Открытый урок по истории Казахстана в 8 классе
____________201____г.
Тема: «Реформы 1867-1868 годов в Казахстане »
Эпиграф урока:
«Тот, кто учится не размышляя,
впадает в заблуждение
Тот, кто размышляет, не желая
учиться, окажется в затруднении»
Конфуций.
Цель: осмысливать характер и значение реформ , целью которых было
изменение политической системы управления Казахстаном; рассказать
учащимся об особенностях данной реформы и выяснить их последствия.
Задачи урока:
1.раскрыть сущность и колониальный характер реформ ;
2.научить самостоятельно работать с учебным материалом .сформировать
умение осуществлять сравнительный анализ исторических фактов и находить
ответы на вопросы из других источников;
3.научить сотрудничать в группах, обмениваться идеями и объективно
оценивать друг друга и результаты труда каждой группы.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальная , работа в мобильных группах. Диалог.
Методы : «Муравейник», « Таксономия Блума», «ЖИГСО», «Я Вам , вы мне»,
рефлексия « Оставь свой отзыв».
Ресурсы : интерактивная доска, карточки, интернет -ресурсы( мобильные
телефоны, планшеты, ноутбуки)
Ожидаемые результаты:
-узнают об особенностях данной реформы;
-умеют раскрыть последствия и колониальный характер реформы;
Умеют систематизировать учебный материал, высказывать свои мнения .
самостоятельно осуществлять самооценку;
-могут применять знания в новой ситуации.
Ход урока.
. Организационный момент .
Вступительное слово учителя:
- Сегодня нам с вами предстоит большая работа. Поэтому для создания
позитивного настроя, а также для того, чтобы напряженность и смело
участвовать в обсуждении нашей сегодняшней темы, я предлагаю перед
началом урока провести разминку « Муравейники» , которая поможет создать
хорошее настроение, но и , надеюсь, придаст вам силу и успеха в работе.
.Повторение пройденных тем :
« Муравейники» В течение 5 мин. Учащиеся должны задать свой вопрос как
можно большему количеству одноклассников. Это помогает освежить в памяти
какие-то моменты изученных тем , получить дополнительную информацию :
Вопросы ( примерный перечень)
1.Когда был возведен фундамент укрепления Верное?
2.Кто автор трехтомного исследования « Описание киргиз-казачьих или киргиз-
кайсачьих орд и степей?»
3.Кому адресована депеша? « Казахский народ . мы сейчас переживаем очень
тяжелые и трудные дни. В чем причина наших бед? Это бесчинства нашего хана
и его родственников .Нам нужно объединиться и подняться против хана , мы
достойны лучшей жизни , и мы добьемся её в этой нелегкой борьбе»
4.Когда была упразднена ханская власть в Младшем жузе?5.Почему царское правительство начало реформу по ликвидации ханства со
Среднего Жуза?
6.Цели реформ 20-хгг ХХ века .
7.От чьих рук потерпело поражение войско Кенесары в 1847 году?
8.Представитель русской культуры, который в первой половине ХІХ века
обращал внимание на литературу и культуру казахского народа и написал
повесть « Бокей и Маулен».
9.Отряд , который возвел фундамент укрепления Верный.
10.Назовитете основную цель открытия русских школ в Казахстане.
12.В каком году был открыт Сибирский кадетский корпус в Омске?
13.автор книги « Описание Западной Сибири»
14.Сколько времени длилось присоединение Казахстана к России ?
15.Что такое пристав?
16.против кого были направлены силы повстанцев Ж.Нурмухамедова в 50-е
годы ХІХ века ?
Учитель: Сегодня каждый из вас должен будет самостоятельно
добывать.обрабатывать информацию и обмениваться ею.
Работа в группах.»Таксономия Блума» ( разноуровневые вопросы)
- В чем проявилось развитие новой системы обучения в казахстане?
- Какие события или процессы происходили во второй половине ХІХ века в
казахстане ?
-Назовите этапы колонизации
Какие последствия повлияли на распространение с середины ХІХ века
капиталистических отношений в Казахстане?
-Капитализм проник в Казахстан в 3-х направлениях:........
- Определите основные напрвления колониальной политики.
( Уч-ся работают по группам над вопросами , которые им предложенны на
отдельных карточках используя интернет-ресурсы, ( с помощью мобильных
телефонов и планшетов через Интернет).После чего каждая группа выбирает
своего представителя . который будет отвечать на один люборй вопрос из
вышеперечисленных.А вопрос , на который не ответили ,имеют возможность
адресовать другой группе.)
Учитель: подведение итогов повторения ранее изученных тем.
- Почему политическая . экономическая ситуация в России повлияла на
положение в Казахстане?
Аргументируйте свои ответы.( требования времени переход к капитализму)
-Учитель: Итак , ребята, как вы думаете, как будет называться тема урока?
(Записывают в тетрадь.)
- Учитель: Чтобы вы хотели узнать по данной теме? (Ответ уч-ся от каждой
группы.)
ІІІ.Изучение нового материала
Начнем с проблемного вопроса : Как шли подготовительные работы к созданию
и проведению реформ?( Группам дано опережающее задание найти в интернете
презентацию по этой теме или показ приготовленной учителем.) при мерные
ответы
1.Предпосылки и подготовка реформ:
-Реформирование системы упраления в казахстане по времени совпало с
отменой крепостного права в России:
- буржуазные реформы середны ХІХ века , проводимые в Российской империии.
Имели непосредственное влияние на процессы, происходящие в этот период в
казахстане;
- реформы . проводимые в казахстане в 1822 и 1824 годах , в условиях
распространения капиталисьтических отношений не отвечали целям
хозяйственного развития империи .- Ученики подготовили краткие собщения на 1-2 минуты о Статс-
секретаре И.И.Буткове;
- « Степная комиссиия» - Гирс
- Указ Александра от 5 июня 1865 года .
Учитель: Средством изучения новой темы является методика «ЖИГСО».
Режим работы: индивидуально- групповая работа. Задания распределены по
номерам .
«Домашние группы»- 4 группы.
№1. Причины и начало реформирования.
№2.Административно-территориальное деление Казахстана .
№3. Особенности структуры управления.
№4. Судебные и земельные реформы .
Принципы работы групп. На усмотрение работающих учителей .
« Домашние группы» - цель: прочитать свой микротекст,продумать . как .
каким способом запомнить его и пересказать. Составить вопросы.
Направленнные на понимание сущности текста. Учащиеся записывают опорные
слова,чертят схемы или кластеры.
«Сотруднические группы»- цель: после работы с тестом . группы
перераспеределяются таким образом . чтобы в каждой группе оказались
представители всех-4-х групп, которые по очереди объясняют свой вопрос
,используя записи и графический материал в тетради.
ІV.Закрепление нового материала.
Учитель:
1.С какими событиями по времени совпала административная реформа 1867-
1868 года?
2.Через какие ступени проходила новая система управления?
3.На какие генерал-губернаторства разделилась территория Казахстана
согласно реформе 1867-1868 годов?
4.Какие новые судебные органы были утверждены по реформе 1867-1868
годов?
5.Как сложился земельный вопрос?
6.Какую цель преследовала царская администрация при проведении реформы
1867-1868 годов в Казахстане?
V.Рефлексия
Лист оценивания работы каждой группы – проставляют оценки за каждый этап
работы группы.
Оценивание происходит по «5»-балльной системе , учитель может предложить
и применить свою систему оценивания.
№ группы
«Муравейни
ки»
Таксономия
Блума
( разноуровнев
ые вопросы )
Подготовк
а
презентац
ии и её
защита
Итоги работы в
группах «
Домашняя»
« Сотрудническая»
VІ.Подведение итогов :
- ответ на поставленный проблемный вопрос 6 могли ли реформы 1867-1868
годов разрешить все коренные противоречия в обществе?
VІІ .Домашнее задание: § 28. Для продвинутого уровня учащихся
предоставить положительные и отрицательные стороны проводимых реформ.