Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс
Оценка 4.8
Работа в классе
docx
география
9 кл
06.04.2019
Урок имеет общеметодологическую направленность , а так же на патриотическое воспитание, особенно ценен для тех, кто проживает на Урале. С использованием технических средств (видео), работой с картой, учебником и интернетом. Можно использовать даже в качестве классного часа. Актуален перед 9 мая.
Уральский экономический район.docx
Тема: Уральский экономический район.
Состав, ЭГП, природноресурсный потенциал.
Цель урока:
обучающая: познакомить учащихся с составом Уральского района, оценить его экономико
географическое положение (ЭГП), описать природные условия и ресурсы района, изучить
население и преступить к изучению промышленности: металлургии, машиностроения.
развивающая: продолжить работу над формированием умения работать с различными
источниками географической информации. Развивать коммуникативные навыки при работе
в группах.
воспитывающая: способствовать развитию познавательного интереса, творческой
активности учащихся, воспитывать патриотизм.
Тип урока: комбинированный
Техническое оформление: презентация, раздаточный дополнительный материал, атласы 9
класса.
Структура урока: основана на технологии развития критического мышления.
Ход урока
Здравствуйте!
Я попрошу назвать экономические регионы , которые мы уже прошли: Европейский Север,
Северо Западный район, Центральный район, ЦентральноЧерноземный район, Волго
Вятский , СевероКавказский и Поволжский район.
Актуализация знаний
Туристические фирмы различных регионов России разработали слоганы рекламные
лозунги для привлечения туристов в свои регионы. Попробуйте отгадать о чем идет речь.
( Регион или субъект РФ)
Приезжайте к нам в июне! Вы сможете побывать на празднике выпускников «Алые
паруса» и почувствовать романтику белых ночей. (Северо Западный район,
Ленинградская область).
Приезжайте к нам весной! День оленевода традиционно отмечают здесь с последней
декады февраля до конца апреля. (Европейский Север, Мурманская область)
Здесь расположена крайняя южная точка России. Вы можете приобрести уникальные
золотые и серебряные изделия из аула Кубачи! (Европейский ЮГ Дагестан)
Здесь можно отдохнуть в горах и на море, познакомиться с культурой и традициями
многочисленных народов, проживающих на этой благодатной земле.
Район с
субтропическим климатом. ( Европейский Юг)
Посети «Янтарный край» страны! (Северозападный , Калининградская область)
Край озер и русская лесопилка ( Европейский Север. Республика Карелия)
Здесь можно увидеть дельту крупнейшей реки Европы! Отдыхайте на побережье
самого большого по площади озера мира (Поволжье, Астраханская область)
Посети город оружия, самоваров и пряников! (Центральный район Тульская область)
Посетите резиденцию Деда Мороза! (Европейский Север. Вологодская область)
Посети место жизни и творчества Льва Толстого – Ясную Поляну! (Центральный
район. Тульская область) Посети жемчужину Золотого кольца России – город Углич! (Центральный район. Ярославская
область)
В Советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную
базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое
машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный)
«Автомобильный цех страны». Острые экологические проблемы, связанные с загрязнением
водного бассейна. (Поволжский район)
Пролетая над нашим районом ты можешь увидеть лес из дымящихся труб
(Уральский район)
Здесь вы можете приобрести настоящий пуховый платок! (Уральский район.
Оренбургская область)
Изучи минералы музея Ильменского заповедника! (Уральский район Челябинская
область)
Попробуйте сами сочинить слоганы для Уральского экономического района! Както мало
слоганов вы придумали о нашем родном регионе.
Послушайте как Твардовский описал наш регион.
« Урал! Опорный край державы
Ее добытчик и кузнец.
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец»
Назовите тему сегодняшнего урока. Уральский экономический район»
Видео « Уральский округ»
Мотивационная беседа стадия вызова.
Изучением (цель)Уральского экономического района мы будем заниматься на протяжении
3х уроков. К концу темы мы должны ответить на проблемный вопрос: Почему Урал –
опорный край державы?
Поэтому задачи нашего урока будут :
1. Дать ЭГП района
2. Изучить население района
3. Изучить ресурсную базу Урала
4. Познакомиться с промышленность : металлургией, машиностроение.
Для изучения этого района вам понадобится лист исследователя. Урал многообразен, с
длинной интереснейшей историей, богатый край своими тружениками, природой.
Используя карту в атласе, определите, какие субъекты РФ составляют УЭР? (Две
Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (с 1 января
2006 года в результате референдума Пермская область объединилась с Коми
Пермяцким автономным округом),
4 области: Свердловская область
(Екатеринбург), Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган) и Оренбургская
(Оренбург)). Запишите состав Уральского района в тетрадь
Площадь района составляет 824 тыс. кв. км.
Давайте назовем самый большой и самый маленький субъект по площади в УЭР.
( Свердловская область, республика Удмуртия.)
Оцените экономикогеографическое положение Урала, работая в группах по плану:
1 Расположение региона на территории РФ
2. Расположение района по отношению к другим районам –соседям
3. Расположение по отношению к выходам к морям и океанам
4. Транспортное расположение.
Сделайте общий вывод о выгодности ЭГП.
Видео Уральский экономический район
1. Уральский экономический район находится на стыке европейской и азиатской
частей России.
2. Граничит с Северным, ВолгоВятским, Поволжским, ЗападноСибирским
экономическими районами. На юге граничит с Казахстаном .
3. Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в
Каспийское, Азовское и Черное моря. С востока район получает сырье и
топливо, а продукцию обрабатывающей продукции – с запада, а также вывозит
свою продукцию во все экономические районы России благодаря развитой
транспортной сети (транзитные железные, автодороги, нефте и газопроводы)
Скажите Уральский экономический район и природный Урал по границам совпадают?
Учитель историческая справка :
Магнитный железняк, руда, широко используемая тогда в металлургии европейских стран,
в России был практически неведом. Както прогуливаясь в лодочке Петр 1 любовался
красотами природы государства Российского. На веслах был его друг и товарищ Никита
Демидов. Давно хотел Демидов поговорить с государем наедине , но все както не
получалось. И вот наконецто ему удалось привлечь внимание царя. Он рассказал, что
колокола церковные можно больше не снимать и не переплавлять в пушки, потому что
нашли руду ценную в горных котловинах Урала. Петр оживился и в тоже день приказал
разведать запасы и выстроить заводы необходимые для блага российского. Ответственным
сделал Никиту Демидова. В1696 году царь написал тобольскому воеводе: «…ведомо
государем учинилось, что в Верхотурском уезде есть каменьмагнит железная руда. И тот
магнит привезенный является во многих местах…» Петр повелел немедленно разведать
места, где этот магнит залегает, оценить обилие его, накопать для пробы и прислать в
Москву на опытные плавки.
Вся интрига нашумевшей на Урале истории начиналась со случайной остановки двух
служивых людей, едущих по производственной надобности, в попутной деревушке. Люди
эти были не так уж и малозначимы в тогдашней заводской иерархии: один из них —
шихтмейстер (государственный чиновник, обязанностью которого являлось надзирать за
деятельностью частного предприятия), другой — приказчик Шайтанского завода. Остановка произошла в вогульской деревушке Ватиной. Пока гости раздевались,
располагались в избе, хозяин ее, Яков Ватин, завел в горницу односельчанина — Степана
Чумпина, держащего в руках небольшой узел. Попросив у гостей разрешения, он развязал
этот узел и вывалил перед удивленными господами несколько кусков отборного магнетита.
— Откуда? — спросили они.
— С горы возле Кушвы, — ответили вогулы, — там ее много.
Господа похвалили вогулов, сказали , что проверят их сообщение. С тем и уехали.
С тех пор началась активная выплавка нужного метала и чугуна для России. Трудовые
кадры направились из Центральной России На Урал.
А какое население на Урале?
Что вы можете сказать о городах Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь? Что их
объединяет? (города миллионеры)
Пользуясь параграфом заполните пропуски в тексте.
Урал – один из высоко /мало урбанизированных экономических районов страны. Около 3/4
его населения проживают в городах
и посёлках городского типа. Особенно велика доля
горожан в Свердловской, Челябинской и Пермском крае. Система городского расселения
включает 150 городов и 256 посёлков городского типа. Екатеринбург, Челябинск, Уфа и
Пермь – городамиллионеры. Они составляют 1/3 городов такого ранга в стране, т.е. их
здесь больше, чем в любом другом экономическом районе. Эти и другие крупные города
сосредотачивают 40% всего городского населения Урала, вокруг них возникли городские
агломерации. При средней плотности населения 24,7 человек на 1 км² наиболее высокими
показателями заселённости территории выделятся Челябинская область и Удмуртия .
Трудовые ресурсы Урала отличаются высокой квалификацией, особенно промышленные
кадры. Урал – много/малонациональный район Российской Федерации. Русские составляют
самую многонациональную группу населения и проживают во всех областях. Татары
вторая по численности группа. Так же проживают коми, коми пермяки, удмурты,
башкиры.
Обменяйтесь текстами. Проверим по шаблону.
Учитель Историческая справка
Росло население Урала, обильно возникали новые населенные пункты. На Урале было
много старообрядцев, которые переселялись сюда из центральной части страны, скрываясь
от преследований.
С 1704 по 1740 года на Урале вспыхивали крупные башкирские бунты. Башкиры нападали
на деревни и слободы, сжигали дома, громили заводы. В 177374 годах вспыхнула
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
Принятие указа 1812 года о разрешении золотодобычи частным лицам привело к открытию
на Урале многочисленных приисков, вскоре вспыхнула золотая лихорадка. Центр
управления золотопромышленностью располагался в Екатеринбурге. К 1845 году доля
России в мировой добыче золота составила 47%. На Урале были открыты и богатые залежи
платины (95% мировой добычи). Давайте оценим природные ресурсы Урала по карте и учебнику. Ст 215216 по плану :
1. Минеральные ресурсы (полезные ископаемые)
2. Агроклиматические ресурсы
3. Водные ресурсы
4. Лесные ресурсы
Запишите в исследовательский лист краткую характеристику ресурсам.
Из природных богатств Урала, какие ресурсы принесли ему мировую славу?
Ученики: Минеральные.
Старейшая отрасль Урала – черная металлургия, поэтому Урал стал металлургической
базой России.
Зайдите на сайт https://wiki.sc/wikipedia/Уральский_экономический_район
Изучите по группам :
1. Металлургия
2. Машиностроение
На карте найдите центры промышленности
Работа по экономической карте Урала: запишите в исследовательский лист
Определить центры черной металлургии:
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
Нижний Тагил (комбинат).
Челябинск (комбинат).
Магнитогорск.
Новотроицк.
Определить центры цветной металлургии:
Красноуральск (медеплавильный).
Великая Пышма.
Ревда.
Карабаш.
Медногорск.
Орск (плавка никеля)
Верхний Уфалей
Краснотурьинск (плавка титана и магния).
Челябинск (плавка цинка).
Определить центры машиностроения:
Нижний Тагил, Усть – Катав – вагоностроение;
Миасс, Ижевск – автомобильные заводы;
Екатеринбург, Пермь, Челябинск – станко, приборостроение;
Челябинск – тракторостроение;
Курган – сельскохозяйственные машины.
|Определить центры производства ВПК:
Ядернооружейный комплекс – Снежинск, Лесной, Трехгорный
Авиационная промышленность – Пермь, Уфа;
Артиллерийскострелковое вооружение – Ижевск;
Бронетанковая промышленность – Курган, Нижний Тагил;
Ракетно– космическая промышленность – Воткинск, Златоуст. Через месяц наша страна будет отмечать один из главных праздников «День победы над
захватчиками фашисткой Германией». А как наш регион добивался Победы?
Историческая справка:
В годы Великой Отечественной войны, с 1941го по 1945й, Челябинская область стала в
прямом смысле слова кузницей Победы, обеспечивая фронт боеприпасами, боевой
техникой и всем необходимым. Промышленность области немедленно была переведена на
военные рельсы. Южный Урал принимал, казалось, бесконечные эшелоны с оборудованием
эвакуированных производств и учреждений. С начала войны сюда было перевезено свыше
200 промышленных предприятий, построено 35 новых заводов. В тяжелейших условиях, по
колено в снегу, люди разгружали оборудование, строили корпуса, выпускали первую
продукцию – подчас под открытым небом. К станкам вставали женщины, старики, дети.
Они работали по 1216 часов в сутки, осваивали сложное оборудование, собирая
замерзшими пальцами снаряды и патроны, танки и «Катюши». Челябинская область, как и
вся страна, жила в то время под лозунгом «Всё для фронта! Всё для Победы!». С первых
дней войны Магнитогорский металлургический комбинат получил приказ – освоить выпуск
брони. Ровно через месяц после начала войны комбинат дал первую плавку броневой стали.
Каждый третий снаряд, выпущенный по врагу, и броня каждого второго танка были
сделаны из магнитогорской стали. Другому флагману уральской индустрии –
Челябинскому тракторному заводу – предстояло в кратчайшие сроки наладить
производство танков. Как на поле боя, танкостроители, не считаясь с лишениями, ни днем
ни ночью не покидали своих рабочих мест.
22 августа 1942 года с заводского конвейера сошел первый танк «Т34», впоследствии
признанный лучшим танком второй мировой войны. Чтобы наладить его серийное
производство, челябинцам потребовалось всего 34 дня. За годы Великой Отечественной
войны на ЧТЗ было произведено 18 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок,
что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. Не случайно Челябинск получил
второе, неофициальное имя – Танкоград. Однако Южный Урал вошел в историю Великой
Отечественной войны не только благодаря своим знаменитым танкам. Здесь собирали не
менее грозное оружие, наводившее ужас на противника, – ракетные артиллерийские
установки МБ13, более известные как «Катюши. «Катюши» производили ошеломляющий
эффект на противника: вылетавшие с оглушительным ревом снаряды развивали скорость
до 355 метров в секунду, сметая все на своем пути.
Долгих 1 418 дней южноуральцы на пределе человеческих возможностей работали,
мужественно перенося лишения и утраты ради такой желанной и долгожданной Победы.
Трудовому подвигу наших земляков посвящен монумент «Тыл – фронту», установленный в
Магнитогорске. Но многие не знают , что это часть уникальной скульптурной композиции.
Рабочий на вытянутых руках передаёт воину выкованный Меч Победы, который поднимает
«Родинамать» на Мамаевом кургане в Волгограде призывая сынов встать на защиту
родины и опускает меч «Воиносвободитель» в Трептовпарке в Берлине.
Большинство рабочих завода составляли подростки 1415 лет, которых пришлось обучать
производству на ходу, с нуля. Ветераны завода рассказывают, что многие из сотрудников
были ниже станков ростом, и им приходилось вставать на ящики, чтобы было удобнее
работать. При этом поблажек за малый возраст, как и на других предприятиях, никто не давал: за небольшое опоздание могли оставить без пайки хлеба, а за более серьёзное – даже
привлечь к уголовной ответственности.
Както в музей ЧТЗ пришел очень пожилой мужчина и принес в дар музею помятую
металлическую тарелку. Таких тарелок было в музее немало и желания у музея приобрести
еще одну не было. Но история, которую рассказал старик растрогала всех музейных
обитателей.
Я пришел на завод 14 летним мальчонкой. Работали , действительно, по 1416 часов
смена. Послаблений никому не было. Накопленная усталость не давала сил передвигаться
до дома и поэтом подкладывали тужурки, фуфайки или солому и спали прямо в цехах
под гул станков. Холодно было, голодно было, но ничего не поделаешь. Зимой ноги
просто замерзали, т.к обувь под нашими ногами буквально горела. Подошва очень быстро
приходила в негодность , приходилось прибивать деревянные подошвы. Наступил мой 15
День рождения. Я даже и не вспомнил, а мои старшие товарищи не забыли. Они меня
попросили после смены никуда не уходить. Вечером после тяжелой смены мои товарищи
в эту тарелку каждый отлил часть свой похлебки и я впервые за долгие месяцы наелся
вдоволь. Эта тарелка для меня была символом дружбы, которую я берег в качестве
талисмана. Знаю, мои внуки сейчас меня не поймут и не почувствуют истинную цену этого
поступка и цену мой тарелке. Думаю, вы должны принять в дар то, что пропитано нашей
историей и так дорого для ветерана и труженика тыла, который как и многие тысячи
челябинцев ковали для народа победу!
Сейчас эта тарелка находиться в музее ЧТЗ, где её с гордостью показывают посетителям.
Текст с географическими ошибками
Давайте закрепим наши знания. Вам необходимо быть предельно внимательными и
найти ошибки в данном тексте:
Уральский экономический район
Уральский экономический район имеет не очень выгодное ЭГП: находится на западе
европейской части России, на юге граничит с Киргизией. Близость к сырьевым базам
азиатской части страны. В состав УЭР входят две республики (Удмуртия и Калмыкия),
пять областей (Свердловская, Пермская, Челябинская, Оренбургская, Курганская) и
КомиПермяцкий автономный округ). Природные условия Урала в целом очень
благоприятные, беден природными ресурсами, за исключением водных. Население в
основном проживают в сельской местности. Основные отрасли промышленности это
легкое машиностроение и металлообработка.
Вывод : Скажите, почему Урал называют опорным краем державы?
Мы сегодня изучили ЭГП Уральского ЭР, ресурсы, население и 2 основные отрасли:
металлургию, машиностроение.
Рефлексия
Подумай , что важного ты узнал на уроке ? Какие моменты урока тебе показались более интересными?
Чему ты научился на уроке?
Отметки
Домашнее задание : параграф 40, изучить записи в исследовательском листе. Все
перечисленные географические объекты в параграфе и листе найти на карте.
До новых встреч!
Исследовательский лист по теме «Уральский экономический район»
Твои действия
Запиши свои выводы
Цель: изучить почему Урал –
это опорный край державы?
Задачи нашего урока будут :
1. Дать ЭГП района
2. Изучить население района
3. Изучить ресурсную базу Урала
4.Познакомиться
промышленность:
машиностроение.
с
металлургией,
Запиши состав района
Площадь района
Оцените экономико
географическое положение
Урала, работая в группах по
плану:
1 Расположение региона на
территории РФ
2. Расположение района по
отношению к другим районам –
соседям
3. Расположение по отношению к
выходам к морям и океанам
4. Транспортное расположение.
Сделайте общий вывод о
выгодности ЭГП.
Ответ :1.
2.
3.
4.
Вывод: Оцени природные ресурсы Урала по
карте и учебнику. Ст 215216 по
плану :
1. Минеральные ресурсы (полезные ископаемые)
1. Минеральные
(полезные ископаемые)
ресурсы
2. Агроклиматические ресурсы
2. Агроклиматические ресурсы
3. Водные ресурсы
3. Водные ресурсы
4. Лесные ресурсы
4. Лесные ресурсы
Центры черной металлургии (комбинаты полного цикла):
Зайдите на сайт
https://wiki.sc/wikipedia/Уральский_
экономический_район
Изучите по группам :
3. Металлургия
4. Машиностроение
На карте найди центры
промышленности
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
6.
7.
8.
9.
6.
7.
8.
9.
Определить центры цветной металлургии:
Медеплавильный
Плавка никеля
Плавка титана и магния
Плавка цинка
Определить центры машиностроения:
Вагоностроение
автомобильные заводы
станко, приборостроение;
тракторостроение
сельскохозяйственные машины
|Определить центры производства ВПК:
Ядернооружейный комплекс –
Авиационная промышленность –
Артиллерийскострелковое вооружение –
Бронетанковая промышленность –
Ракетно– космическая промышленность Ответь на вопросы
Подумай , что важного ты узнал на уроке ?
Какие моменты урока тебе показались более интересными?
Чему ты научился на уроке?
Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс
Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс
Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс
Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс
Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс
Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс
Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс
Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс
Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс
Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.