Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"
Оценка 4.8

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
классное руководство
4 кл
14.11.2019
Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"
Набиева Шейрибан Шарафидиновна провела открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное". На уроке были использованы компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядная презентация учебного материала из 9 слайдов, карточки для индивидуальной и групповой работы. Урок цели достиг.
4 кл.открытый урок имя сущ..docx
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Имя существительное» Классный руководитель    Набиева Ш.Ш. Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения проверить знания,  умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное». Задачи урока: Образовательные: ­ обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени  существительного, которыми оно отличается от других частей речи: значение  предметности, вопросы, наличие у существительного определенного рода, склонения, числа и падежа; ­ закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен  существительных. Коррекционные: ­ развивать речь, память, внимание учащихся; ­ способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности  учащихся, обогащению словарного запаса; ­ прививать навыки самоконтроля, письма по правилу, навыки каллиграфического письма; Воспитательные: ­ воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета; ­ воспитывать положительные черты характера учащихся (усидчивости, трудолюбия,  самостоятельности и др.). Тип урока ­ обобщение и систематизация знаний. Форма проведения – урок с применением ИКТ (с компьютерной поддержкой). Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядная  презентация учебного материала из 9 слайдов,; карточки для индивидуальной и групповой  работы. 1. Организационный момент. Ход урока: ­ Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости –  педагоги нашей школы. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста. ­ С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках. (Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками). ­ Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока. (Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в лучшую сторону). А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать, Думать и запоминать? ­ Если вы готовы, начинаем урок. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число,  место выполнения работы. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы. Тему урока  мы запишем чуть позже. 1. Постановка темы и целей урока. ­ Вот что могла бы сказать о себе героиня нашего урока: «Я ­ важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи ­ это я. По  наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов». Давно живу я в мире этом Даю названия предметам. ­ О какой части речи можно так сказать? ­ Молодцы. Конечно, это ­ имя существительное. Урок сегодня мы посвятим закреплению  знаний об этой части речи. Будем упражняться в определении у существительных его  грамматических признаков. 1. Словарная работа. ­ А начнём мы наш урок с небольшой словарной работы. 1. Посмотрите на иллюстрацию и самостоятельно запишите, что на ней изображено. (Природа) 2. Как называют человека, который совершает поездку на поезде, автобусе, теплоходе или  другом виде транспорта? (Пассажир) 3. Ещё одна иллюстрация. Запишите, а на ней что изображено? (Горизонт) ­ Давайте проверим, правильно ли вы записали словарные слова. Посмотрите на экран,  сравните с записью в своей тетради. ­ Исследуйте этот ряд слов. Что в них общего? (Все слова – имена существительные) 1. Актуализация опорных знаний. Игра «Большая стирка» ­ Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём  примеры?    (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы  КТО? ЧТО? и  обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО?  обозначает предмет ­ книгу). ­ Только ли предмет может обозначать имя существительное? (Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления  природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир  (медведь, роза). ­ Почему у имени существительного два вопроса? (Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные  существительные отвечают на вопрос ЧТО?) ­ А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным? (Собственное имя даётся какому­нибудь предмету, чтобы отличить его от других  таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена,  отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет,  журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные. ­ Приведите примеры собственных и нарицательных существительных. ­ Как пишутся собственные и нарицательные существительные? (Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с  маленькой буквы). ­ Что вы знаете о роде имён существительных? (Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода). ­ Как изменяются имена существительные? ­ Посмотрите на экран и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имён  существительных? (Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное.  Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два  или несколько предметов. Например: журнал – журналы). ­ Как может изменяться имя существительное? (Имя существительное может изменяться по вопросам, по падежам. Падежей в  русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный,  творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит  просклонять или изменить окончание по вопросу). ­ Что мы ещё не сказали о существительном? (Имена существительные бывают трёх склонений. К 1 склонению относятся  существительные м.р. и  ж.р. с окончаниями – а, ­я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с  окончаниями – о, ­е. Например: порт, горизонт, поле. К 3 склонению относятся  существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь). ­ Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта  часть речи. ­ Для чего, по­вашему мнению, надо изучать имена существительные? (Чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи). ­ Правильно. Молодцы. ­ Далее на уроке мы будем выполнять различные задания, проверим домашнее задание,  которое вы готовили к сегодняшнему уроку, а в конце урока вас ждёт экспресс­опрос. Зрительная гимнастика «Собери цветы в вазу». 1. Работа по теме урока. 1). Устная работа. ­ Прочитайте пары слов, объясните, по какому грамматическому признаку они составлены. 1. Облака – облако (число). 2. «Весна» ­ весна (собственное, нарицательное). 3. Музыка – музыкант (одушевлённое, неодушевлённое). 2). Игра «Доскажи словечко». ­ Вам необходимо добавить последнее слово, записать его в тетрадь, при проверке  объяснить его написание . 1. Каждый колосок хорош, На полях созрела _____ (рожь). 1. Услыхал деревьев плач Знаменитый дятел­ ____ (врач). 1. Возле штанги, как циркач, Я ловлю футбольный _____ (мяч). 1. Луна и ночь, Что мать и _____ (дочь). 1. В полдень или в полночь Друг придёт на _____ (помощь). 1. В этот час такая тишь, Только слышно: «Спи, _______ !» (малыш). ­ Молодцы, и с этим заданием справились. 3). Игра «Заказ». ­ На карточках у вас записаны предложения, в них подчёркнуты слова, падеж которых  нужно определить, чтобы выполнить мой заказ. Итак, я заказываю имя существительное Д.п. (Усталое солнце по небу гуляет). ­ А сейчас я заказываю имя существительное Т.п. (Ленивая туча над лесом скучает). ­ Теперь найдите имя существительное, стоящее в предложении в П.п. (На сонной берёзе щебечут синицы). ­ И, наконец, я заказываю имя существительное Р.п. (Спит ветер игривый средь поля пшеницы). ­ Прочитайте четверостишие, которое у нас получилось. Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над лесом скучает. На сонной берёзе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. (А. Громова). Физминутка. 4). Работа с учебником. Грамматический разбор существительных. ­ Откройте учебник ­ Прочитайте задание к упражнению. ­ Выразительно прочитайте первое четверостишие. ­ А задание будет таким: необходимо выписать из стихотворения выделенные имена  существительные и сделать их грамматический разбор. Кому трудно, может пользоваться  планом разбора. Травка – сущ., нариц., неодуш., ед.ч., ж.р., 1 скл., И.п. Солнышко – сущ., нариц., неодуш., ед. ч., с.р., 2 скл., И.п. Ласточка ­ сущ., нариц., одуш., ед. ч., ж.р., 1 скл., И.п. 5). Экспресс – опрос «Да или нет». ­ А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Имя существительное» и  ответить на вопросы. У каждого из вас есть таблица из двух граф: в одной обозначен номер  вопроса, в другой – вы будете делать отметки. Если согласны с утверждением, то ставите в  таблице +, если не согласны – ставите ­. Условие понятно? Тогда начинаем. 1. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (+). 2. Небо – это существительное мужского рода (­). 3. Сорока, яблоня, земля – это неодушевлённые существительные (­). 4. К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с  окончаниями –а, ­я (+). 5. Склонение – это изменение существительных по падежам (+). 6. Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы (­). 1 + ­ Давайте проверим. 5 + 4 + 2 ­ 3 ­ 6 ­ 1. Домашнее задание. ­ На самоподготовку я вам приготовила такое задание: каждый из вас получит карточку с  текстом, ваша задача самостоятельно найти в нём пять имён существительных, выписать их и сделать грамматический разбор. Наступило радостное время года. Лучи яркого солнца шлют на землю тепло. В  воздухе пахнет талым снегом. По голубому небу плывут облака. На крутом склоне  оврага показались проталинки. 1. Итог урока. Оценивание. ­ Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. ­ О какой части речи мы вели разговор на уроке? ­ Какие признаки имени существительного мы повторили? (Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что?  Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и  нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение). ­ Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился? ­ Какие задания вызвали затруднения? ­ Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности,  которые у вас возникли. ­ Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать: ­ Я молодец! ­ Я старался, но мне помогали. ­ Не все получалось. ­ Мне было лень. ­ А мне понравились ваши устные ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас  работали в тетрадях.

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Имя существительное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2019