Проектная задача «Заметка в газету» 7 класс
Цель: Обобщить, систематизировать знания по развитию речи (Публицистический стиль речи).
Задачи:
1. Формировать умение работать с текстом публицистического стиля;
2. Развивать рефлексивные и творческие способности учащихся;
3. Способствовать самостоятельному решению предложенной проблемы;
4. Продолжить формирование навыков работы в группе;
5. Диагностировать умение мыслить самостоятельно и нестандартно.
Оборудование:
Газеты в каждую группу, памятки по публицистическому стилю, тексты статей для анализа в каждую группу, листы для индивидуальной работы, орфографический словарь, толковый словарь.
Можно предложить учащимся сделать фотографии и сдать в редколлегию к своей статье для публикации в стенгазете.
Памятка по публицистическому стилю.
Публицистический стиль речи
Обратный порядок слов.
Проектная задача «Заметка в газету»
Ребята! Сегодня нам предстоит поработать журналистами. В школе будут выпускать стенгазету «Человек и природа в городе» (в защиту погибающей городской природы). Как мы можем поучаствовать в этом деле? (Мы можем написать заметку в газету). Чтобы работа получилась интересной, распределите ее между собой в группе. Желаю удачи!
1. Подумайте, люди каких профессий работают в газете? Напишите.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Укажите, какие функции выполняют люди этих профессий в газете? Распределите роли между собой в группе.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. (индивидуально) Напишите, что должно быть в тексте заметки, чтобы она получилась в публицистическом стиле? Какие языковые средства вы будете использовать при создании такого текста?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. (группе) Просмотрите газеты, обращая внимание на заголовки статей, на ключевые слова, фразы. Если информация статьи вас заинтересовала, перейдите на вдумчивое, изучающее чтение. Каково содержание этого номера газеты? Найдите интересные заголовки, обратите внимание на то, как они построены. Выпишите эти заголовки и напишите, чем они вас заинтересовали?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. (Группе) Проанализируйте стиль, тип речи, композицию строения заметок.
1) Дельфины – лоцманы
Удивительное дружелюбие дельфинов к человеку вновь проявилось во время осенних гонок крейсерских яхт на Черном море.
Лидер регаты яхта «Арктурус» в темноте потеряла ориентиры.
- И здесь случилось невероятное, - рассказывает капитан яхты. – Наперерез нам мчались два дельфина, словно отсекая нас от невидимого берега. Они подплыли вплотную к борту, затем повернули в сторону открытого моря, как бы показывая, куда следует идти. Мы успели отойти от песчаной мели в последнюю минуту.
2) Как спасали белку
Будучи в отпуске в городе Светлогорске, расположенном на берегу Балтийского моря, я наблюдал такую картину.
Десятки людей, запрокинув головы, смотрели на вершины сосен с могучими кронами. Когда я остановился и присмотрелся, то увидел, что люди наблюдают за поединком между куницей и белкой.
Борьба продолжалась бы неизвестно сколько и неизвестно чем бы кончилось, если бы не прилетела стая ворон. Они с шумом и карканьем делали круги над соснами. Наконец, из общей стаи отдельные птицы начали пикировать на вершину сосны, где находилась куница. Вскоре налетчиц стало больше. По всему было видно, что вороны самоотверженно защищают белку, пытаясь прогнать куницу. Вскоре она, не выдержав шумного натиска вороньей стаи, покинула поле боя, а белка осталась на сосне к общей радости людей.
(В.Гейко)
Запишите:
Стиль ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип речи __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Композиция (построение) заметки ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. (индивидуально) Напишите, что должно быть в тексте заметки, чтобы она получилась в публицистическом стиле? Какие языковые средства вы будете использовать при создании такого текста?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. (индивидуально) Статьи по объему бывают разные. Какова по объему может быть заметка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. (группе) В своей заметке вы расскажете о каком-либо факте, поступке (хорошем или дурном), свидетелем которого вы были сами или узнали об этом от других людей.
Повествование обычно используется в таком газетном жанре, как заметка об интересном факте. Композиция заметки напоминает рассказ. Вспомните и запишите, какова композиция рассказа. Подумайте, текст какого типа речи вы будете использовать в своей заметке.
Композиция рассказа:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип речи вашей заметки _______________________________________________________________________
9. (индивидуально) Подумайте над заголовком своей заметки: что может быть отражено в заголовке – тема или основная мысль? Заголовок должен привлечь внимание читателя, быстро просматривающего газету, к самому главному в сообщении.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. (лучше индивидуально) Напишите заметку о том, как живется деревьям на городских улицах, травам и цветам на газонах, белкам в парках, птицам под крышами наших домов, кошкам и собакам в наших квартирах. Зачем нужны животные в городе? Всегда ли мы внимательны к ним? Что делает или может сделать каждый из нас, чтобы сохранить природу в городе?
· Тему заметки уточните самостоятельно, тип речи используйте повествование, стиль публицистический. Можете использовать справочные материалы (памятка).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. (группе) Запишите, кто какую работу в группе выполнял? Как вы работали: каждый над своим этапом работы или вы трудились сообща над всеми этапами задачи. Как трудиться легче? Когда результат лучше?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. (группе) Мы выберем редколлегию, которая отредактирует работы, и мы поместим их в газету. Предложите, кого вы можете порекомендовать в члены редколлегии, почему?
При анализе будут учитываться:
1.Удачно ли выбрана тема;
2.Заслуживает ли общественного внимания сам факт;
3.Насколько ярко раскрыта основная мысль;
4.Каково качество заголовка;
5.Отбор языковых средств;
6.Композиция рассказа
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.