Открытый урок "Музыкальный диалог очень древних трех эпох."

  • Мероприятия
  • docx
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок обобщения материала «Музыкальный диалог очень давних трех эпох» проводится с учащимися 7х классов, которые завершают изучение предмета «Музыка». Я стремилась систематизировать знания культур Античности, Средневековья, Возрождения, развивать восприятие, эмоциональную отзывчивость школьников, осуществлять духовно-нравственное через приобщение их к музыкальной культуре.Данный урок можно использовать так же в 3 четверти 6х классов по новым стандартам.
Иконка файла материала 3.docx
Сегодня встретятся три музыкальные эпохи: Античность, Средневековье,  Возрождение. Несколько веков назад это сделать было невозможно, но  сегодня в 21 веке они проведут диалог за круглым столом.      И пусть Ренессансу совершенно неизвестна Античная музыка, поскольку ее редкие и фрагментарные расшифровки появились только в 19 ­ 20 веках. Но  именно этот период знаменателен возрождением интереса к ней, а вот  Средневековье представлялось Ренессансу мрачным и невежественным, за что оно получило прозвище «эпоха умственного застоя». Но, несмотря на их,  скажем, прохладные отношения, им есть за что сказать сегодня друг другу  спасибо, а может даже пожурить.   Чтобы в диалог вступить, На группы вас хочу разбить. Затем, чтобы вопрос задать, И каждой группе названье дать. Вы ж, почтенные магистры  И компьютеров министры, Сей минут на мышку жмите, Нам картины покажите. Вопрос №1 Вот почтенный мужичок В музыке не новичок. Староват он для ваганта: Неприглядный пиджачок. Что не рыцарь, нет сомненья У него он в «услуженье». (Менестрель) (на стол угадавшей команды ставится эмблема)   Вопрос №2 Вот школяры – скитальцы  Здесь разминают пальцы. Все было им под силу: Учение и танцы, На латыни песнь слагали, «Гаудеамус» распевали, Смелые пародии, любовные мелодии. (Ваганты) (ставится эмблема команды) Вопрос №3 Здесь два парня, музыканты, Древней Греции таланты. На распев один слагает  «Песнь сшиваю» означает.Очень странный перевод, А зовут его «рапсод» (ставится эмблема команды).   Каждую делегацию  Искупаем в овациях. Нужен Вам руководитель, Группы каждой предводитель. Он зовется корифей, Просто лидер, а не фей, Уважаемый средь вас Всё ответит он на раз. Кому вы доверяете, Того и выбираете. Вступайте меж собою в прения, Даю я вам минуту времени. (назвать фамилии корифеев, звучат фанфары) И, так, начинаем диалог музыкальный, Трех эпох. Для начала вызываю  Корифеев на пролог. Расскажите в сей момент  Про известный инструмент Тот, который в ваше время, заводил вас много лет. Выбирайте, подходите, Всем картинки покажите И обо всех его достоинствах с любовью расскажите. Потом вступите в прения и выскажите мнения. Пришлось ли их увидеть нам, Грядущим поколениям (дискуссия). Мои юные друзья! Вам вопрос поставлю я. Кто же первый в этом мире спел мелодию ручья?  (рассуждение) Не авлос древнегреческий. А голос человеческий. Ему под силу песнь и оды, Он величайший дар природы. (Каччини Ave Maria) Прозвучала песнь Каччини. И по этой вот причине  Начинаем рассуждение  Античность это иль Возрождение?Музыка спокойная, красивая и стройная. Может гимн или хорал? Кто бы правду мне сказал?  (идет рассуждение)  В продолженье без запинки Проведем сейчас разминку. Вам такой вопрос задам. Слух дошел из Нотр­Дам, Что в 11 веке итальянский теоретик Враз придумал нотный стан, Разместил звук по местам, А для его обозначенья Первы слоги каждой строчки Превратились в ноты – точки. Это не поэт – Лукреций, А монах ……(Гвидо д' Ареццо)  Математик тот был бодр, Он придумал монохорд. В нем всего одна струна, Той струной был очень горд. С нею сделал он открытья: Новый строй, лады, аккорд. Это не Евгений Гор, это гений ….(Пифагор) В Риме римский папа жил, Жил себе и не тужил, Слушал музыку, В народе святость строго сторожил. Раз решил эпохи символ, То есть хорал он отобрать, Чтобы эти песнопенья по Европе распевать. Хорал мужчины пели на латыни, Чтоб Бога славили одни уста, Единым сердцем, звуком унисонным Слетел с губ голос, ветром унесенным. То не поэт был Андрей Белый, То папа был …. (Григорий 1) Ну, Рапсоды, Менестрели Как, мозги не закипели? Поактивней рассуждаемИ Вагантов привлекаем. (прослушивание фрагментов: античный гимн, хорал, Лассо; фрагменты на видео, рассуждение) Мне Ваши нравятся сужденья, Но мне б хотелось в заключенье  Услышать следующее мнение. Чтоб нам логичность сохранить, За что друг  другу вы б хотели  Сказать: ” Спасибо”, в самом деле. Поклон отвесить, даже кого­то пожурить. (рассуждение) Я думаю, пришла пора  Блеснуть вокально нам друзья, Но, чтобы сидя нам пропеть, Не надо головой вертеть. И руки, плечи – все свободно, Так петь приятно и удобно. Ну что ж, ваганты, флаг вам в руки, Ведь песни ваши не для скуки, Куплет вы первый начинайте, Всех этой песней зажигайте. (звучит песня Д. Тухманова “Из вагантов”)  Закончен бал, погасли свечи, Мы завершаем диалог. Надеюсь, что такие встречи  Пойдут, друзья, надолго впрок. (назвать имена отвечающих)   Всем Вам, друзья, без проволочки Я ставлю “Пять”. На этом точка.