Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..
Оценка 4.7

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
11 кл
08.06.2017
Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..
Открытый урок проводится для обучающихся 2 курса в системе СПО. Урок разработан в рамках "Недели истории". Обучающиеся 2 курса эту тему проходят по программе школьного обучения за 11 класс. На открытом уроке присутствуют:зам.директора КГБ ПОУ 16 г.Хабаровска, методист, преподаватели .Разработка урока истории по теме: Международное положение СССР в послевоенные годы. Начало "Холодной войны" Разработка подготовлена преподавателем истории КГБ ПОУ 16 имени Героя Советского Союза А.С.Панова - Боженко Ириной Ивановной. г.Хабаровск -2017 г.
Я иду на урок Хол.война.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 16 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.С. ПАНОВА  Разработка  урока по предмету   ОУД.04 История для профессий и специальностей технического, естественно­научного,  социально­экономического профилей                                   Открытый урок  Тема:  «Международное положение СССР в первые послевоенные годы».  Начало «Холодной войны» между СССР и США.  Преподаватель истории  Боженко Ирина Ивановна Авторская разработка На снимке с лева на право премьер­министр Великобритании Климент Эттли,    Гарри Трумен – президент США, Иосиф Виссарионович Сталин – глава  СССР.  Потсдамская конференция  ­ 1945 год В тот день перед СССР капитулировал весь мир Победа в Великой Отечественной войне 1941­1945 годов и по истогам 2­й  Мировой войны, после победы над Японией СССР выходит в передовые  державы мира.                                                                                                      Хабаровск                                               2017 КГБ ПОУ 16  г. Хабаровск     урок проводится в группе   ООПД № 26  2­й  курс  Вид урока:  урок изучения нового материала Тип урока: комбинированный Тема:  «Международное положение СССР в первые послевоенные годы.  Начало «холодной войны» между СССР и США». Цель урока:   выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее  возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для  развития мировой политики; рассмотреть особенности  внешнеполитического  курса СССР в начальный период «Холодной войны». Образовательные  задачи:   1. Дать характеристику международной обстановки  после победы СССР в  Великой Отечественной войне. 2. Выяснить какими были отношения стран Западной Европы  и  США, а  также их взаимоотношения с   СССР . 3. С помощью презентации обсудить  события,   которые    способствовавших  началу «холодной войны»  между США и СССР. 4. Выяснить, что послужило причиной создания противоборствующих военно­ политических блоков НАТО  и ОВД. (военно­политический альянс капиталистических стран под эгидой США и  Организация Варшавского договора ( альянс стран социализма под эгидой  СССР)). Развивающая   задача:  формирование   умения   работы   с   документами   с учебником,   развитие   логического   мышления,   умения   аргументировано высказывать   и   отстаивать   свою   точку   зрения,   умение   анализировать, сравнивать и обобщать, развитие исследовательских умений.  Воспитательная   воспитание   критического   мышления, дискуссионной   культуры,   уважительного   отношения   к   прошлому   своей страны.  задача: Планируемые   результаты.   Обучающиеся   узнают   об   истоках   «холодной войны» и ее проявлениях; причинах локальных войн и конфликтов; причинах и последствиях образования НАТО и ОВД.  Основные понятия: операция «немыслимое», «холодная война», НАТО,  ОВД, «план Маршалла», колониальная система, локальные войны, ядерная  зима, экспансия, конфронтация. Форма организации деятельности: работа в группах. Работа в группах — сотрудничество и взаимодействие; умение работать в  команде востребовано на современном рынке труда. Обучающиеся  делится на 2 группы. Обучающимся предлагаются  Правила для работы в группе: • Критикуй идеи, но не человека. • Поощряй участие каждого в обсуждении. • Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним. • Стремись понять точку зрения других в дискуссии. • Перескажи мысль другого, если она тебе не ясна. • Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай. • Ищи рациональное в высказываниях других. Метапредметные связи: новейшая история, география. Оборудование урока • карта «Территориальные изменения в Европе после Второй мировой войны»; • карточки с заданиями для учащихся. Оборудование: Сайт в Интернете http                             Мультимедиапроектор.                            Ноутбук.  .  ru  ://   www   .  coldwar   Литература:   Учебник История для профессий и специальностей  технического, естественно­научного, социально­экономического профилей   Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. часть 2.Москва «Академия»,2014 ХОД УРОКА I. Вводный этап 1. Беседа с обучающимися • Сформулируйте цели урока по названию темы. • Какой урок вынесло человечество из Второй мировой войны? • Что было сделано для сохранения мира после Второй мировой войны? Выслушиваются ответы  обучающихся. 2. Вступительное слово преподавателя Обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация —  подчеркивается необходимость изучения темы для анализа современной  международной обстановки.  Преподаватель: Здравствуйте уважаемые гости нашего урока. Сегодня мы  рассматриваем на нашем открытом уроке весьма актуальную тему. В то  время, когда международная обстановка накалена до придела,  противостояние России и стан Запада стало уже переходить все разумные  границы. Экономические санкции, расширение НАТО на Восток, огульная  критика нашего президента, турецкие выходки в небе над Сирией, локальные  войны на границах с Россией, информационная война и т.д. заставляют всех  здравомыслящих людей  вглядеться  в историю международных отношений.  Заглянуть в наше относительно, недалекое прошлое, а именно в период  окончания 2­й Мировой войны.        Окончание Второй мировой войны и ее результаты поставили на повестку  дня мировой политики проблему создания новой системы международных  отношений. Закончилась самая тяжкая война. После нее казалась  кощунственной сама мысль о новой войне. Было сделано как никогда много,  чтобы она не повторилась: Германия повержена, оккупирована победителями. В годы войны установилось сотрудничество между странами  антигитлеровской коалиции, которое проявилось в согласовании  политических подходов, экономической взаимопомощи, координации военных действий. Главный урок, который вынесло человечество, — сохранить мир —  нашел свое отражение в создании ООН, международной организации для  поддержания мира и безопасности на планете. Объективное развитие ситуации вело, однако, к обострению противоречий  между бывшими союзниками из­за их стремления усилить свои позиции на  мировой арене. Конфронтация бывших союзников начала нарастать уже в  конце 1945 г. и отчетливо просматривалась к концу 1946 г. Появился и  термин, обозначавший это противоборство, — «холодная война». Впервые его использовал осенью 1945 г. известный английский писатель­фантаст Дж.  Оруэлл, комментировавший международные события в британском журнале  «Трибюн». Изучение этой темы особенно актуально сегодня, когда на политической  арене мира осталась одна сверхдержава — США, стремящаяся усилить свое  влияние в мире. ІІ  Давайте сформулируем цель нашего урока и его задачи.  Для начала мы напишем план нашего урока. План урока 1.Причины «холодной войны». 2.Операция «Немыслимое». 3. Образование НАТО и ОВД.  Преподаватель: итак, задача первая — выяснить понятие «холодная война».  Как вы понимаете, что такое «холодная война»? (Обучающиеся предлагают варианты) Почему именно Сталинский СССР в контексте внешнеполитического  курса так актуален в наше время? Сегодня, на нашем уроке мы попытаемся выяснить, что стало причиной  начала «Холодной войны» между странами Запада и США с одной стороны и  СССР со странами социалистического лагеря с другой. Ответы обучающихся. 1.Идеологические разногласия. 2.То, что СССР после победы над Германией стал самой популярной страной  в мире. 3.Советская армия была на тот момент самой могущественной в мире. 4. СССР к моменту начала «Холодной войны» отказался от финансовой  помощи запада по Плану Маршала. ( не впустил на свою территорию  американскую валюту)  Преподаватель:   Да, действительно идеологические разногласия  присутствовали  в то время, но почему же сейчас, когда нет никаких  идеологических проблем между Россией и США у нас вновь испорчены  отношения? Правильно, тогда СССР, а   сейчас Россия играют не последнюю скрипку в  международных отношениях. Но каким же , ребята станет проблемный вопрос нашего урока? Прошу высказывать ваши версии. Обучающиеся предлагают формулировки. Проблемный вопрос урока: Что послужило причиной ( может их было  несколько) для охлаждения (конфронтации) отношений между  союзниками во Второй Мировой войне?  Преподаватель: Ребята давайте запишем проблемный вопрос в тетради,  чтобы он был у вас перед глазами, и  вы, смогли бы, опираясь на него  размышлять относительно цели и задач нашего урока. Причины начала «холодной войны» 1.______________________________ 2.________________________________ 3.______________________________ 4.________________________________ 1.Идеологические разногласия. 2.То, что СССР после победы над Германией стал самой популярной страной  в мире. 3.Советская армия была на тот момент самой могущественной в мире. 4. СССР к моменту начала «Холодной войны» отказался от финансовой  помощи запада по Плану Маршала. ( не впустил на свою территорию  американскую валюту)  Что послужило толчком к конфронтации между СССР и США? Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.      Как­то в очередной  раз пролистывая книгу  братьев  Жореса и Роя  Медведевых я остановилась на следующих строках : «…изучая почти десять  лет новые данные о Сталине, которые появились в России и за рубежом,  убедили нас, что действительно глубокое понимание  эпохи Сталина и его  роли в мировой истории еще только начинается. Советский Союз как  политически и социально новое государство был создан в результате  революционного процесса, возглавленного В.И. Лениным. Однако СССР, как  жестко централизованное, тоталитарное гос­во и как индустриально­развитая  и мощная в военном отношении держава, был создан прежде всего И.В.  Сталиным.», ­ как бы мы не относились к этому периоду истории нашей  страны, но то, что СССР становиться мощной индустриально развитой  державой и побеждает в самой кровопролитной войне оспаривать никто не  берется, даже самые заядлые критики и ненавистники Сталина. Ибо, факты  упрямая вещь. Обучающиеся  отвечают, предлагая различные варианты. Преподаватель дает  каждой группе карточки с одинаковыми заданиями, схемой и двумя  вариантами ответов. КАРТОЧКА 1 Задание: уяснить понятие «холодная война», выявить ее существенные  признаки. а) внимательно прочитайте предложенные варианты понятия «холодная  война»; б) сравните эти понятия и выделите в них существенные признаки «холодной  войны»; в) запишите признаки в схему; г) на основании признаков сформулируйте собственное понятие «холодной  войны» и запишите его в тетрадь (оно должно быть кратким, отражающим  суть); д) подготовьте выступление на 3 минуты по схеме. Вариант 1 «Холодная война» — это глобальное соперничество СССР и США: обе  стороны готовились к «горячей войне», рассматривали друг друга как  противника, соперничали во всех регионах и во всех видах оружия. Вариант 2 «Холодная война» — это идейно­политическое противостояние между  бывшими союзниками, которое характеризуется: разделением мира на военно­ политические блоки, ведением пропагандистской идеологической войны,  активным участием в боевых действиях на периферии, гонкой вооружений. Схема. Характерные черты «холодной войны» От каждой группы выступает один обучающийся, который отвечает,  используя заполненную группой схему, что означает понятие «холодная  война». Учащиеся подводятся к выводу: «холодная война» — это военно­ политическое противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерем. Причины начала «холодной войны» Преподаватель: Одни историки (советские) приписывают вину за  развязывание «холодной войны» Западу, другие (западные) — СССР, третьи  — обеим сторонам.  Я предлагаю вам  выяснить, кто виноват? Одна группа выступает в роли  «западных» историков, другая — в роли «советских». Западные 1.СССР  ­ захватил Восточную Европу и там поставил социалистические и  коммунистические правительства. 2.СССР – распространяет коммунистическую «заразу» по всему миру. 3. Сталин – зазнался после победы над Фашизмом. 4.Расширение зоны влияния СССР на Балканах Советские историки 1.Советская разведка по своим каналам узнала о том, что Великобритания и  США совместно с оставшимися в плену немецкими генералами вермахта  готовила операцию «Немыслимое» которая должна была начаться 1 июня  1945г. нападением на СССР.  (Эта операция была отменена в связи с тем, что еще не была разбита  миллионная Квантунская армия на Дальнем Востоке. СССР также имел очень  высокий авторитет в мире и поэтому У.Черчилль и Гарри Трумен побоялись,  что  население их не поддержит.) 2. В г. Фултон  была произнесена речь бывшего премьер­министра Англии  У.Черчилля в которой он призывал « весь англо­саксонский мир»  объединится против Советской России которая разносит по миру  коммунистическую заразу. ( это повод или причина?) 3. Советские историки также доказывали, что главная причина  «Холодной  войны» между СССР и США была в том, что США хотели перехватить  инициативу у СССР и стать полноправным хозяином планеты после  испытаний «Ядерной бомбы» 4. Покупка правительств Греции и Турции и размещение там своих военных  баз. Доктрина Трумена. Именно новые внешнеполитические идеи Трумэна положили начало  многолетнему противостоянию США и СССР, получившему название  «холодная война». КАРТОЧКА 2 (группе «западных» историков) Задание: аргументированно докажите вину СССР в развязывании «холодной  войны». 1. Подберите факты, подтверждающие: а) экспансию СССР после войны: • объясните понятие «экспансия» (словарь); •  покажите по карте территории, вошедшие в состав СССР после войны  (карта); •  на какие еще территории претендовал Советский Союз после войны; • подтвердите свои факты воспоминаниями В.М. Молотова; б) наращивание Советским Союзом гонки вооружений: • испытание и усовершенствование ядерного оружия; в) практика усиления идеологической борьбы: •  создание Коминформа; • доктрина А.А. Жданова; • цель Коминформа. 2.  Сделайте вывод — начните словами: «Данные факты свидетельствуют, что  …» 3.  Кратко сформулируйте тезисы и запишите их в таблицу «Кто виноват?» в  колонку «СССР»:   Таблица 1. Кто виноват? Страны Запада   СССР 4.  Подготовьте выступление на 7 минут, используя нижеперечисленные  источники:   Фултонская печь У. Черчилля  ответ на нее в газете Правда  И.В.Сталина КАРТОЧКА 2а (группе «советских» историков) Задание: аргументированно докажите вину стран Запада (США,  Великобритании) за развязывание «холодной войны». 1. Для доказательства используйте следующие факты: • речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне; • доктрина Трумэна; • план Маршалла; • ядерный шантаж. 2. Сделайте вывод: «Данные факты свидетельствуют, что...…» 3.  Кратко сформулируйте тезисы и запишите в таблицу «Кто виноват?» в  колонку «Страны Запада»: Таблица 1. Кто виноват? Страны Запада   СССР   4.  Подготовьте выступление на 7 минут, используя нижеперечисленные  источники: Документ 2. Доктрина Трумена Документ 3 План Маршала ОБУчающиеся подводятся к выводу, что виновниками являются обе  стороны, их стремление к мировому господству, соперничество в различных  областях не способствовало ослаблению международной напряженности. Причинами начала «холодной войны» можно считать следующие: • Борьба идеологий. Идеологическая пропаганда. • Экспансия СССР и США. Раздел сфер влияния. • Нежелание подлинного разоружения. Гонка вооружений. • Образование военно­политических союзов. В наше время изменилась точка зрения на вполне очевидный ответ. Почему? (нынешняя конфронтация не вызвана идеологическими причинами. Тогда в  чем они?) Обучающиеся отвечают: Геополитические причины. Их более детально мы рассмотрим на  следующих уроках. Последствия «холодной войны»  для развития мировой политики Преподаватель: «Холодная война» оказала глубокое влияние на  послевоенную мировую историю, и не только на международные отношения,  но и на внутреннее развитие государств. КАРТОЧКА 3 (обеим группам) Задание: определите последствия «холодной войны» для мировой политики. 1. Подтвердите фактами из учебников выводы (табл. 2). 2. Впишите факты в табл. 2. 3. Источники. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХХ — начало ХХI в., 9 класс / 8­е издание, М., Просвещение, 2002 / § 40. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России ХХ — начало ХХI в., 11 класс / 8­е издание, М., Просвещение, 2003 / § 58. Улунян А.А., Сергеев Е.Ю. Новейшая история зарубежных стран, 11 класс  /под ред. Чубарьяна А.О., М., Просвещение, 2000 / § 20. Таблица 2. Последствия «холодной войны» Выводы Факты 1. Раскол Германии 2. Создание  военных блоков 3. Региональные  конфликты 4. Раскол мира на  две системы 5. Влияние на  внутреннюю жизнь  США и СССР  Развал СССР –  проигрыш СССР в «холодной  войне»   III. Заключительный этап Вопросы для закрепления 1. Почему «холодная война» не переросла в «горячую»? 2. Историки считают, что «холодная война» завершилась с распадом СССР и  социалистической системы в 1991 г. Согласны ли вы с этим утверждением? Подведение итогов урока. Осуществляется оценка и самооценка работы  учащихся. Домашнее задание: проблемный вопрос: Холодная война продолжается и  сегодня. Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие  данное утверждение.                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Схема. Характерные черты «холодной войны» Таблица 1. Кто виноват? Страны Запада СССР 1. В своей речи в марте 1946 г.  У.Черчилль призвал  противопоставить силе СССР силу  англосаксонского мира. 1. Стремление изменить режим  черноморских проливов. 2. Возвращение Карского и  Ардаганского округов. 2. Ядерный шантаж СССР: 196 бомб  для уничтожения 20 советских  городов. 3. «Доктрина Трумэна» — «спасение» Европы от советской экспансии:  экономическая помощь Европе;  размещение военных баз вблизи  советских границ; использование  военных сил против СССР;  поддержание внутренней оппозиции в  странах Восточной Европы. 4. План Дж. Маршалла: усиление  проникновения США в Европу за счет оказания экономической помощи  европейским странам, пострадавшим  в годы Второй мировой войны (17  млрд долларов) 3. Совместное управление Танжером  (Северная Африка). 4. Заинтересованность в изменении  режима управления Сирией, Ливаном. 5. Протекторат СССР над  Триполитанией (Ливия). 6. В 1949 г. СССР произвел первое  испытание ядерного оружия.  Советские ученые первыми  разработали новое поколение оружия  — термоядерное. 7. 1947 год. Создание  Информационного бюро  коммунистических партий  (Коминформ) — организации,  которая имела политические и  идеологические цели противостояния  Западу. 8. Доктрина А. Жданова: мир  разделен на два лагеря —  «империалистический» (во главе с  США) и «демократический» (во главе с СССР) Таблица 2. Последствия «холодной войны» Выводы 1. Раскол Германии 2. Создание военных  блоков C 3. Региональные  конфликты 4. Раскол мира на две  системы C Факты 1949 г. — образование ФРГ и ГДР 1949 г. — создание НАТО 1955 г. — создана  Организация Варшавского договора 1950—1953 гг. — корейский конфликт 1945—1949 гг. — установление  коммунистических режимов в странах  Восточной Европы и Азии. Оформление основ советского блока (1949 г. СЭВ; 1955 г. — ОВД). C C C 5. Влияние на  внутреннюю жизнь США  и СССР Создание двухполюсного мира В США — кампания «охоты на ведьм». В  СССР — «железный занавес»   ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Документ. Из воспоминаний В.М. Молотова «В последние годы Сталин немножко стал зазнаваться, и мне во внешней  политике приходилось требовать то, что Милюков требовал, — Дарданеллы!  Сталин: “Давай, нажимай! В порядке совместного владения”. Я ему: “Не  дадут”. — “А ты потребуй!” ...Понадобилась нам после войны Ливия. Сталин говорит: “Давай, нажимай!”» Приложение 3 Доктрина Трумена Доктрина Трумэна (кратко). Доктрина Трумэна (кратко). После окончания Второй Мировой войны политическая карта Европы  претерпела кардинальные изменения. Пользуясь своим статусом главного  победителя, Советский Союз всеми силами стремился установить  просоветские режимы в государствах Центральной и Юго­Восточной Европы.  И ему неплохо это удавалось. Коммунистические партии приобретали все  больший политический вес и влияние в большинстве стран. Расширение могущества СССР вызывало тревогу в правительствах западных  держав. Особые их опасения были направлены на ситуацию, сложившуюся  вокруг Балкан, где Греция и Турция вот­вот могли попасть в сферу влияния  Советского Союза. А это, в свою очередь создавало реальную угрозу  интересам США, Великобритании и Франции в регионе. Государственный департамент США усиленно старался выработать стратегию в отношении СССР, которая могла бы сдержать растущее могущество Союза и распространение коммунистической идеологии. Основные положения этой  стратегии были изложены в 1946г. Джорджем Кеннаном, американским  послом в СССР, и получили название «политика сдерживания».     Их главная суть сводилась к необходимости быстрой и жесткой  политической и военной реакции на любые попытки Советского  правительства расширить зону влияния. На основе этих положений была разработана новая внешнеполитическая Доктрина США, которая была изложена 12 марта 1947г. действующим  президентом Гарри Трумэном на совместном заседании Сената и Палаты  представителей. В своей речи президент запросил у правительства 400 млн.  долларов на нужды Турции и Греции и призвал отправить в эти страны  вооружение и военных специалистов.  Взамен греческое и турецкое правительства становились фактически  подконтрольны Соединенным Штатам, и соглашались разместить на своей  территории американские военные базы.  Таким образом, Трумэн предложил отказаться от прежней политики  невмешательства во внутренние дела других государств, исповедуемой  Штатами с 1823г., со времен президента Монро.  Но этим не ограничилось. В своем выступлении Гарри Трумэн подчеркнул,  что США готовы поддержать любые реакционные режимы, чтобы не  допустить распространения в мире идей коммунизма. Стоит отметить, что «доктрина Трумэна» встретила серьезных противников в  Конгрессе. Прения длились больше двух месяцев. Противники нового курса  опасались, что его реализация приведет к вооруженному конфликту с СССР.  Но в конечном итоге 22 мая 1947г. доктрина была одобрена и вступила в силу. Именно новые внешнеполитические идеи Трумэна положили начало  многолетнему противостоянию США и СССР, получившему название  «холодная война». Приложение 4 План Маршала Относительно процесса возрождения Европы план Маршалла предполагал временное   приостановление   действия   принципов   экономического либерализма. Программа, рассчитанная на четыре года, должна была помочь Европе добиться реальной независимости.        Предполагалось   сосредоточиться   на   выполнении   следующих   задач: модернизации   инфраструктуры,   увеличения   объемов   производства   (в частности,   в   ключевых   отраслях   ­   металлургии   и   энергетике),   более равномерному   географическому   распределению   тяжелой   индустрии, сконцентрированной для этого в зоне Рура, рационализации производства в сельском   хозяйстве   и   легкой   промышленности   и,   наконец,   денежной   и финансовой   стабилизации.   По   прошествии   четырех   лет   предусматривалось полное   восстановление   принципов   экономического   либерализма.   США приняли самое активное участие в реализации этой программы.     К услугам европейских стран были американский экономический опыт и профессиональные эксперты. Но гораздо более важную роль играло оказание огромной   финансовой   помощи.   Существовавшие   и   будущие   дефициты платежных   балансов   европейских   государств   были   частично   покрыты долгосрочными   займами   Мирового   банка,   основным   вкладчиком   капитала которого   были   США.   Долги   достигли   3   млрд   долл.   Остаток,   куда   более важная   часть,   был   погашен   США   в   виде   финансовой   помощи.   Трумэн предложил конгрессу предоставить Европе помощь на сумму в 20 млрд долл. в  рамках   Закона   об   экономическом   сотрудничестве  (Economic Cooperation Act); в итоге он составил 17 млрд долл.12 Экономическая  помощь по плану  Маршалла  была предложена всем европейским странам, включая Советский Союз. Основным принципом плана было положение о том, что Европа  сама должна взять на себя инициативу   его   конкретного   воплощения   в   жизнь:   странам, заинтересованным в объединении усилий по восстановлению экономики, нужно было выработать согласованную программу. Таким   образом,   учитывались   бы   их   взаимные   потребности.   Другими словами,   программа   должна   была   опираться   на   процесс   многосторонней координации   и   кооперации   усилий   *.   Чтобы   придать   этому   мероприятию европейский   характер,   план   Маршалла   предполагал   создание   Европейской экономической   комиссии,   ЕЭК   (Economic   Commission   for   Europe,   ЕСЕ), которая действовала бы как региональное подраз­деление ООН.    Эта комиссия приступила к работе в Женеве в 1947 г., но, в конце концов, не   сыграла   большой   роли.   Советский   Союз   от   помощи   плана   Маршалла отказался и заставил поступить так же страны Восточного блока. Польша и Чехословакия,   вначале   согласившиеся,   в   результате   не   смогли   дать положительный ответ. В качестве реакции на инициативу США Советский Союз   5   октября   1947   г.   в   Белграде   провозгласил   создание   Коминформа, организации,   Чтобы поддержать   процесс   восстановления   в   странах   Восточного   блока,   был разработан "план Молотова".   объединяющей   социалистические   государства. 16   государств,   находящихся   вне   сферы   влияния   Советского   Союза, положительно среагировали на план Маршалла.       Они созвали в июне 1947 г. специальную конференцию в Париже, чтобы высказать   свои   соображения.   Был   организован   Комитет   экономического восстановления Европы в целях подготовки Парижской конвенции, которая и была   подписана   16   апреля   1948   г.   теми   же   16   странами,   так   же   как   и Федеративной Республикой Германии. Так родилась Европейская организация экономического   сотрудничества   (ЕОЭС)13,   которая   сразу   стала   очень динамичной структурой. Немалую роль сыграли в этом бельгиец Поль Генри Спаак (Paule­Henry Spaak), председатель Совета министров, и француз Роберт Маржолин (Robert Marjolin), выполнявший функции генерального секретаря Исполнительного комитета. ЕОЭС выработала окончательную версию программы восстановления Европы  и следила за согласованностью ее положений.  Основываясь на этом документе, Комиссия формулировала свои  рекомендации по размещению помощи в странах­бенефициарах. Наконец, с ее  помощью были учреждены институты, которые способствовали либерализации внутриевропейских расчетов и приданию им многостороннего характера. Деятельность   ЕОЭС   представляла   собой   важный   шаг   на   пути   к образованию   единой   Европы.  В   ходе   переговоров,   предшествовавших   ее созданию,   выявились   два   различных   подхода   к   ее   институциональной структуре14.   Первый,   французского   толка,   ориентировался   на   Европу.   Он предполагал   быструю   интеграцию   и   немедленное   установление наднациональной   власти   в   различных   сферах.   Франция   видела   в Исполнительном комитете такой наднациональный орган, который располагал бы реальной властью принимать решения. Это точка зрения соотносилась со взглядами   федералистов,   которые   выступали   за   прочный   парламент   и правительство   федерального   типа   в   Европе   будущего.   Иные   подходы проповедовала   Великобритания.   По   мнению   ее   представителей,   Комитет должен был располагать достаточными для принятия решений полномочиями, однако каждый член этой организации должен был обладать правом вето. Это течение,   противоречило   предложениям   Голландии, стремившейся   сформировать   в   Европе   таможенный   союз.   Позиция Великобритании  смыкалась со взглядами "функционалистов", европейского политического   движения,   которое   считало,   что   федеральный   европейский парламент   должен   обладать,   нежели законодательными пол­номочиями.   консультативными,   помимо   всего,   скорее, Верх одержала британская позиция. Институциональная схема ЕОЭС была создана по "функционалистской" модели. Помимо этого программа восстановления   экономики,   представленная   британским   правительством Комитету,   была   полностью   ориентирована   на   внутреннее   развитие   и   не учитывала   интересов   общеевропейского   развития.   Этим   она   вступала   в противоречие   с   программой   Франции,   правительство   которой модифицировало   план   Моннэ,   также   ориентированный   на   развитие национальной   экономики.   В   расхождении   этих   подходов   следует   искать последующее разделение Западной Европы на два лагеря, один из которых поддерживает идею интеграции Европы, а другой противостоит ей. В ходе реализации   плана   Маршалла   противоречия   между   Западом   и   Востоком усиливались. Страны, включенные в план, постепенно формировали западный блок,   государства­члены   Коминформа   ­   восточный.   Собственно,   холодная война   началась   в   тот   момент,   когда   западные   союзники   в   одностороннем порядке   попытались   реконструировать   германскую   экономику   по   модели плана   Маршалла.   После   объявления   денежной   реформы   ­   фундамента реконструкции   западногерманской   экономики   ­   Советы   объявили   блокаду Берлину,   которая   привела   к   организации   Соединенными   Штатами знаменитого воздушного моста, действовавшего с 24 июня 1948 г. по 12 мая 1949   г.   Организация   Брюссельского   соглашения,   подписанного   в   1948   г. Великобританией,   Францией   и   странами   Бенилюкса,   претерпела   сходное развитие.   В   1949   г.   она   превратилась   в   НАТО   (Организацию Североатлантического договора), к которой присоединились США, Канада, Дания, Норвегия, Португалия, Исландия и Италия.

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..

Открытый урок. «Международное положение СССР в первые послевоенные годы». Начало «Холодной войны» между СССР и США..
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017