Отрицательные частицы
Оценка 4.7

Отрицательные частицы

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
20.01.2024
Отрицательные частицы
Формировать умение определять смысловые значения частиц не и ни; повторить правописание частицы не с различными частями речи
тех карта отриц частицы.doc

Предмет: русский язык

 

Класс: 7

 

Тема урока:  «Отрицательные частицы»

 

Цель урока: Формировать умение определять смысловые значения частиц не и ни; повторить правописание частицы не с различными частями речи

 

Задачи урока:

Обучающие:

1. Дать понятие о роли отрицательных частиц НЕ и НИ;

2. Формировать умение определять смысловое значение частиц НЕ и НИ, писать их с различными частями речи;

3. Совершенствовать умение отличать частицы от других частей речи;

 

Развивающие:

1. Развивать логическое и абстрактное мышление.

2.Совершенствовать устную монологическую речь учащихся в процессе устного опроса учащихся.

3.Развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

 

Воспитательные:

1.Воспитывать уважительное отношение к ответу одноклассника в процессе устного опроса.

2.Формировать культуру речи.

3.Воспитывать дисциплину и аккуратность.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал.

Список использованной литературы:

1. Русский  язык.  7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. -  М.: Просвещение – 2013. С- 233

 

Структура урока:

1)    Организационный этап – 1 мин

2)    Актуализация знаний – 5 мин

3)    Определение темы урока, постановка целей и задач урока – 2 мин

4)    Усвоение новых знаний – 15 мин

5)    Закрепление изученного материала – 20 мин

6)    Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) – 3 мин

7)    Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

№ п/п, этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Организационный этап

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку, на ваших партах должны находиться: учебники по русскому языку, рабочие тетради и письменные принадлежности.

 

Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное

 

2. Актуализация знаний

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя

- У вас на партах листочки с диктантом. Ваша задача в том чтобы написать слова  либо слитно, либо раздельно

Словарный диктант

(Н..)чего (не)делая, (н..)как (не)мог уснуть, (не)горевал, а радовался, (не)кланяясь в пояс, (не)пользуясь льготами, (не)доумевать, (не) смея нарушить правило, (ни)когда (не)улыбающийся человек, (н..)о чём (не)думая и (не)рассуждая, (не)скошенная трава, (не)исследованные горы,(не) разрушенный, а целый, (не)защищенное от ветра лицо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное

Письмо: Словарный диктант

 

Образец записи

1.Ничего не делая,

2. никак не мог уснуть,

3.не горевал, а радовался,

4.не кланяясь в пояс,

5.не пользуясь льготами,

6.недоумевать,

7.не смея нарушить правило,

8.никогда не улыбающийся человек,

9.ни о чём не думая и не рассуждая,

10.нескошенная трава,

11.неисследованные горы,

12. не разрушенный, а целый,

13.не защищенное от ветра лицо.

 

 

Раздаточный материал

3. Определение темы урока, постановка целей и задач урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Закрепление знаний, умений и навыков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Домашнее задание

 

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя

 

- Мы только что вспомнили правописание частицы не с разными частями речи, тем самым часть дела по изучению правописания отрицательных частиц не и ни уже сделана.

 

-Запишем тему урока «Отрицательные частицы».

 

- Наша задача познакомиться с правилами употребления в речи частицы не и ни и запомнить их

 

 

 

 

 

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя

 

 

Частица НЕ служит для:

 

 1) для придания отрицательного смысла.

Я не пошел в школу. Не бывать этому


2)для придания положительного смысла, частица стоит при двух глаголах, один из которых МОЧЬ.

Я не мог не прочитать это письмо.

 

 

Частица НИ служит:

  1. НИ служит для усиления отрицания, которое выражено частицей НЕ или словом НЕТ

 

Не слышно ни шороха. Нет ни куска

  1. Для выражения отрицания в предложении без подлежащего (В этом случае частица НИ употребляется при существительном в Р.п)

 

Кругом ни деревца. Ни шагу назад

 

       3. Служит для выражения утверждения после слов КТО, ЧТО, КАК, КУДА

Куда не поеду, всюду встречаю друзей.

 

 

 

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

 

- Сейчас мы с вами запишем несколько предложений. Нужно будет частицу сначала поставить перед первым глаголом, затем перед вторым и перед обоими сразу. И ответим на вопрос, в каком случае предложение принимает положительный смысл.

 

1.Я могу ответить на это письмо.

2.Товарищ сегодня может приехать ко мне.

3.Вы можете посмотреть эту телепередачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы! Выполним упражнение в учебнике 432

 

 

 

 

 

 

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя

 

-Итак, ребята, давайте подведем итог, сегодня на уроке мы хорошо и продуктивно поработали.

 

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

 

 

-Какой разряд частиц мы изучили сегодня? 

 

- Для чего служит частица НЕ?

 

 

 

 

 

 

- Для чего служит частица НИ?

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы, ребята! Спасибо за работу! Урок окончен!

 

 

 

стр. 175, упр.436

 

 

 

 

 

Слушание: детальное, неоценочное, рефлексивное

 

Письмо: учебная запись по предмету

Образец записи в тетрадях учащихся:

дата

Классная работа

Отрицательные частицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное

 

Письмо: учебная запись по предмету

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное

 

Письмо: учебная запись по предмету

Образец записи:

 

1.Я не могу ответить на это письмо.

Я могу не ответить на это письмо.

Я не могу не ответить на это письмо.

2. Товарищ сегодня не может приехать ко мне.

Товарищ сегодня может не приехать ко мне.

Товарищ сегодня не может не приехать ко мне.

3. Вы не можете посмотреть эту телепередачу.

Вы можете не посмотреть эту телепередачу.

Вы не можете не посмотреть эту телепередачу.

 

 

Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное

 

Письмо: учебная запись по предмету

 

 

 

Говорение: устный ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сегодня мы изучали отрицательный разряд частиц

 

- Частица НЕ служит для: 1) для придания отрицательного смысла. 2)для придания положительного смысла, частица стоит при двух глаголах, один из которых МОЧЬ.

 

- Частица НИ служит: 1.НИ служит для усиления отрицания, которое выражено частицей НЕ или словом НЕТ

2.Для выражения отрицания в предложении без подлежащего

3.Служит для выражения утверждения после слов КТО, ЧТО, КАК, КУДА

 

Написать на доске дату и тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Предмет : русский язык Класс: 7

Предмет : русский язык Класс: 7

Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал

Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал

Ход урока № п/п, этап урока

Ход урока № п/п, этап урока

Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное

Слушание: детальное, оценочное, нерефлексивное

Закрепление знаний, умений и навыков 6

Закрепление знаний, умений и навыков 6

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) 7

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) 7

Определение темы урока, постановка целей и задач урока 4

Определение темы урока, постановка целей и задач урока 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2024