Оценочные материалы 5 класс. Русский язык.

  • docx
  • 09.10.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5 класс оценочные материалы.docx

5 класс.

I четверть

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах»

 

СЕНТЯБРЬ

Пришел сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут подосиновики, душистые ры­жики. На болотном старом пне3 жмутся друг к дружке опенки.

По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ласточки и стрижи. К дальнему пути готовятся дикие гуси, покидают родные болота журавли.

Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел. Ран­ним утром далеко слышно грозный рев могучего богатыря. Про­шли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние про­зрачные дни. Кругом все желтое, золотое, а он в белой шубке.

(По И. Соколову-Микитову.)

Дополнительные задания.

1.      Выпишите 2-3 слова с безударными гласными в корне слова.

2.      Разбор предложения: По высокому синему небу бегут облака.

 

Сжатое изложение.

 

Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

(По Г. Скребицкому)

 

II четверть

 

Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения»

О пословицах.

Пословица – это краткое мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что они похожи на короткие стихотворения и песни.

В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.

Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжёлой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.

В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка даёт яркую оценку событиям или человеку.

 

Грамматическое задание:

Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях

1 вар. – в 1-ом абзаце

2-ой вар. – во 3-ем абзаце

Произвести синтаксический разбор предложения  

1 вар. -  Пословица – это краткое мудрое изречение народа.

2-ой вар. – В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.

 

Контрольное изложение № 1. написание сжатого изложения (по Е. Мурашовой, упр.254)

 

С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосый, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.

- Кому это ты, Аркаша? - спрашивают мальчишки.

- Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? - говорит Аркаша.

Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принесёт, спрашивает:

- С кем это ты разговариваешь?

- Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.

Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

"Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свои голос имеет? " - думает Аркаша.

Думал Аркаша, думал, но так ничего и не придумал.

 

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация».

 

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака.  Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», -  проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)       (По В. Астафьеву)

 

       Грамматическое задание:

Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов

1 вар. – в 1-ом абзаце

2-ой вар. – во 2-ом абзаце

Графически объяснить пунктуацию в предложениях

1 вар. - «Дождь пойдёт», -  проговорила Нина.

Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.

2-ой вар. – Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.    

Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

 

Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

 

Вариант 1

А1. В каком слове букв больше, чем звуков?

□ 1) самолёт

□ 2) устье

□ 3) пишешь

□ 4) яхта

А2. В каком слове все согласные звуки твердые?

□ 1) машина

□ 2) сначала

□ 3) объезд

□ 4) отряд

А3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) красивЕе

□ 2) алфавИт

□ 3) пОртфель

□ 4) располОжить

А4. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

□ 1) Фёдоров, Фетисов, Цыбина, Чебыкин

□ 2) Цыбина, Фетисов, Фёдоров, Чебыкин

□ 3) Чебыкин, Цыбина, Фетисов, Фёдоров

□ 4) Фетисов, Фёдоров, Цыбина, Чебыкин

В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч].

Я хочу, чтобы лучше жилось всем.

С1. Напишите, в чём заключается особенность сонорных звуков. (Ответ должен быть полным.)


Вариант 2

А1. В каком слове букв меньше, чем звуков?

□ 1) чудо

□ 2) мощный

□ 3) съёмка

□ 4) яблоко

А2. В каком слове все согласные звуки мягкие?

□ 1) рожь

□ 2) лесть

□ 3) врач

□ 4) роща

А3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

□ 1) киломЕтр

□ 2) облЕгчить

□ 3) дОсуг

□ 4) квАртал

А4. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

□ 1) Харитонов, Хомутов, Щеглов, Шилов

□ 2) Шилов, Щеглов, Хомутов, Харитонов

□ 3) Харитонов, Хомутов, Шилов, Щеглов

□ 4) Щеглов, Шилов, Харитонов, Хомутов

В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч].

Мы, конечно, учтём ваши пожелания и постараемся вам помочь.

С1. Напишите, в чём заключается различие между гласными и согласными звуками? (Ответ должен быть полным.)

 

Контрольный тест №2 по теме «Лексика. Культура речи»

 

Вариант 1

А1. Какое слово является однозначным?

□ 1) кисть

□ 2) фауна

□ 3) игла

□ 4) трубить

А2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

□ 1) золотое кольцо

□ 2) тёмная ночь

□ 3) серебряные волосы

□ 4) идет по дороге

А3. В каком предложении есть антонимы?

□ 1) Рана заживает, а рубец остаётся.

□ 2) Пришлось долго, терпеливо ждать.

□ 3) Метель метёт, и вьюга плачет.

□ 4) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

А4. В каком предложении есть синонимы?

□ 1) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.

□ 2) Дерево ценят по плодам, а человека - по делам.

□ 3) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.

□ 4) Яблоки не кислые, а сладкие.

В1. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

Говядину можно тушить с овощами.

С1. Опишите вашу любимую игрушку, используя синонимы.

Вариант 2

А1. Какое слово является однозначным?

□ 1) блондин

□ 2) челнок

□ 3) число

□ 4) серебряный

А2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

□ 1) читает письмо

□ 2) ветер воет

□ 3) старинная крепость

□ 4) хлебный магазин

А3. В каком предложении есть антонимы?

□ 1) Хлеб мягкий, свежий.

□ 2) Ищи не дом, а соседей.

□ 3) Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

□ 4) Корень учения горек, а плод его сладок.

А4. В каком предложении есть синонимы?

□ 1) Лиса живёт хитростью, а заяц - прыткостью.

□ 2) Сова спит днём, а охотится ночью.

□ 3) В поэтической речи глаза часто называют очами.

□ 4) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

В1. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

Рысь - осторожное и ловкое животное.

С1. Опишите дом, в котором вы живёте, используя синонимы.

 

III четверть

Контрольный диктант № 4 по теме «Морфемика. Орфография».

 

                                              Заблудился

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами миновал я заросли кустов. У ног моих простиралась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Куда я зашел? Как найти дорогу?

Я вышел на опушку и пошел через поле. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом.

Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что скоро буду дома. (По И. С. Тургеневу.)

(90 слов)

 

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Я вышел на опушку и пошел через поле. (1 вариант);

Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. (2 вариант).

2. Выпишите из текста слова с безударной  гласной в корне  и обозначьте орфограмму.

3. Выполните фонетический разбор слов:

заря (1 вариант),

рожь  (2 вариант).

 

Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

Васютка.

Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину. Васютка взглянул в воду и замер: около травы копошились рыбы, пошевеливали жабрами и хвостами. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение, он подумал: «Водоросли, наверное?»

Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера сейчас напоминала раскалённую печку. Заря догорала. В тёмной синеве неба стыли редкие и грустные облака. Начали прорезаться звёзды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц.

Устал Васютка за день, но сон не шёл. Он подбросил в костёр дров, снова лёг на спину. Облака исчезли. Подступила дремота. ( «Васюткино озеро»; 110 слов)

 

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор простого предложения

1 вариант: В тёмной синеве неба стыли редкие и грустные облака. 2 вариант: Он подбросил в костёр дров, снова лёг на спину.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: грустные облака; 2 вариант: лёг на спину.

3.Фонетический разбор слов:

1 вариант: звёзды; 2 вариант: костёр

4. Морфемный разбор

1 вариант: прибрежные, пошевеливали; 2 вариант: маленький, прорезаться.

 

Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

Кайры.

Над шумным, пенным морем поднимается скала. У неё нет обычной вершины. Солёная морось, хлёсткие долгие дожди, тающие по весне тяжёлые снега и ураганы с Тихого океана точили, размывали, выдували её. На месте острой вершины образовалось каменистое плато. На плато множество чёрно – белых птиц. Это кайры.

Яйцо кайры тяжёлое. Скорлупа у него толстая, крепкая. Белок – голубой, словно сгусток морского воздуха. Кайры заботливы, хлопотливы.

Они великолепные ныряльщики, и под водой крылья для них служат как широкие крепкие плавники.

Птицы у самого дна гоняются за рыбёшками, а яйца их остаются лежать на плоской вершине скалы. Они разные: голубые и голубовато – зелёные, белые и коричневые. И все в тёмных кляксах. Солнце лучами греет яйца сбоку, сверху. Дотронешься до скорлупы – тёплая. («Всё о птицах»; 115 слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор простого предложения

1вариант: Над шумным, пенным морем поднимается скала.

2 вариант: На месте острой вершины образовалось каменистое плато.

2.Разбор словосочетания:

1 вариант: поднимается над морем;

2 вариант: каменистое плато.

3.Морфологический разбор существительного:

1 вариант: (над) морем;

2 вариант: плато.

4. Морфемный разбор

1 вариант: хлёсткие, рыбёшками; 2 вариант: каменистое, сгусток.

Контрольный диктант №7 по теме «Глагол»

Грибной дождь.

Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. После него начинают буйно лезть грибы: липкие маслята, жёлтые лисички, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы.

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и до жидкого звона в водосточной трубе. До сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной.

Всё это только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. («Золотая роза»; 115 слов)

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор сложного предложения

1 вариант: Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. 2 вариант: Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сыплется из туч; 2 вариант: попахивает дымком.

3.Морфологический разбор глагола:

1 вариант: сыплется; 2 вариант: попахивает.

4. Морфемный разбор:1 вариант: возится, трогает; 2 вариант: следить, ловится.

Итоговый контрольный диктант №8 по теме «Повторение в конце года»

В самолёте во время грозы.

Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.

Все пассажиры молчат. Многие задёргивают шёлковые шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.

Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.

Это продолжается минут пять. Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке. (В. Железников «Мальчик с красками»» 120 слов)

 

Грамматическое задание:

1.Синтаксический разбор сложного предложения

1 вариант: Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. 2 вариант: Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке.

2. Разбор словосочетания: 1 вариант: от встречного ветра; 2 вариант: по бетонной дорожке.

3.Морфологический разбор:

1 вариант: гудят; 2 вариант: (по) дорожке.

4. Морфемный разбор

1 вариант: шёлковые, видеть, лётчик; 2 вариант: волшебная, несётся, самолёт.

5. Фонетический разбор:1 вариант: пять; 2 вариант: часто

 

Итоговая контрольная работа

1.Назначение контрольной работы

Итоговая работа проводится с целью определения уровня учебных достижений учащихся 5 классов по усвоению предметного содержания курса русского языка базового уровня.

2. Документы, определяющие содержание и структуру контрольной работы Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) (в ред. 31. 12. 2015 г. № 1577);

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

3. Условия проведения контрольной работы.

При проведении итоговой контрольной работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики.

Дополнительные материалы и оборудование не используются. Ответы учащиеся записывают в бланк тестирования.

4. Время выполнения контрольной работы

На выполнение итоговой контрольной работы отводится 90 минут.

5. Содержание и структура контрольной работы

Итоговая контрольная работа включает в себя 18 заданий: 14 заданий с кратким ответом и 4 – на соответствие. Работа проверяет усвоение учебного материала на базовом уровне.

Содержание итоговой контрольной работы соответствует следующим блокам:

- фонетика (классификация гласных и согласных звуков; двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я);

- лексика (антонимы);

- морфемика (родственные слова и формы слова, морфемный анализ слова);

- синтаксис (главные члены предложения, виды предложений по цели высказывания наличию второстепенных членов);

- орфография (правописание корней, приставок, окончаний);

- пунктуация (знаки препинания в простом осложненном предложении, сложном предложении и предложении с прямой речью);

- речь, речевая деятельность (стили речи, цель текста)

 

Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено в табл. 1.

Таблица 1

№п/п

Содержание блока

Количество заданий в варианте

1

Фонетика

1

2

Лексика

1

3

Морфемика

2

4

Грамматика. Синтаксис

2

5

Орфография

6

6

Пунктуация

2

7

Речь

4

 

Распределение заданий по проверяемым умениям представлено в табл.2.

Таблица 2

№п/п

 Блоки проверяемых умений

Количество заданий в вариант

1

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1

2

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

                   18

3

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.

3

4

Владеть разными видами чтения, извлекать информацию из разных источников, анализировать и понимать ее, определять стилевую принадлежность.

5

 

Система оценивания контрольной работы

За  верное  выполнение  каждого  задания итоговой контрольной работы (кроме заданий  8, 10, 11, 12, 15, 17) обучающийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение задания 8 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, учащийся получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущено 2 ошибки; 1 балл: допущено 3 ошибки; 0 баллов: полностью неверный ответ, т. е. неверная последовательность цифр или ее отсутствие.

Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

За выполнение задания 10 может быть выставлено от 0 до 3 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, учащийся получает 1 балл. Если верно приведены 3 цифры, учащийся получает 3 балла. Если верно приведены 2 цифры, учащийся получает 2 балла. Если 1 цифра - 1 балл. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

За выполнение задания 11 может быть выставлено от 0 до 6 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, учащийся получает по 1баллу (6 баллов: нет ошибок; 5 баллов: допущена 1 ошибка, 4 балла: допущено 2 ошибки,3 балла: допущено 3 ошибки; 2 балла: допущено 4 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или ее отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

За выполнение задания 12 может быть выставлено от 0 до 6 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, учащийся получает по 1 баллу (6 баллов: нет ошибок; 5 баллов: допущена 1 ошибка, 4 балла: допущено 2 ошибки, 3 балла: допущено 3 ошибки; 2 балла: допущено 4 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или ее отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение .

За выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. За каждое верно выписанное слово и верно подобранное к нему проверочное слово по 1 баллу. Порядок выписанных слов НЕ имеет значения.

За выполнение задания 17 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. За каждое верно выписанное слово (член предложения) по 1 баллу. Порядок выписанных слов НЕ имеет значения.

Максимальный балл за выполнение всей работы – 37 баллов.

За выполнение контрольной работы учащиеся получают школьные отметки по пятибалльной шкале.

Шкала пересчета первичного балла

за выполнение диагностической работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметки по пятибалльной шкале

“1”

“2”

“3”

“4”

“5”

Общий балл

0

1 - 14

15 - 26

27 - 34

35 - 37