Тема: «Европа в XI-XII вв.»
Методическая идея: организация самостоятельной работы обучающихся в реализации компетентностного подхода к обучению.
Цель урока: создать условия для:
-формирования у обучающихся представления о средневековом обществе, основных сословиях Западной Европы Высокого средневековья, раскрыть особенности жизни и взаимоотношений между сословиями;
- формирования познавательного интереса к изучению истории других народов;
- развития познавательных процессов обучающихся (память, внимание, восприятие, речь);
- формирования умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделять главное, добывать материал из различных источников, делать выводы
- воспитания у обучающихся коммуникативных качеств (умение слушать, излагать свои мысли), уважения к труду.
Задачи урока:
1) Рассмотрение основных черт западноевропейского феодализма;
2) Выделить основную структуру сословного общества
3) Рассмотреть основные повинности крестьян
Тип урока: урок освоения новых знаний
Оснащение урока
Оборудование: компьютер, проектор
Программное обеспечение: Программа PowerPoint
Отведенное время: 45мин
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»
Проект
открытого урока
учебной
дисциплины
(МДК)
ОДб.04 «История»
тема
«Европа в XIXII вв.»
преподаватель: Е. О. Легкая
группа: Х 151
профессия: 54.01.01
«Исполнитель художественно –
оформительских работ»
2016
Утверждаю
Зам. директора по УМР
________И. Б. Дедяева
«___»_________2015 г.
Рассмотрено и утверждено
на заседании ПЦК
социогуманитарных дисциплин
протокол № ____________
от «___» ______________2016 г.Зав. ПЦК : _________ Е. А. Максимова
Дата проведения: 24.03.2016
Преподаватель: ____________
Тема: «Европа в XIXII вв.»
Методическая идея: организация самостоятельной работы обучающихся в реализации
компетентностного подхода к обучению.
Цель урока: создать условия для:
формирования у обучающихся представления о средневековом обществе, основных сословиях
Западной Европы Высокого средневековья, раскрыть особенности жизни и
взаимоотношений между сословиями;
формирования познавательного интереса к изучению истории других народов;
развития познавательных процессов обучающихся (память, внимание, восприятие, речь);
формирования умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделять главное,
добывать материал из различных источников, делать выводы
воспитания у обучающихся коммуникативных качеств (умение слушать, излагать свои
мысли), уважения к труду.
Задачи урока:
1)
2)
3)
Рассмотрение основных черт западноевропейского феодализма;
Выделить основную структуру сословного общества
Рассмотреть основные повинности крестьян
Тип урока: урок освоения новых знаний
Оснащение урока
Оборудование: компьютер, проектор
Программное обеспечение: Программа PowerPoint
Отведенное время: 45мин
2Время,
мин.
2
Этап
деятельности
1
Организацион
ный момент
2 Проверка
знаний:
5
Примечани
е
Проверка
посещаемост
и
Слайд №1
фронтальны
й опрос
Слайд №2
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Студенты
приветствие
группы отвечают на
Студенты группы отвечают на вопросы
Приветствует всех присутствующих в аудитории.
Добрый день уважаемые студенты! Уважаемые
коллеги!
Я рада видеть Вас на уроке!
На предыдущих уроках мы изучили темы «Рождение
Европы» и «Византийскую империю».
Для
закрепления изученного материала проведем
фронтальный опрос.
В конце урока вы получите комплексную оценку за:
1) Фронтальный опрос
2) Работу на уроке
3) Активность в ходе урока
1.На какие три этапа делится Средневековье?
2.Дайте определение понятию романизация.
3.В каком году была разделена Римская империя на
Западную и Восточную?
4.Какие причины способствовали падению Западной
Римской империи?
5.Что дало толчок к Великому переселению народов?
И когда?
6.Какие германские племена образовали государства
на захваченных территориях?
7.В каком году пала Западная Римская империя?
8.В каком году сложилось Франкское королевство и
кто, являлся первым королем?
9.В каком году была создана «Салическая правда?»
10.При каком короле Франкское королевство3
3 Постановка
учебной
задачи
увеличилось вдвое?
11. Какие особенности развития Византии вы бы
назвали?
12.В каком году произошел раздел церкви на
Западную и Восточную?
13. В каком году Восточная Римская империя
перестала существовать?
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать
средневековое общество Западной Европы.
XI XII вв. к какому этапу Средневековья
относится?
Верно! А что представляет собой зрелое
Средневековье?
Давайте вспомним, что пришло на смену
рабовладельческому государству и праву?
Какое ключевое понятие выступает от
феодального государства?
Верно! Сегодня на уроке мы исследуем положение в
обществе одной из групп феодалов.
Запишите тему урока: «Основные черты
западноевропейского феодализма».
Студенты отвечают
Слайд № 3
смену
На
рабовладельческому
государству и праву пришло феодальное
государство и право.
4 Реализация
плана
30
Что такое феодализм?
К XXI вв. почти вся земля в Европе оказалась
поделенной на феоды. Все феодалы фактически были
независимыми правителями в своих владениях.
Кого в средние века называли феодалами?
Как звали более мелких феодалов?
Студенты записывают тему урока
«Феодализм» происходит от слова
«феод» это наследственное земельное
владение за службу.
Слайд № 4Между феодалами была связь и ее принято
изображать в виде так называемой феодальной
лестницы.
А сейчас будем работать в тетрадях.
Составьте феодальную лестницу в тетради по
учебнику на стр.93. Время на выполнение – 1 мин
А сейчас сделайте самопроверку, сравните вашу
схему с правильной! У кого все верно?
Как вы понимаете правило: «Вассал моего
вассала – не мой вассал»?
Совершенно верно, Таким образом, вассал служил
только своему непосредственному сеньору. Король, не
мог призвать на службу барона – вассала герцога, а
герцог простого рыцаря. Именно поэтому власть
королей была слабой.
Составьте схему «Обязанности вассала по
отношению к сеньору и обязанности сеньора по
отношению к
помощью
распечатанного документа у вас на парте. Время
вассалу»
с
Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 7
Феодал – владелец пожалованной земли
пожизненно на условии несения военной
службы с правом передачи земли по
(сеньор
наследству
лицо,
предоставляющее феод).
–
Вассал – лицо, получившее феод.
Студенты составляют схему, каждый
индивидуально
Феодальная лестница:
1) король верховный владелец всех
земель и верховный сеньор в государстве.
2) князи, герцоги, графы.
3) бароны
4) рыцари
Студенты размышляют и отвечают на
поставленный вопрос
Студенты составляют схему, каждый
Слайд № 8на выполнение 3 мин
А сейчас сделайте самопроверку, сравните вашу
схему с правильной! У кого все верно?
Почему Средневековье часто называют эпохой
феодализма?
Как более крупный феодал мог привлечь на свою
сторону более мелких феодалов?
В Средние века люди делились на сословия.
Что такое сословия?
Как возникло сословное общество?
Подумайте, на какие сословия делилось
индивидуально
ОБЯЗАННОСТИ
сеньоров вассалов
предоставить феод; служба в войске;
защитить от врагов; участие в суде
сеньора;
покровительство. охрана замка сеньора;
помощь деньгами. выкуп сеньора из
плена;
Студенты размышляют и отвечают на
поставленный вопрос
Примерный ответ: (Это период, когда
феодалы безраздельно господствовали в
обществе.)
Верно! Раздавал крупный феодал земли
более мелким феодалам.
Сословия – это большие группы людей,
которые отличаются друг от друга
закрепленными за ними правами и
обязанностями,
передающимися по
наследству.
Примерный ответ: (Свободный человек
постоянно оказывался в опасности.
Чтобы найти себе могущественного
покровителя, он был вынужден признать
свою зависимость от магната.)
Студенты отвечают
Слайд № 8
Слайд № 9средневековое общество?
Сословия раннего средневековья
Те, кто молятся Те, кто воюют
Те, кто трудятся
Те, кто молятся – это кто?
Те, кто воюют– это кто?
Те, кто трудятся – это кто?
Духовенство – просит о милости и
прощении грехов,
напоминает о
христианских заповедях (овцы);
Рыцарство защищает от внешних
врагов, проливает кровь за всех (собаки);
Крестьянство работает, не покладая
рук, обеспечивает всех материальными
благами (быки).
Студенты заполняют таблицу в тетрадях
Слайд №10
По учебнику стр.9498 заполните таблицу прав и
обязанностей сословий. Работайте в парах.
Сословия
Права
Обязанности
Слайд №11
Тетради передайте
паре на другую
парту. Проверяем
таблицу. Сравните
вашу таблицу в
верной
Мы видим, что каждое сословие имеет свои задачи и
ему определено место в обществе. В средневековом
обществе считалось, что эти задачи перед каждым
сословием поставил Бог и, если они не будут
выполнять свои обязанности – общество распадется.
Хотелось бы отметить, что крестьяне составляли
основную массу населения средневекового общества.
Они выполняли конкретную роль в обществе
кормили короля, феодалов, духовенство. В отличие от
рабов, они были заинтересованы в результатах своеготруда, имели свой дом, орудия труда, личную
собственность.
Студенты отвечают на вопросы
Каждый крестьянин нес определенную повинность.
Что такое повинность?
Какие виды повинностей вы знаете?
Как вы думаете, оброк, в какой форме был?
Христианство учило, что перед Богом все равны,
христианская вера господствовала в средневековой
Европе, но средневековое общество не было
обществом равных. Наоборот, его разделяли очень
высокие перегородки между знатными и незнатными,
богатыми и бедными. Крестьяне видели, как живут их
сеньоры,
и иногда между этими основными
сословиями феодального общества вспыхивали
острые конфликты. Но почемуто ничего не менялось
на протяжении столетий, феодалы и крестьяне
продолжали сосуществовать.
Почему крестьяне не могли освободиться от
власти феодалов?
Повинности – это принудительные
обязанности крестьян.
Барщина бесплатная работа зависимых
крестьян на феодала.
Оброк доля продуктов своего труда,
которую крестьянин должен был отдать
феодалу.
Оброк был натуральный и денежный.
Студенты думают, на поставленный
вопрос и тем самым формулируют вывод.
Примерный вывод: Перейти из одного
сословие с другое было невозможно,
Слайд №12
Слайд №13
Слайд №14т.к. все три сословия имели перед
обществом свои права и обязанности;
отношения между
сословиями
регулировались обычаем и правом;
сословная принадлежность зависела от
рождения.
Студенты устно отвечают верное или
неверное высказывание
Слайд №15
2
5 Закрепление
изученного
материала
Студентам предлагаются
1. Все три сословия имели перед обществом свои
права и обязанности. (+)
2. Отношения между сословиями регулировались
обычаем и правом. (+)
3. Основными сословиями феодального общества
были землевладельцыфеодалы, рабы и
свободные крестьяне. ()
4. Сословная принадлежность зависела от
рождения. (+)
5. Для улучшения своего положения в обществе
требовалось только разбогатеть. ()
6. Крестьяне работали на феодалов в силу
принуждения и согласно устоявшимся
обычаям. (+)
7. Феодалы охраняли и защищали "своих"крестьян.(+)
8. Граница между крестьянами и феодалами была
легко преодолимой. ()
9. Феодалы были сословием воинов, а крестьяне
не умели воевать. (+)
10. Крестьяне и феодалы мало отличались друг от
друга по своему образу жизни. ()
1
1
1
6 Подведение
итога урока
7 Домашнее
задание
8 Проведение
рефлексии
Итак, какая тема урока?
Какова была цель урока?
Что узнали на уроке нового?
Повторить сегодняшнюю тему и написать конспект на
тему «Средневековый город в XIXII вв.»»
Студенты отвечают
Студенты записывают
Слайд № 16
Рефлексия осуществляется через такие приемы:
Студенты отвечают
Слайд № 17
Незаконченное предложение:
Самым интересным для меня было..., потому что...;
Мне было сложно….
Мне понравилось..., потому что...;
Мне не понравилось...;