«Проблема гармонии человека и природы в стихотворении Лермонтова«Когда волнуется желтеющая нив»
Оценка 4.6

«Проблема гармонии человека и природы в стихотворении Лермонтова«Когда волнуется желтеющая нив»

Оценка 4.6
docx
05.04.2024
«Проблема гармонии человека и природы в стихотворении Лермонтова«Когда волнуется желтеющая нив»
«Проблема гармонии человека и природы в стихотворении Лермонтова«Когда волнуется желтеющая нив».docx

 «М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».

Мастерство поэта в создании образов»

 

Планируемые результаты.

предметные: познакомиться со стихотворениями М. Ю. Лермонтова, формировать навыки анализа поэтического текста;

метапредметные:

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: планировать работу в группе, взаимодействовать с одноклассниками в группе;

личностные: формировать навыки исследовательской и творческой деятельности

 

Тип урока: урок сообщения нового материала.

 

Методы обучения: продуктивно – репродуктивный

 

Оборудование: электронная презентация с использованием романсов на стихи М.Ю. Лермонтов, портретов поэта.

 

Подготовка к уроку: ребятам было дано задание: вспомнить стихотворения Лермонтова, которые учили в 5-6 классах.

 

 

 

t1643461451ac.gift1643461451aa.jpgt1643461451ae.jpgt1643461451ab.jpgt1643461451ag.gift1643461451aa.jpgt1643461451ad.jpg

t1643461451aa.jpgt1643461451af.jpgt1643461451ab.jpg

Ход урока.

1. Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

- Разгадайте ребус и узнаете, с творчеством какого поэта мы с вами познакомимся на уроке?

 

- Как называют человека, который пишет стихи? (поэт)

-Как по-другому называют поэзию? (лирика)

t1643461451ai.png

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией М.Ю.Лермонтова.

Русский поэт и философ Д.С. Мережковский пишет так о своем отношении к Лермонтову: «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием…». Говоря о произведениях Пушкина, мы с вами ощутили притягательную силу его творчества. М.Ю. Лермонтов – другой, но свет его поэзии обязательно коснется вашей души.

Воспоминания современников по-разному очерчивают его характер. Многие друзья вспоминают Лермонтова веселым и добрым, искренним, участливым и деликатным. А другие говорят, что чаще всего он был грустен, задумчив, даже угрюм. Были люди, которым он почему-то внушал нерасположение и был с ними насмешлив и зол. А для кого-то было неотразимым его обаяние. Даже внешность Лермонтова описывают по-разному. И как непохожи портреты Лермонтова, что оставили нам графики, живописцы, писавшие его с натуры.

-Вот он изображен юношей в Москве – там учился в университете.

-Вот он уже в Петербурге, стал военным, окончил школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков.

-Автопортрет в бурке на фоне Кавказских гор больше, чем портреты писавших его художников приоткрывает нам тайну внутренней жизни поэта.

-Таким художник Петр Заболоцкий увидел Лермонтова в год гибели...

3. Целеполагание.

-А вы, ребята, попробуйте сами открыть для себя Лермонтова.

-Какой же он - ваш Лермонтов? Ответ на этот вопрос и будет целью нашего урока.

4.Актуализация знаний.

Но ведь мы уже знакомы с поэзией Лермонтова. Какие стихи мы читали, учили в 5, 6 классах? Выступления ребят: чтение стихов наизусть. «Парус», «Тучи», «Сосна», «Утёс», «Три пальмы».

5. Изучение нового материала.

-Сегодня прочитаем три его стихотворения.

Работа в группах с карточками вопросами: 1 группа «Молитва»

t1643461451aj.gif

1.Выразительно прочитайте стихотворение. Ответьте на вопросы.

2.Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней? Каким должно быть внутреннее состояние молящегося?

3. Объясните значение эпитета «благодатная».

4. Найдите эпитеты, повторы.

5.Вспомните, что такое ИНВЕРСИЯ, найдите в стихотворении инверсию.

Какое ощущение, настроение создают эти художественные средства?

У Лермонтова есть три стихотворения с названием «Молитва». Одно из них (В минуту трудную..» написано в 1939 году. Стихотворение посвящено М.А. Щербатовой, которой Лермонтов был увлечен в 1839-1840-х годах.

Современница поэта А.О. Смирнова-Россет вспоминала: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи.

1)- Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней?

(Молитва — это обращение к Богу, общение с Ним. Человек, который верит, что всё в мире зависит от воли Божией — рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, здоровье и болезни, постоянно обращается к Богу с молитвой, живёт в общении с Ним. В молитве он выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.

К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи

-Каким должно быть внутреннее состояние молящегося?

(Он должен сосредоточиться, отбросить все посторонние мысли и пребывать в состоянии смирения и благоговения.

Легко ли это? Посмотрим, читая стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…».)

- Восприятие. Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Стихотворение наполнено настроением божественного откровения. Оно светлое, исполнено воодушевлением, надеждой, светлым спокойствием, гармония, исходит от каждого её слова).

- Истолкование. О чем пишет поэт?

(Вероятно, поэта мучили какие-то сомнения, в сердце теснилась грусть. Но чудная молитва вернула ему душевное равновесие, очистила его. Поэт пишет о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращенных к богу слов («Созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту).

В чем сила «Чудной молитвы»? Прочитайте 2-ю строфу:

Есть сила благодатная

В созвучьях слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

Объясните значение эпитета «благодатная».

(благодатный – значит, исполненный Божественной благодати (само слово «благодать» церковное и обозначает Дары Духа Святого), т.е. воли и силы, полученных свыше.. А также «благодатный» означает приносящий благо, добро, счастье.. В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие, укрепляет его дух и веру. И эта «сила благодатная» заключена в созвучье слов живых»

- Какие отметим художественные средства выразительности?

(Эпитеты, употребленные с инверсией: «в минуту жизни трудную», «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых». В прямом порядке употреблены эпитеты «непонятная, святая прелесть»

Ощущение песни создают повторы («И верится, и плачется, /И так легко, легко…»).

Стихотворение положили на музыку более сорока композиторов, среди них М.И. Глинка, А.Л. Гумилев, М.П. Мусоргский, А.С. Даргомыжский и многие другие

Послушайте романс Доргомыжского (Исполняет Олег Погудин)

Какую молитву твердит наизусть поэт?

Значит уже не первый раз. Может быть, вот эту? Звучит молитва «Царице моя преблагая…»)

2 группа. Работа над стихотворением «Ангел».

-Стихотворение «Ангел» написано в 1831 году. Лермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать»

А литературовед И.Л. Андроников поясняет: «Природа наделила его страстями. Трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она певала ему. И в память о рано угасшей матери и о песне он написал потом своего «Ангела»

Восприятие. Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Мы чувствуем настроение светлой грусти, ожидание чуда, удивление перед тайной человеческой жизни).

-Истолкование. О чем рассказывает стихотворение?

(Стихотворение рассказывает о том, как ангел нес молодую человеческую душу, которая должна была воплотиться на земле, и пел прекрасную, ангельскую песню.. Поэт противопоставляет молодую безгрешную душу миру печали и слез, в котором этой душе предстоит жить. Душа томилась в земной жизни, она ощущала в себе звуки чудной песни, слова которой невозможно вспомнить:

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

-Какие «краски», литературные приемы использует поэт, чтобы передать эти настроения читателям?

(Лермонтов экономичен в выборе средств выразительности. Это в основном эпитеты: «тихую песню», «песне святой», «безгрешных духов», «райских садов», «душу младую», «желанием чудным», «скучные песни»).

-В стихотворении используется звукопись.

Что такое звукопись? (Повторы звуков, подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п.

-Какова роль звукописи в этом стихотворении?

(Особую прелесть этому стихотворению придает звукопись: звук [р], один из наиболее сильных звуков, ни разу не употребляется в первой и последней строфах, а во второй и третьей строфах он употребляется в минимальном количестве(всего пять раз). В то же время на протяжении всего стихотворения мы видим активность сонорных звуков: [л], [н], [м], звукосочетаний с участием этих звуков)

-Найдите слова высокого стиля. Какова их роль?

(Возвышенный характер придают стихотворению слова высокого стиля: «внимали», «о блаженстве», « под кущами» ("куща" — церк.-слав.; "шатер, палатка"), «душу младую», «томилась).

Послушаем романс в исполнении Олега Погудина. Муз. А. Варламова

 

3 группа. «Когда волнуется желтеющая нива…».

Подготовка к восприятию. Стихотворение написано в 1837 году, когда Лермонтов находился под арестом за стихотворение «Смерть поэта».

t1643461451ak.gif

1.Выразительно прочитайте стихотворение.

Ответьте на вопросы: Какие чувства выразил автор?

2. Как в картинах природы отразились времена года?

3. Как вы понимаете главную мысль стихотворения?

4. С помощью каких средств автор передает своим читателям чувства, которые в нем пробуждают встречи с природой?

5. Какова композиция стихотворения? (Из скольких частей состоит? Какова особенность первых трех строф?)

-Как в картинах природы отразились времена года?

(В произведении изображен не единый пейзаж, но взяты самые яркие, характерные приметы различных проявлений природы в разное время года: для весны – это «ландыш серебристый, «свежий лес», для лета – «Желтеющая нива», для начала осени – «малиновая слива». Поэт словно собирает в стихотворении букет самых ярких своих впечатлений от общения с природой: это и прогулка по лесу, и любование волнами желтеющей нивы в широком поле, и спуск в глубокий овраг, пот дну которого играет и «лепечет таинственную сагу» «студеный ключ».

Мы видим, что лирический герой общается с природой и ранним утром, и «румяным вечером», и в жаркий полдень», когда даже слива прячется «под тенью сладостной зеленого листка»).

- Какие чувства выразил автор?

(Чувство умиротворения, гармонии, полноту бытия, радость, счастье)

- Как вы понимаете главную мысль стихотворения?

(Главная мысль стихотворения: общение с природой. Он одно целое с природой, нет одиночества, нет тревоги. Нет боли и сомнений. А ведь это и есть счастье. Погружение в ее гармонию помогает поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь, в чем состоит счастье жизни на земле. Гармония природы помогает поэту постичь божественную гармонию.)

- С помощью каких средств автор передает своим читателям чувства, которые в нем пробуждают встречи с природой?

(Встречи поэта с природой пробуждают в нем чувства, которые он передает своим читателям с помощью эпитетов. Используются эпитеты, обозначающие цветовую гамму: нива желтая, лес свежий, то есть ярко-зеленый, вечер румяный (розовый), утро златое, ландыш серебристый. В овраге, где течет студеный ключ, царит полумрак, который погружает «мысль в какой-то смутный сон»

- Из скольких частей состоит?

(Стихотворение состоит из двух частей, хотя все шестнадцать строк стихотворения представляют собой одно сложноподчиненное предложение).

- Какова особенность первых трех строф?

(Эти строфы начинаются с союза когда. И мы с каждой строфой все напряженнее ожидаем, что же будет после всех этих «когда». В первых трех четверостишиях стихотворения описывается тот момент, при котором происходит очищение души лирического героя. Тревоги, волнения уходят, «когда волнуется желтеющая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка», «когда… ландыш серебристый приветливо качает головой», «когда студеный ключ играет по оврагу»).

В четвертой строфе, которая звучит как вывод, говорится, что лирический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается ее красотой и чувствует себя частью вселенной. Только такая сопричастность с природным миром позволяет «счастье… постигнуть на земле», а в небесах увидеть Бога.)

- Какие слова делают характер стихотворения все более напряженным и торжественным? (слова высокого стиля: «под тенью сладостной» (1-я строфа), утра в час златой (2-я строфа), «студеный ключ», погружая мысль», «таинственную сагу» (3-я строфа).

Послушаем романс «Когда волнуется желтеющая нива…» в исполнении Евгении Смольяниновой.

6. Подведение итогов:

-так каким же предстал сегодня перед вами Лермонтов-человек, Лермонтов-поэт?

- Какой вам представляется личность М.Ю. Лермонтова?

7. Рефлексия. Создание синквейна.

8. Оценка: самооценка и взаимооценка.​​​​​​​

9.Домашнее задание.

Какой он – ваш Лермонтов?» Небольшой письменный ответ на этот вопрос (6-8 предл.),

-выучить наизусть понравившееся стихотворение.


 

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива»

Ход урока. 1. Оргмомент . 2

Ход урока. 1. Оргмомент . 2

Как по-другому называют поэзию? (лирика) -Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией

Как по-другому называют поэзию? (лирика) -Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией

Изучение нового материала . -Сегодня прочитаем три его стихотворения

Изучение нового материала . -Сегодня прочитаем три его стихотворения

Истолкование. О чем пишет поэт? (Вероятно, поэта мучили какие-то сомнения, в сердце теснилась грусть

Истолкование. О чем пишет поэт? (Вероятно, поэта мучили какие-то сомнения, в сердце теснилась грусть

Мы чувствуем настроение светлой грусти, ожидание чуда, удивление перед тайной человеческой жизни)

Мы чувствуем настроение светлой грусти, ожидание чуда, удивление перед тайной человеческой жизни)

Выразительно прочитайте стихотворение

Выразительно прочитайте стихотворение

Эти строфы начинаются с союза когда

Эти строфы начинаются с союза когда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2024