ТАЛДЫКИНА ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА
учитель физики ГБОУ СОШ№4
П.Г.Т. БЕЗЕНЧУК, М.Р. БЕЗЕНЧУКСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Тема урока:
«Биологическое действие радиации.
Лабораторная работа № 8 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром».
Урок составлен на основе программы для образовательных учреждений: Физика. 7-9 кл.// Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы. Под редакцией А. В.Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник – М., «Дрофа», 2012 г.
Учебник «Физика 9» / Перышкин А.В., Гутник Е.М. – М.: Дрофа, 2016.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
познакомить учащихся с видами ионизирующих излучений, с негативным воздействием радиации на живые существа, с основными радиологическими величинами и их единицами измерения.
Развивать способности учащихся анализировать, обобщать полученные знания, делать необходимые выводы между положительными и отрицательными факторами влияния радиации на живой организм.
Развивать умения: применять полученные знания в нестандартной ситуации, работать с физическими приборами.
Задачи урока:
обучающие:
- раскрыть физическую сущность процесса ионизации;
- объяснить причину негативного воздействия радиации на живые существа;
- ввести новые физические величины – поглощённая доза излучения, коэффициент качества, эквивалентной дозой;
- научить способам защиты от воздействия радиации.
Развивающие:
- развивать самоорганизации и организации учебного труда;
- поддерживать познавательную активность учащихся в течение урока;
- способствовать развитию речемыслительной деятельности;
- формировать навыки экспериментальной деятельности, делать выводы по результатам эксперимента.
Воспитательные:
- формировать научное мировоззрение путём изучения физических закономерностей;
- воспитывать самостоятельность, ответственность, добросовестное отношение к учебному труду;
- формировать коммуникативные компетенции (готовность работать в парах, группах, публично высказывать своё мнение, аргументировать его).
Методы обучения: деятельностный, частично-поисковый, эвристическая беседа.
Формы учебной работы, используемые на уроке:
- работа в парах;
- фронтальная работа со всем классом;
- групповая работа.
Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- презентация к уроку;
- индикатор радиоактивности РД 1503 (5 шт., для лабораторной работы)
- руководство по эксплуатации индикатора радиоактивности.
Достигаемые образовательные результаты:
предметные:
- познакомить учащихся с процессом ионизации и характеристиками ионизирующих излучений;
- расширить знания о положительных и отрицательных влияниях радиации на живые существа;
- овладеть практикой измерения мощности дозы радиационного фона;
метапредметные:
- формирование умений решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих понимания текста;
- формирование исследовательской культуры;
личностные:
- формирование интеллектуальных способностей учащихся при получении нового материала;
- формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование познавательного интереса при реализации метапредметных связей физики и биологии.
Предварительная подготовка
Опережающее домашнее задание: подготовка учащимися мини проектов по темам:
1. Банановый эквивалент.
2. Перечень продуктов в рационе человека для ежедневной защиты от естественной радиоактивности.
1. Лекарственные растения Самарской области против радиации.
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока (этапы урока) |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Организационный этап (1 мин) |
Настраивание на урок. |
Создаёт положительный настрой на уроке. Приветствует учащихся. |
Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. |
2.Этап мотивации и целеполагания. Актуализация знаний. (2 мин) |
Мотивация учебной деятельности. Формирования темы, цели и задачи урока. |
1.Проблемная ситуация(демонстрирует слайд №1). Почему в природе наблюдаются генетические изменения, которые происходят в животном и растительном мире, в организме человека? 2.Чем могут быть вызваны эти изменения?
3.Хотите ли вы на уроке более подробно узнать о действие радиации и защиты от неё? Нарисуйте в тетради лестницу, которая состоит из 5 ступеней. Укажите, на какой ступени вы находитесь начале урока при изучении новой темы. |
1.Выдвигают гипотезы: Возможно, это связано с повреждением клеток, с нарушением их деления.
-Повреждение клеток может вызвать радиация. Такие явления стали часто наблюдаться после применения ядерного оружия в войне с Японией.
Определяют тему урока, формулируют цель и задачи урока.
Рисуют лестницу и отмечают своё положение на ней. |
3.Этап получения новых знаний (8мин) |
Познавательная деятельность учащихся. Изучение причины негативного воздействия радиации на живые существа. |
1.Организует работу в парах. 2.Обеспечивает работу по освоению элементов нового материала посредством работы с текстом из учебника. Предлагает ученикам ответить на вопросы (Приложение 1)
|
Работа в парах.
Работают с текстом учебника.
Обсуждают и отвечают на вопросы. Делают записи в конспекте. |
4.Закрепление изученного материала (7мин) |
Приведение в систему знаний учащихся, связанных с новым материалом. Применение знаний в стандартной ситуации. Ответы на вопросы. |
1.Организует работу по применению приобретённых знаний. 2.Включает учащихся в обсуждение приобретённых знаний. 3.Обеспечивает коррекцию усвоенного материала учащимися нового знания (демонстрация презентации сл. 3-7) |
Фронтальная работа
Участвуют в обсуждении вопросов, высказывают свою точку зрения, слушают и дополняют друг друга, формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
5.Этап «изюминка» урока (4 мин) |
Познавательная деятельность, работа с информацией. |
Организует проверку опережающего домашнего задания |
Защита мини-проектов (Приложение 2) |
6.Этап практической работы. (20 мин) |
Практическое применение знаний. Лабораторная работа «Измерение радиационного фона дозиметром» Сравнивают радиационный фон в разных помещениях. |
1.Организует работу в группах.
2.Проводит инструктаж и объясняет правила выполнения эксперимента (Приложение 3)
3.Обеспечивает контроль выполнения задания.
4. Организует обсуждение результатов измерений. |
1.Работа в группах. Знакомятся с описанием работы. 2.Изучают инструкциюработы с индикатором радиоактивности (Приложение 4) 3.Выполняют измерения и записывают результаты в карточку-задание (Приложение 3) 1-я группа – кабинет физики 2-я группа – кабинет информатики 3-я группа – кабинет технологии 4-я группа – спортивный зал 5-я группа – информационный центр. 4.Участвуют в обсуждение проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
7.Рефлексивно-оценочный этап (2 мин) |
1.Рассуждение о полученных знаниях и умениях. 2.Подведение итогов проделанной на уроке работы. |
Вы молодцы! Хорошо поработали. 1.Оцените знания, которые вы получили на уроке, указав ступень лестницы, на которую вы поднялись за урок.
2.Поднимите руку, кто поднялся на 3-ю, 4-ю, 5-ю ступени. |
Оценивают знания, полученные на уроке. Указывают, на какую ступень лестницы они поднялись за урок |
8.Этап информации о домашнем задании (1 мин) |
Д/з п. 61(1),
3-я ступень: вопросы после параграфа; 4-я и 5-я ступень: Темы мини-проектов 1.Радиация в повседневной жизни, источники радиации. 2. Дозы радиации, получаемые в повседневной жизни. 3. Применение дозиметрии в деятельности человека. |
Информирует учащихся о домашнем задании, даёт краткий инструктаж по его выполнению. |
Записывают домашнее задание |
Литература и информационные ресурсы:
1.Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9кл. / Перышкин А.В., Гутник Е.М. – М.: Дрофа, 2016.
2.Радиоактивность и единицы измерения. // ж. Наука и жизнь. 2015. №11.
3Ученический эксперимент по физике. //Методические рекомендации к лабораторным работам по квантовой механике. Составители Степанов С.В., Евстигнеев В.Е. – М. ФГУП «Центр МНТП» , 2005.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Банановый_эквивалент
5.http://lazarev.org/ru/interesting/full_news/kakie_produkty_pitaniya_pomogayut_ot_radiacii
6. http://наше-здоровье.рф/статьи/Растения_против_радиации
Приложение 1
Карточка – задание 1
Прочитайте п. 61 учебника1 и дайте ответы на вопросы:
1. Что такое доза излучения?
2. Чему (в рентгенах) равен естественный фон радиации?
3. Чему (в рентгенах) равна предельно допустимая за год доза излучения для лиц, работающих с радиоактивными препаратами?
4. Что поражается радиоактивными излучениями в первую очередь?
5. Где мы получаем радиоактивные излучения?
Приложение 2
Опережающее домашнее задание
1.Банановый эквивалент4
Банановый эквивалент — понятие, применяемое сторонниками ядерной энергетики для характеристики активности радиоактивного источника путём сравнения с активностью калия-40, содержащегося среди других изотопов калия в обычном банане. Многие пищевые продукты от природы радиоактивны из-за содержащегося в них калия-40. В грамме природного калия происходит в среднем 32 распада калия-40 в секунду (32 беккереля, или 865 пикокюри). Банановый эквивалент определяется как активность вещества, вводимого в организм при съедании одного банана. Утечки радиоактивных материалов на ядерных электростанциях зачастую измеряются в крошечных единицах вроде пикокюри (одной триллионной части кюри). Сравнение этой активности с активностью радиоизотопов, содержащейся в банане, позволяет интуитивно оценить степень радиоактивной опасности таких утечек. Но из-за разных дозовых коэффициентов радиоактивных изотопов, такое сравнение непригодно для оценки действительного уровня риска. Средний банан содержит около 0,42 грамма калия. Радиоизотопы, содержащиеся в бананах, имеют активность 3520 пикокюри на килограмм веса (130 Бк/кг) или примерно 520 пикокюри (19 Бк) в 150-граммовом банане. Эквивалентная доза в 365 бананах (один банан в день в течение года) составляет 3,6 миллибэра или 36 микрозивертов. Радиоактивность бананов неоднократно вызывала ложные срабатывания детекторов ионизирующей радиации, используемых для предотвращения незаконного ввоза радиоактивных материалов в США.
2.Перечень продуктов в рационе человека для ежедневной защиты от естественной радиоактивности5
В питании следует ориентироваться на употребление повышенного количества овощей и фруктов, содержащих природные витамины, пектины, клетчатку, другие важные питательные биологические вещества. Это морковь, ягоды калины, малины, крыжовника, яблоки, бананы, плоды черной бузины, брусника, боярышник, ежевика, облепиха, баклажаны, гречиха, ламинария, сухофрукты (изюм, курага, чернослив), сельдерей, слива, помидоры. Полезно обильное питье.Целесообразно немного изменить рацион продуктов питания, добавив в него продукты, богатые витаминами А, Е, С, Р, группы В. Так, витамин А можно пополнить, если больше употреблять в пищу печень рыб, молоко, яичный желток, сливочное масло, сметану, сливки, сыры. Источником витамина Е может быть неочищенное растительное масло, подсолнечное, кукурузное, облепиховое, соевое, масло шиповника. Витамин С в больших концентрациях содержится в шиповнике, смородине, моркови, цитрусовых, зеленом горошке, укропе, цветной капусте. Рекомендуется включить дополнительно в пищевой рацион сгущенное молоко, плавленые и твердые сыры, говядину и яйца, кальцинированный хлеб. При выборе растительных продуктов можно обратить внимание на овощи и фрукты, богатые витаминами и минеральными солями, такие как абрикосы, айва, вишня, виноград, малина, черешня, петрушка.
3Лекарственные растения Тверской области против радиации6
Избавиться от уже накопившейся в организме радиации помогут различные лекарственные растения. Наиболее перспективным в этом смысле считается подорожник большой (семижильник). Подорожник большой рекомендуется применять в виде сока – по 1 стололовй ложке 3 раза в день до еды. При использовании подорожника следует избегать его термической обработки, зато можно заквасить или приготовить из него салат. В этом случае лечебной нормой будет 0,5 стакана свежих листьев в день.
Успешно борется с радиацией одуванчик лекарственный. Целебными у него считаются и соцветия, и листья, и корни, и сок. Обычно листья одуванчика перед употреблением полчаса вымачивают от горечи в соленой воде, а затем квасят или делают салат. Лечебной нормой считается 0,5 стакана листьев и 50-100 г сока в день.
Помогает выведению из организма радионуклидов и белокочанная капуста. Можно принимать капустный сок (по 2 столовые ложки 3 раза в день до еды), есть салат из свежей или квашеной капусты. Кроме капусты из овощей очень эффективна красная свекла (можно приготовить из нее салат или сок, потушить или пожарить), морковь.
Приложение 3
Карточка – задание 2
Инструкция по выполнению и оформлению работы
1.Ознакомьтесь с инструкцией по использованию индикатора радиоактивности РД 1503.
2. Соблюдая меры предосторожности, измерьте уровень радиоактивного излучения в пяти разных местах заданного помещения.
Название помещения _________________________
1. Результаты измерений записать в таблицу 1.
Таблица результатов измерений Таблица 1.
№ измерений |
Время |
Уровень |
|
мкЗв/ч |
мкР/ч |
||
1 |
10с |
||
2 |
10с |
||
3 |
10с |
||
4 |
10с |
||
5 |
10с |
||
Среднее значение |
4.Вычислить среднее значение.
5.Сравните полученное значение фона с величиной естественного фона, принятой за норму:
наиболее безопасный уровень внешнего облучения тела человека – 0,2мкЗв/ч или 20 мкР/ч;
верхний предел допустимой мощности дозы – примерно 0.5 мкЗв/час или 50 мк.
6.Сделайте вывод ___________________________
7* Вычислите значение дозы ионизирующих излучений, которую человек получит в течение года, сопоставьте со значением, безопасным для здоровья человека.
Приложение 4
Инструкция работы с индикатором радиоактивности
1.Оберегайте дозиметр от удара и сырости.
2.Не допускайте попадания на дисплей агрессивных химических веществ.
3.Не проводите обследования при включённых ионизаторах.
4. Не оставляйте индикатор на продолжительное время под воздействием прямого солнечного света.
Внимание! Если изделие зафиксировало мощность дозы более 1,20мкЗв/ч, следует срочно покинуть эту зону и обратиться в государственно-эпидемиологическую службу Минздрава РФ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.