Доклад "Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 23.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад "Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания" предназначен для использования учителями на уроках истории и обществознания, а также учителями других предметов.
Иконка файла материала Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания.docx

«Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания»

 

Эпиграф 

 «Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью» Лев  Николаевич  Толстой

Современный образовательный процесс немыслим без поиска   новых, более эффективных методов и технологий  обучения. Формирование  у учеников умений и навыков должно быть желание не только учителя ,но и самих ребят. Как же заинтересовать учеников?  существует  технология, которая позволяет это сделать. Это  – проблемное  обучение.

Проблемное обучение-технология организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер

Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками.

Сущность проблемного обучения: сводится к тому, что в процессе обучения изменяется характер и структура познавательной деятельности  обучающегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности ребёнка

Главный признаком проблемного обучения  является проблемная ситуация

Цели проблемного обучения :

•        формирование у учеников необходимого объема ЗУН;

•        развитие творческого мышления;

•        развитие навыков самостоятельной работы;

•        развитие способности к самообучению;

•        формирование исследовательской активности.

Проблемное обучение имеет специальные функции:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);

- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

 - формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности.)

Что касается  места проблемного обучения, то всё универсально :

-Урок изучения нового материала

- На любом возрастном этапе

- На любом предметном содержании

Методы проблемного обучения:

Изложение материала учителем: монологическое, рассуждающее, диалогическое изложение

Самостоятельная деятельность учащихся: эвристический, исследовательский метод и  программированные задания

 Последовательность этапов познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация  ® проблема ® поиск способов ее решения ® решение проблемы.

ученик  воспринимает материал по схеме:

ищу - и нахожу,

думаю - и узнаю,

тренируюсь - и делаю.

 

 

  На начальной стадии проблемного обучения необходимы точные указания.

Наиболее сильные ученики активно включаются в поиск. Намечают и применяют различные пути подхода к разрешению вопроса. Им не нужно частое вмешательство учителя, они стремятся к самостоятельности.

Обучающиеся со средними возможностями, в отличие от сильных учеников, нуждаются в большей помощи учителя. Главная их трудность – правильно определить этапы действия по проблеме, последовательно и логично раскрыть содержание задачи.

Учащиеся  со слабыми учебными возможностями на первых порах теряются и часто отказываются от самостоятельного познавательного поиска. Для таких детей необходимо расписать весь ход действий и указать источники, к которым следует обратиться. Этих учеников надо учить процессу доказательства.

 

 При планировании проблемного урока обязательно нужно выдерживать  основные этапы технологии.

Вот один из примеров:

Урок истории в  классе по теме «События Октября 1917 года в России»:

1) постановка проблемы, например, «Октябрь 1917г. - революция или переворот?»;

2) деление на группы - выдвижение гипотез (1 группа - Октябрь 1917г. - революция; 2 группа - Октябрь 1917г – переворот);

3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содержания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории;

4) защита;

5) выводы по решению проблемы.

 

 

Этапы проблемного обучения.

1.     Разработка проблемных вопросов.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС - противоречие, разрешаемое посредством размышления.

Вопрос должен быть:

  • сложным, сопряженным с противоречиями;
  • увлекательным, но соответствующим логике науки;
  • емким, способным охватить широкий круг вопросов;
  • предполагающим научный спор;
  • создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Примеры проблемных вопросов по истории:

  • Плюсы и минусы монголо–татарского протектората;
  • Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие?
  • Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?
  • XVII век в истории России – шаг вперед или назад?
  • Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?

Примеры проблемных вопросов по обществознанию:

  • Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»?
  • По мнению ряда исследователей, истоки современной глобализации следует искать в 16 веке – в эпохе Великих географических открытий. Обоснуйте или опровергните этот тезис.
  • Независимость судебной власти: миф или реальность?

2.     Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ -  состояние интеллектуального затруднения.

  • Через углубление проблемного вопроса;
  • Через поиск разных граней его решения;
  • Через сопоставление разных вариантов ответов.

Пример:

Урок «Религия Египта»

 

Постановка проблемы. Зачем египтянам нужны мумии?

 

Учитель: Сейчас я вам расскажу историю, а вы сформулируйте вопросы, которые показались непонятными вам, современным людям. Один вельможа, впавший в немилость фараону, бежал из Египта, в других странах приобрел богатство и славу. Но когда подошла старость, он униженно стал просить о том, чтобы вернуться на родину, но не потому, что соскучился по ней. Он стремился вернуться только для того, чтобы после смерти из его тела сделали мумию. Итак, какие мы зададим вопросы, какую поставим проблему?

 

Ученики: Почему для вельможи было так важно, чтобы сделали мумию?

 

Это и будет проблемой урока: зачем египтянам нужны мумии?

 

Учитель: Что нам нужно для решения проблемы?

 

Ученики: Узнать, во что верили египтяне, каким богам поклонялись, какие представления у них были о загробной жизни.

 

Исторический портрет Николая II»

(История России 11 класс.)

Проблемный вопрос к уроку:

Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»

Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.

В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».

Класс делится на две группы:

1 групп - поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II-«Кровавый».

2 группа – поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II – «Святой мученик».

Источники информации: исторические документы, историческая литература, Интернет, СМИ и т. д.

Результаты поисково – исследовательской работы.

1 группа.

Факты:

Гибель людей на Ходынке во время коронации Николая II в 1996 году.

«Кровавое воскресение», 1905 год.

Людские жертвы во время русско–японской и первой мировой войны.

 

2 группа.

Факты:

Рождение НиколаяII 6 мая, в день святого Иова Многострадального.

Покушение на цесаревича Николая во время кругосветного путешествия в Японии.

Неизлечимая болезнь долгожданного сына.

Расстрел царской семьи.

Подведение итогов дискуссии, выводы.

Николай II – последний император из династии Романовых.

Главная задача его внутренней политики: укрепление самодержавия;

Многие считали его слабым правителем;

Многие считали его идеальным семьянином;

НО его можно назвать и «Кровавым» и «Святым мучеником».

 

3. Формы решения проблемных ситуаций.

  • Дискуссия;
  • Научный спор;
  • Проблемная лекция;
  • Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.

4. Выход из проблемной ситуации 

Связать начало и конец урока – напомнить проблему урока и назвать ее решение;

Завершить обсуждение яркой цитатой, афоризмом.

Основные приемы проблемного изложения учебного материала могут быть :

 

1.Тема урока, даже если в ней изучается событие тысячелетней давности, должна быть актуальной, современной.

 Для этого в самом начале урока необходимо сориентировать учащихся на возможности практического применения  полученных знаний.

Например, изучая сущность Столыпинской аграрной реформы, можно продумать возможность применения её некоторых положений, пусть даже не в чистом виде, в современной экономике.

 

 2. Предоставление учащимся выбора из двух или более альтернатив, точек зрения.

 

Прочитайте высказывания, ответьте на вопросы.

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все (Ф. М. Достоевский)

 

Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля (А. Сент-Экзюпери)

Я – гражданин мира (Диоген Синопский)

Какие аспекты глобализации затрагивают авторы высказываний?

Как должны соотноситься единство человечества и многообразие народов мира?

С кем из авторов высказываний вы могли бы поспорить?

 

Задание 24 ЕГЭ история

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке,

на период дворцовых переворотов в России в XVIII в.

 

Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности.

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

 

Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

 8 класс Общество как форма жизнедеятельности людей: Выскажи своё мнение в отношении утверждения: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Тема – «Внешняя политика России. Русско-японская война».

Обосновать или опровергнуть следующие утверждения:

-Портсмутский договор был национальным позором России.

-Заключение Портсмутского мира стало успехом русской дипломатии

Учащиеся должны:

-выбрать убедительную для себя версию;

-привести факты и аргументы вы пользу своего выбора.

11 класс

История России

Тема урока:

«СССР в 1953 – 1964гг.»

Проблема: Согласны ли вы с тем, что XX съезд был «звездным часом» Хрущева?

Проблемные вопросы:

1. Что вы понимаете под выражением «звездный час» той или иной личности?

2.Скульптор Эрнст Неизвестный-. автор надгробия Хрущеву на Новодевичьем кладбище изобразил его так: бронзовая голова на фоне белого и черного мрамора. Случайно ли это? В чем символика памятника?

1-я группа - показать «белое» и «черное» в политике нового лидера.

2-я группа - показать сложность и противоречивость личности Н. С. Хрущева, используя материалы «Основные направления в деятельности Н. С. Хрущева».

3. Отставка Хрущева - историческая неизбежность,   вытекающая из его политики, или результат борьбы за власть?       -Подготовка проблемных домашних заданий.

-Эвристическая беседа 

-Работа в группах:

-Разработка проблемного дидактического и контрольного материала

(тестирование)

Домашнее задание по группам: составить политический портрет Н. С. Хрущева,

написать сочинение-эссе «Оттепель, как я ее вижу».

 

3. Применение мотивирующих примеров ( метод яркого пятна) (озадачивание), сводится к тому, что   ставится перед учащимися проблема: вопрос или систему вопросов. Ставлю проблему с помощью графиков, чертежей, рисунков, сравнительных таблиц.

 Привлечение на уроке вместо стандартного материала крылатых выражений афоризмов, эпиграмм, карикатур, частушек, пословицы, загадки, фрагменты  фильма и т д

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/039c/000aec93-ad385f5e/img58.jpg

 

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/039c/000aec93-ad385f5e/img42.jpg

Оценивая значение деятельности Петра I, можно организовать дискуссию обучающихся, и в качестве отправной точки дискуссии можно использовать эпиграмму Н.Ф. Щербины «Пред памятником Петру I» в Петербурге.

«Нет, не змия Всадник Медный

Растоптал, стремясь вперёд.

Растоптал народ наш бедный,

Растоптал простой народ».

 

 

Результативность

                 Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:

1.     учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;

2.     развивается логическое мышление;

3.     развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;

4.     развивается способность к самоконтролю;

5.     формируется устойчивый интерес к предмету;

6.     активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.

 

 

Применяя данную технологию в процессе обучения, я пришла к выводу, что она помогает мне научить учащихся:

-отстаивать свою точку зрения, отстаивать свое мнение;

-развивать мыслительную деятельность;

-искать альтернативные варианты и различные суждения и точки зрения;

-анализировать, сопоставлять учебный материал;

 -делать выводы, обобщения и сравнения;

- готовить учащихся к выполнению заданий  ОГЭ, ЕГЭ, ВПР

 

 Литература:

4 Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977.

Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 1968.

 Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М, 2007.

 Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.

 Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории// Преподавание истории в школе, №8, 1999.

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории: Из опыта работы А.П.Ремпель, учителя истории и обществознания МОУ ООШ с.Птичник. – Биробиджан: ОблИУУ, 2007, 24 с.

Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. – 2-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2009. – 208 с.

Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001