Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников
Оценка 5

Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русская литература
10 кл—11 кл
21.02.2019
Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения относится к числу вечных педагогических проблем. Фундаментальной задачей педагогики всегда было, есть и будет взаимодействие знаний и морали. Сегодня функции учебного заведения становятся всё многообразнее и выполнять их педагогам становится всё труднее. Деятельность учителя по духовно-нравственному воспитанию школьников осложнена тем, что результат его труда виден не сразу. Каким станет человек в жизни – покажет время. И только спустя годы учитель увидит, настоящего ли человек он воспитал. Феномен исторической памяти является одной из самых малоисследованных сфер. Историческая память обладает большой силой, способностью сохранять в массовом сознании членов общества оценки событий прошлого, которые превращаются в ценностные ориентации, определяющие поступки и действия людей. Академики Д.С. Лихачев и Г.Н. Волков заметили это очень давно. Откликом на это оказались книга «Письма о добром и прекрасном» Д. Лихачёва и педагогические труды Г. Волкова. В суете современного мира мы живём молниеносно, отрывисто, часто не помня о том, что сохранение и развитие традиций самобытного народа Чувашии и великого русского народа России – это дань «исторической памяти». В своё время русский академик Д. С. Лихачёв писал, что «генетическая память» — это память, заложенная в веках, переходящая от одного поколения живых существ к следующим. Уместно было бы вспомнить и этнопедагогическое кольцо известного чувашского академика Г. Н. Волкова: «Без исторической памяти - нет традиции. Без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания. Без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности». Не помня и не ценя истории родины прародителей, собственной семьи, человек не может состояться как личность.
Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников.docx
Тафаева Надежда Ильинична, Учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37», г. Чебоксары, Чувашская Республика ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ                Духовно­нравственное воспитание подрастающего поколения относится к числу вечных педагогических проблем. Фундаментальной задачей педагогики всегда было, есть и будет взаимодействие знаний и морали.   Сегодня функции учебного заведения становятся всё многообразнее и выполнять их педагогам становится всё труднее.                        Деятельность   учителя   по   духовно­нравственному   воспитанию   школьников осложнена тем, что результат его труда виден не сразу.   Порою ученик может хорошо учиться, быть исполнительным и послушным, но затем неожиданно выясняется, что он двуличен, корыстен и эгоистичен. Другой ученик, может, не слишком преуспевать в учёбе и   не   всегда   быть   дисциплинированным,   но   в   будущем   он   может   стать   хорошим тружеником,   честным   и   добрым   человеком.   Каким   станет   человек   в   жизни   –   покажет время. И только спустя годы учитель увидит, настоящего ли человек он воспитал.             Наряду с трудностями духовно­нравственного воспитания школьников необходимо говорить о достоинствах. Наибольшим является готовность ко всем видам деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Вот здесь нужно учителю поставить перед   собой   задачу   воспитать   детей   так,   чтобы   они   наследовали   и   приумножили материальные и духовные ценности, созданные человеком.       С чего начинается личность?  Всё начинается с человека, с его внутреннего мира. И. А. Ильин писал: «Внешнее само по себе не обеспечит человеку ни духовности, ни духовного спасения».     Есть такие ценности, которые во многом объемлют многое другое, – это этнопедагогика   и   историческая   память,   рациональной   основой   формирования   которых является   увязывание   преподавания   истории,   литературы,   географии   с   краеведением, чувашского   языка   с   краеведением,   с   культурой   русского   и   чувашского   народов.   Мы, учителя,   используем   разнообразные   методы.   Одним   из   них   и   является   опора   на этнопедагогические методы воспитания. В нашей практике неисчерпаемым кладезем тому выступают школьные Музеи Боевой Славы и Этнографический, которые   имеются в школе №37.   Они   дают   возможность   каждому   школьнику   ощутить   себя   звеном   передачи человеческого   опыта.   Важно   всё:   и   экскурсии,   и   беседы,   и   встречи,   где   страницы, наполненные   добрым   и   вечным,   перемежаются   и   переплетаются   со   страницами, наполненными болью и скорбью. Как тут не вспомнить пушкинские строки: «Два чувства близки   нам.   В   них   обретает   сердце   пищу:   Любовь   к   родному   пепелищу,   Любовь   к отеческим гробам».       Духовно­нравственное воспитание на основе духовного наследия предков – достойный ответ и на интеллектуальные вызовы эпохи.               Феномен исторической памяти является одной из самых малоисследованных сфер. Историческая   память   обладает   большой       силой,   способностью   сохранять   в   массовом сознании членов общества оценки событий прошлого, которые превращаются в ценностные ориентации, определяющие поступки и действия людей. Изучив исследования института психологии Российской академии наук я обратила внимание на результаты их опросов. Процент   таких   качеств,   как   злоба,   агрессивность   и   враждебность   вырос,   а   таких   как порядочность,  человечность и  доброта  уменьшился.  Хотя  для  того, чтобы увидеть  это достаточно просто быть внимательнее на улице и в общественных местах, и увиденное вас огорчит.   В   чем   же   причина   роста   негативных   тенденций   в   обществе?   Такая   динамика наблюдается в последние 10­15 лет.   Академики Д.С. Лихачев и Г.Н. Волков    заметили это очень давно. Откликом на это оказались   книга «Письма о добром и прекрасном» Д. Лихачёва и педагогические труды Г. Волкова.                                 Сегодня люди, живущие реалиями нового мира, иногда ошибочно полагают, что всё сложилось просто и естественно: и культура, и границы, и устройство в целом. Однако за словом “просто” скрывается огромное количество великих свершений, великих людей, не только создавших ценности, но и проливших кровь за нас, потомков. А потомки их просто забыли... Легко уничтожили многие храмы, надругались над памятниками, выбросили из истории имена, посчитав, что всю свою жизнь надо начинать с чистого листа, без остатков “рабского   прошлого”.         Да!   Человека   необходимо   постоянно   возвращать   с   тернистой дороги,   указывать   на   ошибки   и   промахи,   и   делать   это   прямо,   честно,   бескорыстно (“...поняв другого человека, помочь ему, не проявив грубости, равнодушия, злорадства, зависти...”). Взяли на себя столь важную миссию такие известные академики XX века ­ Дмитрий Сергеевич Лихачёв и Геннадий Никандрович Волков.  Кто же они? Чем интересна их жизнь?      Это люди совершенно разные, с разными судьбами. Д.С. Лихачёв ­ выходец из интеллигентной петербургской семьи, а Г. Н. Волков ­ наш земляк, уроженец села Большие Яльчики. Каждый из них по­своему понимал слово “родина”, каждый искал своё место в жизни.   Но   в   результате   своих   нравственных   исканий   оба   они   приходят   к   одной благородной цели: не дать исчезнуть “исторической памяти”, сохранить культуру народа. На   традициях   родного   народа   дать   достойное   воспитание   будущему   поколению.   У академиков Д.С. Лихачёва и Г. Н. Волкова боль за Россию одна.     На пути борьбы “за память   и       правильное   воспитание   личности”   академики   терпели   неудачи,   гонения, получали признание, а с ним награды и титулы: Д.С. Лихачёв за свои первые работы был репрессирован (1928­1932 гг.), затем фундаментально исследовал “Слово о полку Игореве” и другие старинные летописи, получил звание Героя социалистического труда и академика РАН и многих зарубежных академий, Государственные премии СССР и РФ, а потом уж и председательство культуры. Г. Н. Волков всю свою жизнь, не порывая связи с малой родиной, исследовал традиции родного   народа,   родной   страны,   создавал,   работал   над   проблемами   исследования традиционной культуры воспитания, этнопедагогики. Это стало делом всей его жизни. Г. Волков провозгласил самое простое и народное: «Педагогика должна быть педагогикой любви и свободы.  Он является основателем этнопедагогической научной школы на основе синтеза лучших достижений академического образования и народной системы воспитания. Этнопедагогика   изучает   такие   темы,   как   педагогика   семейного   быта,   поговорки   и пословицы народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям,   загадки   –   как   средство   умственного   воспитания,   народные   сказки   –   как блестящие   создания   народного   педагогического   гения,   народные   песни   и   их   роль   в эстетическом   воспитании   детей,   самодельные   игрушки   и   творчество   детей,   детская   и молодежная среда, ее педагогические функции, колыбельные песни народов мира – как выдающиеся достижения материнской поэзии, школы и педагогики.  Историческая память воспитывает чувство любови к родным корням, связывает  людей в историческое единство.                    Какова «историческая память» в видениях академиков   Д. С. Лихачёва и Г. Н. Волкова.   Обратимся  к  публицистическому  произведению      Д.  С.  Лихачёва:  “Письма   о добром и прекрасном” В ней содержится 47 писем.   В письме сороковом «О памяти», говорится,   что   «память   —   одно   из   важнейших   свойств   любого   бытия:   материального, духовного,   человеческого...Лист   бумаги.   Сожмите   его   и   расправьте.   На   нем   останутся складки, и если вы сожмете его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»...   Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д. Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту.   А что и говорить о Советском фонде     в дорого «генетической памяти» — памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения   живых   существ   к   следующим.   Запоминается   то,   что   нужно;   путем   памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты...Память противостоит уничтожающей силе   времени.   Благодаря   памяти   прошедшее   входит   в   настоящее,   а   будущее   как   бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память — преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» — это   прежде   всего   человек   неблагодарный,   безответственный,   а   следовательно,   и неспособный   на   добрые,   бескорыстные   поступки.   Безответственность   рождается отсутствием   сознания   того,   что   ничто   не   проходит   бесследно.   Человек,   совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать, чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все   будет   позабыто.   Совесть   —   это   в   основном   память,   к   которой   присоединяется моральная   оценка   совершенного.     Без   памяти   нет   совести.   Вот   почему   так   важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.   Семейные   фотографии   —   это   одно   из   важнейших   «наглядных   пособий» морального   воспитания   детей,   да   и   взрослых.   Уважение   к   труду  наших   предков,   к  их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это нам». Воспитание, по мнению академика Г. Н. Волкова,  ­ это положительный пример старших, сохранение традиций семьи и родного народа.   В завещании и благословении академика Г.Н.   Волкова   говорится:   «Без   исторической   памяти   нет   традиций,   без   традиций   нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет   народа как исторической личности. Личности­символы нужны каждому народу, так как о народе судят не по низинам, а по вершинам. А эту вершину   сохранить».       Это   и   есть   “историческая   память”,   которая   способствует стремлению   к   независимости.     “Человек   ­   явление   социальное,   национальное, историческое,   ...   у   него   есть   прошлое,   настоящее   и   будущее.   Без   одного   из   этих слагаемых...   его   просто   нет.   В   воспитании   и   в   становлении   личности   важным     и необходимым   элементом   является   семья   и   члены   семьи.   Особенно   влияние   старшего поколения на молодых. Человек, не знающий своего прошлого, не ищущий в нём мудрости, обречён на новые ошибки.   Книги и монографии Геннадия Никандровича, посвященные чувашскому   просветителю,   традиционной   педагогической   культуре   родного   народа, народов   СССР,   этнопедагогике   «Этнопедагогика»,   «Педагогика   любви»,   «Педагогика жизни», «Созвездия земли», «Обыкновенное дело педагога», «Педагогика национального спасения»,   «Судьба   патриарха»,   «Дуб   и   солнце»   и   др.),   составляют   золотой   фонд отечественной и мировой педагогической науки.          В суете современного мира мы живём молниеносно, отрывисто, часто не помня о том, что сохранение и развитие традиций самобытного народа Чувашии и великого русского народа России – это дань «исторической памяти». В своё время русский академик Д. С. Лихачёв писал, что «генетическая память» — это память, заложенная в веках, переходящая от одного поколения живых существ к следующим. Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же. Это и есть “историческая память. Уместно было бы вспомнить и этнопедагогическое кольцо известного чувашского академика Г. Н. Волкова: «Без исторической памяти - нет традиции. Без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания. Без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности». Не помня и не ценя истории родины прародителей, собственной семьи, человек не может состояться как личность. Пример тому приезд в школу №37 г. Чебоксары студентки из Германии Карины Фрис. Приехала она по приглашению «Центра мониторинга и развития образования» города Чебоксары, чтобы изучить историю, традиции, культуру русского и чувашского народов, и вместе с тем научиться свободно общаться на русском. Карина учится в университете города Тюбинген на 3 курсе филологического факультета. Её будущая профессия – учитель английского, немецкого и русского языков. Кроме этих языков ещё изучает испанский. В Чебоксарах Карина, посещая уроки, активно принимала участие в школьной жизни. Дети с первых дней потянулись к ней, т.к. Карина неплохо говорила по-русски, владела английским языком. Небезынтересно было ученикам, изучающим немецкий язык, услышать живую речь носителя этого языка. Много интересного рассказала она о себе и о своей родине. Что двигает желанием изучать русский язык? Какие ожидания и представления иностранцев о русском менталитете? -В какой семье Вы родились и какими запомнились Вам детские годы? - Родилась я в Германии, в маленьком городе Нагольд. Бабушка, со стороны матери, - русская. Дед был русский немец из Одессы. Они жили в Советской Киргизии. 35 лет назад решили переехать в Западную Германию. Отец – коренной немец. В детстве много времени проводила с бабушкой. Её зовут Валентина. Я знаю, что она росла в Сибири. Жила в большой семье. Мы с ней вместе готовили пельмени, вареники, манты. Я очень люблю борщ. Бабушка мне много рассказывала о России, о русской культуре, искусстве и, вообще, о жизни. Зимой выпадало много снега и зимние забавы оставили в её памяти неизгладимый след. Бабушка Валентина часто впоминала, как избы, в которых они жили, часто заметало, и они катались на крышах домов. -Какие первые русские слова Вы запомнили? -Первые русские слова, которые я запомнила,- это девочка, мальчик, бабушка, дедушка. Я так же, как и все дети, была непослушной. Тогда бабушка часто повторяла: «Я тебе по попе дам!» - Вы неплохо говорите по-русски. Как долго Вы его учите? И почему выбор пал именно на него? С какой целью изучаете русский язык? -Во-первых, у меня есть русские корни. Это и побудило меня изучить русский язык, русскую культуру. С детства мне так или иначе приходилось слышать русскую речь. А поступив в университет, я выбрала как дополнительный предмет - русский язык. И изучаю уже третий год. Преподаватель – русская. Освоив профессию учителя, я хочу работать с детьми. - За 3 года так хорошо говорить на русском языке? Ведь всем известно, что он непростой. В чем секрет успеха? - Главное – это, конечно же, практика. Это не первая моя поездка в Россию. До этого я приезжала с бабушкой и дедушкой на их родину. Это было в 2012 году. Тогда мне было очень трудно. Я не понимала по- русски. Сейчас я стараюсь совершенствовать полученные знания. - А популярен ли русский язык в плане изучения среди немцев? - Конечно же, среди языков наибольшим спросом пользуются английский, французский, испанский, итальянский. В Восточной Германии немцы изучали русский язык со времен ГДР. Они часто берут русский для изучения в университете, т.к. сдать им его довольно просто. Поэтому если хочешь выучить русский, нужно общаться с ними, они всегда помогут, и эта будет хорошей практикой. Знание языков играет большую роль в современном мире. - Каждому интересно узнать, чем отличается учеба в немецких школах от российского образования. - Да, обучение сильно отличается. У нас больше направлено на самостоятельную работу учеников. Да, учителя дают какую-то основу, могут посоветовать литературу по теме, но все остальное достигаешь ты сам. Поэтому многие и проводят дни напролет в библиотеке. А здесь очень много знаний даёт учитель. Я не могу сказать, что это хорошо или плохо. У российских школьников длинные летние каникулы. А немецкие школьники учатся и в июне, и в августе. Но зато зимой подольше отдыхают. Здесь учатся не меньше, также стараясь получать хорошие знания. Просто отличаются формы обучения. И поэтому сначала, когда видишь пустую библиотеку, немец, конечно, подумает, что никто не учит ничего. Но многие учатся дома, просто у вас так удобнее. -Как оценивают знания учеников? -У нас шестибальная система оценивания знаний, а в Росси – пятибальная. Если у нас самая хорошая оценка «1», а плохая «6», то здесь наоборот: «1» - самая плохая оценка. - Пользуется ли большим спросом профессия учителя в Германии? - Да, профессия учителя в Германии - одна из престижных, потому что учитель получает очень хорошую зарплату. Поэтому сразу найти работу учителя молодым специалистам довольно-таки трудно. - Скажите, сильно отличаются будни в Чувашии и Германии? - Да, это два совершенно разных общества. В Чувашии люди более приветливые и открытые. Я не могу сказать, что люди в Германии не отличаются гостеприимством, просто с немцами труднее найти общий язык. - А что из достопримечательностей города Чебоксары тебе больше всего понравилось? - Думаю, никого не удивлю, если скажу, что это - Залив. Очень красивое место. Впечатлило и монумент Матери. Также побывала в Краеведческом музее. А посетив Музей пива, я нашла много общего между нашими народами в искусстве пивоварения. -Как проводила свой досуг в Чебоксарах? - У меня в Чебоксарах появилось много друзей. Я вместе с ними принимала участие на первых Димитриевских чтениях, на Фестивале Шотландского искусства, где читала стихотворение Роберта Бёрнса «Любовь как роза расцвела» на русском языке и получила Понравилось поощрительный приз –билет на концерт Шотландской музыки. Вместе с ученицей 10 класса школы №37 Васильевой Татьяной участвовала на научно-практической конференции школьников «Поисках истины» в секции «Отечество». Мы провели исследовательскую работу по теме «Историческая память» по книгам русского академика Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» и чувашского академика Г.Н.Волкова «Асанне калавесем» (Бабушкины рассказы»). И мы заняли первое место. Также посетила Русский драматический театр, где посмотрела спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание». Этот роман я читала ещё в школьные годы в немецком переводе. Побывала в ДК «Салют». выступление группы «Асамат»: впечатлили чувашские песни, задорная плясовая музыка. - Чего вы ожидали от поездки в Россию? Оправдались ли твои ожидания или наоборот? - Еще до приезда в Чувашию я знала по рассказам бабушки о российской культуре, истории, читала русскую литературу, правда на немецком языке, – поэтому в целом представляла, что меня может ожидать. Но о чувашской культуре, традициях и обычаях я практически не знала. Для меня это целое открытие. Хотя слышала, что Россия многонациональная страна и проживает много разных народов. Многие немцы, которые никак не связаны с российской историей, никогда не читали русских классиков, конечно, имеют свои представления о российском быте. Некое заранее сформировавшееся мнение. Но на самом деле все по-другому. Чтобы иметь реальное представление, необходимо увидеть это своими глазами. В целом я рада поездке в Россию, особенно в Чувашию. Увиденное мною в Чувашии превзошло все мои ожидания. Я получила огромный опыт, который мне пригодится в будущем. -Есть ли желание изучать чувашский язык. -О! Да, было бы хорошо. Хотя я уже знаю много чувашских слов: салам, тавтапусь, анне, атте, сьакар. Умею считать по-чувашски до 10. а также запомнила такие фразы: «Эпе Карина ятла», «Киль кунта!», «Кай кунтан!» - И последний вопрос, какие Ваши планы на будущее? - Я продолжу изучать российскую культуру и русский язык. По приезде в университет, конечно, расскажу о России, особенно о Чувашии, т.к. о России знают многие. Но о таком народе, как чуваши, знают не все. Это пока мои основные планы на будущее. -Спасибо за интервью. Мы надеемся, что Вы ещё приедете к нам. - Да, я планирую приехать ещё раз в Чувашию в октябре этого же года на Дни Германской культуры. Таким   образом,   семья   и   школа       играют   практически   главенствующую   роль   в формировании личности и исторической памяти ребёнка. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство».     Сейчас   слова   Дмитрия   Сергеевича   Лихачева   и   Геннадия   Никандровича Волкова о памяти, воспитании, культуре звучат как духовное завещание всему народу. Список литературы 1. Волков, Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. Т 2 / Г.Н. Волков. – М.: Издательский Дом МАГИСТР­ПРЕСС, 2002. – 460 с. 2. Волков, Г.Н. Чувашская этнопедагогика / Г.Н. Волков. – Чебоксары, 2004. – 488 с. 3. Волков, Г.Н. Этнопедагогическая пансофия: Монография / Под научной редакцией Г.М. Борликова.– Элиста: Калм. гос. ун­тет, 2009. – 576 с.4. Волков Г.Н. Асанне калавесем.– Чебоксары; Изд.: Чувашское книжное издательство, 2004. ­35с 4. Лихачев Д.С. Прошлое ­ будущему: Статьи и очерки.­ Л.: Наука, 1985. 5. Лихачев Д.С. Русская культура.­М.: Искусство, 2000. 6. Лихачев Д.С. Раздумья о России­ СПб.: Ш008, 2001. 7. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся.­ М.: Просвещение, 1983. 8. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.­ М.: Детская литература, 1988. 9. Лихачев Д.С. Раздумья.­ М.: Детская литература, 1991. 10. Лихачев Д.С. Письма о добром­ Л.: "Нотабене", 1994, с. 224­225. 11. Лихачев Д.С. Заметки о русском // Лихачев Д.С. Избранное.­ СПб.: ИЭ008, 1997. 12. Филиппова Л.И. Пророк земли чувашской. Академик Г.Н.Волков: док­художественное повествование. Чебоксары, 2013.­15Вли6с.

Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников

Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников

Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников

Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников

Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников

Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников

Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников

Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников

Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников

Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников

Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников

Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников

Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников

Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников

Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников

Историческая память в духовно-нравственном воспитании школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2019