После заполнения пропущенных слов в тексте, обсуждаются полученные ответы. В процессе беседы учитель вставляет в окошечки соответствующие числа и символ. Значит, кальций – это металл. Кальций относится к щелочноземельным металлом. К этой группе относят металлы кальций, стронций, барий, радий( иногда бериллий и магний). Они названы так потому, что их оксиды( по терминологии алхимиков «земли») сообщают воде щелочную среду. Посмотрите на химические элементы, окружающие кальций в периодической системе. Слева от него находятся щелочной металл, справа – d-элемент 4-ого периода. Сравните кальций с соседними по периоду и по подгруппе химическими элементами.
Обратимся к электрохимическому ряду напряжений металлов. Здесь кальций находится в самом начале его. Следовательно, кальций – активный металл.
Поскольку сведений, полученных на станции «Визитка химического элемента», недостаточно, чтобы сделать окончательный вывод об активности кальция, будем двигаться к следующей станции.
Открытый урок.doc
Тема урока: Кальций и его соединения.
Цель урока: создать условия для исследования учащимися физических и химических
свойств кальция, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений.
Задачи урока:
Образовательные:
Расширить знания учащихся о кальции, как элементе и веществе.
Показать зависимость физических свойств кальция от наличия в нём металлической связи
и особенностей кристаллического строения;
Обобщить знания об основных оксидах и гидроксидах на примере соединений кальция.
Развивающие:
Развивать умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.
Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.
Продолжить формирование исследовательских навыков, мыслительной активности
учащихся.
Развивать умения работать в группах, устанавливать причинноследственные связи,
аргументировать ответы и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать культуру умственного труда.
Развивать коммуникативные качества личности.
Продолжить формирование культуры «химической» речи.
Учащиеся должны знать: строение атома кальция, физические и химические свойства
кальция как простого вещества, области применения месторождения кальция, свойства
соединений кальция.
Учащиеся должны уметь: давать характеристику кальция, как химического элемента, так
и простого вещества; записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства
кальция и соединений кальция в молекулярном и ионом видах.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая работа,
индивидуальная, мыслительный.
Методы и приёмы обучения: проблемный, частичнопоисковый, мыслительный
самостоятельная работа, самопроверка.
Оборудование:
коллекции соединений кальция,
интерактивная доска,
Power Point – презентация,
Flash–мультимедиа,
Видеофрагменты,
Средства обучения:
компьютерная презентация (Приложение 4)
электрохимический ряд напряжений металлов
периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
маршрутные листы (Приложение 1), дополнительная информация (Приложение 2)
тест (Приложение3
)
Оборудование: на столах учащихся: маршрутные листы, учебник, письменные
принадлежности.
Ход урока
Сегодня на уроке вы должны узнать состав и химические формулы важнейших соединений
кальция, нахождение их в природе и применение его соединений в различных областях жизнедеятельности человека. Вы должны совершенствовать свои умения в составлении
уравнений химических реакций и осуществлении цепочек превращений.
I. Организационный момент
Здравствуйте Сегодня мы будем говорить об одном известном металле. Устраивайтесь
поудобнее, мы начинаем урок.
II. Проверка домашнего задания.
Тест «Азбука Морзе» (слайд №2)
Металлы занимают верхний левый угол в ПСХЭ.
В кристаллах атомы металла связаны металлической связью.
Валентные электроны металлов крепко связаны с ядром.
У металлов, стоящих в главных подгруппах (А), на внешнем уровне обычно 2 электрона.
В группе сверху вниз происходит увеличение восстановительных свойств металлов.
Чтобы оценить реакционную способность металла в растворах кислот и солей, достаточно
посмотреть в электрохимический ряд напряжения металлов.
Чтобы оценить реакционную способность металла в растворах кислот и солей, достаточно
посмотреть в периодическую таблицу Д.И. Менделеева.
Проверка
1
2
3
4
5
6
7
.
.
.
.
.
Тема урока «Кальций и его соединения».
Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим
элементом–кальцием. Название химического элемента происходит от латинского сalx (в
родительном падеже calcis) – «мягкий камень», «известь». Оно было предложено
английским химиком Хемфри Деви, выделившим впервые этот металл в 1908 г. Для этого
вам понадобится маршрутный листы. В течение всего урока вы будете с ним работать.
Внимательно рассмотрите его (Приложение 1) и скажите, где вы сегодня побываете и что
узнаете.
III. Изучение нового материала
1. Запишите в маршрутном листе дату нашего путешествия и тему урока.
2. Найдите кальций в периодической системе химических элементов и заполните первую
часть маршрутного листа. Вы находитесь на станции 1. «Визитка химического
элемента».
После заполнения пропущенных слов в тексте, обсуждаются полученные ответы. В
процессе беседы учитель вставляет в окошечки соответствующие числа и символ. Значит,
кальций – это металл. Кальций относится к щелочноземельным металлом. К этой группе
относят металлы кальций, стронций, барий, радий( иногда бериллий и магний). Они
названы так потому, что их оксиды( по терминологии алхимиков «земли») сообщают воде
щелочную среду. Посмотрите на химические элементы, окружающие кальций в
периодической системе. Слева от него находятся щелочной металл, справа – dэлемент 4
ого периода. Сравните кальций с соседними по периоду и по подгруппе химическими
элементами.
Обратимся к электрохимическому ряду напряжений металлов. Здесь кальций находится в
самом начале его. Следовательно, кальций – активный металл.
Поскольку сведений, полученных на станции «Визитка химического элемента»,
недостаточно, чтобы сделать окончательный вывод об активности кальция, будем
двигаться к следующей станции.
3. Станция 2. «Кальций в природе». Рассмотрите образцы у вас на столах. Это мрамор, мел и известняк – хорошо известные и
широко применяемые минералы. Известняк – прекрасный строительный камень, сырьё для
получения цемента, гашеной и негашёной извести, стекла. Мел – это школьные мелки.
зубная паста, его используют для получения побелки, бумаги, резины. Мрамор – это
минерал скульпторов и архитекторов, он встречается в природе гораздо реже. Довольно
широко распространены такие минералы кальция, как гипс, флюорит, доломит. Кроме
этого в виде солей кальций присутствует в природной воде, обуславливая её жёсткость.
Соединения находятся практически во всех животных и растительных организмах. На долю
кальция приходится 3.38% массы земной коры (5ое место после кислорода, кремния,
алюминия и железа).
Кальций, также как другие щелочные и щелочноземельные металлы, встречается в природе
в виде соединений. Составьте кластер нахождения кальция в природе
( приложение 1). Определите по учебнику месторождение кальция в Казахстане по работа
с учебником, стр 148.
4. Станция 3. «Строение и физические свойства простого вещества».
Теперь наша остановка на следующей станции.
Учащиеся ещё раз обобщают физические свойствава металлов и заполняют маршрутный
лист (недостающие данные сообщает учитель).
Прежде, чем двигаться дальше, давайте немножко отдохнём.
Физминутка
5. Следующая станция 4.«Химические свойства простого вещества кальция».
Место следующей остановки – станция экспериментальная. Мы будем говорить о
химических свойствах металлов.
Какие же свойства характерны для нашего металла? Учащиеся предполагают, в какие
химические реакции вступает кальций. Давайте обратимся к маршрутному листу.
Учащиеся выходят к доске и записывают уравнения химических реакций. В конце
рассмотрения делаем вывод о химической активности кальция, его окислительно –
восстановительных свойствах.
6. Продолжим. Следующая станция 5. «Соединения кальция».
Учащиеся вспоминают о соединениях металлов. Учащиеся записывают формулу оксида
кальция и определяют его характер, вспоминают свойства основных оксидов. Учитель
сообщает о техническом названии СаО, о реакции «гашение извести» (стр. 150 в учебнике).
Гидроксид кальция (гашеная известь) является гидроксидом с типично основными
свойствам и относится к щелочам. В лаборатории мы называем его известковой водой.
Давайте поставим «мыслительный эксперимент»: выберите, с какими веществами будет
реагировать гидроксид кальция, запишите необходимые уравнения (при необходимости это
можно оставить в качестве д/з).
При изучении химии в дальнейшем мы будем встречаться с соединениями кальция.
Обратите внимание на слайд: на нём представлены опыты c гидроксидом кальция
(обсуждение по слайду).
В конце учащимся сообщается о применении соединений кальция: СаС2– применяют для
получения ацетилена и восстановления металлов, СаО – для получения в производстве
огнеупорных материалов, Са(ОН)2 – в строительстве, некоторые соли (хлорид кальция,
глюконат кальция) – используются как лекарственные средства.
Реакция превращения:
CaCaO Ca(OH)2 Ca(NO3)2 CaCO3CaO CaSiO3 (работа у доски)
2Ca+O2=2CaO
CaO+H2O=Ca(OH)2
Ca(OH)2+2NaNO3=Ca(NO3)2+2NaOH
Ca(NO3)2+Na2CO3=CaCO3+2NaNO3 CaCO3=CaO+CO2
CaO+SiO2=CaSiO3
7. Следующая наша остановка станция 6. «Вот такой он – кальций»
Кальций – это не просто химический элемент. Это самый распространённый макроэлемент
в организме человека. Его большая часть содержится в скелете и зубах в виде фосфатов.
Ионы кальция участвуют в процессах свёртывания крови, регулируют работу сердца,
участвуют в мышечных реакциях. Давайте обратимся к к дополнительной информацией
(приложение 2) (с На слайдах учащиеся рассматривают продукты, содержащие кальций:
сыр, творог, мясо, рыба, зелень, чеснок. Чтобы не было проблем со здоровьем изза
нехватки кальция, здоровый человек должен получать в день 1,5 г его.
IV. Подведение итогов уроков.
8. А теперь проверим свои знания на станции 7. «Обобщающая».
Найди соответствие между реагентами и продуктами реакции. Учащиеся выполняют
индивидуальный тест (Приложение 2) и проводят самопроверку по готовым ответам на
слайде.
Учащиеся сами подводят итоги урока, акцентуируя внимание на основных моментах
урока.
9. На станции «Конечная» вы найдёте д/з: параграф 32 стр 147150 упр №6,7
V. Рефлексия
Открытый урок
Открытый урок
Открытый урок
Открытый урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.