Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
Оценка 4.6

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
04.03.2018
Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Цели: 1. Продолжить знакомство с творчеством Марка Твена. 2. Продолжить знакомство с произведением. 3. Попытаться определить, в чём обаяние образов героев М. Твена. 4. Воспитание чувства прекрасного, любви ко всему окружающему, коллективизма, дружбы. Ход урока Вся американская литература вышла из одной книги М. Твена, которая называется «Гекльберри Финн», лучшей книги, которая у нас есть. Э. Хемингуэй
Зарубежная литература.doc
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. У р о к 64. Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».  Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Цели:  1. Продолжить знакомство с творчеством Марка Твена.              2. Продолжить  знакомство с произведением.              3. Попытаться определить, в чём обаяние образов героев М. Твена.               4. Воспитание чувства прекрасного, любви ко всему окружающему, коллективизма, дружбы. Ход урока Вся американская литература  вышла из одной книги М. Твена,  которая называется «Гекльберри Финн»,  лучшей книги, которая у нас есть. Э. Хемингуэй План: 1. Орг. момент. 2. Слово учителя. 3. Чтение отрывка. 4. Беседа по прочитанному. 5. Рассказ учителя и п о д г о т о в л е н н ы х  учащихся «Современники о Марке Твене». 6. Вывод по уроку. 7. Домашнее задание. 8. Итоги по уроку. 1.Литература. 6 кл. Учеб.­хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Авт.­сост. В.П.Полухина. –  М.: Просвещение, 2003. 2. Полухина В.П. Метод. рекомендации  к учеб. хрестоматии «Литература. 6 кл.» ­ М.: Просвещение, 1994. 3.Произведения М. Твена. Литература: Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Слово учителя. а) Работа с эпиграфом. Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф. ­ Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете слова Э.Хемингуэя? б) Рассказ о писателе. ­ Что вы помните о Марке Твене из прошлогодних уроков по литературе? ­ Послушайте рассказ о жизни писателя. Марк Твен (1835­1910 гг.) ­ псевдоним Сэмюэля Ленгхорна Клеменса. Он родился в штате Миссури, в многодетной семье провинциального юриста. Детство писателя прошло в захолустном городке Ганнибал, на берегу великой реки Миссисипи, в тех самых местах, которые он впоследствии описал в своих книгах. После смерти отца 12­летний мальчик начал трудовую жизнь учеником наборщика в типографии местной газеты. Затем он становится лоцманом на речных пароходах, хорошо изучив капризное русло Миссисипи. Псевдоним  писателя  связан с его воспоминаниями о годах на лоцманской службе: «марк твен» ­ значит «мерка два». «Марк твен!» ­ восклицал матрос на вахте, давая знать лоцману, что судно в этом месте не сядет на мель. Когда в Соединенных Штатах Америки началась гражданская война (1861 г.), Марк Твен был зачислен в армию южан. Не желая защищать чуждые ему интересы рабовладельцев, будущий писатель ушел   из   армии   и   отправился   на   Дальний   Запад,   куда   устремлялись   в  те   годы   толпы   золотоискателей. Тяжелый   труд   старателя   принес  Марку   Твену   одни   лишь   разочарования.   Чтобы   не   умереть   с   голоду, отчаявшийся старатель снова находит работу в типографии и мало­помалу становится журналистом, а затем печатает в газетах Невады и Калифорнии свои первые юмористические рассказы. Мировую славу Марк Твен завоевал книгами «Приключения Тома Сойера» (1876 г.) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884 г.). Эти произведения, написанные для читателей «всех возрастов», прочно вошли в литературу на правах классических произведений. Ч т е н и е в) Р а с с м а т р и в а н и е  и з о б р а ж е ния этого памятника (скульптор Б Хаббард).   в с т у п и т е л ь н о й   с т а т ь и (с.182­183)  о   памятнике   героям   Марка   Твена. ­ Как вы думаете, в какой момент изображены герои? ­ Вспомните другие памятники литературным героям. ­ На ваш взгляд, какому еще литературному герою й"ужно поставить памятник? Как этот памятник должен выглядеть, из какого материала будет сделан, какой потребуется пьедестал? г) В о п р о с ы ,  п о з в о л я ю щ и е  в с п о м н и т ь  предшествующие с о б ы т и я . ­ Какие приключения произошли с Томом и Геком, прежде чем они вновь встретились? ­ Вспомните, кто такой Джим и как он оказался в заключении? Учащиеся читают гл.  XXXIV,  XXXV. Эти  главы повествуют о том, как Том и Гек готовились освободить Джима. 3. Чтение отрывка. 4. Беседа по прочитанному. ­ Почему Гека удивило желание Тома участвовать в спасении негра Джима? Как Гек отнесся к этому? ­ Почему Том был заинтересован в этом? Что его особенно привлекало? ­ Почему план спасения Джима, предложенный Геком, не понравился Тому? Что его в этом плане не устраивало? ­ А как оценил Гек план Тома? ­ Как характеризует Тома и Гека их поведение во время подготовки к спасению и во время самого  спасения Джима? ­ Какое «Предупреждение...» стоит перед произведением и на какой лад оно настраивает читателей? ­ Кто из ребят входил в компанию Тома Сойера? Какая у них была программа? ­ Вспомните   конец   повести   «Приключения   Тома   Сойера».   Докажите,   что   роман   «Приключения Гекльберри Финна» является ее продолжением. ­ Каким образом Гекльберри Финн вновь оказался в доме вдовы Дуглас, и что давалось ему здесь с особенным трудом? ­ Когда и в связи с чем Гек стал по­другому относиться к выдумкам Тома? ­ Почему Гек выбрал остров Джексон, чем он привлек его? ­ При каких обстоятельствах Гек встретился с негром Джимом? ­ Когда и при каких обстоятельствах герои вспоминают Тома Сойера? ­ Чем было осложнено их дальнейшее плавание и как они вышли из положения? ­ Как вели себя Гек и Джим в трудных ситуациях? Чем привлекают вас эти герои? 5. Рассказ учителя и п о д г о т о в л е н н ы х  учащихся «Современники о Марке Твене». 1) «В Томе Сойере очень много от мальчика Сэма Клеменса. Писателю Марку Твену ближе Гек. Твен не принимал на веру ни  красивые  фантазии,  ни  беспросветную   мрачность.  Он  видел,  как  разнородна  и удивительна жизнь на Миссисипи, сколько в ней странного, как близко, почти слитно существуют в ней неподдельная красота и самое настоящее уродство. Он добивался, чтобы жизнь в его книгах предстала во всех своих противоречиях, во всех своих ­ таких несхожих ­ проявлениях». 2) Марку Твену не пришлось долго учиться, но он много читал. И уже в ранние годы его влекли произведения, богатые юмором и сатирой. С детства любимой книгой будущего писателя стал «Дон­Кихот» Сервантеса. «Том ­ это маленький Дон­Кихот, начитавшийся, подобно герою Сервантеса, приключенческих книг и стремящийся   воплотить  прочитанное   в   жизнь.   Его   приятель   Гек   напоминает   Санчо   Пансу,   оруженосца ламанчского горе­рыцаря: беспризорник, которого кое­чему уже научил жизненный опыт, он смотрит на вещи гораздо более здраво, чем фантазер Том, мальчик из обеспеченной семьи»1. 6. Вывод по уроку. ­ Как вели себя Гек и Джим в трудных ситуациях? Чем привлекают вас эти герои? ­ Выделите наиболее интересные эпизоды и объясните, чем они вам понравились. ­ Вспомните смешные эпизоды и перескажите их. ­ Какие герои вам несимпатичны? Почему? Нарисуйте (устно) их портреты. Д. Лондон. «Любовь к жизни» (прочитать). Выставление оценок. 7. Домашнее задание. 8. Итоги по уроку. У р о к 6 5 . Цели: 1. Познакомить учащихся с судьбой и личностью писателя. Д. Лондон. «Любовь к жизни». Смысл названия рассказа. 2. Отметить жизнеутверждающую направленность его книг. 3. Вызвать интерес к его творчеству. 4. Показать характерные особенности героев Д. Лондона. 5. Воспитывать любовь к Родине, к людям, окружающим тебя. 1.Орг. момент. 2.Слово учителя. 3.Анализ рассказа.  4.Рассматривание иллюстраций. 5. Вывод по уроку. 6. Домашнее задание. 7. Итоги по уроку. План. Литература. 1.Литература. 6 кл. Учеб.­хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Авт.­сост. В.П.Полухина. –  М.: Просвещение, 2003. 2. Полухина В.П. Метод. рекомендации  к учеб. хрестоматии «Литература. 6 кл.» ­ М.: Просвещение, 1994. 3. Рассказы Д. Лондона. Ход у р о к а .     Лондон   ­   полное   имя   писателя   Джека   Лон   И   вероятно, 1 .   О р г .   м о м е н т . 2.  Слово учителя. а) Слово учителя о писателе. Гриффит 1. Джон   Многие   из дона. запомнили жизнеутверждающую направленность книг Лондона.   вас   уже   читали   его   рассказы   и   повести. Он   прославлял   величие   и   несокрушимость   человеческого   духа   и   совершенно   не   принимал пассивности, бессилия и равнодушия. В статье «Что значит для меня жизнь» писатель утверждал: «Мы очистим подвалы и построим новое жилище для человечества, в котором не будет палат для избранных, где все   комнаты   будут  просторными   и   светлыми.   Я   верю,   что   чистота   и   бескорыстие   духа   победят господствующую ныне всепоглощающую алчность». б) Чтение в с т у п и т е л ь н о й  с т а т ь и  Б. Полевого (с. 199­201). ­ Какие жизненные обстоятельства, по мнению Б. Полевого, были «настоящей школой» писателя? в) Продолжение рассказа учителя. За 16 лет напряженного труда Джек Лондон написал 50 книг. «Упорство ­ вот тайна писательского мастерства, как и всего остального». «Упорство ­ чудеснейшая вещь». Верой в благородство, благородные качества проникнуты «северные рассказы» Лондона. В стране Белого Безмолвия, близ Полярного круга, люди ищут золото. Но не только страсть к наживе руководит ими, а и жажда приключений, любовь к свободе и ненависть к растленной буржуазной культуре. Здесь, лицом к лицу с природой, ведут они борьбу за утверждение личности, отстаивают свое человеческое достоинство. Это герои рассказов «Белое Безмолвие», «Мужество женщины», «Любовь к жизни». 3. Анализ рассказа. ­ Обратите   внимание   на   обстоятельства,   при   которых   мы   впервые   знакомимся   с   героями произведения. (Уже много дней герои в пути. Кажется, каждый из них предельно измотал: описание их лиц, фигур, глаз, голосов ­ детали, подтверждающие эту мысль (с. 201).) ­ Что еще мы можем сказать о героях? (Один из них попал в беду. А другой — Билл — бросил товарища, испугавшись, что тот будет ему обузой, и рассчитывая на то, что в одиночку легче спасти свою жизнь.) ­ Какие чувства испытывал покинутый герой? («...в глазах тоска», «отчаянная мольба человека, попавшего в беду» (с. 203).) ­ Как помогают описания природы понять одиночество и безнадежность попавшего в беду человека? (От слов «Над  самым горизонтом тускло светило  солнце...» до: «Ни деревьев, ни кустов, ни травы   —   ничего,   кроме   беспредельной  и  страшной  пустыни,  ­ и в   его   глазах   появилось  выражение страха»  (с. 203­204).) ­ Что же поддерживало путника после того, как Билл оставил его? Какой надеждой жил герой в начале своего пути без Билла?          Попытаемся составить цитатный план того пути, который прошел герой рассказа. 1) «Стараясь идти по следам Билла, путник перебирался от озерка к озерку по камням, торчавшим во мху, как островки». 2) «Как ни трудно ему было идти, еще труднее было уверить себя в том, что Билл его не бросил, что Билл, конечно, ждет его у тайника». 3) «Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек». 4) «Он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя». 5) «И когда он поднялся на ноги и поплелся дальше, мешочек лежал у него в тюке за спиной». 6) «Он полз по мокрому мху; одежда его намокла, тело зябло, но он не замечал ничего, так сильно терзал его голод». 7) «Он   заглядывал   в   каждую   лужу   и   наконец...   увидел...   одну­единственную   рыбку   величиной   с пескаря». 8) «Наступил день ­ серый день без солнца... Чувство голода... притупилось ... мысли прояснились ... и он опять думал ... о своем тайнике у реки Диз». 9) «В этот день он прошел не более десяти миль, а на следующий ... не больше пяти». 10) «Он разделил золото пополам ... Но ружье он все еще не бросил». 11) «Он опять разделил золото...». 12) «Медведь отступил в сторону, угрожающе рыча, в испуге перед этим таинственным существом, которое стояло прямо и не боялось его». 13) «Наступили страшные дни дождей и снега». 14) «Там, внизу, текла широкая, медленная река. Она была ему незнакома, и это его удивило». 15) «Опять послышалось сопение и кашель... и в двадцати шагах от себя он увидал серую голову волка». 16) «Он шел по следам другого человека... и скоро увидел конец его пути». 17) «...И   только   усилием   воли   он   заставил  себя   терпеть.   Потом  человек   перекатился   на   спину   и уснул». ­   Давайте еще раз на конкретных примерах покажем, как постепенно нарастает трагизм положения героя. Р а с с к а з  о в с т р е ч е  г е р о я  с в о л к о м ,  с о с т а в л е н н ы й  учащимися. ­  Пожалуй, одной из самых страшных и опасных была встреча человека с волком. Расскажите от этом. ­ Почему в этой смертельной схватке умирающий, обессиленный человек одерживает победу? ­ Какое значение, по­вашему, имеет этот эпизод в развитии действия рассказа? ­ Выделяем отдельные места повествования: «Будь то здоровый волк, человек не стал бы так сопротивляться, но ему было неприятно думать, что он попадет в утробу этой мерзкой твари, почти падали. Ему стало противно» (с. 219). «Он знал, что не проползет и полумили. И все­таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней». 4. Рассматривание иллюстраций к рассказу «Любовь к жизни». ­ Озаглавьте иллюстрации. ­ Какие еще эпизоды, по­вашему, можно было бы взять для иллюстрирования? ­ Расскажите подробнее, как вы их себе представляете. ­ Попытайтесь сделать свои иллюстрации. 5. Вывод по уроку.   Возможно,  именно поэтому  герой и оказался  победителем.  «Любовь к жизни» победила  смерть. Джек Лондон в своем рассказе выступает за дружбу и взаимопомощь. Он осуждает эгоизм. Трус, по убеждению автора, подвергается большей опасности, чем смелый человек. ­ Покажите это на примере Билла, бросившего своего товарища. 6. Домашнее задание. Д. Лондон. «Там, где расходятся пути». 7. Итоги по уроку. Выставление оценок. Урок 67. Внеклассное чтение. Э.Сетон­Томпсон. «Снап». Долгая жизнь рассказа. Цели: 1. Познакомить учащихся с замечательным канадским писателем Э. Сетоном­Томпсоном.             2. Заинтересовать, вызвать желание читать произведения писателя.             3. Пробудить интерес к творчеству писателя, к произведениям о природе.             4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, умение ценить то, что нас окружает. План. 1. Орг. момент.  2.Слово учителя. 3. Анализ рассказа «Снап». 4. Слово учителя. 5.  Ч т е н и е   начала  р а с с к а з а   Сетона­Томпсона   «Отчего   синицы   раз   в   году   теряют   рассудок»   и   его обсуждение. 6. вывод по уроку. 7. Домашнее задание. 8. Итоги по уроку. Литература. 1.Литература. 6 кл. Учеб.­хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Авт.­сост. В.П.Полухина. –  М.: Просвещение, 2003. 2. Полухина В.П. Метод. рекомендации  к учеб. хрестоматии «Литература. 6 кл.» ­ М.: Просвещение, 1994. 3. Рассказы писателя. Ход у р о к а 1. Орг. момент. 2. Слово учителя. а) Слово учителя о писателе. Тема природы, начатая в 6 классе произведением М. Пришвина, находит продолжение в зарубежной литературе, в творчестве Эрнеста Сетона­Томпсона. Канадский писатель­анималист Эрнест Сетон­Томпсон (1860­1946 гг.) в самом конце XIX ­ начале XX веков создал себе мировую славу многочисленными книгами о животных, основанными на научном подходе к изображению четвероногих и пернатых героев. Он с детских лет жил в Канаде, и там проходила его работа по изучению диких животных в естественных условиях. б) Чтение вступительной статьи В. Бианки и И. Сладкова. ­ В чем состоит заслуга Сетона­Томпсона как писателя? Чем можно объяснить распространение его книг во всех странах мира? ­ Что показалось вам интересным и необычным в рассказе о Сетоне­Томпсоне? ­ Прочтите еще раз строки из автобиографии писателя о выборе своего жизненного пути. Как вы понимаете эти строки? 3. Анализ рассказа «Снап». а)Б е с е д а  по р а с с к а з у ,  х у д о ж е с т в е н н ы й  пер е с к а з  э п и з о д о в . ­ Как вел себя Снап при первом знакомстве с новым хозяином? (Художественный пересказ эпизода подготовленным учеником.) ­ Какой способ воспитания Снапа избрал рассказчик?        ­ «В   телеграмме   он   (Снап)   не   зря   был   назван   замечательным   щенком».   Когда   и   при   каких обстоятельствах  Снап оправдал хвалебную телеграмму?  (Художественный  пересказ  эпизода «В охоте участвует Снап».) ­ «У гончих ­ прекрасные носы, у борзых быстрые ноги, волкодавы и доги ­ силачи, но все они ничего не стоят, потому что беззаветное мужество есть только у бультерьера». Когда рассказчик пришел к такому выводу? ­ Что заставило старого Пенруфа пробормотать дрогнувшим  голосом: «Лучше бы у меня пропало двадцать быков». ­ Подумайте, какие слова из рассказа можно было бы поставить эпиграфом к этому произведению?  Р а с с м а т р и в а н и е   с л а й д о в   с  рисункам  и   самого  п и с а т е л я   б) и л л ю с т р а ц и й  в учебнике, р и с у н к о в  у ч е н и к о в . ­ Как удалось Сетону­Томпсону передать в рисунках характер Снапа? (при   помощи   диаскопа), 4. С л о в о   у ч и т е л я .  В 1870 году семья Эрнеста из приморского городка Саус­Шильдс, где он родился, переехала в г. Торонто. Больше   всего   маленького   мальчика   интересуют   птицы.   Он   пробовал   их   зарисовывать   в   мастерской   по изготовлению чучел (демонстрируются чучела животных, птиц, картины с изображением животных средней полосы),  а также собирал ракушки, перья и всякие диковинки леса, воображал себя Робинзоном Крузо. Когда   Эрнесту   было   15   лет,   здоровье   его   сильно   пошатнулось,   он   заболел   туберкулезом.   Врач посоветовал   переменить   обстановку,   и   Эрнест   выбрал   ту   ферму,   где   жила   его   семья   раньше,   где   он чувствовал себя счастливым. У Эрнеста все находили талант художника, но ему хотелось быть ученым­натуралистом. По мнению отца, эта профессия не имела перспективы, а талант художника мог обеспечить сыну верный заработок. И Эрнест стал учиться в художественной школе Онтарио, в 19 лет закончил ее с золотой медалью. Через   год,   выдержав   огромный   конкурс   (поступили   6   человек   из   ста!),   он   становится   студентом Королевской академии Лондона. Но тяжелое материальное положение заставило его вернуться в родной дом, чтобы, объединившись с братьями (их было 10 человек), получить дополнительный участок земли для посевов пшеницы, овса, картофеля. И опять будущего писателя окружает удивительный мир природы, мир животных и птиц. В 1883 году Эрнест Сетон­Томпсон впервые узнал о замечательных открытиях Дарвина; рассказы о нем увлекали будущего писателя как сказки. И он дал себе клятву: никогда не поднимать ружья против великолепных и редких зверей американских лесов. В ноябре 1883 года Сетон­Томпсон круто меняет свою жизнь  и уезжает в США, в Нью­Йорк, где становится известным художником. Вскоре получает широкую известность как рассказчик историй из жизни животных. Такие   рассказы,   как   «Лобо»,   «Мустанг­иноходец»,   «Вулли»,   «Красношейка»  вошли   в   его   первый сборник, снабженный рисунками автора. Сборник имел громадный успех. Вслед   за   первым   сборником   появились   и   другие;   научный   труд   «Жизнь   северных   зверей»   был опубликован в двух томах. Спустя 10 лет вышел еще один большой научный труд ­«Жизнь диких зверей» ­ в четырех томах. Книга «Моя жизнь», являющаяся художественной автобиографией писателя, была написана в 1940 году, когда Томпсону исполнилось уже 80 лет. 5.  Ч т е н и е  начала р а с с к а з а  Сетона­Томпсона «Отчего синицы раз в году теряют рассудок» и его обсуждение. ОТЧЕГО СИНИЦЫ РАЗ В ГОДУ ТЕРЯЮТ РАССУДОК В давно минувшие времена, когда на севере Америки еще не бывало зимы, синицы весело жили в лесах вместе   с   корольками,  кедровками   и   другими   своими   родичами   и   ни   о   чем   не   заботились,  кроме удовольствий. Но вот однажды осенью мать­природа предупредила всех пернатых певуний, что они должны поскорее улететь на юг, так как сюда надвигаются могущественные враги: снег, холод и голод. Кедровки   и   другие   родичи   синиц   принялись   обсуждать,   куда   лететь.   И   только   синица, предводительница всей стаи, хохотала, кувыркаясь на сучке, как на трапеции. «Отправляться в такую даль? ­ пищала она. ­ Вот еще! Нам и здесь хорошо. Враки, не будет ни снега, ни   холода,   ни   голода!   Никогда   за   всю   свою   жизнь   ничего   подобного   я   не   видела и не верю в них». , Но кедровки и корольки так суетились, что в конце концов их волнение заразило и синиц. Они даже оставили на время свои забавы и принялись допытываться у родственников, в чем, собственно, дело. К их большому   неудовольствию,   оказалось,   что   все   они   должны   отправиться   в   длительное   путешествие,   ­ корольки, например, полетят до самого Мексиканского залива. А кроме того, лететь придется по ночам, чтобы не попасть в лапы к ястребу, а погода наверняка будет бурной. Конечно, синицы сказали, что все это чепуха, и снова принялись беззаботно распевать и гоняться друг за другом. Между тем корольки и другие птички стали готовиться к длительному путешествию и разузнавать дорогу на юг. Большая, широкая река, текущая к югу, луна в небе и дикие гуси, также переселявшиеся в теплые страны, должны были служить их путеводителями, а во время ночного полета нужно будет петь, чтобы не отбиться друг от друга. Шумные,   веселые   синицы   продолжали   насмехаться   над   своими   родичами,   которые   собрались   в огромную   стаю   в   лесу   над   рекой.   Наконец,   когда   луна   подсказала   им,   что   время   настало,   пернатые переселенцы разом вспорхнули и улетели в темноту. Синицы заявили, что все их родичи ­ сумасшедшие, еще раз посмеялись над Мексиканским заливом и, кувыркаясь в воздухе, принялись играть в салочки в лесу, который был теперь пустынным и неприветливым, а кроме того, погода становилась непривычно холодной. Наконец действительно пошел снег, наступили морозы, и синицы совсем растерялись. Куда девалась их былая веселость! Им стало страшно, и они беспомощно носились по лесу, ища, у кого бы спросить совета, у кого бы узнать, как найти путь на юг. По­моему, не было беличьего дупла, в которое не заглянули бы синицы и не спросили, уж не это ли Мексиканский залив. Но ­ увы! ­ никто ничего не мог им объяснить, никто не собирался в ту сторону, а большая река была скрыта под ледяным снежным покровом. Тут мимо них промчался вестник, которого мать­природа послала на север к оленям. Однако он заявил синицам, что не может служить им проводником, так как не получил никаких распоряжений, да и вообще летит не в ту сторону. Кроме того, они ведь были предупреждены, как и их родичи, которых они же называли «сумасшедшими», а теперь мать­природа, разгневанная непослушанием, наверное, прикажет им оставить всякую надежду на переселение в теплые страны. Не хотели слушаться вовремя ­ теперь пусть пеняют на себя... В о п р о с ы   и задания по прочитанному: ­ Придумайте сами конец рассказа. ­ Почему,   на   ваш   взгляд,   это   произведение   можно   назвать   рассказом,   а   можно   ­   сказкой?   Какое произведение, изученное в этом году, напоминает вам этот рассказ? 6. Вывод по уроку. ­ Что испытывали вы, читая рассказы Сетона­Томпсона? ­ Можете   ли   вы   назвать   произведения   о   животных   других   писателей,   которые   произвели   на   вас сильное впечатление? (Бианки, Паустовский, Чаплина и др.) ­ Что роднит их с произведениями Сетона­Томпсона? 7. Домашнее задание. Р.Бредбери. «Каникулы» (прочитать). 8. Итоги по уроку. Выставление оценок. Урок 68. Смысл названия рассказа Р.Бредбери «Каникулы». Заключительный урок. Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «научно­фантастическая литература».             2. Формировать вкус к хорошей научно­фантастической литературе.             3. Выяснить смысл названия рассказа «Каникулы».             4. Раскрыть основную идею рассказа.             5. Воспитывать любовь к близким, бережное отношение к родителям, ко всему, что окружает. План. 1. Орг. момент. 2. Слово учителя. 3.Чтение статьи «Рей Брэдбери» . 4. Анализ рассказа. 5. Самостоятельная работа. 6. Вывод по уроку. 7. Домашнее задание. 8. Итоги по уроку. 1.Литература. 6 кл. Учеб.­хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Авт.­сост. В.П.Полухина. –  М.: Просвещение, 2003. 2. Полухина В.П. Метод. рекомендации  к учеб. хрестоматии «Литература. 6 кл.» ­ М.: Просвещение, 1994. 3. Рассказы писателя. Литература. 1. Орг. момент. Ход у р о к а . 2. Слово учителя.  Знакомство с понятием научно­фантастич е с к о й  литературы. ­   Эта литература вышла из сказки. В сказке содержится все многообразие тем и приемов изображения, характерных для литературы на всем протяжении ее развития. Научно­фантастическая литература широко использует главный прием изображения в сказке ­ прием фантастики. В научную фантастику перешли из сказки условность места и времени действия. И, конечно же, научно­фантастическая литература взяла от сказки образ волшебной силы, олицетворяющей всемогущество. 3. Чтение статьи «Рей Брэдбери» (учебник, с. 242). ­ Как вы понимаете выражение «Фантастика о будущем помогает жить в настоящем»? ­ Как вы понимаете высказывание Р. Брэдбери, вынесенное в эпиграф к теме? «Зачем   нужно   покорять   космос?   Для   чего?..   Космос   ­   это   попытка   человека   стать   причастным Вселенной. Наша жизнь и будущее человечества зависят от этого... Да, конец наступит. Земля не вечна. Прах или звезды. Выбирайте. Я выбираю звезды». 4. Анализ рассказа. Задание.   Выделите ключевые слова­образы в описании пейзажа. (Тишина, безмолвие.) ­ Почему мы чувствуем тревогу в описании чудесного летнего дня на берегу моря? («Край был недвижим, и все двигалось»; «Море было неспокойно, и море молчало»; «...сплошной парадокс:   безмолвие   срасталось   с   безмолвием,   звук   со   звуком».   Из   мира   ушло   человеческое   су­ ществование!) ­ По каким деталям текста видно, что семья осталась в одиночестве на всем материке? ­ Доставляет ли им настоящую радость возможность отдыхать у моря? Отметьте детали. («...вздохнув»,   «попыталась   улыбнуться»,   «глаза   матери,   серьезные,   пытливые»,   когда­то   на этом пляже «людей было столько, сколько песка».) ­ Когда и при каких обстоятельствах исчезли люди? (Пересказать.) ­ Стало ли хорошо семье, когда по их желанию все другие люди исчезли с лица земли? Как они были наказаны? Проследите изменение настроения отца. ­ Почему мать боялась, что желание ее сына не совпадет с ее желанием? ­ Как вы думаете, что написал мальчик в записке? ­ В чем особенность порядка изложения событий в рассказе? (Повествование начинается с середины.) Попытайтесь изложить события в логической и временной последовательности. ­ В чем, по­вашему, смысл названия этого рассказа? (Родители не подумали о том, что старость сына будет еще более страшной, чем их собственная. По собственному эгоизму герои лишили себя и сына  настоящей жизни, превратив ее в бесконечные и скучные каникулы. Настоящие каникулы потому и  радостные, что ограничены временем.) 5. Самостоятельная работа.     Попытайтесь сочинить продолжение этого фантастического рассказа. 6. Вывод по уроку. ­ С какими произведениями, прочитанными вами ранее, вы могли бы поставить рядом этот рассказ? Что у них общего? (Распутин   в   «Уроках   французского»,   Астафьев   в   рассказе   «Конь   с   розовой   гривой»   и   др. призывают: «Спешите делать добро!».) ­ Почему прочитанные рассказы Рея Брэдбери называются фантастическими? ­ В чем, по­вашему, смысл эпиграфа «Я выбираю звезды?» Как он связан с содержанием прочитанных рассказов? 7. Домашнее задание. «Зелёное утро». 8. Итоги по уроку. Выставление оценок. Урок 92 РЕЙ БРЭДБЕРИ. РАССКАЗ «ЗЕЛЕНОЕ УТРО» Ход урока 1. Проверка домашнего задания. 1.Чтение с о ч и н е н и й . 2. З а д а н и е : ­ Подумайте, какие фольклорные традиции используются Р. Брэдбери в рассказе «Каникулы»? II. Изучение нового материала. 1. Ч т е н и е    р а с с к а з а  «Зеленое утро» и   его   обсужд е н и е . В о п р о с ы  для обсуждения: ­ Где происходят события? Каков Марс в художественном мире Брэдбери? (с. 254­255.) ­ Зачитайте эпизод, рассказывающий о первом утре Бенджамена Дрисколла на Марсе, (с. 254.) Можно ли понять, как складывалась его жизнь на Земле? ­ Что заставило Бенджамена остаться на опасной для него планете? ­ Почему в течение целого месяца он ни разу не поворачивался «лицом в ту сторону, откуда пришел»? («Оглянуться ­ значит пасть духом», с. 255.) ­ Где и как использует автор прием фантастики? В каком об разе выступает волшебная сила? (Фантастично   место   и   время.   Наглядно   показана   победа   добра.   Волшебная   сила  ­  в необыкновенном марсианском дожде, сделавшем марсианское утро зеленым.) ­ В чем смысл названия рассказа? (Рассказ выражает надежду на наступление «зеленого утра» для человечества, потому что в человеке   велика   сила   и   потребность   делать   добро,   он  обладает   стойкой   готовностью   бороться   с невзгодами.) ­ С   какими   произведениями,   прочитанными   вами   ранее,   вы могли бы поставить рядом этот рассказ? Что у них общего? (Распутин   в   «Уроках   французского»,   Астафьев   в   рассказе   «Конь   с   розовой   гривой»   и   др. призывают: «Спешите делать добро!».) ­ Почему прочитанные рассказы Рея Брэдбери называются фантастическими? ­ В чем, по­вашему, смысл эпиграфа «Я выбираю звездьЬ? Как он связан с содержанием прочитанных рассказов? II. Подведение итогов урока. Домашнее задание: рассмотреть репродукцию картины К. Ф. Юона «Новая планета», подготовиться к сочинению. 4. Ч т е н и е  и обсуждение р а с с к а з а  «Мальчик и рысь». Учитель. В 1870 году семья Эрнеста из приморского городка Саус­Шильдс, где он родился, переехала в   г.   Торонто.   Больше   всего   маленького   мальчика   интересуют   птицы.   Он   пробовал   их   зарисовывать   в мастерской   по   изготовлению   чучел  (демонстрируются   чучела   э/сивотных,   птиц,   картины   с изображением животных средней полосы),  а также собирал ракушки, перья и всякие диковинки леса, воображал себя Робинзоном Крузо. Когда   Эрнесту   было   15   лет,   здоровье   его   сильно   пошатнулось,   он   заболел   туберкулезом.   Врач посоветовал   переменить   обстановку,   и   Эрнест   выбрал   ту   ферму,   где   жила   его   семья   раньше,   где   он чувствовал себя счастливым. В лесной глуши он перенес и сильнейшее испытание, описанное им в рассказе «Мальчик и рысь». (Чтение рассказа.) В о п р о с ы   по т е к с т у : ­ Как протекает жизнь мальчика в лесной глуши? ­ Какая беда обрушилась на дом мальчика? ­ Почему этот год был для рыси тяжелым? ­ Почему мальчик и рысь оказались врагами? (Борьба за выживание.) ­ На чьей стороне симпатии автора? ­ В чем смысл такого конца рассказа: «В дальнем конце дупла нашли высохшие тельца двух рысят, лежавших рядом с матерью, в боку которой торчал обломок старой остроги». А   в   книге   «Моя   жизнь»   рассказ   о   рыси   кончается   словами:   «Рысь   вырвалась   на   свободу.   Она промчалась со всех ног, быстро­быстро. .. и исчезла... Больше мы ее никогда не видели». ­ Какая из заключительных фраз яснее выявляет авторскую позицию? 5. Продолжение р а с с к а з а  у ч и т е л я . У Эрнеста все находили талант художника, но ему хотелось быть ученым­натуралистом. По мнению отца, эта профессия не имела перспективы, а талант художника мог обеспечить сыну верный заработок. И Эрнест стал учиться в художественной школе Онтарио, в 19 лет закончил ее с золотой медалью. Через   год,   выдержав   огромный   конкурс   (поступили   6   человек   из   ста!),   он   становится   студентом Королевской академии Лондона. Но тяжелое материальное положение заставило его вернуться в родной дом, чтобы, объединившись с братьями (их было 10 человек), получить дополнительный участок земли для посевов пшеницы, овса, картофеля. И опять будущего писателя окружает удивительный мир природы, мир животных и птиц. В 1883 году Эрнест Сетон­Томпсон впервые узнал о замечательных открытиях Дарвина; рассказы о нем увлекали будущего писателя как сказки. И он дал себе клятву: никогда не поднимать ружья против великолепных и редких зверей американских лесов. В ноябре 1883 года Сетон­Томпсон круто меняет свою жизнь  и уезжает в США, в Нью­Йорк, где становится известным художником. Вскоре получает широкую известность как рассказчик историй из жизни животных. Такие   рассказы,   как   «Лобо»,   «Мустанг­иноходец»,   «Вулли»,   «Красношейка»  вошли   в   его   первый сборник, снабженный рисунками автора. Сборник имел громадный успех. Вслед   за   первым   сборником   появились   и   другие;   научный   труд   «Жизнь   северных   зверей»   был опубликован в двух томах. Спустя 10 лет вышел еще один большой научный труд ­«Жизнь диких зверей» ­ в четырех томах. Книга «Моя жизнь», являющаяся художественной автобиографией писателя, была написана в 1940 году, когда Томпсону исполнилось уже 80 лет. 6. Ч т е н и е  начала р а с с к а з а  Сетона­Томпсона «Отчего синицы раз в году теряют рассудок» и его обсуждение. ОТЧЕГО СИНИЦЫ РАЗ В ГОДУ ТЕРЯЮТ РАССУДОК В давно минувшие времена, когда на севере Америки еще не бывало зимы, синицы весело жили в лесах вместе   с   корольками,  кедровками   и   другими   своими   родичами   и   ни   о   чем   не   заботились,  кроме удовольствий. Но вот однажды осенью мать­природа предупредила всех пернатых певуний, что они должны поскорее улететь на юг, так как сюда надвигаются могущественные враги: снег, холод и голод. Кедровки   и   другие   родичи   синиц   принялись   обсуждать,   куда   лететь.   И   только   синица, предводительница всей стаи, хохотала, кувыркаясь на сучке, как на трапеции. «Отправляться   здесь   хорошо. в   такую     Враки,   за   всю   свою   жизнь Нам   и   лода! и не верю в них».   Никогда     ­ даль?   не   будет   ни   снега, она.   ни   холода,   ничего   подобного   я   не пищала   Вот ­     ни     еще! го видела     , Но кедровки и корольки так суетились, что в конце концов их волнение заразило и синиц. Они даже оставили на время свои забавы и принялись допытываться у родственников, в чем, собственно, дело. К их большому   неудовольствию,   оказалось,   что   все   они   должны   отправиться   в   длительное   путешествие,   ­ корольки, например, полетят до самого Мексиканского залива. А кроме того, лететь придется по ночам, чтобы не попасть в лапы к ястребу, а погода наверняка будет бурной. Конечно, синицы сказали, что все это чепуха, и снова принялись беззаботно распевать и гоняться друг за другом. Между тем корольки и другие птички стали готовиться к длительному путешествию и разузнавать дорогу на юг. Большая, широкая река, текущая к югу, луна в небе и дикие гуси, также переселявшиеся в теплые страны, должны были служить их путеводителями, а во время ночного полета нужно будет петь, чтобы не отбиться друг от друга. Шумные,   веселые   синицы   продолжали   насмехаться   над   своими   родичами,   которые   собрались   в огромную   стаю   в   лесу   над   рекой.   Наконец,   когда   луна   подсказала   им,   что   время   настало,   пернатые переселенцы разом вспорхнули и улетели в темноту. Синицы заявили, что все их родичи ­ сумасшедшие, еще раз посмеялись над Мексиканским заливом и, кувыркаясь в воздухе, принялись играть в салочки в лесу, который был теперь пустынным и неприветливым, а кроме того, погода становилась непривычно холодной. Наконец действительно пошел снег, наступили морозы, и синицы совсем растерялись. Куда девалась их былая веселость! Им стало страшно, и они беспомощно носились по лесу, ища, у кого бы спросить совета, у кого бы узнать, как найти путь на юг. По­моему, не было беличьего дупла, в которое не заглянули бы синицы и не спросили, уж не это ли Мексиканский залив. Но ­ увы! ­ никто ничего не мог им объяснить, никто не собирался в ту сторону, а большая река была скрыта под ледяным снежным покровом. Тут мимо них промчался вестник, которого мать­природа послала на север к оленям. Однако он заявил синицам, что не может служить им проводником, так как не получил никаких распоряжений, да и вообще летит не в ту сторону. Кроме того, они ведь были предупреждены, как и их родичи, которых они же называли «сумасшедшими», а теперь мать­природа, разгневанная непослушанием, наверное, прикажет им оставить всякую надежду на переселение в теплые страны. Не хотели слушаться вовремя ­ теперь пусть пеняют на себя... В о п р о с ы   и задания по прочитанному: ­ Придумайте сами конец рассказа. ­ Почему,   на   ваш   взгляд,   это   произведение   можно   назвать   рассказом,   а   можно   ­   сказкой?   Какое произведение, изученное в этом году, напоминает вам этот рассказ? ­ Нарисуйте свои иллюстрации к рассказу «Отчего синицы раз в году теряют рассудок». П. Подведение итогов урока. Домашнее задание: прочитать рассказ «Снап» (учебник, с. 226­239); выборочный пересказ эпизодов (индивидуальные задания).

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018