Лекция № 9. (осениий семестр)
Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС) и экологическая экспертиза проектов
В современных условиях механизм экологического регулирования включает в себя совокупность инструментов по контролю за действующим и проектируемых производством. В системе мер по контролю и обоснованию проектированию проектных решений одно из центральных мест принадлежит оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологической экспертизе проектов.
В России необходимая правовая база проведения ОВОС и экологической экспертизы проектов были сформирована лишь в середине 90-х годов ХХ столетия. До этого времени экологическое обоснование проектных решений, хотя и осуществлялось, но проводилось на базе ведомственных нормативных актов, т.е. не имело под собой необходимой законодательной основы. При этом российское законодательство в данной области приведено в соответствие с положениями международного права, в частности с международной конвенцией «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте».
Оценка воздействия на окружающую среду проектов хозяйственной и иной деятельности и их экологическая экспертиза тесно взаимосвязаны и базируются на сходной системе социально-эколого-экономических показателей. Разница в том, что ОВОС проводится проектировщиком (в свою очередь, представляющим интересы заказчика) инвестиционного решения, а экологическая экспертиза осуществляется государственными органами экологического контроля и управления совместно с ведущими специалистами и учёными в соответствующей области. Специально образованная экспертная комиссия либо подтверждает полноту учёта в проекте природоохранных требований законодательства, достаточность мер по предупреждению неприемлемых для общества изменений в окружающей среде и связанных с ними социально-экономических и других последствий, либо не соглашается с этими мерами и оценками экологической безопасности проекта. Этот вывод, разумеется, делается не только на данных ОВОС, но и на базе самостоятельных расчётов и обоснований экспертной комиссии.
Наряду с государственной (федеральной и региональной) в России, как и в других странах, может проводиться и общественная экологическая экспертиза. Этим реализуется принцип свободы доступа общественности к экологической информации и право на участие в управленческих решениях, связанных с воздействием на природную среду.
Основными задачами ОВОС и экологической экспертизы выступают:
· выявление комплекса взаимосвязанных факторов воздействия на окружающую природную среду ТЭО (технико-экономическое обоснование) инвестиционных проектов и ТЭО строительства, проектов и схем территориальной организации общества, размещения отдельных объектов, техники и технологии, новых материалов, продукции, услуг, проектов стандартов, правовых, технических норм и нормативов:
· оценка прямых и косвенных эффектов (результатов) реализации проектов, а также факторов, определяющих их воздействие на экологические системы, их компоненты, балансы природных ресурсов (например, водохозяйственный баланс территории), на человека, его здоровье и условия жизнедеятельности;
· сопоставление и оценка альтернативных вариантов намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также управленческих решений, характеризующихся значимыми экологическими эффектами.
Что касается экологической экспертизы, то её назначением является:
· обеспечение соответствия проектов хозяйственной и иной деятельности требованиям национального и международного (в случае оценки трансграничных и международных проектов) природоохранного законодательства, экологическим стандартам и нормативам;
· обоснование вывода о допустимости реализации проекта как отвечающего требованиям устойчивого развития, циркулярности (т.е. относительной замкнутости, имитирующей безотходные процессы в экосистемах) и экологической безопасности и не способного привести к неприемлемым последствиям для окружающей среды и социально-экономического развития общества;
· всесторонняя оценка всех имеющихся альтернативных вариантов удовлетворения потребностей и выбор наиболее целесообразного с позиции социально-экономической эффективности и экологической безопасности;
· создание условий для реализации международно признанного принципа предосторожности, согласно которому, поскольку потенциальной экологической опасностью характеризуется любая намечаемая деятельность, необходима минимизация этой опасности и экологического риска на самых ранних стадиях – этапах обоснования проектных решений, а также путём всесторонней оценки всех имеющихся альтернатив (в том числе и не реализации проекта).
В конечном счёте реализация проекта должна обеспечивать организацию и функционирование бизнеса на принципах экологической безопасности, защиты здоровья и окружающей среды с учётом интересов не только работников предприятий и потребителей его продукции, но и населения в целом, причём как ныне живущих, так будущих поколений людей.
В основе экологической экспертизы лежат следующие важнейшие принципы.
Обязательность, означающая строгое проведение экспертизы проектных решений по тем объектам, которые включены в специальные утверждённые списки и перечни потенциально экологически опасных видов деятельности. Подобными видами деятельности, в частности, являются: ТЭЦ(мощностью 300 мегаватт и более), АЭС, крупные установки для доменного и мартеновского производства и предприятия цветной металлургии, установки по извлечению и переработке асбеста, химические комбинаты, строительство автомагистралей, скоростных дорог, трасс для железнодорожного дальнего сообщения, нефте- и газопроводы с трубами большого диаметра, торговые порты, установки по удалению отходов для сжигания, химической переработки или захоронения токсичных и опасных отходов, крупные плотины и водохранилища, добыча углеводородов на континентальном шельфе, вырубка лесов на больших площадях и др. Решение о реализации соответствующих проектов не может быть принято до проведения по ним экологической экспертизы.
Комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также последствий этого воздействия для социально-экономического развития общества; достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу.
Вневедомственность и независимость экспертов экологической экспертизы; научная обоснованность, законность и объективность экспертного заключения; ответственность участников экологической экспертизы за её объективность и качество.
Гласность, участие общественных организаций (объединений), учёт общественного мнения, реализуемые, в частности, путём проведения наряду с государственной общественной экологической экспертизы, что позволяет получить более широкий спектр мнений о целесообразности и допустимости реализации проектов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.