Из опыта оценки профессиональных компетенций, формирующихся у обучающихся
ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум»
Актуальность и преимущества компетентностного подхода в СПО
ЗУН не обеспечивают качественное выполнение профессиональных задач.
Почему?
Так как качественное выполнение профессиональных задач зависит не только от знаний, умений и навыков, но и от личностных характеристик человека
ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум»
Актуальность и преимущества компетентностного подхода в СПО
Компетенция — способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Профессиональные компетенции (ПК) — способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности
ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум»
Актуальность и преимущества компетентностного подхода в СПО
ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум»
Из истории создания компетенций
1973 год – Дэвид МакКлелланд, профессор психологии университета Бостона, опубликовал статью «Тестирование компетенций, а не интеллекта», которую считают началом изучения компетенций в психологии.
1982 год – книга «Компетентный менеджер» профессора психологии Ричарда Бояциса (США) – детальное и фундаментальное пособие по компетенциям менеджеров.
ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум»
Классическое определение компетенций
Детализованное, выраженное в поведенческих терминах описание навыков и личностных черт, необходимых работнику для успешного выполнения своей работы.
Наблюдаемые характеристики человека, включая знания, навыки и формы поведения, необходимые для выполнения работы.
Некоторая совокупность знаний, навыков, способностей, мотивации, убеждений, ценностей и интересов.
ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум»
Актуальность и преимущества компетентностного подхода в СПО
Через описание наилучшего поведения для решения профессиональных задач (признаков компетенций, по которым оцениваем) мы имеем возможность:
Демонстрировать студентам эталоны поведения;
Определять точки роста для достижения наилучшего результата;
Обеспечиваем объективность педагогической оценки.
ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум»
Знание
ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум»
Компетенция
ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум»
Правила разработки критериев оценки компетенций
В основе оценки компетенций лежат:
Определение компетенции
Компетенция – это описание поведения или действия, которые можно наблюдать при хорошем исполнении работы.
Требования к составлению компетенций:
1. Иметь четкие и ясные формулировки
2. Быть измеримыми количественно
3. Быть независимыми друг от друга
4. Быть справедливыми ко всем участникам, которые по ним будут оцениваться
О ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум»
Требования к формулировкам компетенций
1. Длина формулировки 8-12 слов (оптимальное для выражения мысли)
2. Начинайте каждый индикатор с глагола. (Не чувства! Не мнения! Действия!)
3. Описывайте одно действие за один раз и избегайте использования и/или, что говорит о наличии 2 мыслей.
4. Используйте повседневный язык.
5. Где можно, не используйте слова «хорошо», «прекрасно», «эффективно», «демонстрирует», «показывает»
6. Формулируйте в третьем лице.
ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум»
Пример
Компетенция: Работа с информацией (сбор и анализ информации)
Уровень1 Собирает и сохраняет информацию
ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум»
Уровень 2: Проверяет и анализирует информацию
ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум»
Уровень 3: Использует информацию для анализа своей работы
ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум»
Методы оценки компетенций
Это методы анализа работы:
Непосредственное наблюдение – наблюдение за людьми в процессе работы;
Интервью по критическим инцидентам – акцент делается на существенные события, которые составляют различие между успехом и неудачей,
Метод репертуарных решеток, позволяющий сравнивать людей по уровню выполнения рабочих задач
ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум»
Как оценить компетенцию?
Чтобы оценить компетенцию, необходима дополнительная шкала:
1 балл – студент совершенно не использует оцениваемый навык и не осознает необходимости применения его в своей работе
2 балла – стихийно применяет отдельные элементы оцениваемого навыка, но не осознает их важности для своей работы
3 балла – освоил и применяет время от времени только отдельные элементы навыка, но осознает их важность для своей работы
ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум»
4 балла – освоил каждый элемент навыка, применяет его в стандартных учебных ситуациях
5 баллов – полностью освоил все элементы навыка и эффективно применяет их во всех как стандартных, мак и нестандартных учебных ситуациях
ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический
ремесленный техникум»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.