презентация формирование традиционных российских ценностей

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 25.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Муниципальное образование Вольский район.pptx

Тема: Приобщение учащихся к традиционным ценностям на уроках истории и обществознания

Выполнила:учитель истории и обществознания филиала МАОУ ОЦ №4 г Вольска в с Терса имени Героя Советского Союза В Трубаченко
Стребкова Ирина Алексеевна

Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности.


Жизнь
Достоинство
Права и свободы человека
Патриотизм
Гражданственность
Служение отечеству и ответственность за его судьбу
Высокие нравственные идеалы
Крепкая семья
Созидательный труд
Приоритет духовного над материальным
Гуманизм
Милосердие
Справедливость
Коллективизм
Единство народов России

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Проектирование и реализация педагогического процесса по приобщению обучающихся к традиционным российским ценностям должны основываться на актуальных законодательных актах, определяющих ценностно-смысловые ориентиры социокультурного развития страны, образования, воспитания и социализации подрастающего поколения.
- Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций
- ФГОС ООО
- ФГОС СОО
- ФРП • ФЗ «Об образовании в РФ»
- «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»



В конце 2022 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
Он конкретизировал положения Стратегии национальной безопасности, где впервые подробно была затронута тема защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти




Целью приобщения обучающихся к традиционным российским ценностям является воспитание разносторонне гармонично развитой личности, обладающей сформированной гражданской позицией, готовностью служить Отечеству, развивать и реализовывать свои способности, социальные компетенции, знания, умения и навыки деятельности на благо Родины, мотивации к реализации ценностных установок в общении, деятельности, повседневном взаимодействии с окружающим миром
Задачи приобщения обучающихся к традиционным российским ценностям в процессе обучения заключаются в создании условий для повышения и реализации воспитательного потенциала содержания общего образования, образовательной среды школы, урока.

Цель и задачи

1. Историческое время
2. Историческое пространство
3. Историческое развитие
4. Человек в истории

Содержательные линии по истории

— сформированность у обучающихся представлений о традиционных российских ценностях, духовно-нравственных идеалах российской культуры, качествах высоконравственной личности, нормах ее взаимодействия с окружающим миром;
— выраженность у обучающихся гражданской позиции, готовности служить Отечеству,
развивать и реализовывать свои способности, социальные компетенции, знания, умения и навыки деятельности на благо Родины.

Предполагаемый результат

использование исторических и визуальных источников, кинофрагментов, написание сочинений и эссе, организация интересных форм взаимодействия на уроках – дискуссий и круглых столов

методы

Пример исторических первоисточников по курсу истории

класс

эпоха

источник

Ценности человечества

5

Греческая и римская культура

Одиссея, Иллиада, ( VIII век до н.э)

Патриотизм
Преданность
Забота о близких

6

Темные века
Каролингское возрождение

Король Артур (6 век)
Беовульф (7-8 век)
Джефри Чосер. Кентерберийские рассказы. (15 век)
Робин Гуд (15 век)

Доблесть
Готовность служить народу
Общинность
Дружба
Свобода и независимость
Безопасность

7

Ренессанс
Просвещение

Шекспир. Гамлет(1601)
Король Лир (1606).
Д.Свифт Гулливер (1727)
Д.Дефо.Робинзон Крузо (1719)

Разумность
Спасение
Понимание красоты
Любовь
Верность

8

Критический реализм

Ч.Диккенс Оливер Твист (1839)
У. Теккерей Ярмарка тщеславия (1848)

Уважение общества
Внутренний мир 
Мудрость
Мир во всём мире 
Интересная и активная жизнь
Искренность
Вежливость
Последовательность
Самоуважение

Пример исторических первоисточников по курсу истории

класс

эпоха

источник

Ценности человечества

6

Древняя Русь

«Повесть временных лет»
«Русская правда»
Устав Владимира Мономаха

Единство
Безопасность
Общинность
Справедливость

Удельная Русь

«Слово о полку Игорев»
«Житие Сергия Радонежского»
Былины

Доблесть
Готовность служить народу
Общинность
Свобода и независимость
Безопасность
Единение
Патриотизм

7-8

Московская Русь

«Домострой»

Разумность
семейные ценности

9

Российская Империя

«Юности честное зерцало»
Оды М В Ломоносова
«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева

Уважение общества
Внутренний мир 
Мудрость
Искренность
Вежливость
Патриоизм
Самоуважение
Гуманизм
справедливость

10

СССР

11

Российская Федерация

Примеры работы с эмоционально-ценностным содержанием исторического образования Раскрытие роли личности в истории (эмоционально-ценностный выбор)

Постановка перед учащимися личностно-значимых проблем, требующих собственных выводов




Темы:
Иван Грозный и митрополит Филипп
Борис Годунов и Григорий Отрепьев
Петр I и царевич Алексей
Елизавета Петровна и Иоанн Антонович
Александр I и Павел I
С.П.Трубецкой и декабристы
Николай II и Вильгельм II
Александр III и Софья Перовская

Средства формирования ценностного сознания ребенка

основы философии: правильно ориентироваться в мире познания и человеческих ценностей, а также найти свое место в жизни
социологические знания: помогут молодежи занять в обществе активную социальную позицию
политология: утверждение в сознании демократических ценностей
право: формирование правосознания и правовой культуры, ответственного и уважительного отношения к правам и свободам других лиц, гражданской позиции

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

• 1.10 Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества
• 1.11 Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали. Нравственность. Этика и этические нормы. Гражданственность. Патриотизм

ПОДГОТОВКА К ГИА КОДИФИКАТОР ЕГЭ

Сборник типовых экзаменационных вариантов ЕГЭ О.А. Котова, Т.Е. Лискова (2024)

Сборник типовых экзаменационных вариантов ЕГЭ О.А. Котова, Т.Е. Лискова (2024)

1. Двое приятелей летним днем ныряли в речку с крутого берега. Один из них во время очередного прыжка сильно повредил ногу. Его друг решил, что это обычный вывих и начал вправлять сустав. В действительности, как показало дальнейшее медицинское обследование, это был перелом, и действия друга нанесли дополнительный вред. Лечить мальчика пришлось дольше.
Вопрос к данной ситуации Можем ли мы в этой ситуации оценить поступок друга как добрый? Поясните свой ответ
2. Ваш одноклассник – успевающий ученик , он всегда получает хорошие отметки на уроке. Он дал слабоуспевающему однокласснику списать решение сложной задачи.
Вопрос к кейс-ситуации.
Можем ли мы в этой ситуации оценить поступок друга как добрый? Поясните свой ответ.
1) Кого оба участника вводят в заблуждение? 2) Справедливо ли в этом случае получение высокой оценки? 3) В какие отрицательные качества может со временем развиться готовность выдавать чужие результаты работы за свои? 4) Что в этой ситуации оказало бы реальную помощь отстающему ученику?

Примеры ситуаций на моральный выбор

• Игра «Ромашка». Предложите школьникам подумать и записать на листочке свои личные положительные качества, а затем предложите подумать и записать на листок в форме лепестка по одному положительному качеству для каждого одноклассника. Из получившихся лепестков сложить ромашку
• Игра «Цепочка». Предложите школьникам подумать и сформулировать два-три положительных качества личности своих соседей по партам
• Игра «Ассоциации». Предложите записать на листе бумаги или в тетради ассоциации, когда они слышат слова: сила воли, трудолюбие, милосердие, ответственность, целеустремленность
• Арт-игра «Герой комикса». Предложите участникам схематично нарисовать своего любимого персонажа комиксов и мультфильмов, подписать его лучшие личные качества. На этапе рефлексии при оценке самостоятельных художественных работ школьников просите выделять только положительные или нейтральные характеристики собственных и чужих произведений

Примеры заданий на развитие эмоционального интеллекта

«Памятка: Как вести себя в конфликтной ситуации»
План: 1. Используя материалы Интернета и дополнительной литературы, подберите информацию о поведении человека в конфликте
2. Отберите те рекомендации, которые считаете подходящими в отношении возможных конфликтов в группе, участником которой являетесь (группа на выбор)
3. Подготовьте компьютерную презентацию с иллюстрациями и советами, как вести себя в конфликтной ситуации

Вариант проекта по обществознанию

Любое понятие изначально рассматривается как аббревиатура, то есть каждая буква означает слово, ассоциативно близкое по значению к главному понятию. Такую работу целесообразно проводить в группах, при этом учащиеся совместно обсуждают свои предложения и записывают лучшие, на их взгляд, варианты.
Например, ДРУЖБА: • Д – доброта • Р – радость • У – успех • Ж – жизнь Б – братство А – активность
Из предложенных слов формулируется определение, например, такое: дружба – активные отношения между людьми, почти братские, наполняющие жизнь радостью, добротой, помогающие добиться успеха

Аббревиатуры

— ценностные основания целеполагания при проектировании педагогического процесса, наличие задач приобщения обучающихся к традиционным российским ценностям как при планировании урока, так и при проектировании процесса обучения
— наличие в содержании урочной деятельности ценностного контента, отражающего ценности и смыслы традиционной российской культуры
— реализация установок на традиционные российские ценности при организации образовательной среды, процесса взаимодействия участников образовательных отношений, общения и деятельности детей в учебной и внеурочной деятельности
создание условий, способствующих формированию у обучающихся навыков самообразования и самореализации, а также опыта нравственного поведения
— развитие профессиональной компетентности и мастерства педагогов по приобщению обучающихся к традиционным российским ценностям в проектировании и реализации урочной деятельности
— обеспечение единства воспитательного взаимодействия школы, семьи и социальных институтов по приобщению обучающихся к традиционным российским ценностям на основе духовно-нравственных идеалов и традиций российской культуры.

Условиями эффективности урочной деятельности по приобщению обучающихся к традиционным российским ценностям выступают:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотрите также