Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«История моего края»
|
Возрастная категория: 5 класс Срок реализации:1 год Направленность: туристско-краеведческая Тип программы: тематическая Составитель: Полежаев С.В.
|
г. Новосибирск 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего поселка, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего Отечества.
В системе дополнительного
образования большое воспитательное значение имеет кружковая работа по изучению
истории своего родного края, которая становится одной из составных частей
деятельности, как преподавателя, так и классного руководителя. Она преследует
те же задачи, что и учебный курс истории, т.е. приобщает учащихся к пониманию
истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует
росту их интереса как к истории всей страны в целом, так и к истории своего
родного края.
Особое значение здесь приобретает историко-краеведческая тематика.
Понять и оценить настоящее можно только, сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа. Поэтому в настоящее время школьное историческое краеведение стало занимать большое место в образовании и воспитании школьников. Рост интереса молодежи к прошлому своей страны, народным традициям, памятникам истории и культуры значительно усилил роль краеведения в учебной и внеклассной работе. Определяя задачи внеклассной работы, можно справедливо утверждать, что она направлена на достижение тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами.
Классные занятия обязательны для учащихся и строятся на основе государственной программы, в которой определен минимальный для данного класса объем знаний. Во внеклассную же работу школьники вовлекаются на основе свободного выбора вида занятий. Добровольное начало – один из основных принципов внеклассной работы и в значительной степени определяет ее содержание и методы. Внеклассная работа историко-краеведческого характера базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования с жизнью. Устанавливая взаимосвязь учебной и внеклассной историко-краеведческой работы, учитель во внеклассной работе для более глубокого изучения местной истории широко использует знания учащихся, полученные на уроке.
Познание общих закономерностей исторического процесса помогает школьникам глубже понимать историю своего края, как частицу истории нашей страны, а знание местной истории способствует осознанному пониманию общеисторических закономерностей. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Когда идет изучение значительных исторических событий и показывается, как они преломлялись в данной конкретной местности, это приобретает особое воспитательное и образовательное значение. Учащиеся видят крупнейшие исторические события отраженными в близкой им обстановке.
Результаты занятий в объединении могут выноситься на общественные вечера, конференции. Изучение истории родного края наиболее целеустремленно и плодотворно проводится в историко-краеведческом объединении, которое является наиболее гибкой формой, и чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий. Именно объединение позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы.
Работа в объединении строится на знаниях, которые получают учащиеся на основных уроках, которые в процессе работы в объединении расширяются и углубляются в рамках заданной тематики.
Работа в объединении дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом учащихся. Работа в объединении превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков.
Работа историко-краеведческого
объединения осуществляется в двух
направлениях:
1) теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины,
самостоятельная работа).
2) практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке).
Руководитель объединения, обеспечивает научное и методическое руководство: консультирует учеников, рекомендует необходимую литературу, помогает составлять планы, памятки изучения темы, систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал.
В
работе особое внимание следует уделять выбору тематики, определению источников
и планированию. Для определения тематики не обязательно иметь уже готовый
материал. Самостоятельная работа учащихся по выявлению, поиску, сбору и
изучению материала является ценным и привлекательным в его деятельности. Программой
предусматривается углубленное изучение области в целом
или отдельных местных объектов, а также изучение конкретных тем. Когда
изучается значительное историческое событие и показывается, как оно
преломлялось в данной конкретной местности, это приобретает особое
воспитательное и образовательное значение. Учащиеся видят крупнейшие
исторические события, отраженные в близкой им обстановке.
Объединение работает по плану, составленному в начале учебного года.
План работы может быть составлен с учетом проблем, не входящих в учебную программу.
Основным методом работы объединения является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый ученик с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и самостоятельно работает над ней. В итоге работы объединения каждый из его членов овладевает определенными умениями и навыками исследовательской деятельности: составлять библиографию, аннотацию, работать с краеведческой научной литературой, с документальными материалами, записывать воспоминания, собирать краеведческий материал, пользоваться логическими приемами.
Одной из важнейших задач объединения является сбор местных краеведческих материалов для последующего использования их в учебно-воспитательной работе в школе. Учащиеся с увлечением занимаются сбором материала, поисками исторических документов, фактов и сведений. В процессе сбора материалов по истории района организуются встречи и беседы с участниками исторических событий. Образовательное и воспитательное значение этих встреч и бесед огромно.
Сведения,
полученные из рассказов и бесед участников исторических событий, являются
ценными историческими источниками. Сбор краеведческих материалов является
важной, но только первой частью исследовательской работы краеведов. Накопление
необходимых для выводов и обобщений сведений и фактов является как бы
подготовкой к собственному исследованию. Все записи рассказов и очевидцев
исторических событий, сведения, полученные из переписки, а также архивные и
музейные документы, наблюдения, собранные в походах, изучаются, группируются по
темам, систематизируются, обрабатываются и используются для подготовки
ученических докладов и сообщений, очерков и сборников, альбомов и выставок.
Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям в объединении, необходимо не
только разнообразить методы и приемы работы, сочетать теоретические и
практические занятия, но умело их чередовать: лекции сменять экскурсией,
просмотром диафильмов, прослушивание и обсуждение докладов, рефератов, походом
или просмотром кинофильма, слайдов и т.п.
Школьное историко-краеведческое объединение обладает практически неограниченным
потенциалом воспитательного воздействия на воспитание детей и подростков.
Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми,
знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы
родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в
экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это
воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к
культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и
любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Историко-краеведческое объединение дает возможность детям попробовать свои
силы в разных видах научной и общественной деятельности. Участвуя в
краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку,
учатся жить в автономных условиях.
Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре своего края научатся понимать, как история малой Родины связана с историей России.
Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, то есть изучается история уральского рабочего поселка Бисерть, как части истории Урала и России.
Программа рассчитана на 3 года , на обучающихся 5-7 классов. Количество часов, выделенных на изучение курса 102 часа, 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 40 минут.
Цели программы: создание условий для появления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно –нравственных ценностей и культурных традиций
Задачи программы:
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
Формы и методы работы
Результатами изучения курса являются умения:
Содержание программы
Основными направлениями в реализации программы «История родного края» будут:
• Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
• Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
• Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
• Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Ведущими направлениями деятельности историко-краеведческого
Объединения способствующими реализации цели программы, являются:
Организация поисковой деятельности:
- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях села Репное.
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами поселка, района, области, родного края.
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.
- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
- Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и проектов и участие в научно-практических конференциях, конкурсах, семинарах и т.п. на уровне школы, муниципалитета, области.
Оформительская работа:
а) составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
б) оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
в) создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).
Просветительская деятельность:
а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;
б) участие в литературно-краеведческих конференциях по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;
в) участие в районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях историко-краеведческих клубов и объединений.
Общественно – полезная работа с населением:
- Ведение дневника – перепись оставшихся в живых ветеранов микрорайона, заполнение индивидуальных карточек.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:
Формы подведения итогов реализации образовательной программы: выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи семьи, конкурс сочинений, фотовыставки
Оценка результатов
Эффективность достижения целей программы будет оцениваться:
Во-первых: уровнем форсированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;
Во-вторых: результатами участия в краеведческих форумах, олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях.
Содержание курса
5 класс
Введение в курс «История родного края». 1 час
Раздел 1. Малая Родина. 3 часа. История зарождения г. Новосибирска. (1 час) Быт населения г. Новосибирска (1 час). История улиц. (1 час)
Раздел 2. История моей семьи в истории города. 3 часа. Моя родословная. Составление плана совместной с родителями работы над презентацией (1 час). Моя семья в годы Великой Отечественной войны (1 час). Трудовые династии (1 час).
Раздел 3. Моя школа. 3 часа. История моей школы. Традиции школы (1 час). Учителя школы. Педагогические династии (1час). Выпускники школы (1 час).
Раздел 4. Творчество жителей г. Новосибирска. 2 часа. Декоративно-прикладное искусство жителей моего города.
Раздел 5. Работа над исследовательскими проектами. 4 часа Работа над исследовательскими проектами (2 часа). Защита исследовательских проектов (2 часа)
6 класс
Раздел 1. Малая Родина. 4 часа. Природа родного края (1 час). Достопримечательности г. Новосибирска (1 час). Символы города. (1 час). Современный Новосибирск. (1 час)
Раздел 2. Малая Родина 4 часа. Из истории Новосибирских церквей. (1 часа). Выдающиеся люди Новосибирска. (1 час). Они сражались за Родину (1 часа). Новосибирцы - участники локальных войн (1 час)
Раздел 3. История моей семьи в истории моего города. 2 часа. История семьи в письмах, дневниках, предметах. (1 час). Традиции моей семьи (1 час).
Раздел 4. Новосибирск многонациональный город. (4 часа). Народности, живущие в нашем городе и их традиции (1 час). Из истории национальных ремесел (1 час). Традиции и обычаи народов, живущих в г. Новосибирске. (2 часа)
Раздел 5. Хранитель истории родного края – школьный музей. (6 часов) Создание электронных фондов, школьного виртуального музея (3 часа). Создание проекта «Экскурсия экспозициям школьного виртуального музея» (3 часа).
Календарно-тематическое планирование по курсу «История родного края»
№ п\п |
Тема |
Кол-во часов |
5 класс |
||
1 |
Введение в курс «История родного края» |
1 |
История моей семьи в истории города. 3 часа. |
||
2 |
История зарождения Новосибирска |
1 |
3 |
Быт населения г. Новосибирска |
1 |
4 |
История улиц г. Новосибирска |
1 |
История моей семьи в истории города. 3 часа. |
||
5 |
Моя родословная. Составление плана совместной с родителями работы над презентацией. |
1 |
6 |
Моя семья в годы Великой Отечественной войны |
1 |
7 |
Трудовые династии |
1 |
Моя школа. 3 часа. |
||
8 |
История моей школы. Традиции школы |
1 |
9 |
Учителя школы. Педагогические династии |
1 |
10 |
Выпускники школы |
1 |
Творчество жителей г. Новосибирска. 2 часа. |
||
11 |
Декоративно-прикладное искусство жителей моего города. |
1 |
12 |
Декоративно-прикладное искусство жителей моего города. |
1 |
Работа над исследовательскими проектами. 4 часа |
||
13 |
Работа над исследовательскими проектами . |
1 |
14 |
Работа над исследовательскими проектами. |
1 |
15 |
Защита исследовательских проектов. |
1 |
16 |
Защита исследовательских проектов. |
1 |
6 класс Малая Родина. 4 часа. |
||
17 |
Природа родного края |
1 |
18 |
Достопримечательности г. Новосибирска. |
1 |
19 |
Символы города. |
1 |
20 |
Современный Новосибирск |
1 |
Малая Родина 4 часа. |
||
21 |
Из истории Новосибирских церквей |
1 |
22 |
Выдающиеся люди Новосибирска. |
1 |
23 |
Они сражались за Родину |
1 |
24 |
Новосибирцы - участники локальных войн |
1 |
История моей семьи в истории моего города. 2 часа. |
||
25 |
История семьи в письмах, дневниках, предметах. |
1 |
26 |
Традиции моей семьи |
1 |
Новосибирск многонациональный город. (4 часа). |
||
27 |
Народности, живущие в нашем городе и их традиции. |
1 |
28 |
Из истории национальных ремесел |
1 |
29 |
Традиции и обычаи народов, живущих в г. Новосибирске. |
1 |
30 |
Традиции и обычаи народов, живущих в г. Новосибирске. |
1 |
Хранитель истории родного края – школьный музей. (5 часов) |
||
31 |
Создание электронных фондов, школьного виртуального музея. |
1 |
32 |
Создание электронных фондов, школьного виртуального музея. |
1 |
33 |
Создание электронных фондов, школьного виртуального музея. |
1 |
34 |
Создание проекта «Экскурсия экспозициям школьного виртуального музея». |
1 |
35 |
Создание проекта «Экскурсия экспозициям школьного виртуального музея». |
1 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.