Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»
Оценка 4.7

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
Междисциплинарный 10
Взрослым
21.01.2018
Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»
Программа предназначена для организации проектной деятельности по естественнонаучному направлению и направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию; формирование методологических качеств учащихся (способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение); развитие креативных качеств (вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения); развитие коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми и объектами окружающего мира; умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.Модульная программа, направленная на приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической культуры.
Занимательная наукапрограмма.doc
Сургутский район Ханты­Мансийский автономный округ­Югра Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Лянторский центр дополнительного образования» Рассмотрено  на заседании МО Протокол № 4 от 18.04.2017г. Согласовано на заседании МС Протокол № 4 от 19.04.2017г. Утверждаю Директор МБУДО  "Лянторский ЦДО" ______________А.И.Кот приказ № 150   от  19.04.2017г Модульная дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА» (для детей 7­15 лет, срок реализации­ 1 год) Авторы:  Хван Марина Алексеевна, педагог дополнительного образования Закурдаева Галина Николаевна, педагог дополнительного образования Лянтор  2017 г Паспорт программы Название программы «Занимательная наука» Направленность программы Вид программы Срок реализации  естественнонаучная общеразвивающая, модульная 1 год (42 учебных недели, 168 часов) программы Кол­во часов на  учебный год / в  неделю Цель Образовательный продукт Ожидаемые результаты   освоения программы Модуль I   «Развитие познавательной сферы, исследовательских  умений» (68ч/4)­ Модуль направлен на совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитического мышления, творческого  воображения, развитие познавательной сферы, формирование и развитие  у обучающихся необходимых умений и навыков исследовательского  поиска. Модуль II  «Самостоятельная исследовательская практика»(100ч/4): Модуль направлен на формирование у учащихся представлений об  исследовательской работе как об одном из ведущих способов учебной  деятельности; развитие умений творчески работать в коллективе,  проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, формирование  умения обобщать опыт научного исследования; развитие личности  ребёнка, способной к  самореализации и самоутверждению.  приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую  практику, трансформирование процесса развития интеллектуально­ творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его  исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической культуры.  В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются  возможность творческого развития по интересам  в индивидуальном  темпе в рамках  проектно­исследовательской деятельности: совместная  учебно­познавательная, творческая или игровая  деятельность  обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы  деятельности., а именно проект – это Проблема – Проектирование  (планирование) –Поиск информации – Продукт – Презентация – Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта) К концу освоения первого модуля дети овладевают знаниями: - основы проведения исследовательской работы; - что такое мини – проект и творческий проект; - методы исследования: наблюдение, опыт; - способы поиска необходимой для исследования информации; - правила сотрудничества в процессе исследования; - основные логические операции, их отличительные особенности; - - К   концу  освоения   первого   модуля   дети   погружаются   в правила успешной презентации работы. практики и смогут: - видеть проблемы; - ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определение понятиям; - классифицировать; - наблюдать; - определять   круг   вопросов   и   проблем   при   выполнении исследовательской работы; - подбирать материал, необходимый для исследования; - оценивать   ход,   результат   своей   деятельности   и   деятельности других; - сотрудничать   в   процессе   проектной   деятельности,   оказывать помощь товарищам  - принимать     помощь   других   участников   процесса,   адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе. К концу освоения второго модуля дети овладевают знаниями: - основные особенности проведения исследовательской работы; - что такое информационный проект и практико – ориентированный проект; - -       проектов; - - методы исследования: эксперимент, интервьюирование; правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления  правила осуществления самоконтроля; правила успешной презентации работы. К концу освоения второго модуля дети погружаются в практики и   научатся: - - - - - - - - - проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи; выбирать пути решения задачи исследования;  классифицировать предметы, явления и события; самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать   и   перерабатывать   материал, исследования; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать   свою   работу,   участвовать   в   обсуждении   ­   необходимый   для - - - коллективной оценочной деятельности. Моделирование,   конструирование,   выполнение   практических   работ   и исследований,   деловые   и   ролевые   игры,   соревнования,   демонстрация моделей, проектная деятельность. Образовательные форматы Возраст учащихся Количество   учащихся по программе 7­15 лет 2 группы по 10­15 человек  Пояснительная записка Модульная   дополнительная   общеобразовательная   программа   естественнонаучной направленности «Занимательная наука» разработана в соответствии с Законом Российской   авторской   программы Федерации   «Об   образовании»,   на   основе   методики, исследовательского обучения младших школьников «Я ­ исследователь» А. И. Савенкова для 1­4 классов, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100», а также, в соответствии с рекомендациями программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность».   5­9   классы.   Экология   общения.   Дзядковской,     А.Н.   Захлебного,   А.Ю. Либерова.­ М.:  Просвящение, 2012г. Данная программа разработана на основании законодательных и нормативно ­правовых   документов:   Федеральный   закон   №273­ФЗ   от   21.12.2012   года   «Об   образовании Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29   августа   2013   г.1008   «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления образовательной   деятельности   по   дополнительным   общеобразовательным   программам»; Постановление   от   04.07.2014г.   №   41   «   Об   утверждении   СанПин   2.2.4.3172­14   (Санитарно­ эпидемиологические   требования   к   устройству,   содержанию   и   организации   режима   работы образовательных   организаций   дополнительного   образования   детей);   Концепция   развития дополнительного образования детей в ХМАО­Югре до 2020 года; Методические рекомендации по   проектированию   дополнительных   общеразвивающих   программ   (включая   разноуровневые программы)   (Минобрнауки   г.   Москва,   АНО   ДПО   «Открытое   образование»,   2015   г.). Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день. Программа    предназначена   для   организации   проектной   деятельности   по естественнонаучному   направлению   и   направлена   на   формирование   готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию; формирование методологических качеств учащихся (способность осознания целей проектной  деятельности,  умение   поставить   цель  и  организовать   ее  достижение);     развитие креативных   качеств   (вдохновенность,   гибкость   ума,   терпимость   к   противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения); развитие коммуникативных качеств, обусловленных   необходимостью   взаимодействовать   с   другими   людьми   и   объектами окружающего мира; умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. По   содержанию   является   естественнонаучной;   по   функциональному   назначению   – учебно­познавательной; по форме организации – общедоступной; по времени реализации – одногодичной. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7­ 15 лет.  В   новых   социально­экономических   условиях   особое   значение   приобретает деятельность   по   освоению   социального   опыта,   которая   наиболее   полно   и эффективно   реализует   социально­педагогический   потенциал   свободного   времени детей,   что   обуславливает  актуальность  данной   программы.   Это   позволяет реализовать   запросы   социальной   практики,  существенно   расширяет   традиционные направления,   формы,   технологии   работы   с   детьми.   Социально­педагогические возможности   различных   видов   содержательной   деятельности,   в   которые включаются   дети   в   рамках   программы,   базируются   на   том,   что   они   связаны   с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных   потребностей.  Данная   программа   является   подготовкой   к   самостоятельной исследовательской практике на  II  ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск  в разных областях знания,   тем   самым   предоставляя   обучающимся   широкий   спектр   возможностей   для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.  Педагогическая   целесообразность  данной   программы   обусловлена   тем,   что    она предполагает   формирование   у   обучающихся   основ   умения   учиться   и   способности   к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,   планировать   свою   деятельность,   осуществлять   ее   контроль   и   оценку, взаимодействовать   с   педагогом   и   сверстниками   в   учебном   процессе.   Реализация   данной программы создает  условия для развития любознательности, активности и заинтересованности в   научном   познании   мира;   умения   учиться,   способности   к   организации   собственной деятельности;   готовности   самостоятельно   действовать;   умения   слушать   и   слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение.  Содержание   курса   «Занимательная   наука»   максимально   приспособлено     к   запросам   и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. Проектно­исследовательская деятельность –  это  совместная  учебно­познавательная,  творческая  или  игровая   деятельность  учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. В рамках реализации данной   программы   обучающимся   предоставляются   возможности   творческого   развития   по интересам и в индивидуальном темпе, таким образом,   деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Цель   программы:  приобретение   обучающимся   опыта   самостоятельного   социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую экологическую практику,   трансформирование   процесса   развития   интеллектуально­творческого   потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической культуры. Задачи программы: - обучение   детей   специальным   естественнонаучным   знаниям,   необходимым   для проведения самостоятельных исследований; - формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой   и   живой     природы,   о   взаимодействии     и     взаимозависимости     природы, общества и человека; развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам; развитие   потребности   в   необходимости   и   возможности     решения   экологических проблем, доступных ребенку, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды; развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного - - - окружения; - формирование   и   развитие   у   обучающихся   умений   и   навыков   исследовательского поиска; - приобретение опыта создания продуктов, значимых для других. Основные п р и н ц и п ы  содержания программы: - - - принцип единства сознания и деятельности; принцип наглядности; принцип личностной ориентации; - - - - принцип системности и целостности; принцип экологического гуманизма; принцип краеведческой направленности; принцип практической направленности. Особенности содержания обучения. Основной акцент в содержании сделан на развитии у   обучающихся   умения   устанавливать   причинно­следственные   связи.   В   содержание   курса включены   сведения  о   таких   методах   познания,   как   наблюдение,   измерение,   моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности. Содержание   программы   строится   на   основе  деятельностного   подхода.  Вовлечение учащихся   в   разнообразную   деятельность  является   условием   приобретения   прочных   знаний, преобразования   их  в   убеждения   и   умения,   формирования   основ   ответственности   как   черты личности.  Деятельностный подход к разработке содержания программы   позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:  ­ обеспечивать восприятие и усвоение знаний;  ­   создавать   условия   для   высказывания  младшими   школьниками   суждений   нравственного, эстетического характера;  ­   уделять   внимание   ситуациям,   где   ребёнок   должен   учиться   различать   универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности;  ­ использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам, нормам общения и деятельности.  Тем самым  создаются условия для интеграции  научных знаний и других сфер сознания: художественной,   нравственной,   практической.  Подобное   содержание   программы   не   только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.  Воспитательные результаты  программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником  социальных  знаний;  получение  школьником опыта  переживания  и  позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;   получение   школьником   опыта   самостоятельного   общественного   действия.   Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Отличительные особенности данной программы.  Содержание программы представлено 2 сквозными  модулями:  Модуль I   «Развитие познавательной сферы, исследовательских умений» (68ч/4)­ Модуль направлен на совершенствование мыслительных процессов: памяти, внимания, аналитического мышления,   творческого   воображения,   развитие   познавательной   сферы,   формирование   и развитие у обучающихся необходимых умений и навыков исследовательского поиска. Модуль II  «Самостоятельная исследовательская практика»(100ч/4): Модуль направлен на формирование у учащихся представлений об исследовательской работе как об одном из ведущих способов учебной деятельности; развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, формирование умения обобщать   опыт   научного   исследования;  развитие   личности   ребёнка,   способной   к самореализации и самоутверждению. Основное   отличие   учебной   проектно­исследовательской   деятельности   от   научной является   то,   что   в   результатом   деятельности   учащихся   являются   не   новые   знания,   а приобретенные     как   универсального   способа   освоения действительности,   развиваются   способности   к   исследовательскому   типу   мышления,   навыки   исследования,   активизируется личностная позиция учащегося. Принципы проектно ­ исследовательской деятельности: ­ необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) проектно­исследовательского поиска для ее решения; ­ практическая, теоретическая, социальная значимость предполагаемых результатов; ­ возможность самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работы учащихся; ­ структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); ­   использование   исследовательских   методов, последовательность действий: - определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе   предусматривающих   определенную совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); - - - - - - - выдвижение гипотезы их решения; обсуждение наблюдений и т.п.); обсуждение   способов   оформления   конечных   результатов   (презентаций,   защиты,   методов   исследования   (статистических,   экспериментальных, творческих отчетов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования; представление   результатов   выполненных   проектов   в   виде   материального   продукта (видеофильм, альбом, компьютерная программа, альманах, доклад, стендовый доклад) Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть   проект   –   это   «шесть   П»:  Проблема   –  Проектирование   (планирование)   –Поиск информации –  Продукт –  Презентация –Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта). Умения   и   навыки,   которые   формируются   в   процессе   работы   над   проектом   или исследованием: ­ мыследеятельностные (выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и   формулирование   задачи,   выдвижение   гипотезы,   постановка   вопроса   (поиск   гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия);  ­ презентационные (построение устного доклада  (сообщения) о проделанной  работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе);  ­   коммуникативные   (слушать   и   понимать   других,   выражать   себя,   находить   компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус);  ­   поисковые   (находить   информацию   по   каталогам,   контекстный   поиск,   в   гипертексте,   в Интернете, формулировать ключевые слова);  ­   информационные   (структурирование   информации,   выделение   главного,   приём   и   передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск);  ­   проведение   инструментального   эксперимента   (организация   рабочего   места,   подбор необходимого   оборудования,   подбор   и   приготовление   материалов   (реактивов),   проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов). Межпредметные связи программы  Программа внеурочной деятельности «Занимательная наука»  носит комплексный характер, что   отражено   в   межпредметных   связях   с   такими   учебными  дисциплинами   как  химия, физика, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка. Формы организации деятельности детей разнообразны: групповая, звеньевая, кружковая, с привлечением родителей.  Средствами  эффективного усвоения программы  курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание   проектов,  театрализованные   представления,   защита   проектов.  моделирование, Проектная   деятельность   предусматривает   поиск   необходимой   недостающей   информации   в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.   предмет литература  содержание учебной дисциплины Чтение художественных  произведений, русских  содержание программы «Занимательная наука » подбор пословиц и поговорок, составление  словарей, памяток, справочников, народных сказок, устное  народное творчество. Чтение  произведений В. Зотова,  К.Паустовского,  В.Бианки,   русские народных сказок,  устное народное творчество Сезонные изменения в  природе. Организм человека.  Растения. Животные. окружающий  мир технология От замысла к результату.  Технологические операции. изобразитель ное  искусство музыка биология Мир фантазии. Выразительность  музыкальной интонации. Сезонные изменения в  природе. Организм человека.  Растения. Животные. театрализованные представления. Просмотр  кукольных спектаклей, подбор пословиц и  поговорок, театрализованные представления Создание гербария, коллекции, проведение  биологического (химического) исследования,  постановка простейших опытов и  экспериментов Изготовление оригами, панно, аппликаций,  кукол для кукольных спектаклей,  кормушек, поделок из природных  материалов, создание презентаций, web­ сайтов, мультимедийных продуктов,  изготовление поделок из природных  материалов, моделирование, разработка и  создание экознаков Выставки рисунков, плакатов рисунок,  открытка, скульптура Прослушивание музыкальных  произведений, сравнение музыкальных  стилей Экскурсии и прогулки в природу Режим   занятий:   Содержание   программы   ориентировано   на   добровольные  разновозрастные группы детей. Срок реализации программы –1 год (42 учебных недели в году). Программа рассчитана на детей младшей и средней возрастной категории (7­15 лет). Занятия проводятся в группах   согласно   расписанию   2   раза   в   неделю   по   2   часа   (168   час.).   При   необходимости выездных   занятий   и   присутствия   участников   программы   на   общешкольных   мероприятиях количество   часов   автоматически   увеличивается   в   эти   дни   и   сокращается   в   другие.   В каникулярное   время   по   мере   необходимости   проводятся   индивидуальные   и   групповые консультации, а также опытно­экспериментальная деятельность обучающихся.   В   ходе   решения   системы   проектных   задач   у   обучающихся     будут   сформированы Предполагаемые результаты реализации программы следующие способности: ­ рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное  (почему получилось,  почему не получилось, видеть трудности, ошибки); ­ целеполагать (ставить и удерживать цели); ­планировать (составлять план своей деятельности); ­моделировать   (представлять   способ   действия   в   виде   модели­схемы,   выделяя   все существенное и главное); ­проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; ­вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:  ­действия,  направленные на выявление   проблемы и определение  направления исследования проблемы; ­зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; ­обозначится граница исследования; ­разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи; ­организуется   деятельность   по   самостоятельному   исследованию,   выберутся   методы исследования; ­поведется последовательно исследование; ­зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация); ­проанализируются и обобщатся полученные материалы; ­подготовится отчет – сообщение по результатам исследования; ­организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи; ­простимулируется исследовательское творчество детей (у100% с привлечением родителей); ­обучатся правилам написания исследовательских работ (не менее 80%); ­организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;  ­продемонстрируются  результаты на мини­ конференциях, семинарах (не менее 50%); ­включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,   не менее 10%; ­создадутся   «Папки   исследователя»   для   фиксирования   собираемой   информации   (у   100% обучающихся); ­сформируются представления об исследовательском обучении и как стать исследователем; ­активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе. Предметными результатами являются: ­в ценностно­ориентационной сфере: формирование представлений о проектной деятельности, как   об   одном   из   важнейших   направлений   изучения  взаимосвязей   и   взаимодействий   между человеком и окружающим миром; ­в познавательной         представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы;  освоение базовых научных знаний, формирование углублённых наличие сфере:   элементарных исследовательских умений и применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; ­ в трудовой сфере: организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования и материалов,   проведение   собственного   эксперимента,   наблюдение   за   ходом   эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. ­ в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства; оформление творческих ­­­    ­ ­работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; в   сфере   физической   культуры:   знание   элементарных   представлений   о   зависимости   здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды. Личностными результатами освоения программы являются: ­ развитие любознательности и формирование мотивации к обучению; ­ развитие   интеллектуальных,   творческих   способностей   и   логического   мышления   учащихся, дающих   возможность   выражать   своё   отношение   к   окружающему   миру  различными   средствами (художественное слово, рисунок, живопись,  различные жанры декоративно­прикладного искусства, музыка итд ­ развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,   ориентироваться   в   информационном   пространстве,   развитие   критического   и творческого мышления.  ­ внутренняя   позиция   школьника   (положительное   отношение   к   обучению,   необходимости учения); ­ самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я­концепции   социальной   роли   ученика;   рефлексивность   как   адекватное   осознанное представление   о   качествах   хорошего   ученика;   осознание   своих   возможностей   в   учении   на   чувство основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на   основе   сравнения   «Я»   и   «хороший   ученик»;   способность   адекватно   судить   о   причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием); ­ мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому;   интерес   к   способу   решения   и   общему   способу   действия;   сформированность социальных мотивов; стремление  выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью). Метапредметными результатами являются: ­ овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; ­   освоение   элементарных   приёмов   исследовательской   деятельности,  доступных   для   детей младшего   школьного   возраста:   формулирование  с   помощью   учителя   цели   учебного исследования   (опыта,   наблюдения),   составление   его   плана,   фиксирование   результатов, использование   простых   измерительных   приборов,   формулировка   выводов   по   результатам исследования; ­   формирование   приёмов   работы   с   информацией,   что   включает  в себя умения поиска и отбора   источников   информации   в   соответствии  с   учебной   задачей,   а   также   понимание информации,   представленной  в   различной   знаковой   форме   —   в   виде   таблиц,   диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; ­развитие   коммуникативных   умений   и   овладение   опытом   межличностной   коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Формы подведения итогов реализации программы: Модули Познавательные Форма предъявления результата Общественный смотр  достижений Исследовательские  умения Папка исследователя Коллективное  творчество Самостоятельная  исследовательская  практика Наблюдения,  опыты и  эксперименты Коллективная  творческая работа Публичная презентация результатов  проведенного  исследования Отчет о проведении  опыта Протокол эксперимента Форма контроля Батарея тестов Наличие материала  по исследованию. Мониторинг  исследовательских  умений. Педагогическое  наблюдение Конференция Инструмент для оценки Психологические  тесты Критерии  написания  исследования,  Методики  А.И.Савенкова Карта  наблюдений Критерии  публичного  выступления Педагогическое  наблюдение Карта  наблюдений Техническая платформа Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: - простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер,  акварельные краски;  - аудио­ и видеозаписи;  - тексты художественных произведений;  - специальные тетради, альбомы;  - таблицы, плакаты;  - видеофильмы ; - разработки занятий  «Младший школьник ­ юный исследователь»; - сборник познавательных опытов и экспериментов; - банк презентаций для проведения мини­курсов; - банк информационно­коммуникационных ресурсов для проведения занятий; - сборник игр и упражнений для проведения тренингов; - макет портфолио обучающегося; - макет «Папки исследователя»; - рекомендации для оформления исследовательских работ; - памятки для проведения наблюдений и экспериментов. Содержание по тематическим модулям Модуль  I      «Развитие   познавательной   сферы,   исследовательских   умений»   (68ч/4)­ Образовательная  задача:  совершенствование  мыслительных   процессов:  памяти,  внимания, аналитического мышления, творческого воображения, Учебные задачи:  развитие познавательной сферы,  - - формирование   и   развитие   у   обучающихся   необходимых   умений   и   навыков исследовательского поиска. Предполагаемые результаты освоения модуля Результаты развития универсальных учебных действий: Познавательные УУД: - - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации; классификации объектов; рефлексия   способов   и   условий   действия,   контроль   и   оценка   процесса   и   результатов - - - деятельности. Регулятивные УУД: - - - - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем; умение   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   и   построение ориентировочной; основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем. - Коммуникативные УУД: - преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях; - понимание   возможности   различных   позиций   и   точек   зрения   на   какой­либо   предмет   или вопрос;  - ориентация   на   позицию   других   людей,   отличную   от   собственной,   уважение   иной   точки зрения. Предметные результаты:  К концу освоения первого модуля дети овладевают знаниями: правила успешной презентации работы. - основы проведения исследовательской работы; - что такое мини – проект и творческий проект; - методы исследования: наблюдение, опыт; - способы поиска необходимой для исследования информации; - правила сотрудничества в процессе исследования; - основные логические операции, их отличительные особенности; - - К концу освоения первого модуля дети погружаются в практики и смогут: - видеть проблемы; - ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определение понятиям; - классифицировать; - наблюдать; - определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; - подбирать материал, необходимый для исследования; - оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других; - сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам  - принимать  помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе. № Учебно­тематический план  Тема кол­во часов в том числе теория практика 1. Введение в программу  2. Светофор мысли: включаем внимание, память,  логику, воображение, учимся наблюдать Занимательная игротека  3. 4. Рисование в масштабе  5. Я – изобретатель 6. Что   такое   исследование   и   кто   такие исследователи 7. Хочу всё знать! (учимся определять тему  8. 9. исследования, проекта) «Нескучная школа» (учимся работать в группе) «Мы  научные   тропинки  одолеем   без запинки!» (составление плана исследования) 10. Игра   «Я   –   следопыт!»   (как   можно   изучать окружающий нас мир) 11. Любопытные опыты.  12. Книги – помощники исследований                                                   Итого: 2 6 6 6 6 6 8 6 8 6 6 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ­ 4 4 4 4 4 6 4 6 4 4 ­ 68 24 44 Тема 1. Введение в программу Теория: Введение в программу. Инструктаж по охране труда и технике безопасности Содержание программы модуля Тема 2. Светофор мысли Теория:  Светофор   мысли:   включаем   внимание,   память,   логику,   воображение,   учимся наблюдать. Практика: Задания на развитие речи, аналитического мышления. Умение находить значимые личностные   качества   исследователя.   Упражнение  «Пословицы»  (цель     ­   развитие   речи   и мышления) Тема 3. Занимательная игротека. Теория: «Занимательная игротека» (цель – формирование навыка самоконтроля). Знакомство с  понятием «проблема». Книги – помощники исследований. Знания, умения и навыки,  необходимые в исследовательском поиске. Практика:  Игры   на   развитие   наблюдательности,   внимания,   памяти,   логики,   воображения, пространственного   воображения.  «Занимательная   игротека»   (цель   –   формирование   навыка самоконтроля). «Самый – самый!» (психологическая игротека) Тема 4. Рисование в масштабе. Теория: Рисование в масштабе. Координатная сетка. Практика:  Графический   тренинг,   развитие   пространственного   воображения   и   умения пользоваться координатной сеткой. Тема 5. Я – изобретатель  Теория: Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный способ получения  информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Практика: Планирование и проведение эксперимента. Игры на развитие наблюдательности,  внимания, памяти, логики, воображения, пространственного воображения. Искусство  выдумывания историй (речевой тренинг) Тема 6. Что такое исследование и кто такие исследователи Теория: Что такое исследование и кто такие исследователи? Как выбрать тему исследования?  Понятие «тема исследования». Практика: Работа с литературой. Книги – помощники исследований. Как найти нужную книгу  в школьной библиотеке? (учимся работать с дополнительной литературой).  Знания, умения и  навыки, необходимые в исследовательском поиске. Пространственное воображение. Тема 7. Хочу всё знать! (учимся определять тему исследования, проекта) Теория:  Знакомство с понятием «проблема». Как задавать вопросы,   подбирать вопросы по теме исследования. Практика: Задания на развитие  умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Тема 8. «Нескучная школа» (учимся работать в группе) Теория: Исследовательские способности, пути их развития. Выдвижение гипотез. Обоснование актуальности темы. Как сотрудничать со взрослыми. Дисциплина и свобода  выбора. Что такое учебное сотрудничество. Практика: Новые приборы в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка) Наблюдение и наблюдательность.  Наблюдение как способ выявления проблем. Тема 9. «Мы научные тропинки одолеем без запинки!» Теория: Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Составление плана  исследования. Алгоритм выбора темы, предмета, объект исследования. Учимся определять  направления темы. Практика: Разработка алгоритма выбора темы, предмета, объект исследования. Наши  увлечения и исследовательская работа ­ (диспут) Тема 10. Игра «Я – следопыт!»  Теория: Обоснование актуальности выбора темы исследования.   Практика: Игра «Я – следопыт!» (как можно изучать окружающий нас мир). Логическая игра  «Молодцы и хитрецы» Тема 11. Любопытные опыты.  Теория: Любопытные опыты. Секреты знакомых предметов. «Миллион  изменений» (тренировка восприятия, наблюдательности, внимания)   Практика:  практикум проведения опытов и экспериментов. Маленькая дверь в большую  науку (объясняем «фокус – покус») Тема 12. Книги – помощники исследований  Теория:  Книги – помощники исследований  Практика: Экскурсия в библиотеку.Игра «Мы – журналисты» (знакомство с методом  интервьюирования) Методическое и дидактическое обеспечение: Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н,   Гущина   О.А.   Организация   проектной,   учебно­исследовательской   деятельности школьников: научно­практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.; Битянова М.Р. Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. ­ М.: Совершенство, 1998; Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение: Владос, 1994. Дидактическое обеспечение: Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь.;  Рабочая  тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008; Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература; А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё  смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.­  М. БАЛЛАС,2008 Форма   организации   занятий:  традиционное,   беседа,   лекция,   игра,   путешествие,   мастер­ класс.   Методы: словесный, наглядный, проблемно­поисковый, проектный. Форма подведения итогов: выставка­просмотр, конкурс, собеседование, обсуждение и анализ работ. Модуль II  «Самостоятельная исследовательская практика» (100ч/4): Образовательная   задача:   формирование   у   учащихся   представлений   об   исследовательской работе как об одном из ведущих способов учебной деятельности.  Учебные задачи:  - совершенствование   мыслительных   процессов:   памяти,   внимания,   аналитического мышления, творческого воображения,  развитие умений творчески работать в коллективе,  развитие навыков проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты,  - - - формирование умения обобщать опыт научного исследования;  - - - формирование   и   развитие   у   обучающихся   необходимых   умений   и   навыков развитие личности ребёнка, способной к  самореализации и самоутверждению. развитие познавательной сферы,  исследовательского поиска. Планируемые результаты освоения модуля Результаты развития универсальных учебных действий  Познавательные УУД: - - - - - подведение под понятия, выведение следствий;  установление причинно­следственных связей; построение логической цепи рассуждений; умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение, извлечение информации; определение основной и второстепенной информации. способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;  умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности, непроизвольности; понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем; умение   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   и   построение ориентировочной   основы   в   новом   учебном   материале   в   учебном   сотрудничестве   с учителем; - форма   выполнения   учебных   действий   —   материальная/материализованная;   речевая, умственная; степень развернутости (в полном составе операций или свернуто). понимание   возможности   разных   оснований   для   оценки   одного   и   того   же   предмета; понимание относительности оценок  или подходов к выбору;  учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение договариваться,  находить общее решение. - - - - Регулятивные УУД: - - - - - - Коммуникативные УУД: - К концу освоения второго модуля дети овладевают знаниями: - основные особенности проведения исследовательской работы; - 3что такое информационный проект и практико – ориентированный проект; - методы исследования: эксперимент, интервьюирование; - правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления        проектов; - - правила осуществления самоконтроля; правила успешной презентации работы. К концу освоения второго модуля дети погружаются в практики и  научатся: - - - - - - - - - проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи; выбирать пути решения задачи исследования;  классифицировать предметы, явления и события; самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно   определять   круг   вопросов   и   проблем   при   выполнении   исследовательской - - - работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать   свою   работу,   участвовать   в   обсуждении   ­   коллективной   оценочной деятельности. № Учебно­тематический план Тема кол­во в том числе 1. Дорога и мы  2. Новогодняя красавица 3. Разговор о правильном питании  4. Жизнь комнатных растений 5. Корабли  6. Инопланетяне 7. Движение – жизнь 8. Моя родословная  9. Куклы 10. Парк трёхмерных игрушек  11. Вредные звуки  12. Как жили наши предки 13. Охраняемые природные территории нашей  местности часов теория 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 6 6 8 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 практика 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 4 4 6 Итого: 100 26 74 Содержание программы модуля Тема 1. Дорога и мы.  Теория: Методика проведения самостоятельных исследований. Умение составлять план для  выполнения задания (алгоритм) Практика: групповые и индивидуальные проекты Тема 2.  Новогодняя красавица Теория: Методика проведения самостоятельных исследований. Умение составлять план для  выполнения задания (алгоритм) Практика: групповые и индивидуальные проекты Тема 3. Разговор о правильном питании  Теория: Особенности питания, жилища, хозяйствования. Соответствие цели и задач теме  исследования. Методика проведения самостоятельных исследований. Умение составлять план  для выполнения задания (алгоритм). Самостоятельная работа учащихся над проектом. Практика: групповые и индивидуальные проекты Тема 4. Жизнь комнатных растений Теория: Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Методика  проведения самостоятельных исследований. Умение составлять план для выполнения задания  (алгоритм). Самостоятельная работа учащихся над проектом. Практика: групповые и индивидуальные проекты Тема 5. Корабли  Теория: Умение составлять план для выполнения задания (алгоритм).Сущность изучаемого  процесса, его главные свойства, особенности. Методика проведения самостоятельных  исследований. Умение составлять план для выполнения задания (алгоритм). Самостоятельная  работа учащихся над проектом. Практика: Игра­исследование.  Индивидуальные и групповые проекты. Подготовка выставки  творческих работ. Изучаем трёхмерные предметы  (моделирование) Тема 6. Инопланетяне Теория: Как выглядит орбита планет. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства,  особенности. Методика проведения самостоятельных исследований. Умение составлять план  для выполнения задания (алгоритм). Самостоятельная работа учащихся над проектом. Практика: групповые и индивидуальные проекты Тема 7. Движение – жизнь Теория: Методика проведения самостоятельных исследований. Умение составлять план для  выполнения задания (алгоритм). Самостоятельная работа учащихся над проектом. Практика: групповые и индивидуальные проекты. Презентации проектов учащимися. Тема 8. Моя родословная  Теория: Что такое «копилка сведений проекта». Соответствие цели и задач теме  исследования. Методика проведения самостоятельных исследований. Умение составлять план  для выполнения задания (алгоритм). Самостоятельная работа учащихся над проектом. Практика: групповые и индивидуальные проекты Тема 9. Куклы Теория:  Особенности народного творчества ХМАО. Выбор темы   проекта. Моделирование простых   кукол.   Методика   проведения   самостоятельных   исследований.   Умение   составлять план для выполнения задания (алгоритм). Самостоятельная работа учащихся над проектом. Практика: групповые и индивидуальные проекты Тема 10. Парк трёхмерных игрушек Теория: Моделирование простых геометрических тел. Умение составлять план для  выполнения задания (алгоритм). Самостоятельная работа учащихся над проектом. Практика: Игра­исследование.  Индивидуальные и групповые проекты. Подготовка выставки  творческих работ. Изучаем трёхмерные предметы  (моделирование) Тема 11. Вредные звуки Теория:  Экология   как   область   научного   знания.   Экологическое   мышление.   Природные источники  экологической  опасности, их  неустранимый  характер. Источники  экологической опасности,   связанные   с   деятельностью   человека.   Экологический   риск   как   вероятность опасности. Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Практика:  Индивидуальные и групповые проекты.  Тема 12. Как жили наши предки Теория: Источники информации об экологической культуре разных народов (сбор и фиксация информации).   Обобщение   и   преобразование   информации   об   экологической   культуре   разных народов в популярный текст. Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах   быта,   произведениях   народных   промыслов,   фольклоре.  Экологическая   культура коренных народов своего региона. Практика:  Индивидуальные и групповые проекты.  Тема 13. Охраняемые природные территории нашей местности Теория: Охраняемые природные территории нашей местности. Причины недостоверности или  заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации Важность  достоверности информации («предупреждён ­ значит вооружён»). Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма.  Возможность использования традиций прошлого в современном мире. Практика:  Индивидуальные и групповые проекты. Защита проектов исследовательской  работы. Выставка творческих работ. Подведение итогов исследовательской деятельности  учащихся.  Работа над умением анализировать и делать выводы. Методическое и дидактическое обеспечение:  Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать   и   рассказывать:   Популярное   пособие   для   родителей   и   педагогов.­   Ярославль: Академия развития, 2001; Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2008 г.;М.В. Дубова   Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. ­ М. БАЛЛАС,2008 Дидактическое обеспечение: Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь.;  Рабочая  тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008; Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература; А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё  смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.­  М. БАЛЛАС,2008 Форма   организации   занятий:  традиционное,   беседа,   лекция,   игра,   путешествие,   мастер­ класс.   Методы: словесный, наглядный, проблемно­поисковый, проектный. Форма подведения итогов: выставка­просмотр, конкурс, собеседование, обсуждение и анализ работ. Учебно­методический комплект  Для учителя: 1. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной,  учебно­исследовательской деятельности школьников: научно­практические рекомендации  для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород,  2002 г. 2. Битянова М.Р. Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в  начальной школе. ­ М.: Совершенство, 1998 3. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение:  Владос, 1994. 4. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов.­ Ярославль: Академия развития, 2001 5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара:  «Учебная литература», 2008 г. 6. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое  пособие для учителей начальных классов. ­ М. БАЛЛАС,2008  Для обучающихся: 1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших  школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008 2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. 3. Интернет  ­ ресурсы 4. А.В.Горячев,   Н.И.   Иглина    "Всё   узнаю,   всё   смогу".  Тетрадь   для   детей   и   взрослых   по освоению проектной технологии в начальной школе.­ М. БАЛЛАС,2008 Интернет – ресурсы для реализации программы 1. Занимательные научные опыты для детей  2. 3. 4. 5. 6. 7. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml Познавательные опыты для детей  http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников  http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtm «Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml Занимательные опыты на кухне  http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml Изучаем химию ­ ставим опыты вместе с детьми  http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10d.shtml Изучаем животный мир ­ ставим опыты  http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml Приложениее Примерные темы проектов: Окружающий мир  Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года.    Погода своего региона.   Минералы и горные породы своей местности.   Дикорастущие растения своего региона.  Культурные растения своего региона.   Грибы своей местности.   Разнообразие и поведение рыб.   Местные виды птиц.  Местная экосистема.   Влияние факторов среды на рост и развитие растений.    Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона.  Имена родного края.   История в названиях рек, морей, океанов.   Исторические песни и предания народов моего края.  Мои земляки в истории России. Загрязнение местных экосистем.  Математика  Магические квадраты.  Логические игры.   Фокусы с числами.  Бумажный домик с мебелью.  Математический праздник.  Игры с числами.   Логические игры в древней истории.  Числа в пословицах и поговорках. Русский язык  Способы шифрования текстов.     Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.  Передача тайного смысла в картинах.  Передача тайного смысла в книгах. Литература  Создание сборника пословиц и поговорок.  Создание сборника загадок.  Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.  Создание сборника сказок об одном из животных   Создание костюмов для сказочных персонажей.  Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.  Создание собственных сказок.  Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора   Очей очарованье!». Технология и изобразительная деятельность  Узоры в Древней Руси.   Закономерности в узорах.  Узоры в оформлении книг.  Демонстрация моделей одежды с узорами.  Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности: альбом,  газета, гербарий,      журнал, книжка­раскладушка,   коллаж,   коллекция,   костюм,  макет,   модель,   музыкальная подборка,   наглядные пособия,  паспарту,  плакат,  план,  серия иллюстраций,  сказка,  справочник,  стенгазета,  сувенир­поделка, сценарий праздника,  учебное пособие,            фотоальбом,   экскурсия В целях обобщения работы обучающихся по программе может быть представлено   портфолио младшего школьника  как  индивидуального  “портфеля” образовательных  индивидуальных достижений  ученика начальной школы в  познавательной, творческой,  социальной, коммуникативной деятельности.

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»

Модульная  программа естественнонаучной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018