ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Гиль Ольга Васильевна,
Томская область, Томский район, г. Томск «Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №41 города Томска», учитель начальных классов, e-mail gip1347@mail.ru
Аннотация: В статье представлена краткая характеристика системы оценивания в начальной школе в рамках введения ФГОС в урочной деятельности.
Ключевые слова: инструментарий, оценка, алгоритм, памятка, целенаправленное наблюдение, саморефлексия, приём «Фишбоун».
Качество –
вещь забавная. Все о нем говорят, все с ним живут,
и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие
придут к единому мнению об определении качества.
Дж. Харрингтон
«Обычно мы трактуем качество как соответствие неким критериям, нормам, требованиям, хотя на самом деле этих определений десятки. Много качества не бывает» – так точно охарактеризовал качество Игорь Михайлович Ильинский ректор Московского гуманитарного университета. И данное высказывание наводит на мысли, что кризис качества учитель сегодня остро ощущает потому, что думаем о нём в контексте прошлых дней, и сравниваем с тем, что было раньше. А нужно идти в ногу со временем, т.е. заглядывать в будущее, а сравнивать с тем, как будет завтра. Умение прогнозировать завтрашние процессы – это одна из важнейших профессиональных компетенций, которую необходимо формировать у учителя.
Оценка качества распространяется не только на конечный результат деятельности, но и на все элементы образовательного процесса: это и оценка качества образовательных достижений обучающихся, и качество самого образовательного процесса. Значит, реальные достигаемые результаты должны соответствовать как нормативным документам, так и социально личностным запросам.
В образовательных стандартах и, следовательно, в учебном процессе особое место отводится оценке – она выступает одновременно как цель, элемент содержания, и как средство обучения и учения. Поэтому одной из основной задач является изменение инструментария – форм и методов оценки. Что предполагает изменение приоритета оценки: от воспроизведения информации (репродуктивные задания) к умению в ходе решения учебной задачи создавать информационный продукт, выводы, оценку.
Остановимся на следующих аспектах:
1) целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам);
2) самооценка ученика по принятым формам (саморефлексия).
Традиционна «пятибалльная» оценочно-отметочная шкала при оценивании учебной задачи – это сравнение ученической работы с неким верным образцом. Учитель, проверяя работу ученика, сравнивает их, и каждая ошибка – минус в качественном эквиваленте отметки. Это отрицательно сказывается на учебной мотивации и самооценке ребёнка, не формирует навык коррекционной работы, потому что ученик видит только общий отрицательный результат, а на каком этапе он ошибся это уже не столь для него важно. А каждый верный шаг в решении учебной задачи – это «плюс» в создании качественного продукта, и указатель на то, где существуют пробелы в знаниях, умениях применять их в учебной задаче.
Например: математика 4 класс (2 четверть).
Задание: реши задачу, заполнив таблицу:
|
Скорость |
Время |
Расстояние |
||
Поезд |
|
|
б. |
||
Автомобиль |
|
|
|
б.
Поезд прошел 400 км со скоростью 80 км/ч.
За то же время автомобиль проехал 350 км. Какова скорость автомобиля?
б.
1)…………………………………………………………………………………… 2)….………………………………………………………………………………
б.
Ответ:………………………………………………………………………………
Даны критерии оценивания учебной задачи:
всего:12 баллов. (6 б. за заполнение таблицы , 4 балла за решение задачи: 2 балла за верное выбранное действие, 2 балла за верные результаты в решении; 1 балл за верно записанный ответ).
В ходе работы ученик демонстрировал разные умения, значит, по каждому из них – разные уровни своей готовности. Такое оценивание позволяет отследить как весь ход работы, так и каждый этап в отдельности.
Важно научить ученика самому оценивает свои результаты. Начиная с 1 класса, вводится в учебный процесс памятка «Алгоритм самооценки».
1.Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2.Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3.Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4.Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
5.«Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?»
Образовательные результаты размещаются в таблицы. Например:
Анализ контрольной работы по математике 4 класс, 2 четверть.
№ |
№ баллы |
1
3 |
2
6 |
3
11 |
4
8 |
5
4 |
6
5 |
Результат (Всего 37 баллов) Отметка |
Уровень |
Динамика |
Коррекция |
1 |
Наталья В. |
0 |
1 0 0 0 |
3 1 1 0 |
1
|
0 |
1 1 1 |
10 б. 27% «2» |
Низкий |
Отрицательная |
1, 0,0 1,1,1,0 6,1,1,0 4 2 1,2,1 |
2 |
Ольга З. |
3 |
1 2 2 1 |
6 2 2 1 |
8 |
4 |
1 2 2 |
37 б. 100 % «5» |
Высокий |
Стабильная |
|
|
% качества |
73 |
68 |
74 |
63 |
79 |
91 |
|
|
|
|
Оценивание: «5» - 34-37 баллов (91-100%) «4» - 27-33 баллов (71-89%) «3» - 19-26 баллов (50-69%) ОВЗ -16-18 баллов (40-49%) |
Таблицы предметных и метапредметных результатов можно использовать как средство для самооценки достижений каждого ученика, как помощь в определении границ освоения по определенным темам, операциям, и возможность наметить цель, которую надо достичь в дальнейшем. У детей формируется контрольно-оценочная самостоятельность, а родители могут проследить реальные успехи и достижения своего ребёнка и увидеть проблемы.
Для методов оценивания рекомендуются следующие инструменты: критериальные описания или наборы критериев. Они указывают на определенные черты или ключевые знаки, которые следует отметить в работе, а также устанавливают правила количественной оценки работы по заранее установленной шкале. Например, рекомендуемые критерии исследования «Вычисления» математика: а) рациональность \ скорость вычислений или рациональность решения; б) правильность ответа; в) обоснованность ответа и \или правильность порядка действий; г) проверка решения и \или оценка разумности результата; д) грамотность математического языка. Памятки, или листы содержащие перечни информации, данных, элементов, характерных признаков или свойств, которые должны быть отражены в работе или в процессе её выполнения. Примером может служить приводимая ниже памятка. «Учись выделять главное!».
1. Внимательно прочитай текст.
2. Подумай, о чём (или о ком) говорится в этом тексте.
3. Что говорится об этом?
4. Раздели текст на законченные части.
5.Какие слова являются самыми важными в каждой части (ключевые слова)? Без каких слов можно обойтись? Назовем их второстепенными.
6. С помощью ключевых слов сформулируй главные мысли.
7. Составь план или придумай заголовки. Можно это сделать в виде рисунков, знаков. Главные мысли повтори вслух.
8. А теперь попробуй самостоятельно выполнить следующие упражнения.
Часто перед учителем стоит проблема, какими средствами оценивать метапредметные и личностные результаты. Это могут быть комплексные задания, которые требуют применение различных УУД, и педагогические наблюдения, прежде всего над формированием коммуникативных УУД (групповой вид деятельности). Помощью служат современные образовательные технологии. Так применение приёма «Фишбоун» позволяет учителю не только стимулировать и развивать у учащихся критическое мышление, но и наблюдать над уровнем сформированности умения работать в группе, умения анализировать, выделять основные события, искать причины, обобщать и делать выводы, а это личностные, познавательные, коммуникативные УУД. Схема включает в себя четыре блока, представленные в виде: а) головы – это проблема; б) верхних косточек – основные понятия темы; в) нижних косточек – факты, подтверждающие основные понятия. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. г) хвост – это выводы.
Важным этапом применения технологии «Фишбоун» – презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех её причин и следствий, и анализ работы группы для достижения полученного результата. Использование данного приёма в учебной деятельности помогает учителю в ходе педагогического наблюдения делать выводы и заключения о сформированности УУД.
Неоспоримо, что необходимы изменения в образовательном пространстве, которое окружает младших школьников. И эти изменения должны показывать улучшения знаний, умений и ценностей. Образование – это жизнь, в которой формируется личность будущего. И в условиях модернизации и то и другое следует отслеживать и оценивать.
Литература
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [Сост. Е.С. Савинов] (стандарты второго поколения).- Москва «Просвещение» 2010- стр159-174 с.
2. Логинова О.Б., Фирсов В.В., Леонтьева М.Р. Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир». [Электронный ресурс] – standart.edu.ru/attachment.aspx?id=92
3. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. Методические рекомендации/- 2 изд., доп. и перераб. – Москва.: Просвещение,1987. – 208 с.
4. Система оценки в образовательной системе «Перспективная начальная школа» [Электронный ресурс].URL:
http://www.edu21.cap.ru/home/4308/info/001_p582_130710/1_07_9_2_pnsh.pdf
5. Технология развития критического мышления. Фишбоун. // Новое образование. – 2006. № 4, с.19
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.