Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс
Оценка 4.8

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
география
9 кл
06.04.2019
Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс
Урок имеет общеметодологическую направленность , а так же на патриотическое воспитание, особенно ценен для тех, кто проживает на Урале. С использованием технических средств (видео), работой с картой, учебником и интернетом. Можно использовать даже в качестве классного часа. Актуален перед 9 мая.
Уральский экономический район.docx
Тема: Уральский экономический район.  Состав, ЭГП, природно­ресурсный потенциал. Цель урока:  обучающая: познакомить учащихся с составом Уральского района, оценить его экономико­ географическое положение (ЭГП), описать природные условия и ресурсы района, изучить население  и преступить к изучению промышленности: металлургии, машиностроения. развивающая:  продолжить   работу   над   формированием   умения   работать   с   различными источниками географической информации. Развивать коммуникативные навыки при работе в группах. воспитывающая:  способствовать   развитию   познавательного   интереса,   творческой активности учащихся, воспитывать патриотизм.  Тип урока: комбинированный Техническое оформление: презентация, раздаточный дополнительный материал, атласы 9 класса. Структура урока: основана на технологии развития критического мышления. Ход урока Здравствуйте!    Я попрошу назвать  экономические регионы , которые мы уже прошли: Европейский Север, Северо­   Западный   район,     Центральный   район,   Центрально­Черноземный   район,   Волго­ Вятский , Северо­Кавказский и Поволжский район.  Актуализация знаний  Туристические фирмы различных регионов России разработали слоганы рекламные лозунги для привлечения туристов в свои регионы.  Попробуйте  отгадать о чем идет речь. ( Регион или субъект РФ)  Приезжайте к нам в июне! Вы сможете побывать на празднике выпускников «Алые паруса»   и   почувствовать   романтику   белых   ночей.         (Северо­   Западный   район, Ленинградская область).  Приезжайте к нам весной! День оленевода традиционно отмечают здесь с последней   декады февраля до конца апреля. (Европейский Север, Мурманская область) Здесь расположена крайняя южная точка России. Вы можете приобрести уникальные золотые и серебряные изделия из аула Кубачи!   (Европейский ЮГ Дагестан) Здесь можно отдохнуть в горах и на море, познакомиться с культурой и традициями многочисленных   народов,   проживающих   на   этой   благодатной   земле.     Район   с субтропическим климатом. ( Европейский Юг)  Посети «Янтарный край» страны! (Северо­западный , Калининградская область)  Край озер и русская лесопилка ( Европейский Север. Республика Карелия)  Здесь   можно   увидеть   дельту   крупнейшей   реки   Европы!   Отдыхайте   на   побережье самого большого по площади озера мира (Поволжье, Астраханская область)  Посети город оружия, самоваров и пряников! (Центральный район Тульская область)  Посетите резиденцию Деда Мороза! (Европейский Север. Вологодская область)   Посети   место   жизни   и   творчества   Льва   Толстого   –   Ясную   Поляну!   (Центральный район. Тульская область)  Посети жемчужину Золотого кольца России – город Углич! (Центральный район. Ярославская область)   В Советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу,   беден   природными   ресурсами.   Отрасли   специализации:   точное   и   наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный) «Автомобильный   цех   страны».   Острые   экологические   проблемы,   связанные   с   загрязнением водного бассейна. (Поволжский район)   Пролетая   над   нашим     районом   ты   можешь   увидеть   лес   из   дымящихся   труб  (Уральский район) Здесь вы можете приобрести настоящий пуховый платок! (Уральский район.   Оренбургская область)  Изучи минералы музея Ильменского заповедника! (Уральский район Челябинская  область) Попробуйте  сами сочинить слоганы для Уральского экономического района! Как­то мало  слоганов вы придумали о нашем родном регионе.  Послушайте как  Твардовский описал наш регион. « Урал! Опорный край державы  Ее добытчик и кузнец.  Ровесник древней нашей славы  И славы нынешней творец»    Назовите тему сегодняшнего урока.  ­  Уральский экономический район»  Видео  « Уральский округ» Мотивационная беседа стадия вызова. Изучением  (цель)Уральского экономического района мы будем заниматься на протяжении 3­х уроков. К концу темы мы должны ответить на проблемный вопрос: Почему Урал – опорный край державы?  Поэтому задачи нашего урока будут : 1. Дать ЭГП района 2. Изучить население  района 3. Изучить ресурсную базу Урала 4. Познакомиться с промышленность : металлургией, машиностроение.  Для  изучения   этого района вам понадобится  лист исследователя. Урал многообразен, с длинной интереснейшей историей, богатый край  своими тружениками, природой. ­ Используя карту в атласе, определите, какие субъекты РФ составляют УЭР? (Две Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (с 1 января 2006   года   в   результате   референдума   Пермская   область   объединилась   с   Коми­ Пермяцким   автономным   округом),   4   области:   Свердловская   область (Екатеринбург),   Челябинская   (Челябинск),   Курганская   (Курган)   и   Оренбургская (Оренбург)). Запишите  состав Уральского района  в тетрадь Площадь района составляет 824 тыс. кв. км. Давайте назовем самый большой и самый маленький субъект по площади в УЭР. (  Свердловская область, республика Удмуртия.) ­ Оцените экономико­географическое положение Урала, работая в группах по плану: 1 Расположение региона на территории РФ 2. Расположение района по отношению к другим районам –соседям 3. Расположение по отношению к выходам  к морям и океанам 4. Транспортное расположение. Сделайте общий вывод о выгодности ЭГП.  Видео Уральский экономический район 1. Уральский экономический район находится на стыке европейской и азиатской частей России.  2. Граничит   с   Северным,   Волго­Вятским,   Поволжским,   Западно­Сибирским экономическими районами. На юге граничит с Казахстаном .   3. Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Каспийское,   Азовское   и   Черное   моря.  С   востока   район   получает   сырье   и топливо, а продукцию обрабатывающей продукции – с запада, а также вывозит свою   продукцию   во   все   экономические   районы   России   благодаря   развитой транспортной сети (транзитные железные, автодороги, нефте­ и газопроводы)  Скажите  Уральский экономический район и природный Урал по границам совпадают? Учитель ­ историческая справка : Магнитный железняк, руда, широко используемая тогда в металлургии европейских стран, в России был практически неведом.  Как­то прогуливаясь  в  лодочке   Петр 1  любовался красотами  природы государства Российского.   На веслах был его друг и товарищ Никита Демидов.     Давно   хотел   Демидов   поговорить   с   государем   наедине   ,   но   все   как­то   не получалось. И вот наконец­то ему удалось привлечь внимание царя. Он рассказал, что колокола церковные можно больше не снимать и не переплавлять в пушки, потому что нашли руду ценную в  горных котловинах Урала.  Петр оживился  и в тоже день приказал разведать запасы и выстроить заводы необходимые для блага российского.  Ответственным сделал   Никиту     Демидова.   В1696   году   царь   написал   тобольскому   воеводе:   «…ведомо государем учинилось, что в Верхотурском уезде есть камень­магнит железная руда. И тот магнит привезенный является во многих местах…» Петр повелел немедленно разведать места, где этот магнит залегает, оценить обилие его, накопать для пробы и прислать в Москву на опытные плавки. Вся   интрига     нашумевшей   на   Урале   истории   начиналась   со   случайной   остановки   двух служивых людей, едущих по производственной надобности, в попутной деревушке. Люди эти   были   не   так   уж   и   малозначимы   в   тогдашней   заводской   иерархии:   один   из   них   — шихтмейстер (государственный чиновник, обязанностью которого являлось надзирать за деятельностью частного предприятия), другой — приказчик Шайтанского завода. Остановка   произошла   в   вогульской   деревушке   Ватиной.     Пока   гости   раздевались, располагались в избе, хозяин ее, Яков Ватин, завел в горницу односельчанина — Степана Чумпина, держащего в руках небольшой узел. Попросив у гостей разрешения, он развязал этот узел и вывалил перед удивленными господами несколько кусков отборного магнетита. — Откуда? — спросили они. — С горы возле Кушвы, — ответили вогулы, — там ее много. Господа похвалили вогулов, сказали , что проверят их сообщение. С тем и уехали.    С тех пор началась активная выплавка нужного метала и чугуна для России. Трудовые кадры  направились из Центральной России  На Урал.  А какое население на Урале? Что вы можете сказать о городах Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь? Что их  объединяет? (города ­ миллионеры)   Пользуясь параграфом заполните пропуски в тексте. Урал – один из высоко /мало урбанизированных экономических районов страны. Около 3/4 его населения проживают в городах   и посёлках городского типа. Особенно велика доля горожан в Свердловской, Челябинской и Пермском крае. Система городского расселения включает 150 городов и 256 посёлков городского типа. Екатеринбург, Челябинск, Уфа и Пермь – города­миллионеры. Они составляют 1/3 городов такого ранга в стране, т.е. их здесь больше, чем в любом другом экономическом районе. Эти и другие крупные города ­ сосредотачивают 40% всего городского населения Урала, вокруг них возникли городские агломерации. При средней плотности населения  24,7 человек на 1 км² наиболее высокими показателями   заселённости   территории   выделятся  Челябинская   область   и   Удмуртия . Трудовые ресурсы Урала отличаются высокой  квалификацией, особенно промышленные кадры. Урал – много/малонациональный район Российской Федерации. Русские составляют самую   многонациональную   группу   населения   и   проживают   во   всех   областях. Татары ­ вторая   по   численности   группа.   Так   же     проживают  коми,   коми­   пермяки,   удмурты,  башкиры.  Обменяйтесь текстами. Проверим  по шаблону.   Учитель ­ Историческая справка  Росло   население   Урала,   обильно   возникали   новые   населенные   пункты.   На   Урале   было много старообрядцев, которые переселялись сюда из центральной части страны, скрываясь от преследований.  С 1704  по 1740 года на Урале вспыхивали крупные башкирские бунты. Башкиры нападали на   деревни   и   слободы,   сжигали   дома,   громили   заводы.   В   1773­74   годах   вспыхнула Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Принятие указа 1812 года о разрешении золотодобычи частным лицам привело к открытию на   Урале   многочисленных   приисков,   вскоре   вспыхнула   золотая   лихорадка.   Центр управления   золотопромышленностью   располагался   в   Екатеринбурге.   К   1845   году   доля России в мировой добыче золота составила 47%. На Урале были открыты и богатые залежи платины (95% мировой добычи). Давайте оценим  природные ресурсы Урала по карте и учебнику.  Ст 215­216 по плану :  1. Минеральные ресурсы (полезные ископаемые) 2. Агроклиматические ресурсы 3. Водные ресурсы 4. Лесные ресурсы Запишите в исследовательский лист краткую характеристику  ресурсам. Из природных богатств Урала, какие ресурсы принесли ему мировую славу? Ученики: Минеральные.  Старейшая отрасль Урала – черная металлургия, поэтому Урал стал металлургической  базой России.  Зайдите на сайт https://wiki.sc/wikipedia/Уральский_экономический_район Изучите по группам : 1. Металлургия 2. Машиностроение   На карте найдите центры промышленности Работа по экономической карте Урала: запишите в  исследовательский лист Определить центры черной металлургии: 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. Нижний Тагил (комбинат). Челябинск (комбинат). Магнитогорск. Новотроицк. Определить центры цветной металлургии: Красноуральск (медеплавильный). Великая Пышма. Ревда. Карабаш. Медногорск. Орск (плавка никеля) Верхний Уфалей Краснотурьинск (плавка титана и магния). Челябинск (плавка цинка). Определить центры машиностроения: Нижний Тагил, Усть – Катав – вагоностроение; Миасс, Ижевск – автомобильные заводы; Екатеринбург, Пермь, Челябинск – станко­, приборостроение; Челябинск – тракторостроение; Курган – сельскохозяйственные машины. |Определить центры производства ВПК: Ядерно­оружейный комплекс – Снежинск, Лесной, Трехгорный Авиационная промышленность – Пермь, Уфа; Артиллерийско­стрелковое вооружение – Ижевск; Бронетанковая промышленность – Курган, Нижний Тагил; Ракетно– космическая промышленность – Воткинск, Златоуст. Через месяц наша страна будет отмечать  один  из главных праздников «День победы над  захватчиками фашисткой Германией». А как наш регион  добивался Победы?  Историческая справка: В годы Великой Отечественной войны, с 1941­го по 1945­й, Челябинская область стала в прямом   смысле   слова   кузницей   Победы,   обеспечивая   фронт   боеприпасами,   боевой техникой и всем необходимым. Промышленность области немедленно была переведена на военные рельсы. Южный Урал принимал, казалось, бесконечные эшелоны с оборудованием эвакуированных производств и учреждений. С начала войны сюда было перевезено свыше 200 промышленных предприятий, построено 35 новых заводов. В тяжелейших условиях, по колено   в   снегу,   люди   разгружали   оборудование,   строили   корпуса,   выпускали   первую продукцию – подчас под открытым небом. К станкам вставали женщины, старики, дети. Они   работали   по   12­16   часов   в   сутки,   осваивали   сложное   оборудование,   собирая замерзшими пальцами снаряды и патроны, танки и «Катюши». Челябинская область, как и вся страна, жила в то время под лозунгом «Всё для фронта! Всё для Победы!». С первых дней войны Магнитогорский металлургический комбинат получил приказ – освоить выпуск брони. Ровно через месяц после начала войны комбинат дал первую плавку броневой стали. Каждый   третий   снаряд,   выпущенный   по   врагу,   и   броня   каждого   второго   танка   были сделаны   из   магнитогорской   стали.   Другому   флагману   уральской   индустрии   – Челябинскому   тракторному   заводу   –   предстояло   в   кратчайшие   сроки   наладить производство танков. Как на поле боя, танкостроители, не считаясь с лишениями, ни днем ни ночью не покидали своих рабочих мест.  22 августа 1942 года с заводского конвейера сошел первый танк «Т­34», впоследствии признанный   лучшим   танком   второй   мировой   войны.   Чтобы   наладить   его   серийное производство, челябинцам потребовалось всего 34 дня. За годы Великой Отечественной войны на ЧТЗ было произведено 18 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. Не случайно Челябинск получил второе, неофициальное имя – Танкоград. Однако Южный Урал вошел в историю Великой Отечественной войны не только благодаря своим знаменитым танкам. Здесь собирали не менее   грозное   оружие,   наводившее   ужас   на   противника,   –   ракетные   артиллерийские установки МБ­13, более известные как «Катюши. «Катюши» производили ошеломляющий эффект на противника: вылетавшие с оглушительным ревом снаряды развивали скорость до 355 метров в секунду, сметая все на своем пути. Долгих   1   418   дней   южноуральцы   на   пределе   человеческих   возможностей   работали, мужественно перенося лишения и утраты ради такой желанной и долгожданной Победы. Трудовому подвигу наших земляков посвящен монумент «Тыл – фронту», установленный в Магнитогорске. Но многие не знают , что это часть уникальной скульптурной композиции. Рабочий на вытянутых руках передаёт воину выкованный Меч Победы, который поднимает «Родина­мать»   на   Мамаевом   кургане   в   Волгограде   призывая   сынов   встать   на   защиту родины  и опускает  меч «Воин­освободитель» в Трептов­парке в Берлине. Большинство рабочих завода составляли подростки 14­15 лет, которых пришлось обучать производству на ходу, с нуля. Ветераны завода рассказывают, что многие из сотрудников были ниже станков ростом, и им приходилось вставать на ящики, чтобы было удобнее работать. При этом поблажек за малый возраст, как и на других предприятиях, никто не давал: за небольшое опоздание могли оставить без пайки хлеба, а за более серьёзное – даже привлечь к уголовной ответственности.  Как­то в музей ЧТЗ пришел   очень пожилой мужчина и принес в дар музею     помятую металлическую тарелку. Таких тарелок было в музее немало и желания у музея приобрести еще   одну   не   было.   Но   история,   которую   рассказал   старик     растрогала   всех   музейных обитателей.  Я   пришел на   завод 14 летним мальчонкой.   Работали , действительно, по 14­16 часов­ смена. Послаблений никому не было.   Накопленная усталость не давала сил передвигаться до дома  и поэтом подкладывали тужурки, фуфайки  или солому и спали прямо в цехах под гул станков.     Холодно было, голодно было, но ничего не поделаешь. Зимой ноги просто замерзали, т.к обувь под нашими ногами буквально горела. Подошва очень быстро приходила в негодность , приходилось прибивать деревянные подошвы.  Наступил мой 15 День рождения. Я даже и не вспомнил, а мои старшие товарищи не забыли. Они меня попросили  после смены никуда не уходить. Вечером  после  тяжелой смены мои товарищи в эту тарелку каждый отлил часть свой похлебки и  я впервые за долгие   месяцы наелся вдоволь. Эта тарелка для меня была   символом   дружбы, которую я берег в качестве талисмана. Знаю, мои внуки сейчас меня не поймут и не почувствуют истинную цену этого поступка и  цену мой тарелке. Думаю, вы  должны принять в дар то, что пропитано нашей историей и так дорого для   ветерана и труженика тыла, который как     и многие тысячи челябинцев ковали для народа победу!  Сейчас эта тарелка находиться в музее ЧТЗ, где её с гордостью показывают   посетителям. Текст с географическими ошибками Давайте   закрепим   наши   знания.   Вам   необходимо   быть   предельно   внимательными   и найти ошибки в данном тексте: Уральский экономический район Уральский экономический район имеет  не очень выгодное  ЭГП: находится на  западе европейской части России, на юге граничит с  Киргизией.  Близость к сырьевым базам азиатской части страны. В состав УЭР входят две республики (Удмуртия и Калмыкия), пять областей (Свердловская,  Пермская,  Челябинская, Оренбургская, Курганская) и Коми­Пермяцкий   автономный   округ).  Природные   условия   Урала   в   целом  очень благоприятные, беден природными ресурсами, за исключением водных.   Население  в основном проживают в  сельской местности.   Основные отрасли промышленности это легкое машиностроение и металлообработка. Вывод : Скажите, почему  Урал называют опорным краем державы?  Мы сегодня изучили ЭГП Уральского ЭР, ресурсы, население и 2 основные отрасли: металлургию, машиностроение. Рефлексия  Подумай , что важного ты узнал на уроке ? Какие моменты урока тебе показались более интересными? Чему ты научился на уроке?  Отметки  Домашнее задание :  параграф 40, изучить   записи  в исследовательском листе. Все перечисленные географические объекты в параграфе и листе найти на карте.   До новых встреч! Исследовательский лист по теме «Уральский экономический район» Твои действия Запиши свои выводы   Цель:     изучить   почему   Урал   – это опорный край державы?  Задачи нашего урока будут : 1. Дать ЭГП района 2. Изучить население  района 3. Изучить ресурсную базу Урала 4.Познакомиться промышленность: машиностроение. с   металлургией,   Запиши состав района  Площадь района Оцените экономико­ географическое положение  Урала, работая в группах по  плану: 1 Расположение региона на  территории РФ 2. Расположение района по  отношению к другим районам – соседям 3. Расположение по отношению к выходам  к морям и океанам 4. Транспортное расположение. Сделайте общий вывод о  выгодности ЭГП. Ответ :1. 2.  3.  4. Вывод: Оцени  природные ресурсы Урала по карте   и   учебнику.     Ст   215­216   по плану :  1. Минеральные ресурсы (полезные ископаемые)­ 1. Минеральные (полезные ископаемые)   ресурсы 2. Агроклиматические ресурсы­ 2. Агроклиматические ресурсы 3. Водные ресурсы­ 3. Водные ресурсы 4. Лесные ресурсы 4. Лесные ресурсы­ Центры черной металлургии (комбинаты полного цикла): Зайдите на сайт  https://wiki.sc/wikipedia/Уральский_ экономический_район Изучите по группам : 3. Металлургия 4. Машиностроение  На карте найди  центры  промышленности 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 6. 7. 8. 9. 6. 7. 8. 9. Определить центры цветной металлургии: Медеплавильный ­  Плавка никеля­ Плавка титана и магния­ Плавка цинка­ Определить центры машиностроения: Вагоностроение­ автомобильные заводы­ станко­, приборостроение;­  тракторостроение­ сельскохозяйственные машины­ |Определить центры производства ВПК: Ядерно­оружейный комплекс – Авиационная промышленность – Артиллерийско­стрелковое вооружение –  Бронетанковая промышленность – Ракетно– космическая промышленность ­ Ответь на вопросы  Подумай , что важного ты узнал на уроке ? Какие моменты урока тебе показались более интересными? Чему ты научился на уроке?

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс

Открытый урок по географии " Уральский экономический район" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2019