тоненько пискнула мышь. Поднявшись с земл…, прогудел и грузно упал неповоротливый жук. На макушк… берёзы громко кукует кукушка.
В торжественный час появления солнца звуки лесной музык… нар…стают.
4. Словообразовательный и морфемный разборы слова НЕПОВОРОТЛИВЫЙ - _____________________________________
5. Морфологический разбор существительного
(НАД) ПОЛЕМ - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и весенним лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
Насекомые летают.
Тишина стоит вокруг.
Собрались мы все на луг.
8. Работа по учебнику. Упражнение № 359 и 345.
9. Рефлексия.
- Что я узнал на уроке?
- Чему я научился на уроке?
- Что мне ещё нужно узнать?
10. Домашнее задание: стр. 67-69, правило, упр. 542.
Маршрутный лист урока
Задание № 1
1. Вставьте пропущенные орфограммы в словах.
Туман проп…дает в весеннем воздух… и открывает прозрачную гладь рек….
- Выпишите в тетрадь словосочетания: главное слово и зависимое от него существительное, выделите окончание у существительного и укажите склонение и падеж.
Алгоритм рассуждения
1. Определяю склонение, падеж существительного.
2. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже.
Задание № 2.
1. Прочитайте тескт. Озаглавьте его.
2. Вставьте и обозначьте пропущенные орфограммы. Устно объясните правописание слов с пропущенными буквами.
3. Укажите склонение и падеж имён существительных.
__________________________________
Весною пахнет пр…будившаяся от зимнего сна земля.
Наступает особенный т…ржественный час в русской пр…род…. Как бы до самого неба ра…пахнутся невидимые голубые в…рота. Над полем и лесом, над широким озером л…тят птиц…, во…вращаясь на свою родину. Высоко в неб… слышны их крики.
Необычайно разнообразны весною звуки в лесу. Вот с ветк… берёзы упала прозрачная капля. От пенька к пеньку пр…бежала и тоненько пискнула мышь. Поднявшись с земл…, прогудел и грузно упал неповоротливый жук. На макушк… берёзы громко кукует кукушка.
В торжественный час появления солнца звуки лесной музык… нар…стают.
4. Словообразовательный и морфемный разборы слова НЕПОВОРОТЛИВЫЙ - ______________________________________
____________________________________________________________
5. Морфологический разбор существительного
(НАД) ПОЛЕМ - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.