Психологический климат семьи и будущее ребёнка
Оценка 4.7

Психологический климат семьи и будущее ребёнка

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
классное руководство
1 кл—11 кл
28.12.2019
Психологический климат семьи и будущее ребёнка
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, детей и родителей чтобы формировать у ребёнка восприятие мира, людей и самого себя. На эти вопросы искали ответы великие педагоги мира, они актуальны и для современных учителей.
Психологический климат семьи и будущее ребёнка.docx

Иванова Надежда Сергеевна

Учитель химии и биологи

МБОУ «Гимназия 166, г. Новоалтайск,

 Алтайский край      

Психологический климат семьи и будущее ребёнка

 

(Статья по педагогике для классных руководителей и родителей)

            Целью школы является обучение и воспитание учащихся в интересах личности, общества, государства, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.

            «Образование без воспитания и ложно, и опасно: то, что оно делает, -это всего лишь полуобразование; чванливое, самоуверенное, заносчивое, оно вооружает бездуховность, развивает в человеке «волка».    И. Ильин

            Успешное решение задач воспитания возможно только при тесном взаимодействии школы и семьи.

            «Искусство воспитания, -писал К.Д. Ушинский, - имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, иным делом лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.   

            По данным социоло­гических опросов 7,8% педагогов обвиняет родителей в том, что они большую часть своего времени заняты работой и воспитанием своих детей не занимаются. В тоже время родители тоже не высоко оценивают воспитательную работу педагогов. Но те и другие признают, что воспитание требует терпения… но немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности, навыка необходимы ещё и специальные знания. Недостаточное количество знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания.

            Возникает вопрос на каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию качеств ребенка? На этот вопрос отвечает В.А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения — это уродливое воспитание»? Кроме этого учитель должен знать психологический климат семьи: обычаи, традиции, взаимоотношения между старшими и младшими, между детьми и родителями и так далее. В этом климате формируется у ребёнка восприятие мира, людей и самого себя. Только в семье дети получают опыт совместной жизни. Здесь у него формируются нравственные чувства, здесь он приобретает знания о добре и зле, о чести и порядочности, справедливости. Каким вырастит ребёнок во многом зависит от его положения в семье. А это положение может быть самым различным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда его воспитание строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностях, когда его уважают и он уважает других ненормальным или ненормальным, когда он баловень, а затем нередко и деспот семьи, когда он изгой и растёт как сорняк, когда он «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

       Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо знать исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. Владея такой информацией, мож­но предвидеть как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Этой про­блемой занимаются многие ведущие психологи и педагоги.

            Российские психологи выделяют несколько типов семей: патриархальная или традиционная семья, детоцентрическая или современная семья, супружеская или постсовременная семья.        

Семья патриархальная или традиционная. Она опирается на зависимость же­ны от мужа и детей от родителей. Главенство мужа состоит в том, что в его руках экономические ресурсы, и в силу этого он прини­мает основные решения. Внутрисемейные роли строго распределены, в патриархальной семье господствует абсолютная родитель­ская власть и авторитарная система воспитания.

Какими чаще всего вырастают дети в этих семьях?

С преобладанием низкой самооценки: они не уверены в себе, в своих способностях. Если родители игнорируют интересы и жела­ния ребенка, лишают его права голоса, у него не развивается инте­рес к проявлению собственного мнения, уничтожается чувство собственного достоинства.

Детские эмоциональные проблемы, возникающие в патриар­хальных семьях, психологи делят на четыре группы.

«Я недостаточно хорош» — ив результате могут проявиться застенчивость, стеснительность, хамелеонство.

«Я беспомощен» — у ребенка отсутствует поисковая активность, он безразличен к собственным успехам и неудачам, постоянно оглядывается на того, кто сильнее, удачливее.

«Я чужой» — это позиция эмоционально отверженного ребен­ка, который очень рано потерял контакт с родителями и, прежде всего, с матерью. Такие дети не находят контакта и со сверстни­ками, они не общительны, не делятся ни с кем своими проблема­ми, отказываются от помощи в их разрешении, не доверяют лю­дям, часто испытывают различного рода сексуальные проблемы, проявляют жестокость и агрессию.

«Я сверхответственный» — в эту группу попадают дети, кото­рые часто испытывают тревогу, страх за то, что могут получить низ­кую оценку. Они боятся наказания и поэтому совершают порой не­мотивированные поступки.

 

Детоцентристский или современный тип семьи характеризуется возвышением част­ной жизни человека, чувственной стороны брака и интимности.

В семье этого типа функция продолжения рода ограничивается непродолжительным временем (примерно 10 лет) и рождением одного-двух детей. В такой малодетной семье желанный ребенок пре­вращается в объект родительской любви и привязанности.

В нашей стране поведение родителей, мотивированное эмоцио­нальной привязанностью к детям, получило массовое распростра­нение с конца 50-х годов XX века. Именно с этого времени дети на­чинают пользоваться большим числом материальных и духовных благ, чем 30—40 лет назад, и это явление положительное. Во мно­гих семьях на детей уходит от четверти до половины семейного бюджета.

Вместе с тем система воспитания, складывающаяся в семье дето-центристского типа, характеризуется рядом негативных черт. Родители с гипертрофированным чувством долга по отношению к де­тям обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких бы то ни было забот, усилий, труд­ностей, принимают этот груз на себя. Дети страдают от отсутствия самостоятельности, инициативы, ответственности. Их мораль: нам можно все! Им тяжело в школе, так как семья не привила им по­требности трудиться. Много проблем и за порогом школы, ведь эти дети очень любят повелевать, командовать, в общении с друзьями у них часты истеричные нотки, хамство, грубость.

 

Супружеский или постсовременный тип (с середины 70-х годов XX века). В семье такого типа отношения определяются не родством и не родительством, а супружеством. Норма семейной жизни меняется: родители не в полной мере подчиняют свои интересы интересам детей. Особен­ность таких семей проявляется в известной автономии супругов, когда интересы каждого из них шире семейных, а круг общения выходит за рамки супружества. Здесь в равной степени значимо как супружество, так и родительство. Члены семьи руководствуют­ся не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравствен­но-этическими ценностями каждого из них. Такую тактику семей­ного воспитания называют сотрудничеством. Главные ценности семьи — сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Очень важно чтобы нравственные ценности и микроклимат семьи были истин­ными, а не ложными, не декларируемыми. Если слово родителей будет подкреплено делом, поступком, действием, в такой семье не возникнет проблем в воспитании ребенка.

 

Важным условием воспитания является родительский автори­тет — влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родите­лям. Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к такому выводу: далеко не все родители понимают значение собст­венного авторитета в воспитании детей.

Существует много лож­ных оснований авторитета, которые классный руководитель дол­жен знать, чтобы помочь ребенку выйти из трудной ситуации, складывающейся в семье.

Авторитет подавления. Сегодня им страдают как отцы, так и матери. По каждому поводу родители раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим методам воз­действия.

При таком терроре ребенок вырастает безвольным, забитым, запуганным или, наоборот, самодуром, мстящим за подавленное детство.

Авторитет родительского положения. Некоторые родители, за­нимающие высокие посты, демонстрируют свое положение и за­слуги на каждом шагу: соседям, знакомым и в школе, где учится их ребенок.

Если в семье это поощряется, дети очень быстро начинают пользоваться родительскими заслугами, но не умея критически взглянуть на себя со стороны, становятся хвастливыми и высоко­мерными.

Авторитет педантизма. Родители, не считаясь с мнением ребенка, отдают приказы и требуют точного и беспрекословного их выполнения.

Дети из таких семей либо подчиняются, и тогда страдают от от­сутствия самостоятельности, либо сопротивляются требованиям взрослых.

Авторитет назидания. В такой семье ребенка мучают бесконеч­ными поучениями и назидательными разговорами. В качестве при­мера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным.

Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей.

Авторитет любви. Это показная демонстрация родительской любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям.

В этих семьях чаще всего вырастают циники, расчетливые дель­цы, жестокие и агрессивные люди.

Авторитет доброты. Послушание детей приобретается родитель­ской добротой, мягкостью, уступчивостью, беспринципностью. Ро­дители боятся конфликтов и уходят от них, принося себя в жертву.

Дети в такой семье капризны, требовательны, командуют родителями.                                                   Авторитет подкупа.  Хорошее поведение ребёнка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребёнка на свою сторону. В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются.

Идеальный вариант родительского авторитета определить сложно. Классный руководитель на родительских собрания, индивидуальных беседах должен работать над формированием у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка и всегда готов помочь детям выйти из трудной ситуации, сложившейся в семье.

 

 

Литература:

1.Сухомлинский В.А. «Как воспитывать настоящего человека» -М.: Педагогика 1990. - 288 с.

2.Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1-11 классах» -РС,1998

Психологический климат семьи и будущее ребёнка

Психологический климат семьи и будущее ребёнка

Психологический климат семьи и будущее ребёнка

Психологический климат семьи и будущее ребёнка

Психологический климат семьи и будущее ребёнка

Психологический климат семьи и будущее ребёнка

Психологический климат семьи и будущее ребёнка

Психологический климат семьи и будущее ребёнка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2019