Открытый урок по ТРИЗ
Учитель: Хакимьянова Ирина Викторовна
Урок творчества
Тема: Системачеловек
Цель: сформировать представления учащихся о человеке как о развивающей
системе
Задачи:
1) соотнести развитие личности с позиций эволюционирования человека,
социального развития, развития конкретной личности
2) описать по системному оператору человека как часть природного мира
Земли, как часть общества Земли, описания себя
3) показать роль самовоспитания, саморазвития в жизни человека
Оборудование:
Тетради «Уроки творчества», презентация к уроку, картинки с изображением
древнего человека
Ход урока:
1. Организационный момент
Дорогие дети! Я рада вновь приветствовать вас на уроке творчества.
Скажите, а зачем мы с вами занимаемся творчеством?
Посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! И у вас уникальная возможность
познакомиться с автором ваших творческих тетрадей – Тереховой Галиной
Владимировной.
2. Сообщение темы и целей урока
Мы сегодня покажем, чему научились на этих занятиях, что узнали новое, и
как мы работаем над развитием творческого воображения и мышления, над
системным восприятием мира.
3. Актуализация знаний
А, что такое система?
Как вы думаете, человек является системой? Докажите!
Мы сегодня обобщим о том, как работать с системами и составим описание
человека как системы.
Как можно составить описание системы? А как работать с системным
оператором? презентация
ПРОШЛОЕ
НАДСИСТЕМЫ
ПРОШЛОЕ СИСТЕМЫ СИСТЕМА
ПРОШЛОЕ
ПОДСИСТЕМЫ
4. Работа по составлению описания ЧЕЛОВЕКА по системному
оператору
БУДУЩЕЕ
НАДСИСТЕМЫ
БУДУЩЕЕ СИСТЕМЫ
БУДУЩЕЕ
ПОДСИСТЕМЫ
НАДСИСТЕМА
ПОДСИСТЕМА Сейчас мы составим описание по системному оператору человека как часть
природного мира.
Что вы можете сказать о прошлом системычеловек?
Первобытный человек
ЧЕЛОВЕК
Что вы можете предположить о будущем системычеловек?
Первобытный человек
ЧЕЛОВЕК
Человек будущего
(человек будущего биологически не измениться, станет более
цивилизованным)
Что является подсистемой человека?
Первобытный человек
ЧЕЛОВЕК
Части тела………
Человек будущего
Части тела были, какие у древнего человека? презентация
Человек будущего
………………
ЧЕЛОВЕК
Части тела………
Первобытный человек
Руки ниже колен,
сильные, чтобы
переносить тяжести;
череп головы большой,
челюсть мощная,
выдвинутая вперёд;
сгорбленный.
Части тела будущего человека изменяться?
(конечно, они не изменяться, останутся прежними, но может чтонибудь и
видоизмениться в размерах…)
ФИЗМИНУТКА
Что является надсистемой человека? (Человек – часть природного мира,
значит – планета Земля)
……………
Первобытный человек
Руки ниже колен,
сильные, чтобы
переносить тяжести;
череп головы большой,
челюсть мощная,
ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ
ЧЕЛОВЕК
Части тела………
……………..
Человек будущего
……………… МИР ЛЮДЕЙ
ЧЕЛОВЕК
выдвинутая вперёд;
сгорбленный.
Что вы знаете о прошлом планеты Земля? (об истории происхождения
Земли) презентация
Что можете предположить о будущем планеты Земля?
Развивается ли системачеловек, как часть природы?
А чем человек отличается от других существ?
(речь, интеллект, разум, мышление, воображение)
Где живёт человек, кто его окружает? (среди людей, в обществе)
Сейчас мы составим описание человека, как системы, как часть общества.
МИР ПЕРВОБЫТНЫХ
ЛЮДЕЙ
Часть племени
ВЗАИМОПОМОЩЬ НА
ОХОТЕ, ЗАБОТА ОБ
ОГНЕ И ТЕПЛЕ И Т.Д.
Как в древности жил древний человек? Он, к какому миру относился?
Какой он должен быть, какими качествами обладать, чтобы жить одним
племенем?
Дайте характеристику человеку сегодня, какие требования предъявляет ему
современное общество? Почему люди живут в обществе? Что позволяет
человеку общаться с другими людьми?
А в будущем человек будет часть чего, предположите.
МИР ПЕРВОБЫТНЫХ
ЛЮДЕЙ
Часть племени
ВЗАИМОПОМОЩЬ
НА ОХОТЕ, ЗАБОТА
ОБ ОГНЕ И ТЕПЛЕ И
Т.Д.
В будущем человек будет часть нового другого общества, это будет, какой
мир?
МИР ПЕРВОБЫТНЫХ
ЛЮДЕЙ
Часть племени
ВЗАИМОПОМОЩЬ
НА ОХОТЕ, ЗАБОТА
ОБ ОГНЕ И ТЕПЛЕ И
Т.Д.
Подумайте, каким будет это общество¸ и какие требования оно будет
предъявлять к человеку будущего?
МИР
ЧЕЛОВЕК
КОММУНИКАБЕЛЬНЫЙ
, ТОЛЕРАНТНЫЙ,
ТЕРПИМЫЙ, И Т.Д.
ЧЕЛОВЕК
КОММУНИКАБЕЛЬНЫЙ
, ТОЛЕРАНТНЫЙ,
ТЕРПИМЫЙ, И Т.Д.
МИР ЛЮДЕЙ
БУДУЩЕГО
Часть нового общества
МИР ЛЮДЕЙ
МИР ЛЮДЕЙ
МИР ЛЮДЕЙ
Часть нового общества
МИР ЛЮДЕЙ ПЕРВОБЫТНЫХ
ЛЮДЕЙ
Часть племени
ВЗАИМОПОМОЩЬ
НА ОХОТЕ, ЗАБОТА
ОБ ОГНЕ И ТЕПЛЕ И
Т.Д.
ЧЕЛОВЕК
КОММУНИКАБЕЛЬНЫЙ
, ТОЛЕРАНТНЫЙ,
ТВОРЧЕСКИЙ, И Т.Д.
БУДУЩЕГО
Часть нового общества
ТЕРПИМЫЙ,
БЕРЕЖЛИВЫЙ К
СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ,
ПО ОТНОШЕНИЮ К
ПРИРОДЕ,
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Развивается ли системачеловек, как часть общества?
А кого можно назвать личностью? (по мнению Гармана: ЛИЧНОСТЬ –это
«человеческий индивид», т.е. индивидуальность. Личность складывается из
характера человека и социальных установок общества, в которых он
существует)
Сейчас мы оставим описание по системному оператору о себе, как о
человеке?
Итак, Я ЧЕЛОВЕК
Как сегодня вас называют?
Я …..(ИМЯ
РЕБЁНКА)
(каждого ребёнка спросить)
А вот ты, Маша, относишься к какому обществу людей?
Я – ДОЧКА, ЧАСТЬ
СЕМЬИ
Я – УЧЕНИЦА, ЧАСТЬ
ШКОЛЬНОГО
КОЛЛЕКТИВА
Я …..(ИМЯ
РЕБЁНКА)
А ты сейчас какая (ой), охарактеризуйте себя……
Я – ДОЧКА, ЧАСТЬ
СЕМЬИ
Я – УЧЕНИЦА, ЧАСТЬ
ШКОЛЬНОГО
КОЛЛЕКТИВА
Я …..(ИМЯ
РЕБЁНКА)
Например, я – добрая,
активная, но немного ленивая, не всегда
трудолюбивая
А в прошлом, ты был каким (ой)?
Я – МАЛЫШКА,
ЛЯЛЬКА, МЛАДЕНЕЦ
И Т.Д.
Я …..(ИМЯ
РЕБЁНКА)
А ты как малыш, была часть, какого общества людей?
Часть семьи, часть
коллектива детей
детского сада
Я – МАЛЫШКА,
ЛЯЛЬКА, МЛАДЕНЕЦ
И Т.Д.
Я …..(ИМЯ
РЕБЁНКА)
А каким ты был (а) в детстве?
Часть семьи, часть
коллектива детей
детского сада
Я – МАЛЫШКА,
ЛЯЛЬКА, МЛАДЕНЕЦ
И Т.Д.
Капризным,
неугомонным,
любопытный
А в будущем как тебя будут называть?
Я …..(ИМЯ
РЕБЁНКА)
Я …..(ИМЯ
РЕБЁНКА)
Я – МАРИЯ
ПАВЛОВНА
Кем ты будешь в будущем?
Я …..(ИМЯ
РЕБЁНКА)
Врачом
Я – МАРИЯ
ПАВЛОВНА
Какие качества у тебя должны быть, чтобы быть врачом?
Я …..(ИМЯ
РЕБЁНКА)
Врачом
Я – МАРИЯ
ПАВЛОВНА Доброй, общительной,
терпеливой, умной,
трудолюбивой, и т.д.
Что ты можешь сказать тогда, над какими качествами тебя надо работать
сегодня, чтобы быть врачом?
Развивается ли сам человек, как система?
5. Итог урока
Ребята, скажите, как понимаете слово «Я»?
(Я – человек; я – мой внутренний мир; мои мысли; мои поступки; то, как я
стараюсь жить, общаться с другими)
Вот вы и сами ответили, что такое ЛИЧНОСТЬ (это человек, который
работает над собой, воспитывает в себе хорошие черты характера, старается
быть полезным обществу)
Поднимите руку, кто считает себя ЛИЧНОСТЬЮ?
Конечно, вы ещё маленькие личности, у каждого свой характер, свои
привычки (надеюсь хорошие). Одно то, что вы с удовольствием ходите в
школу, говорит о том, что вы маленькие личности. Но, чтобы стать настоящей
личностью, нужно над собой трудиться. А в дальнейшем это выразится в
поступках, действиях, и покажет хороший ли вы человек, настоящая ли вы –
личность. И я желаю вам всем стать настоящей личностью с большой буквы.
Кто хочет стать настоящей личностью? Что для этого нужно сделать?
6. Домашнее задание
Написать 10 качеств настоящей личности
7. Рефлексия
На каком уровне выполняли задание? (отметьте ступеньки)
Какое настроение было на уроке?
Какие бы вопросы хотели задать?
Что сделали значимого для себя и окружающих?
Открытый урок по ТРИЗ "Система-человек"
Открытый урок по ТРИЗ "Система-человек"
Открытый урок по ТРИЗ "Система-человек"
Открытый урок по ТРИЗ "Система-человек"
Открытый урок по ТРИЗ "Система-человек"
Открытый урок по ТРИЗ "Система-человек"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.