5 класс.
I четверть
Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах»
СЕНТЯБРЬ
Пришел сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут подосиновики, душистые рыжики. На болотном старом пне3 жмутся друг к дружке опенки.
По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ласточки и стрижи. К дальнему пути готовятся дикие гуси, покидают родные болота журавли.
Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел. Ранним утром далеко слышно грозный рев могучего богатыря. Прошли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние прозрачные дни. Кругом все желтое, золотое, а он в белой шубке.
(По И. Соколову-Микитову.)
Дополнительные задания.
1. Выпишите 2-3 слова с безударными гласными в корне слова.
2. Разбор предложения: По высокому синему небу бегут облака.
Сжатое изложение.
Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.
Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?
Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»
Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.
(По Г. Скребицкому)
II четверть
Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения»
О пословицах.
Пословица – это краткое мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что они похожи на короткие стихотворения и песни.
В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.
Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжёлой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.
В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка даёт яркую оценку событиям или человеку.
Грамматическое задание:
Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях
1 вар. – в 1-ом абзаце
2-ой вар. – во 3-ем абзаце
Произвести синтаксический разбор предложения
1 вар. - Пословица – это краткое мудрое изречение народа.
2-ой вар. – В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.
Контрольное изложение № 1. написание сжатого изложения (по Е. Мурашовой, упр.254)
С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосый, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.
Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.
- Кому это ты, Аркаша? - спрашивают мальчишки.
- Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? - говорит Аркаша.
Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.
Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принесёт, спрашивает:
- С кем это ты разговариваешь?
- Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.
Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.
"Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свои голос имеет? " - думает Аркаша.
Думал Аркаша, думал, но так ничего и не придумал.
Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация».
Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов) (По В. Астафьеву)
Грамматическое задание:
Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов
1 вар. – в 1-ом абзаце
2-ой вар. – во 2-ом абзаце
Графически объяснить пунктуацию в предложениях
1 вар. - «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.
Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.
2-ой вар. – Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.
Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»
Вариант 1
А1. В каком слове букв больше, чем звуков?
□ 1) самолёт
□ 2) устье
□ 3) пишешь
□ 4) яхта
А2. В каком слове все согласные звуки твердые?
□ 1) машина
□ 2) сначала
□ 3) объезд
□ 4) отряд
А3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ 1) красивЕе
□ 2) алфавИт
□ 3) пОртфель
□ 4) располОжить
А4. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?
□ 1) Фёдоров, Фетисов, Цыбина, Чебыкин
□ 2) Цыбина, Фетисов, Фёдоров, Чебыкин
□ 3) Чебыкин, Цыбина, Фетисов, Фёдоров
□ 4) Фетисов, Фёдоров, Цыбина, Чебыкин
В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч].
Я хочу, чтобы лучше жилось всем.
С1. Напишите, в чём заключается особенность сонорных звуков. (Ответ должен быть полным.)
Вариант
2
А1. В каком слове букв меньше, чем звуков?
□ 1) чудо
□ 2) мощный
□ 3) съёмка
□ 4) яблоко
А2. В каком слове все согласные звуки мягкие?
□ 1) рожь
□ 2) лесть
□ 3) врач
□ 4) роща
А3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ 1) киломЕтр
□ 2) облЕгчить
□ 3) дОсуг
□ 4) квАртал
А4. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?
□ 1) Харитонов, Хомутов, Щеглов, Шилов
□ 2) Шилов, Щеглов, Хомутов, Харитонов
□ 3) Харитонов, Хомутов, Шилов, Щеглов
□ 4) Щеглов, Шилов, Харитонов, Хомутов
В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч].
Мы, конечно, учтём ваши пожелания и постараемся вам помочь.
С1. Напишите, в чём заключается различие между гласными и согласными звуками? (Ответ должен быть полным.)
Контрольный тест №2 по теме «Лексика. Культура речи»
Вариант 1
А1. Какое слово является однозначным?
□ 1) кисть
□ 2) фауна
□ 3) игла
□ 4) трубить
А2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
□ 1) золотое кольцо
□ 2) тёмная ночь
□ 3) серебряные волосы
□ 4) идет по дороге
А3. В каком предложении есть антонимы?
□ 1) Рана заживает, а рубец остаётся.
□ 2) Пришлось долго, терпеливо ждать.
□ 3) Метель метёт, и вьюга плачет.
□ 4) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
А4. В каком предложении есть синонимы?
□ 1) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.
□ 2) Дерево ценят по плодам, а человека - по делам.
□ 3) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.
□ 4) Яблоки не кислые, а сладкие.
В1. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.
Говядину можно тушить с овощами.
С1. Опишите вашу любимую игрушку, используя синонимы.
Вариант 2
А1. Какое слово является однозначным?
□ 1) блондин
□ 2) челнок
□ 3) число
□ 4) серебряный
А2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
□ 1) читает письмо
□ 2) ветер воет
□ 3) старинная крепость
□ 4) хлебный магазин
А3. В каком предложении есть антонимы?
□ 1) Хлеб мягкий, свежий.
□ 2) Ищи не дом, а соседей.
□ 3) Дерево держится корнями, а человек - друзьями.
□ 4) Корень учения горек, а плод его сладок.
А4. В каком предложении есть синонимы?
□ 1) Лиса живёт хитростью, а заяц - прыткостью.
□ 2) Сова спит днём, а охотится ночью.
□ 3) В поэтической речи глаза часто называют очами.
□ 4) Эскалаторы движутся вверх и вниз.
В1. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.
Рысь - осторожное и ловкое животное.
С1. Опишите дом, в котором вы живёте, используя синонимы.
III четверть
Контрольный диктант № 4 по теме «Морфемика. Орфография».
Заблудился
Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами миновал я заросли кустов. У ног моих простиралась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Куда я зашел? Как найти дорогу?
Я вышел на опушку и пошел через поле. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом.
Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что скоро буду дома. (По И. С. Тургеневу.)
(90 слов)
Грамматическое задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения:
Я вышел на опушку и пошел через поле. (1 вариант);
Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. (2 вариант).
2. Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне и обозначьте орфограмму.
3. Выполните фонетический разбор слов:
заря (1 вариант),
рожь (2 вариант).
Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»
Васютка.
Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину. Васютка взглянул в воду и замер: около травы копошились рыбы, пошевеливали жабрами и хвостами. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение, он подумал: «Водоросли, наверное?»
Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера сейчас напоминала раскалённую печку. Заря догорала. В тёмной синеве неба стыли редкие и грустные облака. Начали прорезаться звёзды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц.
Устал Васютка за день, но сон не шёл. Он подбросил в костёр дров, снова лёг на спину. Облака исчезли. Подступила дремота. ( «Васюткино озеро»; 110 слов)
Грамматическое задание:
1.Синтаксический разбор простого предложения
1 вариант: В тёмной синеве неба стыли редкие и грустные облака. 2 вариант: Он подбросил в костёр дров, снова лёг на спину.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: грустные облака; 2 вариант: лёг на спину.
3.Фонетический разбор слов:
1 вариант: звёзды; 2 вариант: костёр
4. Морфемный разбор
1 вариант: прибрежные, пошевеливали; 2 вариант: маленький, прорезаться.
Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
Кайры.
Над шумным, пенным морем поднимается скала. У неё нет обычной вершины. Солёная морось, хлёсткие долгие дожди, тающие по весне тяжёлые снега и ураганы с Тихого океана точили, размывали, выдували её. На месте острой вершины образовалось каменистое плато. На плато множество чёрно – белых птиц. Это кайры.
Яйцо кайры тяжёлое. Скорлупа у него толстая, крепкая. Белок – голубой, словно сгусток морского воздуха. Кайры заботливы, хлопотливы.
Они великолепные ныряльщики, и под водой крылья для них служат как широкие крепкие плавники.
Птицы у самого дна гоняются за рыбёшками, а яйца их остаются лежать на плоской вершине скалы. Они разные: голубые и голубовато – зелёные, белые и коричневые. И все в тёмных кляксах. Солнце лучами греет яйца сбоку, сверху. Дотронешься до скорлупы – тёплая. («Всё о птицах»; 115 слов)
Грамматическое задание:
1.Синтаксический разбор простого предложения
1вариант: Над шумным, пенным морем поднимается скала.
2 вариант: На месте острой вершины образовалось каменистое плато.
2.Разбор словосочетания:
1 вариант: поднимается над морем;
2 вариант: каменистое плато.
3.Морфологический разбор существительного:
1 вариант: (над) морем;
2 вариант: плато.
4. Морфемный разбор
1 вариант: хлёсткие, рыбёшками; 2 вариант: каменистое, сгусток.
Контрольный диктант №7 по теме «Глагол»
Грибной дождь.
Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. После него начинают буйно лезть грибы: липкие маслята, жёлтые лисички, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы.
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и до жидкого звона в водосточной трубе. До сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной.
Всё это только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. («Золотая роза»; 115 слов)
Грамматическое задание:
1.Синтаксический разбор сложного предложения
1 вариант: Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. 2 вариант: Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: сыплется из туч; 2 вариант: попахивает дымком.
3.Морфологический разбор глагола:
1 вариант: сыплется; 2 вариант: попахивает.
4. Морфемный разбор:1 вариант: возится, трогает; 2 вариант: следить, ловится.
Итоговый контрольный диктант №8 по теме «Повторение в конце года»
В самолёте во время грозы.
Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.
Все пассажиры молчат. Многие задёргивают шёлковые шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.
Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.
Это продолжается минут пять. Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке. (В. Железников «Мальчик с красками»» 120 слов)
Грамматическое задание:
1.Синтаксический разбор сложного предложения
1 вариант: Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. 2 вариант: Рядом появляется земля, и самолёт катится по твёрдой бетонной дорожке.
2. Разбор словосочетания: 1 вариант: от встречного ветра; 2 вариант: по бетонной дорожке.
3.Морфологический разбор:
1 вариант: гудят; 2 вариант: (по) дорожке.
4. Морфемный разбор
1 вариант: шёлковые, видеть, лётчик; 2 вариант: волшебная, несётся, самолёт.
5. Фонетический разбор:1 вариант: пять; 2 вариант: часто
Итоговая контрольная работа
1.Назначение контрольной работы
Итоговая работа проводится с целью определения уровня учебных достижений учащихся 5 классов по усвоению предметного содержания курса русского языка базового уровня.
2. Документы, определяющие содержание и структуру контрольной работы Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) (в ред. 31. 12. 2015 г. № 1577);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
3. Условия проведения контрольной работы.
При проведении итоговой контрольной работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики.
Дополнительные материалы и оборудование не используются. Ответы учащиеся записывают в бланк тестирования.
4. Время выполнения контрольной работы
На выполнение итоговой контрольной работы отводится 90 минут.
5. Содержание и структура контрольной работы
Итоговая контрольная работа включает в себя 18 заданий: 14 заданий с кратким ответом и 4 – на соответствие. Работа проверяет усвоение учебного материала на базовом уровне.
Содержание итоговой контрольной работы соответствует следующим блокам:
- фонетика (классификация гласных и согласных звуков; двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я);
- лексика (антонимы);
- морфемика (родственные слова и формы слова, морфемный анализ слова);
- синтаксис (главные члены предложения, виды предложений по цели высказывания наличию второстепенных членов);
- орфография (правописание корней, приставок, окончаний);
- пунктуация (знаки препинания в простом осложненном предложении, сложном предложении и предложении с прямой речью);
- речь, речевая деятельность (стили речи, цель текста)
Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено в табл. 1.
Таблица 1
№п/п |
Содержание блока |
Количество заданий в варианте |
1 |
Фонетика |
1 |
2 |
Лексика |
1 |
3 |
Морфемика |
2 |
4 |
Грамматика. Синтаксис |
2 |
5 |
Орфография |
6 |
6 |
Пунктуация |
2 |
7 |
Речь |
4 |
Распределение заданий по проверяемым умениям представлено в табл.2.
Таблица 2
№п/п |
Блоки проверяемых умений |
Количество заданий в вариант |
1 |
Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы современного русского литературного языка. |
1 |
2 |
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. |
18 |
3 |
Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. |
3 |
4 |
Владеть разными видами чтения, извлекать информацию из разных источников, анализировать и понимать ее, определять стилевую принадлежность. |
5 |
Система оценивания контрольной работы
За верное выполнение каждого задания итоговой контрольной работы (кроме заданий 8, 10, 11, 12, 15, 17) обучающийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За выполнение задания 8 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, учащийся получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущено 2 ошибки; 1 балл: допущено 3 ошибки; 0 баллов: полностью неверный ответ, т. е. неверная последовательность цифр или ее отсутствие.
Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
За выполнение задания 10 может быть выставлено от 0 до 3 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, учащийся получает 1 балл. Если верно приведены 3 цифры, учащийся получает 3 балла. Если верно приведены 2 цифры, учащийся получает 2 балла. Если 1 цифра - 1 балл. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
За выполнение задания 11 может быть выставлено от 0 до 6 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, учащийся получает по 1баллу (6 баллов: нет ошибок; 5 баллов: допущена 1 ошибка, 4 балла: допущено 2 ошибки,3 балла: допущено 3 ошибки; 2 балла: допущено 4 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или ее отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
За выполнение задания 12 может быть выставлено от 0 до 6 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, учащийся получает по 1 баллу (6 баллов: нет ошибок; 5 баллов: допущена 1 ошибка, 4 балла: допущено 2 ошибки, 3 балла: допущено 3 ошибки; 2 балла: допущено 4 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или ее отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение .
За выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. За каждое верно выписанное слово и верно подобранное к нему проверочное слово по 1 баллу. Порядок выписанных слов НЕ имеет значения.
За выполнение задания 17 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. За каждое верно выписанное слово (член предложения) по 1 баллу. Порядок выписанных слов НЕ имеет значения.
Максимальный балл за выполнение всей работы – 37 баллов.
За выполнение контрольной работы учащиеся получают школьные отметки по пятибалльной шкале.
Шкала пересчета первичного балла
за выполнение диагностической работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметки по пятибалльной шкале |
“1” |
“2” |
“3” |
“4” |
“5” |
Общий балл |
0 |
1 - 14 |
15 - 26 |
27 - 34 |
35 - 37 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.