Открытый урок по теме "Углеводы ", 10 класс

Открытый урок по теме "Углеводы ", 10 класс

Занимательные материалы +7
docx
биология +1
10 кл
07.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация состоит из частей:
Публикация является частью публикации:
Разработка урока с использованием средств мультимедиа.docx
Урок по теме «Углеводы, их классификация и значение».  Химия 10 класс. Учитель Кокорина Наталья Юрьевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Станционно­Ояшинская средняя общеобразовательная школа» Пояснительная записка к уроку химии в 10 классе по теме «Углеводы, их классификация и значение»: В 10 классе более подробно, чем в 9 классе раскрывается предмет органической химии.  Урок «Углеводы, их классификация и значение» в 10 классеследует после изучения темы:  «Кислородосодержащие органические вещества». При изучении этих тем учащиеся  знакомятся с особенностями функциональных групп: гидроксильной, карбонильной,  карбоксильной, альдегидной; с влиянием этих функциональных групп на свойства  вещества. Знания об этих функциональных группах используются при изучениитемы  «Углеводы». На изучение темы  «Углеводы» отводится 4 часа по программе О.С  Габриеляна для общеобразовательных учреждений базового уровня (4­е издание,  стереотипное, допущено министерством образования и науки Российской Федерации.  Дрофа. Москва. 2007).На первом уроке рассматривается классификация углеводов и их  значение в жизни человека. Это урок изучения нового материала, где дети используют  ранее полученные на уроках химии в 9 классе и биологии в 9 и 10 классе знания. На  следующих уроках изучаются моносахариды, дисахариды и полисахариды более подробно.  При подготовке к этому уроку задаю повторить первоначальные понятия об углеводах,  полученные ранее, а также творческие домашние задания. Характеристика  углеводов   закрепляется на последующих уроках параллельно с изучением их структуры и химических свойств. Урок  разработан с элементами информационных технологий, что позволяет  экономить время, разнообразить формы работы, вызвать интерес у учащихся, использовать  наглядный материал, осуществлять самопроверку. На уроке создаётся  образ класса  «Углеводы, подобно тому, как художник создаёт картину. Это повысит интерес к  изучаемому материалу. Цель урока: 1) создать условия для того, чтобы учащиеся получили систему знаний об углеводах,  их классификации и значении; 2) углубить знания о кислородосодержащих соединений ­ углеводов, рассмотреть их  состав и классификацию; 3)   показать  значение углеводов в жизни человека. Задачи Образовательные:дать общее понятие об углеводах, как о полифункциональных  органических соединениях; рассмотреть классификацию углеводов по различным  признакам; показать значение отдельных представителей этого типа соединений; закрепить  теоретические знания, (зависимость свойств кислородосодержащих веществ от  их  строения ­ наличия функциональных групп)  и практические умения. Воспитательные:  формировать основные компетентности получения и обработки информации; воспитывать  способности самостоятельно добывать знания; воспитывать ответственность при работе с  1 реактивами, в соблюдении правил   техники безопасности; поддерживать интерес к  изучаемому предмету; воспитывать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми мы соприкасаемся в жизни. Развивающие:умение сравнивать, анализировать, высказывать своё предположение;  определять и формулировать цель на уроке; развивать творческое мышление  (прогнозирование свойств на основе их строения); формировать умения работать с  учебным и раздаточным материалом, с химическим оборудованием и реактивами;развивать навыки исследовательской работы; развивать умение планировать своё действие в  соответствии с поставленной задачей;развивать навыки коммуникативной культуры и  умения сотрудничества при работе  в группе. Оборудование: 1) ноутбуки, планшеты, телефоны с выходом в   Интернет,мультимедиа проектор, экран; 2)обучающая программа “Углеводы” в виде презентацииPowerPoint;  3) фильм о фотосинтезе, созданного  учащимися заранее в программе MovieMaker, видео реклама; 4)  натюрморты Винсента Ван Гога: «Яблоки»,   «Картофель в жёлтой тарелке», «Натюрморт с  цветами в бронзовой вазе», «Ваза с цветами, кофейником и фруктами», портрет Винсента Ван  Гога; 5) программа для создания тестов HotPotatoes, тест;  6)интерактивная диаграмма для ПТБ; 7)программа аудиозаписи Audacity, MovieMaker, НоtPotatoes для  подготовке  к уроку; 8)учебник химии для общеобразовательных учреждений О.С.  Габриелян «Химия ­10»; 9)учебник биологии для общеобразовательных  учреждений  Каменский А.А. ,Криксунов, Е.А. Пасечник В.В. «Общая биология  10­11»; 10)справочники по химии; 11)рабочая карта к уроку для каждого учащегося; 12)инструктивная карта для каждой группы учащихся; 13) магниты; 14)таблички с названиями углеводов для схемы «классификация»; 15)эпиграф на плакате к уроку; 16) оборудование для выполнения лабораторных опытов: 1 группа 1)раствор  глюкозы; 2)универсальные индикаторные  бумажки; 3)кусочек хлеба; 4)раствор йода; 2 группа 1)раствор  глюкозы; 2)Na2CO3 3)макароны; 4)раствор  йода; 5) пробирки; 2 3 группа 1)раствор  глюкозы; 2)CuSO4,  NaOH 3)сырой  картофель; 4)раствор  4 группа 1)раствор  глюкозы; 2)CuSO4,  NaOH 3)рис; 4)раствор  йода; 5)пробирки; 6)чашки Петри; 7) штатив для  пробирок. 6)чашки  Петри; 7) штатив для  пробирок. йода; 5)пробирки; 6)чашки  Петри; 7) штатив для  пробирок. 5)пробирки; 6)чашки  Петри; 7)спиртовка,  спички; 8)держатель  для пробирок; 9)штатив для  пробирок. Тип урока Изучение нового материала Применяемые методы Приёмы: Организация  познавательной  деятельности: А­ задания для  самостоятельной работы Б­ развитие  интеллектуально­ логических  способностей В­ развитие  мотивационно­  творческой активности Виды учебной  деятельности: Содержание программы 1. Методы стимулирования мотивации учебно­  познавательной деятельности (создание ситуации  занимательности, ситуации успеха). 2. Методы организации учебно­ познавательной  деятельности: словесные, наглядные, исследовательский. 3. Методы контроля: текущий, лабораторный, устный,  индивидуальный, контроль с применением ИКТ Беседа, работа с текстом учебника, работа в Интернете, работа  со справочной литературой,  объяснение, выполнение  лабораторного опыта, домашнее задание творческого  характера, игровые приёмы, творческие выступления учащихся, индивидуальная и групповая работа. Использование рабочих листов, презентаций, домашняя  творческая исследовательская работа, лабораторная работа на  уроке. Выделение главного, описание свойств углеводов и их  объяснение, умение сравнивать, делать выводы, доказывать  свою точку зрения. Применение ситуаций из повседневной жизни, ситуаций  занимательности. Слушание объяснений товарищей, заслушивание сообщений,  самостоятельная работа с учебником, справочником,  заполнение рабочего листа, поиск и отбор информации по  нескольким источникам, выполнение лабораторного опыта,  наблюдение, постановка опытов для демонстрации классу,  анализ формул, объяснение наблюдаемых явлений. Знакомство с углеводами, их классификацией и значением. 3 Ожидаемые результаты Основные понятия Знать   общую   формулу   углеводов.   Уметь   классифицировать углеводы;   описывать   физические   свойства   и   роль   углеводов; составлять схему классификации; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;  добывать новые знания: находить   ответы   на   вопросы,   используя   учебник,   свой жизненный опыт. Углеводы,   моносахариды,   гексозы,   пентозы,   дисахариды, полисахариды. Межпредметные связи Биология, информатика Задания измерители Характер контроля Организация работы Домашнее задание  Технологическая карта Структура урока 1. Организационный этап 2. Мотивация учебной  деятельности: ­ создание условий для  возникновения у  учеников внутренней  потребности включения в учебную  деятельность. 3. Актуализация опорных  знаний 4. Изучение нового  материала: Определение  углеводов. Общая формула  углеводов. Тестовые задания в программе HotPotatoes, тесты в Microsoft  Word, проектные  индивидуальные задания. Устный, письменный и c применением ИКТ Фронтальная, групповая, индивидуальная Творческого характера Деятельность учителя Приветствие детей.  Создание позитивной  рабочей атмосферы. Создаёт  условия для  возникновения у  учеников внутренней  потребности включения  в учебную деятельность. Чтение эпиграфа к  уроку. Учитель подводит   учащихся к определению темы урока. Постановка  целей урока.  Использование слайдов,  созданных в PowerPoint.  Деятельность ученика Настраиваются на работу. Творческое представление по  теме урока учащимися. (Индивидуальная подготовка к  уроку). Остальные учащиеся смотрят и  слушают. Учащиеся слушают,  осмысливают. Ответы учащихся. Заполнение  рабочего листа. Создание образа углеводов. Слова учителя по  данным разделам.  Уточняющие вопросы.   Использование слайдов,  созданных в   PowerPoint Контроль за  выполнением заданий.  Групповая работа. Поиск  информации в источниках,  работа в Интернете, с  учебником биологии 10 класса  и учебником химии 10 класса.  Устные ответы учащихся.  Заполнение рабочего листа.  4 Классификация  углеводов. Учитель открывает  соответствующие  слайды. Создание образа на доске. Устные ответы учащихся.  Заполнение рабочего листа. История углеводов. Функции углеводов. Учитель открывает  соответствующие  слайды. Сообщение учащегося. Работа в группах. Работа с  учебником биологии 10 класса.  Создание образа на доске.  Заполнение рабочего листа. Углеводы ­ важный  компонент пищи. Представители  углеводов: ­пентозы; ­гексозы (фруктоза); ­гексозы (глюкоза); Выполнение  лабораторного опыта  «Качественные реакции на глюкозу Представители  Инструктаж по технике  безопасности. (Правила,  необходимые для  проведения опытов на  данном уроке)  Интерактивная  диаграмма по правилам  техники безопасности. Контроль за  выполнением  лабораторных опытов. Учитель подводит к  выводу. Сообщение учащегося­ диетолога. Видео реклама. Сообщения учащихся. Заполнение рабочего листа. Сообщение учащегося.  Сообщение учащегося.  Сообщение учащегося.  Остальные слушают и  заполняют таблицу в рабочем  листе. Учащиеся вспоминают правила  техники безопасности.  Работа в группах. Выполнение лабораторного  опыта «Качественные реакции  на глюкозу». Отчёт о  проведённом опыте в группе.  Заполнение рабочих листов. Учащиеся делают вывод о  проделанном эксперименте и  записывают его в рабочий лист. 5 Учитель открывает  слайды, соответственно  выступающим. Сообщения учащихся. Заполнение таблицы в рабочих  листах. углеводов  (продолжение) ­сахароза; ­ лактоза; ­ крахмал; ­ гликоген; ­целлюлоза; Переход к сообщению  об образовании  крахмала в листьях  растения. Образование крахмала  в природе. Загадка­ переход для  того, чтобы учащиеся  вспомнили о крахмале,  его образовании в  растениях. Учащиеся отгадывают.  Отчёт учащихся о проделанном творческом  домашнем  эксперименте.   (Индивидуальная домашняя  работа)  Фильм о фотосинтезе,  выполненного учащимися  заранее, в программе  MovieMaker.  Остальные  учащиеся смотрят и слушают. Беседа, ответы на вопросы. Групповая работа. Выполнение  лабораторных опытов,  наблюдение, выводы о  проделанной работе.  Заполнение рабочего листа. Две группы учащиеся отвечают  на вопросы теста компьютера,  третья группа на вопросы  (распечатанного) теста  Результаты (сумму баллов)  заносят в рабочую карту и  выставляют себе оценку  согласно норме оценок.  Часть учащихся выполняют  работу по поиску информации  в Интернете в планшетах или  телефонах. (Индивидуальная  работа) Творческое выступление  учащихся по итогам урока.  Выставляют себе оценку  согласно с нормой оценки на  слайде.  Учащиеся записывают 6 Качественная реакция  на крахмал. Вопрос о том, как  доказать наличие  крахмала в продуктах  питания. 5. Контроль и  Организует контроль самопроверка знаний.  Упражнения на  усвоение знаний 6. Подведение итогов  урока.    Слова учителя  о  достигнутой цели. 7. Информация о  домашнем задании. Учитель благодарит  учащихся за хорошую  работу. Награждение. Домашнее задание  творческого характера. 8. Рефлексия Учитель предлагает  ответить на вопросы. Учащиеся отвечают на вопросы Приложение 1. Сценарий урока. I. Учитель:Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке химии.  II. Учитель: Мотивация учебной деятельности Организационный этап Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем.  Часть учащихся выходят из лаборантской  и представляют продукты, содержащие  углеводы, в стихотворной форме. Составляют продукты на стол со скатертью.  Представляют и садятся за свои столы. Ученики: 1. Вот он хлебушек душистый, Вот он тёплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришёл. В нём здоровье наше, сила. В нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нём земли родимой соки,  Солнца свет весёлый в нём, Углеводов полон он. 2. Ах! Картошка­ объеденье! В каждом доме угощенье. И рассыпчата, вкусна. Взрослым, детям, Всем нужна. 3. Овощи, ягоды и фрукты­ ­полезные продукты. Вкусная, ароматная Шоколадка сладкая. 4.  Наливаем крепкий чай                 Хорошенько сахарозу                 В чашке ложкой размешай. 7 5. Виноградную глюкозу И медовую фруктозу. 6. И молочную лактозу Любят взрослый и малыш. 7. Но крахмалом и клетчаткой, Что совсем, совсем не сладки. Тоже нас не удивишь Так устроена природа Это тоже …….. (углеводы)      Произносят все. Учитель: (говорю эпиграф, он напечатан на большом плакате и свёрнут, разворачиваю и  говорю ) Ох! Уж эти углеводы! Пройдут века, эпохи, годы… К нам они прикованы навек, Без них не сможет человек. Учитель:Какова тема нашего урока? Учащиеся отвечают. Учитель: (открываю слайд ) Тема урока: «Углеводы, их классификация и значение». Запишите тему в рабочие листы. Учитель: Сегодня нам нужно создать образ класса «Углеводы». И этому мы будем учиться  у настоящего художника Винсента Ван Гога. (Показываю на портрет и натюрморты).  Когда художник начинает работать над картиной, он изучает объект с разных сторон. Для  того, чтобы нам создать образ углеводов нужно определить цели урока с точки зрения  химии, биологии и медицины.  Сегодня на уроке нам нужно дать общее понятие  углеводов, рассмотреть  классификацию углеводов по различным признакам; показать значение отдельных  представителей этого типа соединений для живых организмов; показать зависимость   химических свойств углеводов, на примере глюкозы, от  их строения ­ наличия  функциональных групп.   Как вы поняли, какие цели мы будем достигать сегодня на уроке? Ответы учащихся. Слово учителя: Эти цели будут отражены в лабораторной и самостоятельной   работе, а также в итоговых тестах в   выступлениях ваших одноклассников.  III. Изучение нового материала. Учитель: Итак, переходим к основной части нашего урока и как художники мы определим  с чего будем создавать картину «образ углеводов». С чего, ребята? Учащиеся отвечают: с понятия «углеводы». Сейчас вам нужно выполнить задание 1 в рабочих листах. Найти определение  углеводам. Поиск информации из разных источников. Учитель: подготовьте ответы и определитесь, кто будет отвечать. Ответы учащихся. На слайде по порядку открываются определения.   Учитель:  в образ углеводов внесём первый штрих­ это определение. Ученик прикрепляет табличку с определением углеводов. 8 Учитель:К первому штриху добавляем второй.   Назовите общую формулу углеводов. Учащийся называет и прикрепляет на доску табличку с формулой. Учитель:Выполняем задание 2 и запишем общую формулу. Из каких химических элементов состоит эта формула?        В каком соотношении находятся химические  элементы в формуле? Учащиеся отвечают устно. Учитель: Однако, не всегда соблюдается данное правило,  например, в молекуле дезоксирибозы; и есть формулы не относящиеся к углеводам, но  имеющие такое же соотношение СН2О. Запишите это исключение в рабочий лист,  задание 3. Учитель: А теперь посмотрим на наши объекты. (Показываю на яблоки  виноград и другие  продукты на столе). Какие тёплые краски! Наверное, эти продукты очень вкусные. А какие углеводы  они содержат? Учащиеся отвечают. Учитель: Продолжим нанесение штрихов и вспомним классификацию углеводов. Не  забывайте выполнять задание 4 в рабочем листе. (Открываю слайд. Таблички открываются  после ответов учащихся.) На какие группы делят углеводы по способности к гидролизу? И что такое  гидролиз? Что обозначают приставки МОНО­, ДИ­, ПОЛИ­? Учащиеся отвечают  и прикрепляют таблички с названиями к доске. Ответы  открываются на слайдах. Далее во время беседы, после ответов учащихся открываются соответствующие  таблички слайда. Учитель: Какие моносахариды вам известны? И на какие группы они делятся по числу  атомов? Учащиеся отвечают и прикрепляют заготовленные заранее таблички. Учитель: Назовите известные вам дисахариды. Учащиеся отвечают и прикрепляют табличку к схеме. Учитель: Назовите известные вам полисахариды. Учащиеся отвечают и прикрепляют табличку. Учитель: Продолжаем создавать образ углеводов и заслушаем сообщение вашего  одноклассника. Открываю слайд. История открытия углеводов. Тростниковый сахар был известен людям достаточно давно. Родиной сахара считается  Индия. В соке этого растения содержится углевод сахароза, который мы называем  сахаром. Белые твердые куски, похожие на камни, использовали не только для придания  сладкого вкуса пище, но и как лекарственное средство. В XII в. сахарный тростник стали  возделывать на Сицилии, а в XVI в. он был завезен на Кубу и другие острова Карибского  моря. Примерно в то же время сахарозу стали завозить в Европу. «Главной сладостью» в европейских государствах с давних времен был мёд и продукты на  его основе. На первых порах сахар был заморской диковинкой и непозволительной  роскошью. Потребность в новом продукте резко возросла, когда в европейских странах в  9 моду вошли чай и кофе. Естественно, стали предприниматься многочисленные попытки  получения сахара из растений, произрастающих в более холодных климатических условиях Европы. Производство сахара из свеклы связано с именем Андреаса Сигизмунда  Марграффа, немецкого химика и металлурга. Марграфф одним из первых применил в  химических исследованиях микроскоп, с помощью которого и обнаружил в 1747 г.  кристаллы сахара в свекольном соке. К середине XIX в. химикам было известно уже около десятка веществ, обладающих  схожими с сахарозой свойствами. Из сладких плодов и ягод был выделен виноградный  сахар, названный в последствии глюкозой. В 1811 г. русский химик Кирхгоф впервые получил глюкозу гидролизом крахмала. В составе мёда обнаружен углевод, очень похожий на глюкозу, но в отличие от нее очень  трудно кристаллизующийся. Его назвали плодовым сахаром, теперь химики называют его  фруктозой. Из молока млекопитающих еще в XVII в. был получен кристаллический  молочный сахар (лактоза). Термин слова “сладкий” и окончание —оза­ для сахаристых веществ было предложено  французским химиком Ж. Дюла в 1838 г. Синтез углеводов из формальдегида в присутствии гидроксида кальция был произведён  А.М. Бутлеровым в 1861 г Несмотря на столь разные источники получения углеводов, различную степень их  сладости, химики с удивлением констатировали, что состав всех этих веществ мог быть  выражен формулой Cn(H2O)m. Это и послужило появлению исторически сложившегося  названия подобных веществ — углеводы. Учитель: Продолжаем создавать образ углеводов и сейчас нужно отметить их функции.   Сейчас вам нужно выполнить задание 5 по учебнику биологии 10 класса. 1 группа – энергетическая 2 группа­ строительная 3 группа­ запасающая 4 группа­ защитная Ответы учащихся, заполнение таблицы в рабочих листах и создание образа на схеме  (учащиеся прикрепляют таблички).Слайды открываются соответственно. Функция В чём проявляются Энергетическая Основной источник энергии для всех видов работ, происходящих в  Структурная Запасающая Защитная клетках. При расщеплении 1 г углеводов выделяется 17,6 кДж. Из целлюлозы состоит клеточная стенка растений, из муреина — клеточная стенка бактерий, из хитина — клеточная стенка грибов и покровы  членистоногих. Резервным углеводом у животных и грибов является гликоген, у растений  — крахмал, инулин. Слизи предохраняют кишечник, бронхи от механических повреждений.  Гепарин предотвращает свертывание крови у животных и человека.  После ответов открываю слайд 10 Учитель: Углеводы ­ одна из важнейших составляющих нашего питания. Послушаем  выступление диетолога. Ученик рассказывает. Открываю слайды Диетолог (рассказывает и показывает на слайдах) Итак,  углеводы ­это источник энергии, для работы мышц, деления и роста клеток, для питания клеток головного мозга, участвуют в обмене белков и жиров. Поэтому  углеводы полезны нашему организму.  Но нужно знать, что углеводы бывают ПРОСТЫЕ ( БЫСТРЫЕ) и СЛОЖНЫЕ  (МЕДЛЕННЫЕ) Сложные   (медленные)   углеводы  являются   полисахаридами,   в   их   основе находятся целлюлоза и крахмал. Они улучшают процессы пищеварения, дают нам чувство сытости на продолжительное время. Длинные углеводы заключены в таких продуктах,   как   бобовые   и   зерновые   культуры,   орехи   и   семечки,   многие   сырые овощи и зелень (сельдерей, все виды капусты, свекла, морковь и др.), макаронах из твердых сортов пшеницы. Простые (быстрые) углеводы  являются  дисахаридами и моносахаридами, в их основе находятся фруктоза и глюкоза. У них структура довольно проста, потому они очень быстро усваиваются организмом. Сладости   и   белый   хлеб,   мед   и   пиво,   клубни   картофеля   и   сладкие   фрукты   –   в составе этих продуктов простые углеводы. Сложные углеводы расщепляются более продолжительно. Когда   расщепляются   длинные   углеводы,   в   печени   и   мышцах   накапливается гликоген, он и дает энергию. Скачков сахара в крови нет, тело здоровое, фигура – стройная. Когда же идет усвоение простых углеводов, сахар в крови растет, поджелудочная железа в ответ выделяет инсулин, жир перестает расщепляться и откладывается про запас. Кроме этого, формируется зависимость от данного вида углеводов — нам снова и снова хочется сладкого… Поэтому,   людям   склонным   к   полноте   следует   избегать   употребления   простых углеводов.  Употребление сложных углеводов, например, клетчатки способствует правильному передвижению пищи по кишечнику и его опорожнению. При недостатке клетчатки могут быть запоры. А пектин сложных углеводов выводит холестерин, улучшает самочувствие. Чтоб фигуру сохранить Газировку меньше пить Булочек не надо есть А то может так разнесть. Фрукты, овощи ты ешь Вот тогда и похудеешь. А  если   в   организме   нарушается   углеводный   баланс,   то   приходится   прибегать   к употреблению лекарств. Посмотрим рекламу. 11 Все смотрят рекламу: 1. Во многих аннотациях лекарств В составе есть: Целлюлоза, крахмал и лактоза И это обычная проза. Вы можете это прочесть. И, если вдруг вы заболели, И сердце стало вдруг шалить­ ­Врач, конечно, же пропишет Рибоксин ежедневно пить. 2. Если кушать не хотите Овощи и фрукты, Наступает вдруг запор. 1. Как же дать ему отпор? 2.      Как? Как? Принимайте фрутолакс. В нём содержится фруктоза. Вот такая обычная проза. Учитель открывает слайд сразу после рекламы.  Диетолог: Будьте здоровы! Учитель: Спасибо за яркую деталь нашего натюрморта. А теперь уточним некоторые детали нашего образа. Сейчас мы заслушаем  сообщения ваших одноклассников и по ходу их рассказа вам нужно выполнить  задание 6 в рабочем листе. Представители углеводов. Признаки  сравнения Моносахариды пентозы гексозы рибоза дезоксирибоза глюкоза фруктоз а Дисахариды Полисахариды Молекулярна я формула Нахождение в природе Физические  свойства Биологичес­ кое значение Учащийся рассказывает о пентозах. 12 Открываю слайды Пентозы. Известны углеводы с пятью углеродными атомами в молекуле – это пентозы. 1. Молекулярная формула Рибоза С5H10O5 и дезоксирибоза С5H10O4 –  Дезоксирибоза отличается от рибозы отсутствием в молекуле одной гидроксильной группы, которая заменена атомом водорода. Отсюда и произошло название вещества (дезоксирибоза). 2. Физические свойства кристаллические вещества сладкого вкуса, растворимые в  воде. 3. Рибоза и дезоксирибоза имеют большое биологическое значение.  Они входят в состав нуклеиновых кислот, которые осуществляют в клетках  организмов синтез белков и передачу наследственных признаков. Учитель: А теперь послушаем сообщение о гексозах. Учащийся рассказывает о о фруктозе. Открываю слайды 1.Молекулярная формула фруктозы  С6 Н 12О6  Фруктоза. 2.Нахождение в природе Фруктоза  – это наиболее распространенный вид сахара натурального происхождения. В  свободном виде она присутствует практически во всех плодах и ягодах, имеющих сладкий  вкус. Также фруктоза составляет примерно половину сухой части меда. В составе сахарозы также находится некоторое количество фруктозы. 3. Физические свойства. Фруктоза представляет собой безводные кристаллы, имеющие форму игл, температура ее  плавления составляет приблизительно 102­106 градусов. Также фруктоза легко  растворяется в воде и спирте. 4.Биологическая роль фруктозы аналогична биологическому предназначению  углеводов: организм использует фруктозу для получения энергии. После всасывания,  фруктоза может синтезироваться в глюкозу или в жиры. Учитель: Послушаем сообщение о глюкозе. 13 Глюкоза. 1. Молекулярная формула С6 Н 12О6 такая же как и фруктозы, так как они  изомеры. 2.         Нахождение в природе Глюкоза – распространённый, важный моносахарид. 1) она встречается почти во всех органах растения: в плодах, корнях, листьях,  цветах;  2) особенно много глюкозы в спелых фруктах, ягодах, а так же в соке винограда,  поэтому глюкозу иногда называют виноградным сахаром. 3) Мед в основном состоит из смеси глюкозы с фруктозой 4) глюкоза есть в животных организмах;  5) в крови человека ее содержится примерно 0,1 %.   3. Физические свойства Глюкоза – бесцветное кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде,  сладкое на вкус (лат. «глюкос» – сладкий):  4. Особенности строения молекулы  глюкозы Состав глюкозы выражается формулой: С6 Н 12О6, она принадлежит к многоатомным спиртам и альдегидам, так как в формуле есть одна альдегидная группа и пять  гидроксильных групп: 5. Биологическое значение глюкозы:  Глюкоза ­ необходимый компонент пищи;   Является одним из главных участников обмена веществ в организме;   Очень питательна и легко усваивается;   При её окислении выделяется больше трети используемой в организме  энергии. Рассказ подтверждают демонстрацией формул глюкозы  на слайде. Говорят о  функциональных группах, входящих в состав глюкозы. Учитель: В каком продукте содержится больше всего глюкозы? Как по другому  называется глюкоза? Учащиеся (в винограде) виноградный сахар. Учитель: Как доказать, что глюкоза входит в состав натурального виноградного  сока? Учащиеся: провести качественные реакции на глюкозу. Учитель: Сейчас вам нужно выполнить лабораторный опыт «Качественные реакции  на глюкозу» по инструктивным картам, которые есть у вас на столе. Каждая группа  выполняет свой опыт и  записывает результаты в таблицу задания 7, но вначале  вспомним правила техники безопасности. Далее работа с интерактивной схемой по правилам техники безопасности. 14 Учащиеся отвечают. Затем выполняют лабораторный опыт.  Выполнение опыта. 1 группа­ определяет наличие гидроксильных групп. 2 группа­ определяет наличие альдегидной группы. 3 группа ­определяет наличие карбоксильной группы при помощи индикатора. 4 группа­ определяет наличие карбоксильной группы при помощи карбоната натрия. Учащиеся записывают свои наблюдения в таблицу. Задание 7 «Качественные реакции на глюкозу» № Реакция глюкозы  с.. универсальным  индикатором Na2CO3(карбонат натрия) CuSO4  и  NaOH без нагревания Признаки реакции Вывод о наличие  функциональной  группы Качественная  реакция на: карбоксильную группу карбоксильную группу гидроксильные  группы 1 2 3 4 CuSO4  и  NaOH с  нагреванием альдегидную  группу Глюкоза­  Далее учащиеся рассказывают о полученных результатах. Остальные учащиеся  продолжают заполнять таблицу. Учитель: Какой вывод можно сделать о качественном составе глюкозы? Учащиеся: Глюкоза содержит альдегидную и гидроксильные группы, поэтому  глюкоза­альдегидоспирт.  Учитель: Прикрепляем табличку на доску и записываем вывод. Учащиеся  записывают этот вывод в рабочий лист. Учитель:  А теперь заслушаем сообщение о дисахаридах. Ученик: Сообщение о сахарозе Сахароза Из группы дисахаридов наибольшее значение имеет сахароза, которая иначе называется  свекловичным или тростниковым сахаром.  1.Молекулярная формула сахарозы С12Н22О11.  2. Нахождение в природе Велико содержание сахарозы в сахарной свекле и в стеблях сахарного тростника. Она  имеется также в соке березы, клена, во многих плодах и овощах. 3.Физические свойства 15 Сахароза (обыкновенный сахар) ­ белое кристаллическое вещество, более сладкое, чем  глюкоза, хорошо растворимое в воде. Важное химическое свойство сахарозы – способность подвергаться гидролизу (при  нагревании в присутствии ионов водорода). При этом из одной молекулы сахарозы  образуется молекула глюкозы и молекула фруктозы:  4.Биологическое значение В желудочном тракте человека и животного крахмал поддаётся гидролизу и превращается  в глюкозу, которая усваивается организмом. Промежуточными продуктами гидролиза  крахмала являются декстрины. Значение такое же как и у всех углеводов. Дисахарид Лактоза Молекулярная формула С12Н22О11. Лактоза (молочный сахар) содержится в молоке, состоит из остатков галактозы и  глюкозы. Под действием ферментов молочно­кислых бактерий лактоза  сбраживается с образованием молочной кислоты. На этом основано получение  кисло­молочных продуктов. При гидролизе лактозы образуются глюкоза и  галактоза.  Учитель: Послушаем сообщение о полисахаридах Сообщение о полисахаридах. По ходу рассказа открываются слайды. 1. Молекулярная формула(С6Н10О5)n 2.         Нахождение в природе Крахмал Крахмал, являясь одним из продуктов фотосинтеза, широко распространен в природе. Для  растений он является запасом питательных веществ и содержится в основном в плодах,  семенах и клубнях.  Крахмал содержится в продуктах растительного происхождения. Наиболее богато  крахмалом зерно злаковых растений: риса (до 86 %), пшеницы (до 75 %), кукурузы (до  72 %), а также клубни картофеля (до 24 %). 3.         Физические свойства  В холодной воде крахмал нерастворим. 4. Характерной реакцией для определения крахмала в пищевых продуктах является  действие йода, который окрашивает крахмал в синий цвет.  5. Биологическое значение Крахмал является источником физической энергии – расщепляясь в кишечнике, он  превращается в глюкозу, которая быстро распространяется по организму вместе с  кровяным потоком. Из­за кристаллической формы крахмал сложно переваривается  пищевыми ферментами, что увеличивает энергетические затраты при переработке  поступающей пищи. Большое значение крахмал имеет в вопросе сохранения и укрепления иммунитета  ЖКТ, его энергии, важной для правильной работы. Усвоение многих продуктов практически невозможно без участия крахмала. Гликоген (животный крахмал)­ важный резервный полисахарид животных и человека, 16 откладывается в печени (до 20 %) и мышцах (до 4 %). Растворим в воде, конечным  продуктом гидролиза является глюкоза.  Целлюлоза (клетчатка) — основное вещество растительных клеток. Древесина на 50%  состоит из целлюлозы, а хлопок и лен — это практически чистая целлюлоза. Целлюлоза представляет собой твердое волокнистое вещество, нерастворимое в воде,  но растворимое в аммиачном растворе гидроксида меди (II) (реактиве Швейцера). Целлюлоза — природный полимер. В отличие от крахмала, ее молекулы состоят  только из линейных цепей Учитель:Отгадайте загадку: Как хрустит он хорошо — Этот белый порошок. Он в блины идёт, в кисель. Очень вкусно, ты поверь. Ты уж, верно, угадал? То — картофельный… (крахмал) Учитель:  Вспомним, как происходит образование крахмала в природе. Учащиеся отвечают. Учащиеся:Творческий отчёт в форме фильма, созданного в МovieMaker. Учитель:Как доказать наличие крахмала в продуктах питания? Учащиеся: добавить капельку спиртового раствора йода. Открываю слайд. Учитель: А сейчас я предлагаю доказать наличие крахмала в продуктах питания. 1 группа – в хлебе 2 группа­ в макаронах 3 группа – в сыром картофеле 4 группа­ в рисе После проведения опыта учащиеся демонстрируют результат и комментируют его. IV. Закрепление. Учитель: Наш образ углеводов близок к завершению. Любая картина имеет свою цену. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, выполнив тест. 1 и 2 группа откроет папочку с проверочным тестом на  рабочем столе. На работу вам  отводится 7 минут. Проставьте баллы, полученные при тестировании в рабочий лист и  оценку согласно норме: 99­100%­5 80­98%­4 50­79% Менее 50%­2  3 группа отвечает на вопросы распечатанного теста и оценивает себя. 4 группа  осуществляет поиск информации в Интернете.  Рабочие карты сдают мне. 17 V.Подведение итогов. Учитель: На сегодняшнем уроке мы попытались создать образ углеводов, в котором нужно  было отразить …..(открываю слайд с целями урока).  Как вы считаете, цель нашего урока достигнута? Как вы думаете, знания  полученные на уроке нам в жизни пригодятся? Ученики отвечают. Учитель: Слово учащимся по поставленному вопросу. Выступление творческой группы учащихся. (поют песню) Песня по итогу урока. Выступление творческой группы учащихся. ( поют песню) На вернисаже как­ то раз И мы вдруг встретили всех вас Ах, углеводы, углеводы. Глюкоза, сахароза, целлюлоза Фруктоза, рибоза и мальтоза И встретил вас наш дружный класс. Случилось это вот сейчас. Ах, углеводы, углеводы. Пройдут века, эпохи, годы К нам они прикованы на век, Без них не мыслит человек. Ах, углеводы, углеводы. О вас узнали почти всё, Но есть, наверное, ещё Чего могли бы мы узнать. Мы от души вам говорим: Узнать о вас ещё хотим И расстаёмся с вами  Не на долго. Такую песню предложила я, но дети придумали другую: Песня об углеводах 1 О вас эту песню, углеводы, споём, О важности в теле моём и твоём, О свойствах, в которых нуждаемся мы, Несёте в себе по сей день только вы. Всех углеводов строения знаем, И дома, и в школе мы вас всех встречаем. В жизни, как пищу, мы вас принимаем, Как друга любого из вас уважаем. 18 Припев: Углеводы­это те, которые с нами, Те, которые и с вами. Углеводы, не заменит вас ничто, Никогда и ни за что. Из углеводов состоит любой живой организм. Углеводы дарят нам счастливую жизнь! 2 Функцию энергетическую вы выполняете, Этим вы нам только добра желаете. А также запасающую и опорно­ строительная, Чтоб наша жизнь была долгая, стремительная. На этом наша песня о вас завершается, Весь наш класс дружно сегодня прощается, Встретиться скоро мы с вами должны, До скорых встреч, углеводы! Песню сочинил и исполнял под гитару  ученик 10 класса  МКОУ Станционно­Ояшинской СОШ  Агафонов Андрей 2015 год Учитель:выступление  подтверждает наш эпиграф. (Обращаю внимание на плакат с эпиграфом). Ох! Уж эти углеводы! Пройдут века, эпохи, годы… К нам они прикованы навек, Без них не сможет человек. Наш урок подходит к завершению. Мне бы хотелось поблагодарить вас за хорошую  работу и вручить необычные углеводные (шоколадные) медали.            VI.  Домашнее задание. Составить кроссворд по теме «Углеводы». Ответить на вопросы:  1)Чем отличаются углеводы от других классов соединений? 2)Чем отличаются представители разных групп углеводов? VII. Рефлексия. А сейчас в рабочих листах, пожалуйста, ответьте на вопросы: 19   Удалось ли получить новые знания?  Если было что­то непонятно, напишите, о чём бы вы хотели узнать. 20
скачать по прямой ссылке