Открытый урок по предмету "История изобразительного искусства", МХК на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею"
Оценка 4.8

Открытый урок по предмету "История изобразительного искусства", МХК на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
22.05.2017
Открытый урок по предмету "История изобразительного искусства", МХК на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею"
Экскурсия в Третьяковскую галерею.doc
Тема. Путешествие по Третьяковской галерее. Цель урока: ознакомить учащихся с историей создания  и коллекцией  Третьяковской галереи. Задачи:  Сформировать представление о Третьяковской картинной  галерее как  первом музее русского искусства.  Воспитать чувство гордости за российскую художественную культуру.  Сформировать эстетическое восприятие произведений искусства.  Развивать интерес учащихся к изобразительному искусству.  Развивать ассоциативно­образное мышление, память, способность  анализировать, сравнивать.  Мотивировать на самостоятельное знакомство с художниками и  произведениями русского искусства. Форма обучения: Индивидуальная. Тип урока: Урок­мультимедийная экскурсия. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, выставка  репродукций известных художников. Ход урока 1. Организационный момент. Приветствие. Знакомство учащихся с целью урока ­ познакомиться с историей создания  Третьяковской галереи и ее коллекцией. 2. Знакомство с произведениями.   слово учителя. экскурсия по картинам  3. Итог урока и домашнее задание. Знакомство с произведениями Вступительное слово учителя: Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье, где за оградой  стоит здание Третьяковской галереи, знают не только москвичи. Чтобы увидеть  бесценные сокровища национального искусства, в галерею едут со всех концов  нашей страны люди всех профессий, разных поколений, взрослые и дети. Это  крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий  мировую известность. Третьяковская галерея стала поистине народным музеем.  (Слайд 2) Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному  русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю  русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана  галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом  Михайловичем Третьяковым /1832­1898/ Человек широко образованный,  страстный коллекционер. На протяжении многих лет он тщательно и любовно  собирал картины русских художников.  (Слайд 3) Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 г. Именно тогда  Павел Михайлович приобрел две первые картины русских художников  «Искушение» Н.Г.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.  Г.Худякова. С этого времени П.М.Третьяков твёрдо решил  собирать работы  своих современников. (Слайд 4) Сергей, брат Павла, увлекся коллекционированием намного позже брата. Он стал   собирать современную западную живопись, прежде всего французскую, которая,  кстати, стоила тогда дороже русской. Коллекция его была небольшой (включала  Добиньи, Коро, Миле). Хозяин показывал ее только гостям и, что называется, «по  рекомендации». Он покупал живопись для себя и иногда по совету Павла.  Некоторые из его приобретений выставлялись у старшего брата. После внезапной  смерти Сергея Третьякова согласно его завещанию коллекция перешла в дар  городу (ее стоимость тогда превышала сумму в 500 тыс. рублей). Воля брата  подвигла и Павла передать свой музей вместе с особняком Москве. Тогда и  появляется соответствующее заявление в Городскую думу. Полученной коллекции Дума присвоила название «Московская городская галерея имени братьев Павла и  Сергея Третьяковых». В 1867 г. в Замоскворечье галерея была открыта для  широкой публики. Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10  скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.   (Слайд 5) В 1918г. Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название  Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова  назначен Игорь Грабарь. При его активном участии в том же году был создан  Государственный музейный фонд, который служил одним из важнейших  источников пополнения коллекции музея.  (Слайд 6) В настоящее время коллекция включает русскую живопись, графику, скульптуру,  отдельные произведения декоративно­прикладного искусства XI— начала XXI  веков. Здесь сосредоточено первоклассное собрание Древнерусской живописи XI ­ XVII в.в. произведения таких мастеров как Дионисий и Андрей Рублев, чье  творчество покрыто множеством легенд и тайн. Одним из самых знаменитых, и  одновременно самых  загадочных произведений можно назвать Владимирскую  икону Божией Матери. По данным летописцев, эта икона сохранила Москву,  избавив ее от хана Махмет­Гирея. После того, как татары увидели могучее войско, которое шло на орду, они отступили и больше не возвращались назад. Но на самом  деле, войска на другом берегу не было, а то, что увидели татары – было видение  посланное Богородицей. С этого момента икона стала одной из самых чтимых  реликвий. (Слайд 7­8) Здесь можно увидеть произведения выдающихся художников XVIII ­ первой  половины XIX века. (Слайд 9­11) Портретная галерея занимала особое место в собрании Третьякова. К концу 1860­ х г.г. П.М.Третьяков задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей  русской культуры – композиторов, писателей, художников, артистов, учёных.  Он  стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты.  Поэт Николай Алексеевич Некрасов тяжело болел.  Он знал, что дни его сочтены.  Стихи, написанные в это время, он называет «Последние песни». В них он  прощался с читателями, с жизнью. Его портрет пишет И.Крамской. Произведение  Крамского больше, чем портрет. Оно скорее похоже на картину. Это как бы  портрет­картина. Крамской назвал её «Некрасов в период «Последних песен».   (Слайд 12) Портрет М.П. Мусоргского написан И.Репиным за десять дней до смерти  композитора. Художник деликатно  изображает смертельно больного человека. Он не прячет следы тяжелой болезни,  но лишь сглаживает рельеф морщин и  припухлостей лица, снимает грубый физиологический  аспект в изображении.  Человек предстаёт, словно, на фоне неба, взгляд его направлен вдаль и вверх, в  лице – строгая  и  уже нездешняя отрешенность. Никто из портретистов второй  половины ХIХ в. не сумел показать  трагический уход человека из жизни с такой  глубиной и правдивостью. (Слайд 13) Задушевные женские образы В.Тропинина стали классикой русской живописи, а  его самого называли «Русским Рембрандтом». Хотя известно, что  до 47 лет В.А.  Тропинин был крепостным. Правда, его хозяин, граф Морков, заметил  художественное дарование юноши и на несколько лет отправил его учиться в  петербургскую Академию художеств, но позже Тропинину пришлось долгие годы  совмещать обязанности придворного живописца и слуги. Он получил «вольную»  лишь в 1823 г., и в этом же году написал картину «Кружевница», поразившую  художественных критиков лиризмом и непосредственностью. Произведение  пронизано духом интимности и радости повседневной жизни. (Слайд 14) Огромный зал галереи отведен прославленному русскому художнику А. Иванову,  его полным жизни итальянским этюдам, знаменитой картине “Явление Христа  народу”, работа над которой длилась 20 лет (1837­ 1857г.г.). Размеры картины  поистине одновременно восхищают и удивляют (540 на 750 см.).  (Слайд 15) Покоряют своей скромной, тихой поэзией, ярко национальным колоритом  произведения А. Венецианова, художника, впервые раскрывшего лирику русской  природы, создавшего проникновенные образы русского крестьянства. (Слайд 16) П.М.Третьяков очень любил природу и тонко понимал ее, так что приобретение  пейзажей было всегда не случайно.  В его собрании появляются картины  И.И.Шишкина, В.Д.Поленова,И.И.Левитана, Ф.А.Васильева, А.К.Саврасова.  (Слайд 17­19) Весьма значительной картиной в музее является "Владимирка»  И.Левитана (подарок автора). Владимирская дорога появилась в к. XIV в. До  строительства железной дороги из Москвы в Нижний Новгород по Владимирке  гнали в Сибирь на каторгу ссыльных. Весь путь от Москвы до Петропавловска­на­ Камчатке люди шли в цепях, только офицеры ехали в повозках. О назначении  дороги напоминали, и названия придорожных сел и деревень. Так, по преданию,  название селения Горенки происходит от слова “горе”: именно до этого места  родственникам было разрешено провожать гонимых по Владимирке ссыльных. По  этой дороге в деревянной клетке везли в Москву на казнь закованного в кандалы  Емельяна Пугачева. По Владимирке отправились в Сибирь декабристы. И по ней  же везли послание Пушкина к декабристам, которое так и называется: “В Сибирь”. Об этой кандальной дороге сложены песни, ее упоминают Гоголь, Некрасов. В  левитановской "Владимирке" сочетается историческая правда с совершенным  исполнением художника. (Слайд 20) Наиболее прославленная и самая полная коллекция русской живописи второй  половины XIX века – картины В. Перова, И.Репин, В. Сурикова, В. Серова и  многих, многих других. (Слайд 21) «Девочка с персиками» ­ одно из самых радостных, свежих и лирических  живописных полотен конца XIX в. Она была написана двадцатидвухлетним В.  Серовым в Абрамцево – усадьбе мецената Саввы Мамонтова, где часто собирались известнейшие художники того времени. На портрете изображена дочь хозяина, 12­ летняя Вера Мамонтова. Кстати, персики, разложенные на столе, вовсе не были  привезены из теплых краев, их выращивал в оранжерее усадьбы садовник­виртуоз.  Позже В. Серов стал одним из лучших портретистов Европы и увековечил многих  знаменитых современников, но «Девочка с персиками» до сих пор остается самой  известной его работой. (Слайд 22) До сих пор точно не известно, действительно ли Иван Грозный убил своего сына в  припадке ярости, или это историческая легенда. Но это и неважно. Картина «Иван Грозный» стала первым в истории России произведением  живописи, которое подверглось цензуре. Император Александр III запретил П. Третьякову, который купил картину, выставлять ее либо показывать частным  образом. Сам Третьяков испытывал настолько сильное негативное эмоциональное  воздействие этого произведения, что ему пришлось переместить полотно в  отдельное помещение. В 1913 картина подверглась вандализму – была изрезана  неуравновешенным старообрядцем­иконописцем. В 2013 г. группа агрессивных  православных активистов попыталась организовать удаление картины из  экспозиции музея. (Слайд 23) Апофеоз войны» ­ глубоко символичная картина знаменитого художника­ баталиста В.Верещагина, которому довелось участвовать в военных действиях по  всему миру, от Балкан до Туркестана, Индии и Китая. Это яркий и выразительный  протест против войн и насилия. Сам Верещагин с горькой иронией определял жанр своей картины так: «если не считать ворон, то это натюрморт, в переводе с  французского "мертвая природа"». Действительно, огромная гора черепов,  иссеченных саблями и пробитых пулями, в иссохшей каменной пустыне под ярко­ синим небом – «мертвая природа», закономерный итог любых военных  конфликтов. На раме картины сделана надпись: «Посвящается всем великим  завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». (Слайд 24) В галерее полно и разносторонне представлено искусство конца XIX века – начала  XX века полотнами таких художников, как М. Врубель, К.Малевич, М.Шагал.  Познакомимся с творчеством М.Врубеля.  (Слайд 25­26) В 1932 г. в Третьяковской галереи был открыт отдел советского искусства,  представленный  произведениями, ставшими классикой советского искусства, С.  Герасимова, А. Рылова,  К. Петрова­Водкина и других. (Слайд 27­28)  «Купание красного коня» К. Петрова­Водкина – одно из самых необычных и  символичных живописных произведений начала ХХ века. Оригинальная  сферическая перспектива и цветовая гамма картины созданы под влиянием  традиций русской иконописи и итальянских фресок. Когда критики обвинили  художника в том, что красных коней не бывает, он показал им древнерусские  иконы, на которых кони были того же цвета. В русской иконописи красный цвет  обозначает величие жизни, а иногда и жертву. Современники считали картину  Петрова­Водкина пророческой и ассоциировали красного коня с Россией, которую не в силах удержать юный хрупкий всадник. (Слайд 29) 16 декабря 1998 года, в день 100­летия со дня смерти П.М.Третьякова,  на  Крымском Валу открылась первая постоянная экспозиция искусства XX века. В  отдельный зал выделены работы В.Кандинского, М.Шагала, П.Филонова. В залах  графики  впервые экспонируется агитационный фарфор. (Слайд 30) В 2016 году Государственная Третьяковская галерея отметила 160­летие.  Собрание её насчитывает сейчас около 150 тысяч произведений. Продолжается  пополнение музея художественными произведениями. Многие коллекционеры  дарят Галерее произведения из своих собраний, продолжая традицию ее основателя П.М.Третьякова. Экспонаты Третьяковской галереи побывали во  многих странах мира и всегда пользовались огромным успехом у зарубежных  зрителей. (Слайд 31) Достигнута  цель основателя галереи— создать “общественное, всем доступное  хранилище изящных искусств, приносящее многим пользу, всем удовольствие”.  Это удовольствие и мы с вами можем получить, если побываем в этом  удивительном храме искусства. Современная галерея постоянно пополняет  собрания, приобретая произведения ведущих художников всех поколений. И на  сегодняшний день является одним из крупнейших, богатейших музеев  национального искусства России. Итог..Заключительное слово. Сегодня мы познакомились с видным деятелем русской культуры, московским  коллекционером – Павлом Михайловичем Третьяковым. С юных лет он  страстно увлекался живописью. Третьяков­коллекционер был в известном  роде феномен. Современники немало удивлялись природному уму и  безукоризненному вкусу этого потомственного купца. Нигде специально не  учившийся (братья Третьяковы получили домашнее воспитание, по  преимуществу практического характера), он обладал широкими познаниями  в области литературы, живописи, театра и музыки. Размах собирательской  деятельности и широта кругозора П.М.Третьякова были поистине  удивительными. Ведь он создавал, по существу, первый в России музей,  отражающий весь поступательный ход русского искусства. Хочется надеяться, что этот урок не прошёл для вас бесследно, и при  первой возможности вы захотите посетить «Третьяковку», помня о её  создателе – Павле Михайловиче  Третьякове. Вопросы беседы с учащимися:  Какая из представленных картин произвела на вас наибольшее впечатление?  Почему?  Какие картины заставили задуматься?  Если бы вы имели возможность получить картину в подарок, какую бы вы  выбрали?  Какое произведение на ваш  взгляд является жемчужиной в коллекции  Третьяковской галереи?  В чем заключается главная цель собирательства П.Третьякова?   Учащиеся в ходе короткой беседы делятся впечатлениями о произведениях  великих художников, находящихся в Третьяковской галерее. Домашнее задание: Подготовьте сообщения о творчестве художников, с картинами которых  познакомились на уроке (по выбору).

Открытый урок по предмету "История изобразительного искусства", МХК на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею"

Открытый урок по предмету "История изобразительного искусства", МХК на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею"

Открытый урок по предмету "История изобразительного искусства", МХК на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею"

Открытый урок по предмету "История изобразительного искусства", МХК на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею"

Открытый урок по предмету "История изобразительного искусства", МХК на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею"

Открытый урок по предмету "История изобразительного искусства", МХК на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею"

Открытый урок по предмету "История изобразительного искусства", МХК на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею"

Открытый урок по предмету "История изобразительного искусства", МХК на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею"

Открытый урок по предмету "История изобразительного искусства", МХК на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею"

Открытый урок по предмету "История изобразительного искусства", МХК на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею"

Открытый урок по предмету "История изобразительного искусства", МХК на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею"

Открытый урок по предмету "История изобразительного искусства", МХК на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею"

Открытый урок по предмету "История изобразительного искусства", МХК на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею"

Открытый урок по предмету "История изобразительного искусства", МХК на тему: "Экскурсия в Третьяковскую галерею"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2017