Разработка разработана учителем истории и обществознания ГОУ РК РЦО Габовой Т.В. для проведения внеклассных мероприятий. Разработка в форме игры команд, вопросы командам об истории охраны природы. Материал содержит десять конкурсов, предназначен для учащихмя пятых-девятых классов. В материале содержатся ответы к вопросам игры.
Внеклассное мероприятие «ИСТОРИЯ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ»
Аудитория: 59 класс
Цели: привитие бережного отношения и любви к природе
Задачи: познакомить учащихся с историей охраны природы
Форма проведения: игра команд
Учитель: Ребята, наша голубая планета прекрасна и неповторима. Как приятно в любое
время года, проснувшись, выглянуть в окно и увидеть теплое солнце. Ни с чем не сравнить
красивое море. А еще ромашковые поля, березовые рощи и сосновые боры.
Но у нашей голубой планеты сегодня есть проблемы: ее воды, воздух и земля
загрязнены, уничтожаются леса, виды растений, птиц, рыб, животных. А давным давно
отношение древних к природе было трепетным. Люди понимали, что природа живая и ее
нельзя истреблять. Давайте же мы тоже сохраним наш дом под крышей голубой.
Предлагаю сегодня познакомиться с историей охраны природы, когда об этом
появились первые сведения в исторических источниках.
Ребята, разделимся на две команды, затем вы получите несколько заданий, связанных
с историей и экологией.
Условия игры: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Выигрывает та
команда, которая набирает наибольшее количество баллов.
Ярослав Мудрый в своде законов позаботился о сохранности численности бобров и пчел
Первый конкурс «Ярослав Мудрый»
Вопрос к команде №1:
Как называется свод законов Ярослава Мудрого?
А) Соборное уложение
В) Судебник
С) Русская правда (Ответ: РУССКАЯ ПРАВДА)
Вопрос к команде №2:
В каком веке издан свод законов Ярослава Мудрого?
А) В 10 веке
В) В 11 веке
С) В 12 веке (Ответ: В 10 ВЕКЕ)
В XXV вв. появляются первые заповедники живой природы
Второй конкурс «Заповедники»
Вопрос к команде №1:
Заповедник Семиостровье появился на:
А) Белом море
В) Красном море
С) Средиземном море (Ответ: БЕЛОМ МОРЕ)
Вопрос к команде №2:
Как называется заповедник «_________________ пуща»
А) Белонежская пущаВ) Беловежская пуща
С) Белоревская пуща (Ответ: БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА)
Царь Алексей Михайлович (16451676) издал указ об охране:
Третий конкурс «Царь Алексей Михайлович»
Вопрос к команде №1:
А) рябиновых лесов
В) земляничных полян
С) охотничьих и рыболовных угодий (ОХОТНИЧЬИХ И РЫБОЛОВНЫХ УГОДИЙ)
Вопрос к команде №2:
А) клумб и цветов
В) лесов и сенокосов
С) парков и полян (Ответ: ЛЕСОВ И СЕНОКОСОВ)
Четвертый конкурс «Царица Софья»
Вопрос к команде №1: Указ царицы Софьи: Не оставлять на улицах:
А)Навоз
В) Мусор
С) Сор (Ответ: НАВОЗ)
Вопрос к команде №2: Указ царицы Софьи: Не оставлять на улицах:
А) Помои
В) Мертвечину
С) Скорлупу (Ответ: МЕРТВЕЧИНУ)
В 1653 году царь Алексей Михайлович запретил при помощи капканов добычу:
Пятый конкурс «Царь Алексей Михайлович»
Вопрос к команде №1:
А) выдры и бобра
В) выдры и медведя
С) выдры и зайца (Ответ: ВЫДРЫ И БОБРА)
Вопрос к команде №2: Ради сохранения гнездовий ловчих кречетов царь Алексей
Михайлович приказал 7 островов, близ современного Мурманска, считать:
А) "государевой заповедью"
В) «государевой землей»
С) «государевой вотчиной» (Ответ: «ГОСУДАРЕВОЙ ЗАПОВЕДЬЮ»
Шестой конкурс «Указ 1678 года»
Вопрос к команде №1: За рубку леса в засечной черте по указу 1678 года с виновного
взимался штраф в 10 рублей и его ждало наказание:
А) Кнутами
В) Клещами
С) Крысами (Ответ: КНУТАМИ)Вопрос к команде №2: Повторная рубка леса в засечной черте по указу 1678 года
каралась:
А) Смертной казнью
В) Дыбой
С) Огнем (Ответ: СМЕРТНОЙ КАЗНЬЮ)
Седьмой конкурс «Петр I»
Вопрос к команде №1: Для экономного использования лесоматериалов Петром I была
введена:
А) ножовка
В) пилочка
С) пила (ПИЛА)
Вопрос к команде №2: По указу Петра 1 созданы пильные мельницы, представляющие
собой лесопилки на основе:
А) водяных колес
В) жерновых колес
С) паровых колес (Ответ: ВОДЯНЫХ КОЛЕС)
Восьмой конкурс «Охота»
Вопрос к команде №1: В XV в. были определены запретные для охоты зоны до 50 верст
вокруг:
А) Москвы
В) Твери
С) Костромы (Ответ: МОСКВЫ)
Вопрос к команде №2: В XV в. были определены запретные для охоты зоны до 100 верст
вокруг:
А) Петербурга
В) Таганрога
С) Липецка (Ответ: ПЕТЕРБУРГА)
Девятый конкурс «Древесина»
Вопрос к команде №1: Постоянный спрос на древесину и в России, и в Западной Европе
обеспечивало:
А) Кораблестроение
В) Домостроение
С) Машиностроение (Ответ: КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ)
Вопрос к команде №2: Помещики решали свои финансовые проблемы, на протяжении
последних десятилетий XV в., всего XX в. и начала XX в., продавая леса:
А) Под вырубку
В) Под распашку
С) Под посев (Ответ: ПОД ВЫРУБКУ)
Десятый конкурс «Сбережение лесов»Вопрос к команде №1: Принятое в России в 1888 г. Положение о сбережении лесов
запрещало:
А) Сплошные рубки
В) Бесперывные рубки
С) Глобальные рубки (Ответ: СПЛОШНЫЕ РУБКИ)
Вопрос к команде №2: В 1888 г. в России было принято Положение о сбережении лесов,
установившее категории :
А) Защитных лесов
В) Оборонительных лесов
С) Оградительных лесов (Ответ: ЗАЩИТНЫХ ЛЕСОВ)
Учитель: Подведение итогов, награждение.
Сегодня мы познакомились с историей охраны природы. Мы проследили как на
протяжении веков люди относились к «Дому под крышей голубой». Наша задача сегодня
сохранить природу и передать ее потомкам. Чтобы и они слышали пение чудесных птиц,
жужжание пчел, трель кузнечиков, звон ручейков. Это зависит от каждого из нас. Давайте
будем делать все возможное для сохранения первозданной природы!