ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Автор урока:Гаоздева Ольга алексеевна
Учебный предмет: литература
Класс:6
Автор УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.: Просвещение, 2015.
Тема урока: Ф.И. Тютчев.Рассказ о поэте. Родная природа в стихотворении « Неохотно и несмело»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания, анализа лирического произведения.
Цели урока.
Содержательные: 1) познакомить учащихся с важными фактами детства и юности поэта; 2) обозначить главную тему его поэзии;
Деятельностные: 1) формирование у учащихся умений проводить комплексный анализ поэтического текста.; 2) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию; 3) воспитывать любовь к окружающему миру, людям;
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить со стихотворением Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки аналитического чтения, выразительного чтения лирического произведения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих переживаний, но переживаний и чувств других людей; развитие моральной готовности искать в природе красоту, любить природу. На примере стихотворения Тютчева развивать эстетические чувства в обучающихся.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Мотивация к деятельности
|
Здравствуйте, ребята! Слайд №2: (иллюстрация бабочки в ладонях, спокойная музыка) П.И.Чайковский. Времена года: Октябрь. «Осенняя песня» Однажды человек захотел доказать мудрецу, что тот знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. - Ребята, сегодня в наших руках сделать урок интересным, познавательным, для этого будьте активны, внимательны и доброжелательны друг к другу. Наш урок я хотела бы начать словами этого поэта: (слайд 3) Чему бы жизнь нас не учила, Но сердце верит в чудеса: Есть нескудеющая сила, Есть и нетленная краса
- Как вы думаете, кто написал эти строки?
Подсказка: Слайды презентации со строчками из стихотворений Тютчева (Слайд 4-8) Кто-нибудь помнит наизусть одно из стихотворений? |
Отвечают на вопрос ,
Вспоминают изученное Чтение стихотворения наизусть (Веригина Ксения) (Боброва Виктория) |
Л- смыслообразование, П-общеучебные универсальные действия, К-уметь формулировать собственное мнение и позицию, Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
|
2.Выход на тему урока |
Попробуйте сформулировать тему урока. - Правильно. «Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Родная природа в стихотворениях поэта» (Слайд 9 ) Цели урока: Познакомится с фактами биографии поэта. Прочитать его стихотворение и проанализировать их. |
Самостоятельно формулируют тему и цели урока
|
|
3. Актуализация и пробное учебное действие
|
1.Знакомство с биографией поэта. ( чтение статьи учебника) с.193-194 2. Прочитайте получившийся текст (Слайды 10-14) 2. Виртуальная экскурсия (Третьяков.И., Федяйнова Е.) (Слайд 15) |
1)Читают статью в учебнике о Ф.И. Тютчеве. 2)Закрепляют прочитанное по деформированному тексту. 3)Приложение 1
4)Представление проекта |
|
4. Физминутка. |
Слайд 16 |
|
|
.
|
1) Звуки грозы 2) Вы когда-нибудь попадали под сильный дождь в грозу? Представьте это себе. Начался сильный дождь, изо всех сил гремит гром и сверкает молния… Вспомните свои впечатления, возникшие в этот момент. 3) Сегодня мы с вами рассмотрим образ природы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…». Оно было написано 6 июня 1849 года по дороге в село Овстуг, имение, куда он иногда приезжал. Тютчев был мастером изображения природы. (слайд 18) |
Ассоциативный ряд (слайд 17)
1)Составляют цепочку слов
2)Слушание стихотворения « Неохотно и несмело » (видеопрочтение) 3)Учебник с.195
|
П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, доказательство;
К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия;
|
5. Словарная работа |
1) Определите лексическое значение слов «нивы», «струя», «вихрь», «смятенье», «кайма» по толковому словарю С.И.Ожегова. (Слайд 19) - В каком значении: прямом или косвенном – использованы эти слова в тексте? - Как вы думаете, с какой целью Ф.И.Тютчев использует слово «чу»? Попробуйте определить его значение.
|
Нива - большое поле, засеянное хлебом. Струя - струя узкий поток жидкости. Вихрь - сильный ветер; порывистое, стремительное круговое движение воздуха. Смятенье – растерянность, тревога. Кайма - полоса по краю ткани. Слова «нивы», «вихрь» использованы в прямом значении, а все остальные слова – в переносном значении. Струя здесь - струя света. Смятенье – растерянность, тревога (о земле). Кайма здесь - то, что окаймляет, окружает небо. Думаем, что слова использованы в переносном значении, так как речь в стихотворении идет о состоянии окружающей среды, о природе, о земле, как о живом существе. Слово «чу» будет использовано для того, чтобы мы насторожились, обратили внимание. (Для учителя: по словарю В.И.Даля образовано от слова «чуй» - слышь.) |
|
6.Выразительное чтение |
2.Выразительное чтение стихотворения учениками. Попробуйте почитать это стихотворение выразительно, обращая внимание на знаки препинания.
|
Работа в парах |
|
7. Закрепление с комментированием |
Работа с текстом. Анализ стихотворения по плану: (Слайд 20) (попутно заполняем таблицу – приложение 2 - О чем это стихотворение? (о наступлении грозы) Можно ли стихотворение разделить на части? - Сколько их? Что характерно для каждой части?(движение) 7. Найдём средства художественной выразительности, которые использует поэт. (Слайд 21,22) Читаем по очереди строфу, отмечаем, чем Тютчев украшает строки. Обратит внимание, какие звуки слышатся отчётливо? ( ч, щ, ж, х, п, т, г, р, с) Что удалось поэту передать с их помощью? ( шум ветра, шуршание, грохот грома, свист ветра, звук дождевых каплей) Здесь Тютчевым использовано ещё одно новое для вас средство художественной выразительности. Теория литературы. Читаем. (Слайд 23) Аллитерация – повторение согласных звуков. Ассонанс – повторение гласных звуков.
|
1) Высказывают собственное мнение. 2)Заполняют таблицу.Приложение 2 ( таблица для анализа) 3)Вспоминают определения
4)Записывают определения в тетрадь |
П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; Р- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
|
8. Включение в систему знаний и повторение |
1. Практическая работа (Слайд 24) (составление устного высказывания по стихотворению)
|
1) Анализ по плану Грунин Сергей
|
П- использование символических средств для решения задач; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию |
9. Творческая рефлексия |
2. Составление Синквейна. (Слайд 25) -А теперь я предлагаю вам составить синквейн со словами гроза и солнце. - Вы знаете, что такое синквейн? - Это пятистишье, в котором 1 строка – существительное, 2 строка – два прилагательных, 3 строка – три глагола 4 строка – Фраза из 4 слов, 5 строка – синоним существительного. Получается так, что первая и последняя строки связаны между собой по определённому смыслу.
|
|
|
10. Домашнее задание. |
Вам предстоит передать своё видение грозы на следующем уроке – дома вы научитесь читать выразительно стихотворение «Неохотно и несмело…» наизусть. (Слайд 26) |
Выбирают домашнее задание. |
|
11. Выставление оценок
|
|
1)За выразительное чтение наизусть 2) За проект 3) За анализ (устное выступление) |
|
12. Рефлексия настроения |
-В завершении урока я хочу узнать, с каким настроением мы завершаем урок? На ваших столах лежат картинки: тучки и солнышко. Выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению и прикрепите её на доску. - Спасибо, я рада, что у всех вас солнечное настроение. - Спасибо за урок. Помните всегда, что после дождя и грозы выходит солнышко. |
Подводят итоги урока.
|
Л- формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания», П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы; Р- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя;
|
Приложение 1
__________________________________________________родился в усадьбе _____________Брянского уезда Орловской губернии, в
______________________семье с патриархальными традициями. Отец ____________________________Тютчев отличался хлебосольством,
радушием и ______________________________. Мать _______________________________________Тютчева была умной и
_______________________________. В детстве у будущего поэта был «дядька» -______________________________, а воспитателем был
был поэт _____________________.Дальнейшее образование Ф.И. Тютчев получил в ___________________________________.После
окончания университета поэт уезжает в ________________, а потом за границу, где провел _________на дипломатической службе.
В основе тютчевской лирики лежит созерцание ______________, которая является ___________, ________________организмом.
Ф.И.Тютчев приоткрывает нам ____________________, помогая постигать их.
Приложение 2
Анализ стихотворения «Неохотно и несмело»
Заполните таблицу
Композиция, план событий |
Динамичность (глаголы) |
Художественные средства, создающие образы |
Звукопись (какие звуки повторяются в строфе) |
1 строфа. |
Эпитеты: Метафоры, олицетворения: |
||
2 строфа. |
Эпитеты: |
||
3 строфа. |
Эпитеты : |
||
4 строфа. |
Сравнение: Эпитеты: |
||
5 строфа |
Метафоры, олицетворения: Эпитеты: |
Приложение 2
Анализ стихотворения «Неохотно и несмело»
Заполните таблицу
Композиция, план событий |
Динамичность (глаголы) |
Художественные средства, создающие образы |
Звукопись (какие звуки повторяются в строфе) |
1 строфа. |
Смотрит, прогремело, принахмурилась |
Эпитеты: Метафоры, олицетворения: солнце смотрит, земля принахмурилась |
С-с-с Р-р-р |
2 строфа. |
Эпитеты: теплого, зеленеющие |
Р-р-р З-з-р |
|
3 строфа. |
Пробилась, окаймил |
Эпитеты :синей(молнии), белый и летучий (пламень) |
Р-н-н-р Л-л-л-л-р |
4 строфа. |
Летит |
Сравнение: вихрем пыль летит Эпитеты: громовые (раскаты) |
Ч—л- ж Х-л-л-л Р-р-ср-с |
5 строфа |
Взглянуло, потонула |
Метафоры, олицетворения: взглянуло исподлобья, потонула в сиянье Эпитеты: смятенная (земля) |
С-з-з С- п-л--п С-п-л С-с-м-з-м |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.