Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Октябрьского района города Ростова-на-Дону
«Центр дополнительного образования детей»
Согласовано
На заседании методического совета
Протокол № ______
«___»____________ 20__ г.
Методическая разработка
Оценка достижения
планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
по английскому языку
«Я познаю мир».
Разработчик: педагог дополнительного образования
Подчалимова Юлия Викторовна
Ростов-на-Дону
2022 год
Иностранному языку принадлежит важное место в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и поли язычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением предмет «Иностранный язык» формирует коммуникативную культуру ребенка младшего школьного возраста, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию нравственных качеств, чувств и эмоций.
В числе целей обучения английскому языку на начальной ступени следует упомянуть:
- развитие личности ребенка, его речевых способностей;
- развитие мотивации к дальнейшему изучению английского языка;
- обеспечение адаптации младшего школьника к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка;
- формирование социокультурной осведомленности, позволяющей адекватно вести себя в процессе межличностного и межкультурного общения;
- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам;
-приобщение детей к новому социальному опыту средствами английского языка;
- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их обще учебных умений.
Все эти цели достигаются в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне, позволяющей младшим школьникам общаться на английском языке в устной и письменной формах в пределах тематики, предусмотренной программой. Это и является главной целью начального иноязычного образования.
Сказанное выше отражено в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по английскому языку «Я познаю мир», в которой наряду с целями и содержанием обучения формулируются требования к результатам обучения по предмету.
Вопрос о требованиях к результатам обучения актуален. Сегодня перед педагогами, обучающих учащихся иностранному языку в системе дополнительного образования стоят много вопросов. Из чего складывается итоговая оценка? По каким критериям оценить насколько освоена система знаний по английскому языку? Как связаны планируемые результаты и система оценки их достижения? Какие результаты подлежат проверке и оценке? Кто должен разрабатывать контрольно-измерительные материалы по иностранным языкам? Поэтому основная цель моей работы – это выявление особенностей итоговой оценки достижения планируемых результатов по английскому языку в системе ДОД.
Главные задачи этой работы следующие:
-определение современных подходов к оценке достижения планируемых результатов;
- рассмотрение механизмов промежуточной, итоговой оценки;
- рассмотрение заданий итоговой работы в сфере планируемых результатов обучения;
- определение отличительных особенностей итоговой оценки достижения требований дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по английскому языку в системе ДОД.
Успешность решения данных задач во многом зависит от понимания того, как устроена система оценки образовательных достижений, насколько она стимулирует учащихся, насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность, насколько учитываются способности ребенка, насколько оценка объективна чтобы судить об уровне владения обучающимся изучаемым иностранным языком.
Рассматривая тему я опиралась на комплект документов, подготовленный для итоговой оценки достижений учащихся в плане овладения английским языком. Этот комплект содержит:
-Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по иностранному (английскому языку);
- Операционализированный перечень планируемых результатов с примерами заданий для проверки, где указываются все умения и элементы знаний, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения и которые можно измерить;
-Описание итоговой работы по английскому языку: спецификация и демонстрационная версия итоговой работы
Современные подходы к оценке достижения планируемых результатов
Говоря о роли и функции системы оценки достижений учащихся следует учитывать новые образовательные стандарты, согласно которым основным направлением оценки становится оценка результатов деятельности по овладению системой учебных действий при изучении учебного материала.
Другая особенность системы оценки – это уровневый подход, когда за точку отсчета принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.
Достижение этого опорного уровня будет считаться как учебный успех ребенка. Оценку индивидуальных образовательных достижений предлагается вести «методом сложения», при котором фиксируется достижение базового уровня и его превышение т.е. повышенного уровня.
Оценка достижений по предмету ведется в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В зависимости от этапа обучения используется текущее и промежуточное оценивание. Полученные оценки фиксируются в накопительной системе оценки (портфолио) и будут учитываться при определении итоговой оценки.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися требований дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шаг за шагом» будет комплексный подход к оценке результатов: достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, необходимых для продолжения образования.
В итоговой оценке выделяются две составляющие:
- результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения программы;
-результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует выделить:
-использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в как содержательная и критериальная база оценки;
-использование накопительной системы оценивания, который будет характеризовать динамику индивидуальных достижений;
-вовлечение в оценочную деятельность самих учащихся;
-использование стандартизированных работ, а также проектов, творческих работ; самоанализ работ.
Механизмы промежуточной и итоговой оценки достижения планируемых результатов.
Итоговая оценка включает две составляющие. С одной стороны, это «накопленные оценки характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов». Это не только предметные учебные навыки, но и такие умения как умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, навыки работы с информацией и др. С другой стороны, это «оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания» обучения по программе.
Такой подход применим не только к итоговой оценке выпускника объединения, но и к оцениванию достижения планируемых результатов в каждый отдельный период. Так, при подведении промежуточных итогов, или учебного года в целом необходимо принимать во внимание накопленные оценки (работу ученика в оцениваемый период) результаты теста на самопроверку, результаты проверочных работ в конце изучения каждой темы.
Эти работы включают задания на контроль сформированности коммуникативной компетенции в пяти видах речевой деятельности (диалогическом, монологическом говорении, аудировании, чтении, письме), а также задания на контроль навыков оперирования изученными лексико- грамматическими средствами.
Итоговая работа состоит из двух частей: письменной и устной. Устную часть рекомендуется проводить отдельно от письменной, на уроке, предшествующем письменной контрольной работе или следующем за ней. Письменная часть итоговой контрольной работы включает задания по аудированию, чтению, лексике, грамматике, письму, а устная часть – задания по говорению.
С точки зрения современных подходов к оцениванию «оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях». В портфолио ученик собирает весь материал, свидетельствующий о его успехах в овладении языком. Это могут быть работы, выполненные самостоятельно на уроке и дома, проекты, сертификаты, свидетельства, подтверждающие достижения пользователя портфолио в изучении языка. Желательно бы чтобы каждая работа сопровождалась пояснением ученика: что у него получилось, а что –нет; какие выводы он может сделать из результатов этой работы. Главное в такой работе - самооценка ученика в виде рассуждения, обоснования. Использование портфолио позволит обеспечить:
- создание личностного образовательного продукта в формате портфолио
-формирование умения учиться, а именно ставить цели, планировать, организовывать свою учебную деятельность;
-развитие способности ученика контролировать процесс обучения и самостоятельно оценивать уровень своих знаний;
-условия для проявления творчества.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Английский язык»
Личностными результатами изучения иностранного языка являются:
-Общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
-осознание иностранного языка как основного средства общения между людьми;
-знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметными результатами изучения иностранного языка являются:
-развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей обучающихся;
-развитие коммуникативных способностей учащегося, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
-расширение общего лингвистического кругозора обучающегося;
-развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер учащегося, формирование мотивации к изучению иностранного языка;
-овладение умением работы с разными компонентами учебно- методического комплекта. Метапредметные результаты выявляются опосредованно в ходе проверки коммуникативных умений
Объектом итоговой оценки достижений учащихся в овладении английским языком могут стать только предметные результаты обучения. Предметные результаты по пяти сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой. Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными линиями и разделами предмета «Английский язык»:
-коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме);
-языковые средства и навыки пользования ими;
- социокультурная осведомленность;
-общеучебные и специальные учебные умения.
В качестве объектов контроля выступают основные составляющие коммуникативной компетенции:
-иноязычные коммуникативные умения обучающихся в следующих видах речевой деятельности: говорении в диалогической и монологической формах, аудировании, чтении и письме;
-умения оперирования языковыми средствами.
В «Планируемых результатах освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по иностранному (английскому языку)» представлены иноязычные коммуникативные умения и языковые навыки, которыми выпускник объединения овладеет, завершив курс пятилетнего обучения. Планируемые результаты в коммуникативной и языковой сферах представлены следующим образом:
Говорение
I. Выпускник научится:
- вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения: диалог –расспрос (вопрос –ответ) и диалог – побуждение к действию.
- уметь на элементарном уровне описывать предмет, картину, персонаж;
-уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге.
II. Выпускник получит возможность научиться:
- участвовать в элементарном диалоге- расспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;
- воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни;
Составлять краткую характеристику персонажа;
-кратко излагать содержание прочитанного текста.
Критерии достижения планируемого результата по говорению
Главным критерием оценивания говорения как продуктивного вида речевой деятельности является выполнение коммуникативной задачи. Здесь оценивается насколько ученик справился с поставленной задачей, то есть понимает ли он, что надо сказать в данной ситуации. Если задание не выполнено по данному критерию, то коммуникация не состоялась, так что оно рассматривается как фактически не выполненное.
На следующем этапе оценка говорения включает разные подходы к диалогической и монологической речи.
При анализе умений диалогической речи используются задания с развернутым ответом, которые оцениваются по специально разработанным критериям достижения планируемого результата. Кроме выполнения коммуникативной задачи следует оценить критерий взаимодействие с собеседником. Важно, чтобы обучающиеся не просто автоматически воспроизводили выученные наизусть реплики, а поддерживали разговор, откликаясь на слова собеседника, смотрели друг на друга, учитывали реакцию собеседника и т.д. Немаловажное значение при оценивании умений диалогической речи уделяется таким критериям, как разнообразие используемых лексических единиц и грамматических структур; количество допущенных ошибок (затрудняют или нет понимание речевого высказывания); объем высказывания. Однако решающее значение имеет уровень владения коммуникативными умениями, поскольку именно они являются основным показателем владения английским языком.
Задание № 1 (базовый уровень).
Планируемый результат: участвовать в элементарных диалогах: этикетном, диалоге – расспросе, диалоге побуждении.
Разыграйте диалог: знакомство с новым учеником. Поздоровайтесь и познакомьтесь друг с другом: узнайте имя, возраст, что каждый из вас любит делать.
Пример ответа:
- Hello! I am Dima. (My name is Dima) What’s your name?
- Hi! I am Roma. (My name is Roma)
- How old are you?
- I am ten and you?
- I am nine. Do you like to play football?
- Of course, I do. I like to play football. And can you play tennis?
- No, I can’t. But I can play basketball.
- Great! Let’s play basketball tomorrow.
Критериями достижения планируемого результата являются:
-Поставленная коммуникативная задача решена: в диалоге прозвучало приветствие; вопросы, касающиеся имени, возраста, любимого занятия; ответы на поставленные вопросы.
- Учащийся продемонстрировал умения речевого взаимодействия: способность начать, поддержать и закончить разговор.
- Использованный в репликах языковой материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Допущенные лексико – грамматические ошибки не затрудняют понимание высказываний.
- Речь учащегося понятна: практически отсутствуют фонематические ошибки, правильно произнесены практически все звуки в потоке речи, соблюден правильный ритмико- интонационный рисунок предложений.
Эти же критерии можно применить и для задания повышенного уровня.
При оценивании монологической речи также используются задания с развернутым ответом. При этом критерий взаимодействие с собеседником не применятся, в монологе есть больше возможностей для вариаций по содержанию, поэтому для монолога вводится критерий содержание. Монологическая речь оценивается еще по трем критериям: лексико– грамматическая правильность речи, соблюдение произносительной нормы, интонационная правильность речи.
Задание№… (базовый уровень)
Планируемый результат: составлять небольшое описание предмета, картины, персонажа.
Расскажи о своем друге (его имя, возраст, черты характера, что он умеет делать, есть ли у него питомец, как ты относишься к своему другу). В твоем рассказе должно быть не менее пяти предложений.
Пример ответа:
I have got a friend. His name is Roma. He is ten. Roma is smart and strong. He can swim and dive. He has got a nice funny puppy. I like my friend.
Критерии достижения планируемого результата:
- Поставленная коммуникативная задача решена: названо имя друга, его возраст, черты характера, рассказано о том, что он умеет делать, есть ли у него питомец, выражено отношение к другу.
- Соблюдена заданная логика высказывания.
- Лексика и грамматика употреблены адекватно. Допущенные лексико- грамматические ошибки не затрудняют понимание.
- Речь понятна: практически отсутствуют фонематические ошибки, правильно произнесены практически все звуки в потоке речи, соблюден правильный ритмико - интонационный рисунок предложения.
- Объем высказывания не менее пяти предложений.
Задание №… (повышенный уровень)
Расскажи о своей семье. Как ты и члены твоей семьи проводят свободное время? Что вы делаете вместе? Как ты относишься к своей семье? В твоем рассказе должно быть не менее семи предложений.
Пример ответа:
I’ve got a mother, a father and a sister. My sister Ann is five. She likes to play with her dolls. My mother likes to read. My father and I like to play computer games. In winter we skate in the park. In summer we go to the country and swim in the river. I like my family.
Критерии достижения планируемого результата:
-Поставленная коммуникативная задача решена: рассказано о составе семьи и о том, как семья обычно проводит свободное время, выражено отношение к семье.
- Соблюдена заданная логика высказывания.
-Лексика употреблена адекватно. Использованы различные грамматические структуры. Лексико- грамматические ошибки практически отсутствуют.
- Речь учащегося понятна: отсутствуют фонематические ошибки, правильно произнесены все звуки в потоке речи, соблюден правильный ритмико – интонационный рисунок предложений.
-Объем высказывания: не менее семи предложений.
Как видим, различия в особенностях оценки достижения проверяемого планируемого результата зависят от уровня заданий –повышенного или базового.
При подсчете баллов по критериям оценивания говорения ответы учащихся оцениваются по следующей системе: если задание выполнено полностью т.е ошибки отсутствуют, коммуникация осуществлена, оно оценивается в 2 балла. Если задание выполнено частично, т.е. есть ошибки, которые не препятствуют коммуникации, оно оценивается в 1 балл. Если же задание не выполнено т.е. ошибки привели к неудаче коммуникации, то оно оценивается в 0 баллов.
Критерии достижения планируемого результата по чтению
Для проверки умений и навыков по чтению вывод о достижении планируемого результата может быть сделан при выполнении учащимися заданий с выбором ответа. Такие задания оцениваются: выполнено верно – дан ( выбран ) верный ответ -1балл; не выполнено ( выбран) неверный ответ или ответ отсутствует -0 баллов.
Задание №… (базовый уровень)
Планируемый результат: читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного на изученном языковом материале.
Прочитай текст. Выбери правильный ответ на вопрос. Обведи ответ.
What did they use to make the snowman’s eyes?
1. a stick
2. a big carrot
3. two small sticks.
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
Задание №… (повышенный уровень)
Прочитай текст. Закончи предложение, выбрав из предложенных вариантов тот, который соответствует содержанию текста. Обведи соответствующую цифру.
The boys were happy and had a lot of fun because …
1. it was the first day of the holidays.
2. they made a funny snowman
3. they made three big snowballs.
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
Текст для чтения
Snowman
It was the first day of the winter holidays. It was a beautiful day. The trees were white with snow. Peter and his friend went for a walk to the yard. There was a lot of snow. Peter said, “Let’s make a snowman, Tom!” “Oh! That’s a good idea,” Tom said.
They made three big snowballs. The first snowball was very big. The second was smaller than the first one. The third was the smallest. The smallest snowball was the “head”. Then they took three sticks: one stick was a “mouth”, the two small sticks were the “eyes”.
Tom had an idea. “We can make the nose out of a big carrot.” They ran home, took a big carrot and an old pot. The boys put the pot on the snowman’s head and made the “nose” out of carrot. The snowman was ready. How funny it was! The friends were happy. They had a lot of fun.
Критерии достижения планируемого результата по аудированию
При проверке коммуникативных умений в аудировании, вывод о достижении планируемого результата может быть сделан при выполнении заданий с выбором ответа или заданий с кратким ответом (в том числе на нахождение соответствия). Такие задания оцениваются: выполнено верно – дан (выбран верный ответ) – 1балл; не выполнено – дан (выбран) неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
Задание №… (базовый уровень)
Планируемый результат: воспринимать в аудиозаписи основную информацию из сообщений, рассказов, сказок, построенных на знакомом языковом материале.
Майкл и Джил гостят у своего друга. Послушай телефонный разговор Майкла с мамой, посмотри на рисунки и скажи, в какой комнате остановился Майкл.
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
Задание №… (повышенный уровень)
Майкл и Джил гостят у своего друга. Послушай телефонный разговор Майкла с мамой и выбери правильный ответ на вопрос. Обведи ответ.
What will mike do in an hour?
1. He will play computer games.
2. He will read books.
3. He will have a picnic.
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
Критерии достижения планируемого результата по письму
При проверке умений письменной речи используются задания с развернутым ответом, которые тоже оцениваются по специально разработанным критериям достижения планируемого результата. При оценивании заданий как базового так и повышенного уровней уделяется внимание таким критериям, как содержание письма, структура письма, языковая грамотность письма (количество ошибок затрудняют или нет письменное высказывание), объем письма. Письмо оценивается в баллах, их можно перевести в оценки.
Задание № … (базовый уровень)
Планируемый результат: писать по образцу краткое письмо другу.
Прочти письмо, полученное от друга по переписке, и напиши ответ, дополнив незаконченные предложения.
Dear…
Thank you for your letter.
My name is…
I am from…
I am…
My birthday is…
I live with…
I like to…
My favorite subject is…
Best wishes,
Письмо, полученное от друга по переписке.
Dear friend,
My name is Andrew. I am from Great Britain. I live in London. I am ten. My birthday is on the 6th of October. I live with my mother, father and little brother Sam. I have got two funny parrots. Their names are Jimmy and Polly. Have you got any pets?
I like to swim and play computer games. What do you like to do?
My favorite subjects are Maths and Arts. What is your favorite subject?
I hope to get a letter from you soon!
Yours,
Andrew
Критерий достижения планируемого результата:
-содержание письма,
-структура письма,
-языковая грамотность письма (количество ошибок затрудняют или нет письменное высказывание),
-объем письма.
Задание №… (повышенный уровень)
Прочти письмо, полученное от друга по переписке. Напиши ему письмо. Расскажи о себе и ответь на три его вопроса. (Have you got any pets? What do you like to do? What is your favorite subject?)
Критерии достижения планируемого результата по лексике и грамматике.
При проверке навыков по лексике и грамматике часто используются задания с кратким ответом и с выбором ответа. При контроле знаний по лексике проверяется умение правильно употребить активную лексику.
Задание №… (базовый уровень)
Планируемый результат: оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
Прочти текст, постарайся понять, какие слова в нем пропущены. Впиши в каждый пропуск нужное слово, выбрав его из ряда предложенных. Первое слово уже вставлено.
Cinderella lived from married any wife
Once upon a time there lived a nice girl. Her mother died and her father … again. His new … had two daughters. They were lazy and ugly and didn’t do… work about the house. The poor girl worked … morning till night. Her name was ….
Критерии достижения планируемого результата: правильно восстановленные предложения.
При контроле грамматической стороны речи проверяется умение распознавать грамматические явления обозначенные в Примерной программе по английскому языку.
Задание №… (базовый уровень)
Планируемый результат: Распознавать и употреблять в речи глагол to be в Present, Past, Future Simple. (am, is, are, was, were, will be)
My name … Kate. I… seven. I have got a cat and a dog. They… funny. I like my pets.
Last Sunday we … in the country. We had a picnic. I … happy.
Next Saturday we … at my aunt’s. She will have a birthday party.
Критерии достижения планируемого результата: правильно восстановленное предложение. За каждое правильно вставленное слово ученик получает по одному баллу.
Таким образом, все упомянутые задания составляют итоговую работу по английскому языку. Она состоит из двух частей: письменной и устной. Письменная часть нацелена на проверку коммуникативных умений учащихся в аудировании, чтении, письме, а также языковых навыков (лексических и грамматических). Устная часть позволяет оценить коммуникативные умения выпускников объединения в говорении (в монологической и диалогической формах). Обе части содержат как задания базового уровня (понимание основного содержания прослушанного/прочитанного текста; создание монологического высказывания на заданную тему; написание личного письма с опорой на образец; распознавание и понимание изученных языковых средств), так и повышенного уровня (понимание в прослушанном/ прочитанном тексте запрашиваемой информации; участие в элементарном диалоге – расспросе; восстановление текста). Решение об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. По результатам итоговой работы делаются следующие выводы:
-Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени на уровне осознанного овладения. Результат выполнения итоговой работы подтверждает правильное выполнение не менее 65% заданий базового уровня и получение не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня
- выпускник овладел опорной системой знаний, необходимые для продолжения образования на следующей ступени и способен использовать их для решения простых заданий. Результат итоговой работы свидетельствует о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
-выпускник не овладел опорной системой знаний необходимые для продолжения на образования на следующей ступени. Результаты итоговой работы свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня. Определение количества баллов будет зависеть от количества заданий. Если взять за образец описанную итоговую работу, то в ней заданий базового уровня -15, заданий повышенного уровня тоже 15. За выполнение заданий базового уровня можно получить 36 баллов. За выполнение заданий повышенного уровня можно получить 45 баллов. Если учащийся получает за выполнение заданий базового уровня 19 баллов и менее, то он имеет недостаточную подготовку по английскому языку.
Если учащийся получает от 20 баллов до 40 баллов, то его подготовка соответствует требованиям программы.
Если учащийся получает более 40 баллов, то он демонстрирует более высокую подготовку по английскому языку.
Все результаты будут зависеть от индивидуальных способностей и склонностей детей, уровня их развития.
Итоговый тест рекомендуется проводиться в два этапа, на двух занятиях по 45 минут каждое. Устную часть рекомендуется проводить отдельно от письменной. Итоговая работа интегративна по характеру. Это позволяет проконтролировать языковые навыки в области произношения и орфографии, не проверяя их отдельными заданиями. Они проверяются опосредованно, при проверке умений говорения и письма. Предполагается, что обучение в системе ДОД по общеобразовательной общеразвивающей программе «Шаг за шагом» заложит основы общеучебного умения выполнять контрольные работы и тесты. Дети с самого начала обучения должны учиться воспринимать тесты как возможность проверить себя и продемонстрировать, насколько хорошо освоен материал. Выполняя тесты на самопроверку, учащийся ориентируется на то, что если какое – то задание не удается выполнить без ошибок, значит, над этой темой надо еще поработать.
На первых контрольных работах, начиная с первого года обучения, педагог помогает ученикам следить за временным режимом выполнения работы, поскольку контрольная работа включает несколько заданий.
К концу пятого года обучения во время контрольных работ учащиеся должны работать в индивидуальном режиме с тем, чтобы они привыкали самостоятельно следить за временем и ходом выполнения работы. Важно, чтобы ученики выполняя работу учились действовать рационально. Им следует объяснить, что время контрольной работы ограничено и поэтому нельзя останавливаться на одном задании. Нужно постараться сделать как можно больше заданий за урок. Полезно оформить эти советы как памятка.
Материалы для итоговых работ разрабатываются самостоятельно педагогом, проводится их обсуждение на МО естественно-научной направленности.
После выполнения заданий проводится их анализ. Это позволит сделать выводы об успехах и трудностях ученика.
Одним из важных моментов является формирование у обучающихся умения оценивать свои результаты, сравнивать с эталонами. Педагогу необходимо создавать общественное мнение в группе учащихся: каким требованиям отвечают работы на «отлично», «хорошо», какое впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить ошибки. Все это помогает развитию оценочной деятельности учащихся объединения. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения.
Новая система оценки знаний, открытые критерии оценивания позволять вызвать у учащихся объединения стремление демонстрировать свои способности. Она будет направлена на выявление достижений ученика.
Список использованной литературы
1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В2ч. – 4е изд. перераб. – М.:Просвещение, 2010.
2. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2е изд. – М.: Просвещение. 2010.
3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2х ч. Ч2/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой.- 2е изд. – М.: Просвещение, 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.