Оценка качества образования в начальной школе

  • doc
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала job_21704_1578815704.doc

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

 

Гиль Ольга Васильевна,

Томская область, Томский район, г. Томск «Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №41 города Томска»,                                                                                                                                       учитель начальных классов, e-mail gip1347@mail.ru

 

Аннотация: В статье  представлена краткая характеристика системы оценивания в начальной школе в рамках введения ФГОС в урочной деятельности.

Ключевые слова: инструментарий, оценка, алгоритм, памятка, целенаправленное наблюдение, саморефлексия, приём «Фишбоун».

                          Качество – вещь забавная. Все о нем говорят, все с ним живут, 
                       
и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества.                                                                                  Дж. Харрингтон

«Обычно мы трактуем качество как соответствие неким критериям, нормам, требованиям, хотя на самом деле этих определений десятки. Много качества не бывает» так точно охарактеризовал качество Игорь Михайлович Ильинский ректор Московского гуманитарного университета. И данное высказывание наводит на мысли, что кризис качества учитель сегодня остро ощущает потому, что думаем о нём в контексте прошлых дней, и сравниваем с тем, что было раньше. А нужно идти в ногу со временем, т.е. заглядывать в будущее, а сравнивать с тем, как будет завтра. Умение прогнозировать завтрашние процессы это одна из важнейших профессиональных компетенций, которую необходимо формировать у учителя.

Оценка качества распространяется не только на конечный результат деятельности, но и на все элементы образовательного процесса: это и оценка качества образовательных достижений обучающихся, и качество самого образовательного процесса. Значит, реальные достигаемые результаты должны соответствовать как нормативным документам, так и социально личностным запросам.

В образовательных стандартах и, следовательно, в учебном процессе особое место отводится оценке – она выступает одновременно как цель, элемент содержания, и как средство обучения и учения. Поэтому одной из основной задач является изменение инструментария – форм и методов оценки. Что предполагает изменение приоритета оценки: от воспроизведения информации (репродуктивные задания) к умению в ходе решения учебной задачи создавать информационный продукт, выводы, оценку.

Остановимся на следующих аспектах:

1) целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам);

2) самооценка ученика по принятым формам (саморефлексия).

 

Традиционна «пятибалльная» оценочно-отметочная шкала при оценивании учебной задачи – это сравнение ученической работы с  неким верным образцом. Учитель, проверяя работу ученика, сравнивает их, и каждая ошибка – минус в качественном эквиваленте отметки. Это отрицательно сказывается на учебной мотивации и самооценке ребёнка, не формирует навык коррекционной работы, потому что ученик видит только общий отрицательный результат, а на каком этапе он ошибся это уже не столь для него важно. А каждый верный шаг в решении учебной задачи – это «плюс» в создании качественного продукта, и указатель на то, где существуют пробелы в знаниях, умениях  применять их в учебной задаче.

Например: математика 4 класс (2 четверть).

Задание: реши задачу, заполнив таблицу:

 

Скорость

Время

Расстояние

Поезд

 

 

  б.

 

Автомобиль

 

 

 

  б.

 
Поезд прошел 400 км со скоростью 80 км/ч. За то же время автомобиль проехал 350 км. Какова скорость автомобиля?

  б.

 
1)…………………………………………………………………………………… 2)….………………………………………………………………………………

  б.

 
Ответ:………………………………………………………………………………

Даны критерии оценивания учебной задачи:

всего:12 баллов. (6 б. за заполнение таблицы  , 4 балла за решение задачи: 2 балла за верное выбранное действие, 2 балла за верные результаты в решении; 1 балл за верно записанный ответ).

В ходе работы ученик демонстрировал разные умения, значит, по каждому из них – разные уровни своей готовности. Такое оценивание позволяет отследить как весь ход работы, так и каждый этап в отдельности.

         Важно научить  ученика самому оценивает свои результаты. Начиная с 1 класса,  вводится в учебный процесс памятка «Алгоритм самооценки».

1.Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2.Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3.Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4.Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

5.«Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?»

Образовательные результаты размещаются в таблицы. Например:

Анализ контрольной работы по математике 4 класс, 2 четверть.

Ф.И.

       №

     баллы

1

 

3

2

 

6

3

 

11

4

 

8

5

 

4

6

 

5

Результат

(Всего 37 баллов)

Отметка

Уровень

Динамика

Коррекция

1

Наталья В.

0

1

0

0

0

3

1

1

0

1

 

0

1

1

1

10 б.

27%

«2»

Низкий

Отрицательная

1, 0,0

1,1,1,0

6,1,1,0

4

2

1,2,1

2

 Ольга З.

3

1

2

2

1

6

2

2

1

8

4

1

2

2

37 б.

100 %

«5»

Высокий

Стабильная

 

 

% качества

73

68

74

63

79

91

 

 

 

 

Оценивание:

«5» - 34-37 баллов (91-100%)

«4» - 27-33 баллов (71-89%)

«3» - 19-26 баллов (50-69%)

ОВЗ -16-18 баллов (40-49%)

Таблицы предметных и метапредметных результатов можно использовать как средство для самооценки достижений каждого ученика, как помощь в определении границ освоения  по определенным темам, операциям, и возможность наметить цель, которую надо достичь в дальнейшем. У детей формируется контрольно-оценочная самостоятельность, а родители могут проследить реальные успехи и достижения своего ребёнка и увидеть проблемы.

          Для методов оценивания рекомендуются следующие инструменты: критериальные описания или наборы критериев. Они указывают на определенные черты или ключевые знаки, которые следует отметить в работе, а также устанавливают правила количественной оценки работы по заранее установленной шкале. Например, рекомендуемые критерии исследования «Вычисления» математика: а) рациональность \ скорость вычислений или рациональность решения; б) правильность ответа; в) обоснованность ответа и \или правильность порядка действий; г) проверка решения и \или оценка разумности результата; д) грамотность математического языка. Памятки, или листы содержащие перечни информации, данных, элементов, характерных признаков или свойств, которые должны быть отражены в работе или в процессе её выполнения. Примером может служить приводимая  ниже памятка. «Учись выделять главное!».

1. Внимательно прочитай текст.

2. Подумай, о чём (или о ком) говорится в этом тексте.

3. Что говорится об этом?

4. Раздели текст на законченные части.

5.Какие слова являются самыми важными в каждой части (ключевые слова)? Без каких слов можно обойтись? Назовем их второстепенными.

6. С помощью ключевых слов сформулируй главные мысли.

7. Составь план или придумай заголовки. Можно это сделать в виде рисунков, знаков. Главные мысли повтори вслух.

8. А теперь попробуй самостоятельно выполнить следующие упражнения.

         Часто перед учителем стоит проблема, какими средствами оценивать метапредметные и личностные результаты. Это могут быть комплексные задания, которые требуют применение различных УУД,  и педагогические наблюдения, прежде всего над формированием коммуникативных УУД (групповой вид деятельности). Помощью служат современные образовательные технологии. Так применение приёма «Фишбоун» позволяет учителю не только стимулировать и развивать у учащихся критическое мышление, но и наблюдать над уровнем сформированности умения работать в группе, умения анализировать, выделять основные события, искать причины, обобщать и делать выводы, а это личностные, познавательные, коммуникативные УУД. Схема включает в себя  четыре блока, представленные в виде: а) головы – это проблема; б) верхних косточек – основные понятия темы; в) нижних косточек – факты, подтверждающие основные понятия. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. г) хвост – это выводы.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/224/26068/1/img6.jpg

 Важным этапом применения технологии «Фишбоун» презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех её причин и следствий, и анализ работы группы для достижения полученного результата. Использование данного приёма в учебной деятельности помогает учителю в ходе педагогического наблюдения делать выводы и заключения о сформированности УУД.

          Неоспоримо, что необходимы изменения в образовательном пространстве, которое окружает младших школьников. И эти изменения должны показывать улучшения знаний, умений и ценностей. Образование – это жизнь, в которой формируется личность будущего. И в условиях модернизации и то и другое следует отслеживать и оценивать.

                                                    Литература

1.             Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [Сост. Е.С. Савинов] (стандарты второго поколения).- Москва «Просвещение» 2010- стр159-174 с.

2.             Логинова О.Б., Фирсов В.В., Леонтьева М.Р. Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир». [Электронный ресурс] – standart.edu.ru/attachment.aspx?id=92

3.             Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. Методические рекомендации/- 2 изд., доп. и перераб. – Москва.: Просвещение,1987. – 208 с.

4.    Система оценки в образовательной системе «Перспективная начальная школа» [Электронный ресурс].URL:

http://www.edu21.cap.ru/home/4308/info/001_p582_130710/1_07_9_2_pnsh.pdf  

5.    Технология развития критического мышления. Фишбоун. // Новое образование. – 2006. № 4, с.19

 


Скачано с www.znanio.ru