Руководство для учителя по организации индивидуального обучения на уроках истории в условиях ФГОС.
Цель индивидуального обучения - обучить новым знаниям, развить познавательную деятельность, коммуникативные умения и навыки. В материалах разработан алгоритм планирования формы урока. Методика позволяет добиться прочного усвоения исторических фактов.
Организация индивидуального обучения на уроках истории в условия ФГОС
Индивидуальная работа содействует развитию логического
мышления учащихся, обеспечивает усвоение главного в изучаемом материале,
применение уже имеющихся знаний и навыков.
Индивидуальную работу лучше выполнять письменно – это
способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату
экзаменов.
Индивидуальная работа наиболее целесообразна на уроках
закрепления и углубления нового материала, развития умений и навыков.
Необходимо использовать задания разных уровней сложности. Кроме
того, необходимо различать и индивидуальные возможности разных учеников.
Важнейшая задача индивидуальной работы – обучение навыкам
работы с текстом (от учебника – к историческому источнику, научной или
публицистической статье). Ребята учатся понимать исторический текст,
различать его виды, анализировать содержащуюся в тексте информацию,
делать выводы, различать точки зрения, формулировать и аргументировать
своё мнение.
Основные характеристики индивидуального обучения:
комфортные условия, при которых ученик чувствует свою успешность;
стоит задача – не только получать новые знания, но и развивать саму
познавательную деятельность;
развиваются коммуникативные умения и навыки.
Алгоритм планирования индивидуальной работы как формы урока:
Определение
целей и отбор
материала
Основной
материал для
изучения
1. Определение области новых знаний, которые должны быть получены
в процессе самостоятельной работы.
2. Выделение главного в изучаемом материале.
3. Определение тех мыслительных операций и учебных умений,
которые должны развиваться в процессе самостоятельной работы.
4. Формулировка цели урока для учителя в соответствии с местом и
ролью изучаемой темы в курсе истории.
5. Отбор основного материала для изучения в форме самостоятельной
практической работы .
6. Формулировка цели самостоятельной практической работы для
учащихся.
Документ (исторический
источник,
научный,
публицистический или
художественный текст)
Текст
учебника,
задания,
раб.тетрадь
Историческая
карта, картина
Видео
аудиоматериал
илиТехнология
создания
раздаточного
материала
1. Подбор заданий, направленных на воспроизведение и первичное
осмысление изучаемого материала.
2. Подбор заданий, направленных на установление связей между ранее
полученными и новыми знаниями, анализ изучаемого материала.
3. Подбор заданий обобщающего и оценочного характера,
позволяющих творчески осмыслить изучаемый материал, научиться
формулировать и аргументировать собственное мнение.
Данная форма работы позволяет обеспечить свободное владение
предметом, развивает самостоятельность мышления и особенно историческую
интуицию, что важно не только при выполнении ЕГЭ.
В связи с этим целесообразна следующая структура изучения любого
тематического блока в 1011 классах: вводная лекция с элементами беседы,
практикумобучающий тест (предусмотрено свободное использование любых
доступных источников информации), практикум по решению познавательных
задач, в завершение – семинар, деловая игра или дебаты.
Такая методика обучения позволяет добиваться прочного усвоения
исторических фактов без механического заучивания, расширяет круг
используемых учениками источников информации, вовлекает в работу
каждого ученика на доступном ему уровне сложности. А главное – учащиеся
самостоятельно устанавливают разнообразные логические связи между
историческими событиями и явлениями, воспринимают исторический процесс
во всём его многообразии, высказывают аргументированные суждения по
поводу изучаемого материала.
Таким образом, системное внедрение индивидуальных форм обучения на
уроках истории с 5 по 11 класс позволяет эффективно развивать ключевые
компетенции, связанные с поиском и практическим применением
исторической информации.