Иванова Надежда Сергеевна
Учитель химии и биологи
МБОУ «Гимназия 166, г. Новоалтайск,
Алтайский край
Психологический климат семьи и будущее ребёнка
(Статья по педагогике для классных руководителей и родителей)
Целью школы является обучение и воспитание учащихся в интересах личности, общества, государства, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
«Образование без воспитания и ложно, и опасно: то, что оно делает, -это всего лишь полуобразование; чванливое, самоуверенное, заносчивое, оно вооружает бездуховность, развивает в человеке «волка». И. Ильин
Успешное решение задач воспитания возможно только при тесном взаимодействии школы и семьи.
«Искусство воспитания, -писал К.Д. Ушинский, - имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, иным делом лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
По данным социологических опросов 7,8% педагогов обвиняет родителей в том, что они большую часть своего времени заняты работой и воспитанием своих детей не занимаются. В тоже время родители тоже не высоко оценивают воспитательную работу педагогов. Но те и другие признают, что воспитание требует терпения… но немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности, навыка необходимы ещё и специальные знания. Недостаточное количество знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания.
Возникает вопрос на каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию качеств ребенка? На этот вопрос отвечает В.А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения — это уродливое воспитание»? Кроме этого учитель должен знать психологический климат семьи: обычаи, традиции, взаимоотношения между старшими и младшими, между детьми и родителями и так далее. В этом климате формируется у ребёнка восприятие мира, людей и самого себя. Только в семье дети получают опыт совместной жизни. Здесь у него формируются нравственные чувства, здесь он приобретает знания о добре и зле, о чести и порядочности, справедливости. Каким вырастит ребёнок во многом зависит от его положения в семье. А это положение может быть самым различным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда его воспитание строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностях, когда его уважают и он уважает других ненормальным или ненормальным, когда он баловень, а затем нередко и деспот семьи, когда он изгой и растёт как сорняк, когда он «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо знать исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Этой проблемой занимаются многие ведущие психологи и педагоги.
Российские психологи выделяют несколько типов семей: патриархальная или традиционная семья, детоцентрическая или современная семья, супружеская или постсовременная семья.
Семья патриархальная или традиционная. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужа состоит в том, что в его руках экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения. Внутрисемейные роли строго распределены, в патриархальной семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания.
Какими чаще всего вырастают дети в этих семьях?
С преобладанием низкой самооценки: они не уверены в себе, в своих способностях. Если родители игнорируют интересы и желания ребенка, лишают его права голоса, у него не развивается интерес к проявлению собственного мнения, уничтожается чувство собственного достоинства.
Детские эмоциональные проблемы, возникающие в патриархальных семьях, психологи делят на четыре группы.
«Я недостаточно хорош» — ив результате могут проявиться застенчивость, стеснительность, хамелеонство.
«Я беспомощен» — у ребенка отсутствует поисковая активность, он безразличен к собственным успехам и неудачам, постоянно оглядывается на того, кто сильнее, удачливее.
«Я чужой» — это позиция эмоционально отверженного ребенка, который очень рано потерял контакт с родителями и, прежде всего, с матерью. Такие дети не находят контакта и со сверстниками, они не общительны, не делятся ни с кем своими проблемами, отказываются от помощи в их разрешении, не доверяют людям, часто испытывают различного рода сексуальные проблемы, проявляют жестокость и агрессию.
«Я сверхответственный» — в эту группу попадают дети, которые часто испытывают тревогу, страх за то, что могут получить низкую оценку. Они боятся наказания и поэтому совершают порой немотивированные поступки.
Детоцентристский или современный тип семьи характеризуется возвышением частной жизни человека, чувственной стороны брака и интимности.
В семье этого типа функция продолжения рода ограничивается непродолжительным временем (примерно 10 лет) и рождением одного-двух детей. В такой малодетной семье желанный ребенок превращается в объект родительской любви и привязанности.
В нашей стране поведение родителей, мотивированное эмоциональной привязанностью к детям, получило массовое распространение с конца 50-х годов XX века. Именно с этого времени дети начинают пользоваться большим числом материальных и духовных благ, чем 30—40 лет назад, и это явление положительное. Во многих семьях на детей уходит от четверти до половины семейного бюджета.
Вместе с тем система воспитания, складывающаяся в семье дето-центристского типа, характеризуется рядом негативных черт. Родители с гипертрофированным чувством долга по отношению к детям обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких бы то ни было забот, усилий, трудностей, принимают этот груз на себя. Дети страдают от отсутствия самостоятельности, инициативы, ответственности. Их мораль: нам можно все! Им тяжело в школе, так как семья не привила им потребности трудиться. Много проблем и за порогом школы, ведь эти дети очень любят повелевать, командовать, в общении с друзьями у них часты истеричные нотки, хамство, грубость.
Супружеский или постсовременный тип (с середины 70-х годов XX века). В семье такого типа отношения определяются не родством и не родительством, а супружеством. Норма семейной жизни меняется: родители не в полной мере подчиняют свои интересы интересам детей. Особенность таких семей проявляется в известной автономии супругов, когда интересы каждого из них шире семейных, а круг общения выходит за рамки супружества. Здесь в равной степени значимо как супружество, так и родительство. Члены семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственно-этическими ценностями каждого из них. Такую тактику семейного воспитания называют сотрудничеством. Главные ценности семьи — сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Очень важно чтобы нравственные ценности и микроклимат семьи были истинными, а не ложными, не декларируемыми. Если слово родителей будет подкреплено делом, поступком, действием, в такой семье не возникнет проблем в воспитании ребенка.
Важным условием воспитания является родительский авторитет — влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям. Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к такому выводу: далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей.
Существует много ложных оснований авторитета, которые классный руководитель должен знать, чтобы помочь ребенку выйти из трудной ситуации, складывающейся в семье.
Авторитет подавления. Сегодня им страдают как отцы, так и матери. По каждому поводу родители раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воздействия.
При таком терроре ребенок вырастает безвольным, забитым, запуганным или, наоборот, самодуром, мстящим за подавленное детство.
Авторитет родительского положения. Некоторые родители, занимающие высокие посты, демонстрируют свое положение и заслуги на каждом шагу: соседям, знакомым и в школе, где учится их ребенок.
Если в семье это поощряется, дети очень быстро начинают пользоваться родительскими заслугами, но не умея критически взглянуть на себя со стороны, становятся хвастливыми и высокомерными.
Авторитет педантизма. Родители, не считаясь с мнением ребенка, отдают приказы и требуют точного и беспрекословного их выполнения.
Дети из таких семей либо подчиняются, и тогда страдают от отсутствия самостоятельности, либо сопротивляются требованиям взрослых.
Авторитет назидания. В такой семье ребенка мучают бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным.
Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей.
Авторитет любви. Это показная демонстрация родительской любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям.
В этих семьях чаще всего вырастают циники, расчетливые дельцы, жестокие и агрессивные люди.
Авторитет доброты. Послушание детей приобретается родительской добротой, мягкостью, уступчивостью, беспринципностью. Родители боятся конфликтов и уходят от них, принося себя в жертву.
Дети в такой семье капризны, требовательны, командуют родителями. Авторитет подкупа. Хорошее поведение ребёнка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребёнка на свою сторону. В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются.
Идеальный вариант родительского авторитета определить сложно. Классный руководитель на родительских собрания, индивидуальных беседах должен работать над формированием у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка и всегда готов помочь детям выйти из трудной ситуации, сложившейся в семье.
Литература:
1.Сухомлинский В.А. «Как воспитывать настоящего человека» -М.: Педагогика 1990. - 288 с.
2.Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1-11 классах» -РС,1998
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.