Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»
Оценка 4.8

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Оценка 4.8
Аудио +8
docx
Междисциплинарный 4
Детсад—11 кл
25.02.2019
Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»
Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа») Тип урока: урок-исследование Цель урока: доказать с помощью исследования, как музыка русского народа поднимала в человеке дух патриотизма. Задачи: • воспитывать патриотические чувства школьников, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению путем приобщения к героической музыке, написанной в годы войны; • развивать творческое мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений, интегрируя с изобразительным искусством, историей, литературой; • обогащать духовный мир ребенка, приобщая его к лучшим образцам русской музыки героико-патриотической тематике. Структура урока: Организационный момент: – Мотивация. – Проблемная ситуация. – Слушание и осмысливание. – Закрепление нового материала. – Выполнение творческих заданий. – Оценивание. Виды деятельности учащихся: 1. Слушание музыки. 2. Вокально-хоровая работа. 3. Анализирование музыкальных произведений. Методы обучения: • Словесный. • Наглядно-слуховой. • Стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковой ситуации. • Анализ, сравнение, обобщение. Оборудование: видеофрагменты из документальных фильмов, аудиозаписи песен, портреты композиторов, фортепиано, компьютер, презентация, мультимедийный проектор. Музыкальные материалы: • русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»; • хор из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский» «Вставайте, люди русские»; • песни военных лет: o сл. Лебедева-Кумача, муз. Александрова «Священная война»; o сл. Матусовского, муз. Баснера «На безымянной высоте»; o сл. Суркова, муз. Листова «В землянке»; o сл. Исаковского, муз. Блантера «Катюша»; o сл. Шведова, муз. Новикова « Смуглянка»; o сл. Жигалкиной, муз. Савельева «Большой хоровод». Изобразительный ряд: воины времен Ледового побоища, война с Наполеоном 1812 год, солдаты Великой Отечественной войны.
«Дух патриотизма в музыке русского народа»).docx
Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа») Тип урока: урок­исследование Цель урока: доказать с помощью исследования, как музыка русского  народа поднимала в человеке дух патриотизма. Задачи:  воспитывать патриотические чувства школьников, любовь к своей  Родине, уважение к старшему поколению путем приобщения к  героической  музыке, написанной  в годы войны;  развивать творческое мышление и воображение учащихся  посредством слушания и анализа музыкальных произведений,  интегрируя с изобразительным искусством, историей, литературой;  обогащать духовный мир ребенка, приобщая его к лучшим образцам  русской музыки героико­патриотической тематике. Структура урока: Организационный момент: – Мотивация. – Проблемная ситуация. – Слушание и осмысливание. – Закрепление нового материала. – Выполнение творческих заданий. – Оценивание. Виды деятельности учащихся: 1. Слушание музыки. 2. Вокально­хоровая работа. 3. Анализирование  музыкальных произведений. Методы обучения:  Словесный.  Наглядно­слуховой.  Стимулирование музыкально­творческой деятельности через    создание проблемно­поисковой ситуации.  Анализ, сравнение, обобщение. Оборудование: видеофрагменты из документальных фильмов,  аудиозаписи песен, портреты композиторов, фортепиано, компьютер,  презентация, мультимедийный проектор. Музыкальные материалы:   русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»;  хор из кантаты С.С.Прокофьева  «Александр Невский» «Вставайте,  люди русские»;  песни военных лет:   o сл. Лебедева­Кумача, муз. Александрова «Священная война»; o сл. Матусовского, муз. Баснера «На безымянной высоте»; o сл. Суркова, муз. Листова «В землянке»; o сл. Исаковского, муз. Блантера  «Катюша»;      o сл. Шведова, муз. Новикова « Смуглянка»; o сл. Жигалкиной, муз. Савельева  «Большой хоровод». Изобразительный ряд: воины времен Ледового побоища, война с  Наполеоном 1812 год, солдаты Великой Отечественной войны. Музыкальный эпиграф: «Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой, Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную!» В. Луговской С.Прокофьев Литературный эпиграф: «Если завтра война, – всколыхнется страна От Кронштадта до Владивостока. Всколыхнется страна, велика и сильна, И врага разобьем мы жестоко. Подымайся народ, собирайся в поход! Барабаны, сильней барабаньте! Музыканты вперед! Запевалы, вперед! Нашу пеню победную гряньте!» В. Лебедев­Кумач, 1938 г. ХОД УРОКА 1. Вход в класс под  музыку С.С. Прокофьева «Вставайте, люди  русские» из кантаты «Александр Невский». 2.Музыкальное приветствие: «Музыкальный урок» сл. Серпина, муз.  Тиличеевой. УРОК МУЗЫКАЛЬНЫЙ Слова и музыка Н. Тананко Очень долго я понять не мог Отчего мне нравится урок. Я отправляюсь в мир чудес, Душа взлетает до небес, И открываются все дверцы у сердец. ПРИПЕВ. Урок музыкальный, И класс наш печально Под звуки рояля затих. И жив композитор, И души открыты, Любовь поселяется в них. На уроке трудится душа, И минуты, кажется, спешат... Нам с музыкальной высоты Иными видятся мечты, Они так искренни, прекрасны и чисты. ПРИПЕВ. Если от проблем отбоя нет, В музыке на все найдешь ответ. И на уроке каждый раз Добрей становится наш класс, Пусть будет музыка у каждого из нас. ПРИПЕВ. Представление гостей. Слайд №1 Учителем озвучивается литературный эпиграф.  Литературный эпиграф: «Если завтра война, – всколыхнется страна От Кронштадта до Владивостока. Всколыхнется страна, велика и сильна, И врага разобьем мы жестоко. Подымайся народ, собирайся в поход! Барабаны, сильней барабаньте! Музыканты вперед! Запевалы, вперед! Нашу песню победную гряньте!» В. Лебедев­Кумач, 1938 г. Учитель: Ребята, скажите, какой характер носила музыка, под которую вы  зашли в класс? (Она маршевая, героическая). – Что вы представили, слушая музыку этого произведения? К чему  призывала русских людей эта песня? (призывала к борьбе с врагом,  звучала торжественно, возбужденно, призывно). Слайд №2 – Давайте попробуем на этом уроке провести исследование и докажем, что  музыка русского народа во все времена помогала людям бороться с врагом. Ставим проблемную ситуацию на двух эпиграфах, выделяем главные слова   (вставайте, подымайся, вперед, гряньте). Слайд №3 Учитель: Ребята, давайте вспомним тему нашей четверти. «Что значит  современность в музыке?» – Сколько вы знаете разновидностей музыки? (Композиторская,  народная, композиторская в народном стиле). – Назовите черты русской народной музыки? (Лирическая, распевная,  нежная). – Как вы думаете, музыка под которую мы заходили в класс –  композиторская, народная, композиторская в народном  стиле? (Композиторская в народном стиле). Война и песня, что может быть общего?  Д. Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на  привале, и даже в бою ОНИ вдохновляли бойцов. В минуты отдыха  песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные  минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, и победить. Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата. Слайды № 4­6 Учитель: Ребята, давайте прослушаем это произведение еще раз, более  внимательно, и попробуем представить себе события, которые происходили в это время. – Какой образ вы себе нарисовали? (Образ воинов, которые идут на  борьбу с врагом, они сильные, смелые герои). Слайды № 7­8 Учитель: Это произведение композитора С.С. Прокофьева кантата  «Александр Невский» было написано в 1939 году (в ХХ веке), а посвящено  событию, произошедшему в XIII веке и известному как Ледовое побоище. – Как вы думаете, кто такой Александр Невский? Какими качествами  характера он обладал? (Сильный, смелый русский богатырь, герой,  ведет за собой свою дружину на борьбу с врагами земли русской). – А что поднимает воинов на войну, на борьбу, чем эти люди сильны? (Они  сильны духом, на борьбу поднимает  любовь к Родине, патриотизм). – Какой был древнерусский обычай возвещать о важных событиях, о  приближении опасности, собирать весь народ на Вече? (Колокола –  набаты, которые звонили на колокольне). Учитель: Молодцы. Песня призывает к борьбе, мы слышим этот зов в самом  начале мелодии: интервала кварты всегда ассоциируется у человека с  призывом, сигналом к вниманию. Ритм марша подчеркивает героический  величавый характер хора, поднимает дух человека. Слайд №9 – Ребята, это произведение написано в жанре кантаты – это вокальный  жанр для хора, солистов и оркестра. Слайд № 10­16 Раздать листы на три группы Задание №1. Выбрать из списка песен: 1. песни,  написанные до  войны; 2.песни, написанные во время войны 3.песни, написанные после войны. 1. А. Новиков  “Вставайте люди  русские” 2. А. Александров  “Священная война” 3. К. Листов “В  землянке” 4. Д.Тухманов “День  Победы” 5. Я. Френкель  “Журавли” 6. Н. Богословский  “Темная ночь” 7. М. Блантер  “Катюша” 8. А. Новиков  “Смуглянка” 9. Солдатушки,  бравы ребятушки У ­ Какая из песен была написана первой во время войны? Д ­ “Священная война” У ­ Почему Вы так решили? Д­ Песня начинается словами “Вставай страна огромная” 3. Слайд №19 (видеофрагмент «Священная война»)  4. Учитель: Великая Отечественная война – сколько горя, несчастья,  боли оставила она в душе каждого человека. Песня написана в первые дни войны. У ­ Кто из Вас нашел материал об истории создания этой песни? Д ­ Творческий ответ уч­ся. «Священная война» Музыка Александра Александрова; Слова В.Лебедева – Кумача 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали  стихотворение В. И. Лебедева­Кумача, начинавшееся словами: «Вставай,  страна огромная, вставай на смертный бой...» Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного  ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело  на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На  другой день, придя на репетицию, композитор объявил: – Будем разучивать новую песню – «Священная война» . Стихи В.И. Лебедева­Кумача, начинавшиеся этими строками, призывным  набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов  советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и  готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну. Первое исполнение песни состоялось на Белорусском вокзале 27 июня  1941г. Вспоминает один из исполнителей: «Мы пели «Священную войну» для  уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение,  которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением  огромной жизненной правды. Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках..., вдруг встали после  первого куплета «Священной войны» и в наступившей тишине, стоя,  слушали песню… Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь  подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной  улыбкой матери или жены». Ее чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что песню пришлось  повторить пять раз. Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его  вместе с советскими воинами через все испытания к победе. Вскоре «Священную войну» пели по всей стране. Она звучала каждое утро  по радио сразу после боя Кремлевских курантов. ее слышали на переднем  крае фронта, в тылу, в партизанских отрядах. Песня шла с солдатами в бой, вливая в них новые силы, отвагу и смелость. . 5. (Слушаем отрывок, кто знает поем вместе   «Вставай страна Обратите внимание на силу и мощь музыки и слов. огромная…») Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков  впоследствии назвал «Священную войну» бессмертной песней. Именно  ей суждено было стать символом и музыкальной эмблемой сурового  времени. Слайд  №20. – Ребята, как на вас воздействовала эта песня, к чему она призывала  советских людей? (Песня призывает к борьбе с врагом, утверждающе  звучат слова и мелодия) Слайды №21­23 – Ребята, эта песня призывает сражаться советских людей, защищать свою  Родину, она поднимает дух народа. Учитель: В этом году наша страна 9 мая отмечает 74­ю годовщину ВОВ. Во  время войны артистов практически не брали в армию. Из них создавались  концертные бригады, которые ездили по воинским частям и давали  концерты для поднятия боевого духа солдат. Часто эти концерты  проходили на передовой, между боями,  в такие редкие моменты  передышки. Слайд № 10­16 6. Учитель: Ребята, знакома ли вам эта музыка? (Играю мелодию  «Солдатушки, бравы ребятушки»). (Знакома, это песня «Солдатушки,  бравы ребятушки»). Учитель: Композиторская она или народная? (Народная, солдатская) – Давайте попробуем исполнить. Постараемся передать характер,  настроение мелодии  Учитель: В армии много песен складывали солдаты – участники военных  событий. Это были песни о славных суворовских походах, о борьбе с  наполеоновской армией и др. военных сражениях. Солдаты сочиняли песни  разных жанров, появлялись «походные», маршевые песни. Песня  «Солдатушки…» была написана во времена Отечественной войны 1812  года, когда Наполеон решил с ходу завоевать Россию, а в результате, что  получилось? Мы его победили. Слайд №17 – Ребята, какой образ рисует эта песня? (Образ бравых солдат). – Какие это люди? (Смелые, мужественные, энергичные) – Какого характера мелодия в песне? (Удалая, бойкая, маршевая) – К чему призывает эта музыка? (К борьбе с врагами, поднимает дух  русского бравого солдата). 7. Послушайте еще одну песню. Н.Богословского “Темная ночь” Показ  слайда с портретом композитора У ­ Когда эта песня была написана? До войны, во время войны, после  войны? Д ­ Во время войны. Она сближала расстояние между домом и  фронтом. У ­ Какой образ создал композитор в этой песне? Д ­ Лирический. У ­ Написал эту песню композитор Никита Богословский, а исполнил в  фильме “Два бойца” певец Марк Бернес.  У ­ Как Вы думаете, а нужны ли были такие, лирические песни на фронте,  разве они могли поднять боевой дух солдат? Д ­ Они должны были знать, за что они воюют. За свою мать, жену,  детей, за Родину. Встреча с родными и любимыми приближали победу. У ­ А какую песню Вы знаете близкую песне “Темная ночь” Никиты  Богословского? Д­ Песня “В землянке”. Выполнение задания №2. (первая группа уч­ся) У ­ Кто знает , как родилась эта песня? Кто нашел материал об истории  создания этой песни? «В землянке» муз. Константин Листова, сл. Алексей Суркова Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», «родилась»  совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года  стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил  жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и  глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора  Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым  исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в  «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал. Так «Землянка» – песня, вошла в народную память как неотъемлемый  спутник Великой Отечественной войны. Вывод: Лирические песни придавали силы бойцам. У ­ А какие песни были написаны до войны? Есть ли в нашем репертуаре  выученных песен такие песни? д ­ “Смуглянка”, “Катюша”. У ­ Какую роль играли песни, написанные до войны? Почему они были  востребованы? Д­ Эти песни поднимали настроение “на зло врагам”.   Вывод: песни, написанные до войны в 1939 ­ 40­х годах также пользовались уважением и любовью. Поднимали настроение бойцов. Ведь солдат такой  же, человек как и мы с Вами, и ему ничто человеческое не чуждо. У ­ А теперь поговорим о песнях написанных после Великой Отечественной  войны. Какие песни были написаны после войны? (работа с раздаточным  материалом) Я. Френкеля “Журавли” (1 куплет). Вывод: У ­ Нужны ли сегодняшнему поколению песни написанные после войны?  Ведь война уже закончилась? Как Вы думаете? Д ­ Чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы  мы знали историю Отечественной войны, чтобы мы уважали тех, кто  защищал нашу Родину. Слайды №24­25 Ученик: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит  Музыки вдвойне! 8. Поют «Смуглянку» Нынче – у нас передышка, Завтра вернемся к боям. Что ж твоей песни не слышно, Друг наш походный баян? 9. Поют «Катюшу» Пой, наш певучий братишка, Наш неразлучный баян! Нынче у нас передышка, Завтра – вернёмся к боям. 10. Поют «Землянку» Почему все не так? Вроде – все как всегда: То же небо –  опять голубое, Тот же лес, то же воздух и та же вода… Только он не вернулся из боя. 11. Поют «журавли Слайд № 26 Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Мы сегодня с помощью  исследования попытались рассмотреть русскую музыку в разные времена  военных событий. Таблица – Какая это музыка? Какого характера? (Решительная, маршевая,  энергичная, боевая, героическая, мужественная) Слайд №27 – Как помогали эти песни русскому народу в борьбе с врагом, к чему они  призывали? ( призывали к борьбе, поднимали дух солдат, воспевали  героизм, патриотические чувства) Слайд №28 – Как же мы можем назвать тему сегодняшнего урока? Доказали мы, что  музыка помогала поднять дух патриотизма русского народа? Слайд №29 (Мы можем назвать тему нашего урока сегодня «Дух патриотизма в  музыке русского народа»). – Все получают «5» Домашнее задание: нарисовать собирательный образ русского солдата. Слайды №30, 31 12. Учитель: Молодцы, и в завершение урока я предлагаю исполнить всем песню Савельева «Большой  хоровод», в которой поется о мире,  дружбе всех народов. Она призывает радостно жить , улыбаться,  дарить счастье друг другу. Литературный эпиграф: «Если завтра война, – всколыхнется страна От Кронштадта до Владивостока. Всколыхнется страна, велика и сильна, И врага разобьем мы жестоко. Подымайся народ, собирайся в поход! Барабаны, сильней барабаньте! Музыканты вперед! Запевалы, вперед! Нашу песню победную гряньте!» В. Лебедев­Кумач, 1938 г. Музыкальный эпиграф: «Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой, Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную!»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»

Открытый урок по музыке 8 класс «Дух патриотизма в музыке русского народа»)«Дух патриотизма в музыке русского народа»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019