Урок русского языка в 4 классе
по теме:
«Отработка темы «Имя прилагательное».
Дата: 06.02.2024г
Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.
Цель: обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как части речи.
Задачи: закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных; способствовать совершенствованию речевых умений и навыков; воспитывать любовь к русскому языку; включить в творческую деятельность.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного, определять принадлежность прилагательного к существительному (род, число, падеж), знать падежные окончания, отрабатывать умение писать падежные и родовые окончания имён прилагательных; обогащение словарного запаса, (продолжат развитие умения работать с деформированным тестом)
Метапредметные:
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; соотносить результат своей деятельности и оценивать его.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, анализировать, обобщать, классифицировать или исключать лишнее для получения необходимого результата, поиск и выделение необходимой информации из прочитанных текстов
Коммуникативные: договариваться с собеседниками, согласуя с ними свои предложении, выводы;
умение работать в парах
Личностные: объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей, мотивация к обучению.
Образовательные ресурсы и оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс (УМК «Школа России», автор Канакина, 2 часть), карточки для индивидуальной работы и самопроверки знаний, презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
В дорогу, девчонки!
В дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний шагайте смелей.
Чудесные встречи и добрые книги
Ступеньками будут на ней.
Крутые ступеньки на лесенки будут,
Но выверен точно заветный маршрут,
Чтоб вас подружить с удивительным чудом,
Которое Знанием зовут!
2. Поэтическая пятиминутка
Стихотворение И. Сурикова «Зима»
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы — и зима настала.
- Какое время года автор описал в своём стихотворении?
- Подтвердите это строками с стихотворения (Белый снег, поле побелело, божьи дни коротки, солнце светит мало, пришли морозы)
- Красоту зимней природы с помощью каких слов передаёт автор? ( белый, пушистый, темный)
- К какой части речи относятся эти слова? (Имя прилагательное)
3. Постановка темы и целей урока.
- Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное». Сегодня у нас обобщающий урок. Сформулируйте цели нашего урока.( Будем повторять всё, что знаем о имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания)
Одновременно с этим будем говорить о зиме, о зимней природе и даже совершим экскурсию в лес. А о красоте природе нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.
4. Чистописание
Посмотрите на доску: Ии Мм Аа Зз
- Скажите, какие буквы будете писать?
- Сядьте правильно и напишите красиво.
- Ребята, какое слово можно составить из этих букв? ( Зима)
- Правильно. Сегодня – 6 февраля наш урок будет зимним.
- Поможем матушке зиме нарисовать на наших окнах узоры «Узоры на стекле»
Если вы согласны с моим утверждение пишите петельку вверх, а не согласны – петельку вниз.
· Имя прилагательное обозначает признак предмета (да)
· Имя прилагательное в предложении является подлежащим (нет)
· Антонимы к прилагательному весёлый – грустный (да)
· Имя прилагательное отвечает на вопросы Кто?, что? (нет)
· Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного надо, от существительного задать вопрос (да)
· Имя прилагательное изменяется по числам, родам, падежам ( ед.ч.) (да)
· - Какой узор у вас получился?
5.Словарная работа
а) Хол_д, , ф_враль, п_йзаж, кале_ндарь ,ле_ко
- Прочитайте слова.
- Если ли среди слов прилагательные?
- Какие это части речи? (существительные, наречие)
- Образуйте от данных слов имена прилагательные ( один ученик возле доски)
1-е начальной форме
2-е форме ед.ч.Ж.р.И.п.
3-е ед.ч.,ср.р. И.П.
4 –е образуйте прилагательное с окончанием – ого. Определите падеж, род, число.
- Какая часть речи поможет это сделать ( сущ)
5-е в форме множественного числа И.п.
Дополнительный вопрос.
- К каким прилагательным можно подобрать синонимы, антонимы?
б) Запиши предложение (один ученик работает возле доски)
Утром выпал мягкий пушистый снег
- Выполните синтактический разбор предложения.
- Выделите орфограммы.
Оцените свой ответ.
- Самостоятельно выполните морфологический разбор по вариантам.
1 в. – мягкий 2 – в. – снег
- Какими признаками различаются, а какие морфологические признаки совпадают?
6. Физкультминутка
- Сейчас немножко отдохнём и поиграем в игру. Я нечаянно рассыпала слова. Давайте объединимся в 3 группы, соберём их и распределим по родам. (морозная, серое, низкое, ветреное, снежная, холодный, студёная, пышный, белый, мокрая, пушистый, блестящее, белое, потемнела)
7. Работа по редактированию текста.(групповая работа)
Наша прогулка продолжается.
- Перед вами карточки с текстом. Посмотрите на доску, что вы видите. (Картина зимнего леса)
_____________________
Наступила ________. Ударил _________ мороз. В воздухе чувствуется свежесть. ___________ покрыл окрестности ___________. Счастливые _____________ и ___________ бегут на каток. _____________ чистят они снег, ______________ подметают лед. _________ готов. Хорошо будет кататься по ____________ льду на _______________!
Зима
Наступила зима. Ударил сильный мороз. В воздухе чувствуется свежесть. Снег покрыл окрестности деревни. Счастливые мальчишки и девчонки бегут на каток. Лопатами чистят они снег, метлой подметают лед. Каток готов. Хорошо будет кататься по скользкому льду на коньках!
- Прочитайте текс. Понравился он вам? Чего не хватает? Какой это текст: повествовательный или описание?
- Давайте отредактируем текст.
Работа в группах.
Выслушиваются тексты составленные детьми.
8. Предлагаю проверить не только знания по русскому языку, но и по литературе.
Вспомните сказки, в названиях которых есть имена прилагательные: Серая шейка, Гадкий утёнок, Молодильные яблоки, Финист – Ясный сокол, Иван Царевич и Серый волк, Сказка о золотом петушке, Аленький цветочей, Сказка о непослушном мышонке, Золотой ключик, Голый король, Снежная Королева, Синяя борода, Бременские музыканты.
9. Обобщение знаний об имени прилагательном.
- А сейчас я вам хочу предложить на время стать учителями. Представите, что у вас сегодня обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Какие бы вы задали вопросы классу, чтобы понять, как ученики усвоили новую тему?
10. Итог урока
- Что особенно заинтересовало вас во время урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Как звучала тема нашего занятия?
- Какие задачи мы перед собой поставили?
-Нам удалось достигнуть успеха в решении этих задач?
- Почему?
11. Рефлексия
Выберете снежинку по настроению: желтую - радость, белую – грусть, красную – восхищение, синюю – безразличие. Выберете и подойдите к тому снеговику, который соответствует оценки вашей работы.
12. Домашнее задание
Повторить всё о имени прилагательном ст. _____ упр. ______
Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.