Открытый урок
Оценка 4.9

Открытый урок

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
химия
9 кл
11.02.2017
Открытый урок
После заполнения пропущенных слов в тексте, обсуждаются полученные ответы. В процессе беседы учитель вставляет в окошечки соответствующие числа и символ. Значит, кальций – это металл. Кальций относится к щелочноземельным металлом. К этой группе относят металлы кальций, стронций, барий, радий( иногда бериллий и магний). Они названы так потому, что их оксиды( по терминологии алхимиков «земли») сообщают воде щелочную среду. Посмотрите на химические элементы, окружающие кальций в периодической системе. Слева от него находятся щелочной металл, справа – d-элемент 4-ого периода. Сравните кальций с соседними по периоду и по подгруппе химическими элементами. Обратимся к электрохимическому ряду напряжений металлов. Здесь кальций находится в самом начале его. Следовательно, кальций – активный металл. Поскольку сведений, полученных на станции «Визитка химического элемента», недостаточно, чтобы сделать окончательный вывод об активности кальция, будем двигаться к следующей станции.
Открытый урок.doc
Тема урока: Кальций и его соединения. Цель урока: создать условия для исследования учащимися физических и химических  свойств кальция, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений. Задачи урока: Образовательные: Расширить знания учащихся о кальции, как элементе и веществе. Показать зависимость физических свойств кальция от наличия в нём металлической связи  и особенностей кристаллического строения; Обобщить знания об основных оксидах и гидроксидах на примере соединений кальция. Развивающие: Развивать умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.  Продолжить формирование исследовательских навыков, мыслительной активности  учащихся. Развивать умения работать в группах, устанавливать причинно­следственные связи,  аргументировать ответы и делать выводы. Воспитательные: Воспитывать культуру умственного труда. Развивать коммуникативные качества личности. Продолжить формирование культуры «химической» речи. Учащиеся должны знать: строение атома кальция, физические и химические свойства  кальция как простого вещества, области применения месторождения кальция, свойства  соединений кальция. Учащиеся должны уметь: давать характеристику кальция, как химического элемента, так и простого вещества; записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства  кальция и соединений кальция  в молекулярном и ионом видах. Тип урока: изучение нового материала. Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая работа,  индивидуальная, мыслительный. Методы и приёмы обучения: проблемный, частично­поисковый, мыслительный  самостоятельная работа, самопроверка. Оборудование: коллекции соединений кальция, интерактивная доска, Power Point – презентация, Flash–мультимедиа, Видеофрагменты, Средства обучения: компьютерная презентация (Приложение 4) электрохимический ряд напряжений металлов периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева маршрутные листы (Приложение 1), дополнительная информация (Приложение 2) тест (Приложение3   )   Оборудование: на столах учащихся:  маршрутные листы, учебник, письменные  принадлежности. Ход урока Сегодня на уроке вы должны узнать состав и химические формулы важнейших соединений  кальция, нахождение их в природе и применение его соединений в различных областях жизнедеятельности человека. Вы должны совершенствовать свои умения в составлении  уравнений химических реакций и осуществлении цепочек превращений. I. Организационный момент Здравствуйте Сегодня мы будем говорить об одном известном металле. Устраивайтесь  поудобнее, мы начинаем урок. II. Проверка домашнего задания. Тест «Азбука Морзе» (слайд №2) Металлы занимают верхний левый угол в ПСХЭ. В кристаллах атомы металла связаны металлической связью. Валентные электроны металлов крепко связаны с ядром. У металлов, стоящих в главных подгруппах (А), на внешнем уровне обычно 2 электрона. В группе сверху вниз происходит увеличение восстановительных свойств металлов. Чтобы оценить реакционную способность металла в растворах кислот и солей, достаточно  посмотреть в электрохимический ряд напряжения металлов. Чтобы оценить реакционную способность металла в растворах кислот и солей, достаточно  посмотреть в периодическую таблицу Д.И. Менделеева. Проверка 1 2 3 4 5 6 7 . . . . . ­ ­ Тема урока «Кальций и его соединения». Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим  элементом–кальцием. Название химического элемента происходит от латинского сalx (в  родительном падеже calcis) – «мягкий камень»,  «известь». Оно было предложено  английским химиком Хемфри Деви, выделившим впервые этот металл в 1908 г. Для этого  вам понадобится маршрутный листы. В течение всего урока вы будете с ним работать.  Внимательно рассмотрите его (Приложение 1) и скажите, где вы сегодня побываете и что  узнаете. III. Изучение нового материала 1. Запишите в маршрутном листе дату нашего путешествия и тему урока. 2. Найдите кальций в периодической системе химических элементов и заполните первую  часть маршрутного листа. Вы находитесь на станции 1. «Визитка химического  элемента». После заполнения пропущенных слов в тексте, обсуждаются полученные ответы. В  процессе беседы учитель вставляет в окошечки соответствующие числа и символ. Значит,  кальций – это металл. Кальций относится к щелочноземельным металлом. К этой группе  относят металлы кальций, стронций, барий, радий( иногда бериллий и магний). Они  названы так потому, что их оксиды( по терминологии алхимиков «земли») сообщают воде  щелочную среду. Посмотрите на химические элементы, окружающие кальций в  периодической системе. Слева от него находятся щелочной металл, справа – d­элемент 4­ ого периода. Сравните кальций с соседними по периоду и по подгруппе  химическими  элементами. Обратимся  к электрохимическому ряду напряжений металлов. Здесь кальций находится в  самом начале его. Следовательно, кальций – активный металл. Поскольку сведений, полученных на станции «Визитка химического элемента»,  недостаточно, чтобы сделать окончательный вывод об активности кальция, будем  двигаться к следующей станции. 3. Станция 2. «Кальций в природе». Рассмотрите образцы у вас на столах. Это мрамор, мел и известняк – хорошо известные и  широко применяемые минералы. Известняк – прекрасный строительный камень, сырьё для  получения цемента, гашеной и негашёной извести, стекла.  Мел – это школьные мелки.  зубная паста, его используют для получения побелки, бумаги, резины. Мрамор – это  минерал скульпторов и архитекторов, он встречается в природе гораздо реже. Довольно  широко распространены такие минералы кальция, как гипс, флюорит, доломит. Кроме  этого в виде солей кальций присутствует в природной воде, обуславливая её жёсткость.  Соединения находятся практически во всех животных и растительных организмах. На долю кальция приходится 3.38% массы земной коры (5­ое место после кислорода, кремния,  алюминия и железа). Кальций, также как другие щелочные и щелочноземельные металлы, встречается в природе  в виде соединений. Составьте кластер нахождения кальция в природе ( приложение 1). Определите по учебнику месторождение кальция в Казахстане по работа  с учебником, стр 148. 4. Станция 3. «Строение и физические свойства простого вещества». Теперь наша остановка на следующей станции. Учащиеся ещё раз обобщают физические свойствава металлов и заполняют маршрутный  лист (недостающие данные сообщает учитель). Прежде, чем двигаться дальше, давайте немножко отдохнём. Физминутка 5. Следующая станция 4.«Химические свойства простого вещества кальция». Место следующей остановки  – станция экспериментальная. Мы будем говорить о  химических свойствах металлов. Какие же свойства характерны для нашего металла? Учащиеся предполагают, в какие  химические реакции вступает кальций. Давайте обратимся к маршрутному  листу. Учащиеся выходят к доске и записывают уравнения химических реакций. В конце  рассмотрения делаем вывод о химической активности кальция, его окислительно –  восстановительных свойствах. 6. Продолжим. Следующая станция 5. «Соединения кальция». Учащиеся вспоминают о соединениях металлов. Учащиеся записывают формулу оксида  кальция и определяют его характер, вспоминают свойства основных оксидов. Учитель  сообщает о техническом названии СаО, о реакции «гашение извести» (стр. 150 в учебнике). Гидроксид кальция (гашеная известь) является гидроксидом с типично основными  свойствам и относится к щелочам. В лаборатории мы называем его известковой водой. Давайте поставим «мыслительный эксперимент»: выберите, с какими  веществами будет  реагировать гидроксид кальция, запишите необходимые уравнения (при необходимости это можно оставить в качестве д/з). При изучении химии в дальнейшем мы будем встречаться с соединениями кальция.  Обратите внимание на слайд: на нём представлены опыты c гидроксидом  кальция  (обсуждение по слайду). В конце учащимся сообщается о применении соединений кальция: СаС2– применяют для  получения ацетилена и восстановления металлов, СаО – для получения в производстве  огнеупорных материалов, Са(ОН)2 – в строительстве, некоторые соли (хлорид кальция,  глюконат кальция) – используются как лекарственные средства. Реакция превращения: Ca­CaO­ Ca(OH)2­ Ca(NO3)2­ CaCO3­CaO­ CaSiO3 (работа у доски) 2Ca+O2=2CaO CaO+H2O=Ca(OH)2 Ca(OH)2+2NaNO3=Ca(NO3)2+2NaOH Ca(NO3)2+Na2CO3=CaCO3+2NaNO3 CaCO3=CaO+CO2 CaO+SiO2=CaSiO3 7. Следующая наша остановка станция 6. «Вот такой он – кальций» Кальций – это не просто химический элемент. Это самый распространённый макроэлемент  в организме человека. Его большая часть содержится  в скелете и зубах в виде фосфатов.  Ионы кальция  участвуют в процессах свёртывания крови, регулируют работу сердца,  участвуют в мышечных реакциях. Давайте обратимся к к дополнительной информацией  (приложение 2) (с На слайдах  учащиеся  рассматривают продукты, содержащие кальций:  сыр, творог, мясо, рыба, зелень, чеснок. Чтобы не было проблем со здоровьем из­за  нехватки кальция, здоровый человек должен получать в день 1,5 г его. IV. Подведение итогов уроков. 8. А теперь проверим свои знания на станции 7. «Обобщающая». Найди соответствие между реагентами и продуктами реакции. Учащиеся выполняют  индивидуальный тест (Приложение 2) и проводят самопроверку по готовым ответам на  слайде. Учащиеся сами подводят итоги урока, акцентуируя  внимание на основных моментах  урока. 9. На станции «Конечная» вы найдёте д/з: параграф 32 стр 147­150 упр №6,7 V. Рефлексия

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок

Открытый урок